Проект по литературе о родине. Паспорт проекта "Наша Родина - Россия". Подготовительная группа. Вопросы, направляющие проект

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников

«Моя родина - Россия»

в рамках реализации программы воспитания школьников

Пояснительная записка.

Проект разработан в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ

Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи . Отсутствие перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение современных взрослых людей, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст-это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Цель проекта:

Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма - воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.

Воспитательные задачи проекта:

формирование толерантности школьников через пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; одноклассникам.

формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края, родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;

приобщение юного поколения россиян к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.

Принципы реализации проекта:

личностно- ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;

деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности;

оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

средовый подход: педагогизация воспитательной среды в социуме, неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.

непрерывная педагогическая диагностика, переходящая в самодиагностику, самопознание;

Содержательные линии проекта:

Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её изучение, сохранение.

Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства, в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Участники проекта – обучающиеся 1 класса, классный руководитель 1 «А» класса, родители.

Срок реализации проекта– 1 год (2014 – 2015)

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Реализация данного проекта предполагает сформированность :

начальной системы краеведческих знаний,

устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;

любви и бережного отношения к родной природе;

посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры.

Средства реализации проекта:

Возможные формы активных воспитательных мероприятий:

1. Мероприятия, посвящённые важным историческим датам

2. Деловые игры;

3. Диспуты, викторины;

4. Исследовательская деятельность,

5. Коллективные творческие дела;

6. Смотры-конкурсы, выставки;

7. Соревнования;

8. Экскурсии, поездки, походы;

9. Трудовые дела: акции, операции

10. Тренинги общения

11. Устный журнал «Путешествие по городам»;

12. Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты)

13. Виртуальная экскурсия «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей, бабушек, дедушек, дальних и близких родственников, нашего города, края, страны)

Реализация проекта

Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Москве, другой - в городе Пятигорске. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и в Москве, и в Ставрополе, и в Пятигорске, и в других городах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия».

«Русь, Россия, Родина моя» так называется наш классный час, на котором речь пойдёт о нашей Родине. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.

Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной? Страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили

его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя.

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Откуда произошло слово РОДИНА?

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Родить – значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса…), родит почва, земля.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

Есть ещё много слов с корнем род – : народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.

Вы, ребята, поинтересовались у родителей своей родословной, расскажите о своем роде, о своих предках.

Ребята, а кто из вас сможет показать на карте место, где жили ваши родственники, откуда пошел ваш род.

Откуда появилось такое название – «Россия?»

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване 3.тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской федерации. Россия многонациональная страна,сегодня друзья мои, мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. Скажите мне, а что для вас является символом?

( Учащиеся перечисляют - гимн, герб, флаг, блины, баня, матрёшка, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.)

Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.

Какая беседа без хлеба и соли?

Без хлеба и соли на свете нет доли!
Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Без хлеба и соли не будет и песни.

(Участники выносят каравай "хлеб - соль". под народную песню)

Действительно, символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны - Конституция. Скажите, какие символы мы называем государственными. (Учащиеся высказываются)

Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах… Гербовой печатью скрепляются все важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности - будь то международный форум, спортивные состязания или военный парад.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем уважение к своей Родине. Сегодня мы поближе познакомимся с символами России.

Начнём с флага. Что такое флаг? (Флаг – это прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов.)

Среди множества флагов выделите флаг России.

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

А что символизируют эти цвета?

Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трех славянских народов. По третьей- цвета флага символизировали: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: Белый – вера, синий – надежда, а красный – любовь.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище . Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя - это знамя военно-морского флота . Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Кроме флага у каждого государства есть свой герб. Прежде чем говорить о нём, я вам расскажу, что означает это слово. Оно происходит от немецкого слова «наследство или наследие». Это главный символ любого государства. Это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Среди множества гербов выделите герб России.

Ученик – У нас очень красивый герб. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Над орлом 3 короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых

состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона.

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

А что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях.

Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине,

это символ государства, такой же как герб и флаг. Музыку для нашего гимна написал

композитор

Александр Васильевич Александров, слова Михалкова.

Учитель: Давайте прослушаем отрывок из нашего гимна. Запомните, что гимн государства надо слушать стоя.

Прослушивание гимна сопровождается показом слайдов, отражающими славные страницы российской истории.

Творчество русского народа

Учитель – Государства отличаются друг от друга не только символами, языком, историей, но и традициями, обычаями и устным народным творчеством.

Хоровод « Во поле береза стояла»

Большой популярностью у русского народа пользовались частушки.

Частушки пелись для того, чтобы развеселить публику и посоревноваться в остроумии.

Послушайте некоторые из них.

Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу повеселить
Публику печальную.


Не смотрите на меня –
Глазки поломаете,
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.

Пошла плясать

Бабушка Лукерья,

На затылке нет волос –

Привязала перья.

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад –

Сапоги мои летят.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

Самое прекрасное на свете слово – Родина. У каждого человека есть родина и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Наша малая родина – Чувашия. У нашей республики тоже есть свои госуд. символы.

Издавна на Руси любил народ ещё один жанр устного народного творчества – это загадки. Отгадаете загадки, узнаете ключевое слово.(КРОССВОРД)

(Решение кроссворда)

По горизонтали:

1) То волной лениво плещет,

То под ветром чуть трепещет,

То как зеркалом лежит-

Ослепительно блестит

То вдруг яростно ревёт

И, ревя, верёвки вьёт,

И на берег их бросает,

И сейчас же в клочья рвёт!...(море)

2) Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое – прежаркое. (солнце)

3) Живою может быть и мёртвой,

И жидкою, и очень твёрдой…

Таиться может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться! (вода)

4) В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка? (рябина)

5) Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

А порой такой красивый –

Кружевной и синий- синий! (небо)

6) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе:

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море. (река)

Итак, ключевое слово – РОДИНА. Как пишет в толковом словаре С.И.Ожегов “Родина – это отечество, родная сторона.” О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

(Игра составь пословицу)

Родина – мать, Родине служить.

Жить- , умей за неё постоять.

Человек без Родины, там и пригодится.

Где кто родится, что соловей без песни.

Сегодня мы заглянули лишь в крошечный миг истории нашей страны, а сколько всего интересного ещё предстоит узнать. Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.

Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка

Экологический проект

"Моя малая Родина"

Название проекта: "Моя малая Родина"

Тип проекта "Я делаю нашу планету чище"

Предметная область экология

География проекта: Нижегородская область, Пильнинский район, село Курмыш

Сроки реализации проекта: июнь 2013 года

Аудитория проекта: население села

Количество участвующих в реализации проекта: учащиеся, педагоги.

Всего около 50 человек

Возраст участников: от 8 до 15 лет

Аннотация проекта.

Наш проект выполняли дети, которые отдыхали в пришкольном лагере «Курмышский» МОУ КУРМЫШСКАЯ СОШ. Проект направлен на улучшение экологической ситуации в селе Курмыш и состоит из исследовательской и практической части. Исследовательская часть связана с социологическим опросами жителей села, обобщением полученных материалов.

Практическая часть связана с организацией экологической акции «Моё любимое село», приуроченной ко Дню села 12 июня.

Обоснование необходимости проекта.

П роблемы экологического характера:

1.загрязнение бытовыми отходами берегов речки Курмышки.

Летом толпы туристов, да и местные жители тоже - осаждают берега Курмышки, оставляя после себя горы мусора. В Курмышке обилие раков, что свидетельствует об экологически-чистой воде в нашей реке, много различной рыбы: щука, карась, окунь.

2. свалка, которая находится недалеко, в 200 метрах от домов.

Целлофановые пакеты со свалки ветром разносит по селу, загрязняя территорию близлежащего луга.

3.индивидуальные свалки, которые жители села организовывают около своих домов никак не украшают село, а создают антисанитарию и грязь.

4. не смотря на то, что мусорные баки бывают уже заполнены, жители села продолжают выбрасывать мусор, порой перегружая их или оставляют отходы около баков.

Поэтому у воспитателей лагеря возникла идея организовать детей на реализацию проекта «Моя малая Родина

Цель проекта

Организация социально значимой деятельности юных курмышан по благоустройству реки Курмышка, территории села в ходе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Задачи проекта

Воспитание любви к своей малой Родине.

Интервьюирование жителей Курмыша об экологической обстановке в

Проведение экологической акции "МОЁ ЛЮБИМОЕ СЕЛО".

Совместно с Администрацией села провести конкурс "На лучшую усадьбу".(отв.Глава села и ребята 10 класса)

Сроки реализации проекта

Июнь 2013 года

План реализации проекта

Мероприятие

дата

Сфотографировать проблемные территории села с точки зрения экологии /берега реки/, мусор около домов/

4 /0 6

Провести Акцию «Моё любимое село»

10 / 12

Составить анкету для опроса жителей села с целью выяснить отношение к экологическим проблемам села провести данный опрос (вторичный)

12 / 06

Ожидаемые результаты

поведение жителей и гостей села изменится в лучшую сторону по отношению к чистоте и порядку на улицах Курмыша

Опрос (первичный) «Экологические проблемы»

Дата:4.06.2013г.

Вопросы:

а)пройду мимо

в)сам уберу чужой мусор

Опрос (вторичный) «Экологические проблемы»

Дата:12.06.2013г.

Вопросы:

1.Довольны ли Вы экологической обстановкой в селе?

2.Как Вы поступаете, если мусорный контейнер переполнен:

а) оставляете мусор дома до тех пор, пока бак не освободится

б) всё-таки несете мусор в переполненный контейнер, зная, что он выпадет из контейнера

3. Как Вы поступите, если увидели, что житель или гость села выкинул мусор мимо контейнера или вообще оставил пакет с мусором на улице

а)пройду мимо

б)сделаю замечание, укажу на бак

в)сам уберу чужой мусор

ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемые жители и гости нашего села.

К вам обращаются ваши потомки - дети.

Наше здоровье полностью зависит от вас!

Мы хотим жить в чистом селе и дышать свежим воздухом.

Не оставляйте, пожалуйста, после себя пищевые отходы и мусор промышленного производства.

Для этого есть мусорные контейнеры.

Берегите природу, заботьтесь о ней, ведь наше село имеет

Великое историческое прошлое, связанное с историей России.

Будьте внимательны друг к другу и к окружающей нас природе!

Ведь нас миллиарды, а природа одна…

«Человек может превратить в «рай» всю землю только тогда, когда он будет носить «рай» в себе самом».

А

кция «Моё любимое село»




Елена Куликова
Проект «Моя Родина - Россия»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Любовь к Родине, ответственность и гордость, преданность, желание жить в России и трудится на ее благо, приумножать и беречь ее богатства – эти чувства начинают формироваться в раннем возрасте.

Одна из самых актуальных задач нашего времени – это нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Дошкольный возраст – фундамент для общего развития ребенка. В этом возрасте у детей складываются общечеловеческие ценности: любовь к родителям, месту, где он вырос, к Родине.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству». Александр Суворов

Детство, именно этот период в жизни дошкольника, зарождаются первые понятия о Родине, его народе, обычаях, культурном наследии. Непосредственность и неутраченная открытости души детей в старшем дошкольном возрасте играет особенную роль в формировании чувства патриотизма.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родному краю.

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети, музыкальный работник, родители.

Методы и приемы: наглядные (показ, презентация); практические (дидактические игры, НОД, прослушивание музыки); словесные (НОД, беседы, речевые игры, чтение художественной литературы).

ЦЕЛЬ.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ЗАДАЧИ.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку.

Формирование элементарных знаний о правах человека.

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА.

ТЕМЫ НОД И БЕСЕД С ДЕТЬМИ:

Наша Родина Россия - НОД

Москва – столица России – НОД

Символика России - БЕСЕДА

Мой город Комсомольск - НОД

Моя семья - НОД

День защитника отечества – БЕСЕДА

Военные профессии - БЕСЕДА

Русские народные промыслы - НОД

Праздники России - БЕСЕДА

Широка страна моя родная - НОД

Рассматривание глобуса и карты России – БЕСЕДА

Природа родного края – БЕСЕДА

Какая русская изба – БЕСЕДА

Русский самовар – БЕСЕДА

Что такое береста – БЕСЕДА

Тульский пряник – БЕСЕДА

МУЗЫКА.

Слушание и пение песен о Родине

Слушание гимна России

«Есть улицы центральные» Ю. Антонов

«С чего начинается Родина» М. Бернес

Спортивный праздник «Защитники Отечества»

Фольклорный праздник «Масленица»

Игра-викторина «Морской бой»

ИГОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Сюжетно – ролевые игры:

Путешествие по России

Мы строители

Мы военные

Моя семья

Дидактические игры:

Кто больше назовет городов России

Профессии

Я заблудился

Моя семья

Дорога в детский сад

Путь-дорога

Я живу по адресу

НОД рисование:

Люблю березку русскую

Рисование в технике «Гжель», «Городецкая роспись», «Хохлома», «Дымковская»

Русская матрешка

Дом на нашей улице

НОД лепка:

Флаг России

Дома в Комсомольске

Моя семья

Русская матрешка

НОД аппликация:

Флаг России

Улицы нашего городка

Мой детский сад

Русская матрешка

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Русские народные сказки

Рассказы Николая Носова

«Честное слово» Л. Пантелеев

Стихи и сказки Чуковского

Сказки народов России

Рассказы В. Осеевой

Стихи А. Барто, М. Дружинина «Девочка», «Наоборот», «Открытка»

И. Глазкова «Волшебная семья»

З. Александрова «Родина», «Дозор»

С. Михалков «Моя улица»

С. Барузин «Страна, где мы живем»

В. Осеева «Просто старушка»

Г. Браиповская «Наши мамы, наши папы»

М. Ю. Лермонтов «Родина»

З. Александрова «Родина»

А. Прокофьев «Родина»

О. Высотская «Мой брат уехал на границу»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Дети знают свою Родину – Россию, ее города, президента, символику

Дети знакомы и знают свою «малую» Родину. Имеют представление о городе Комсомольске, его людях, достопримечательностях

Знакомы и знают культуру, обычаи и традиции семьи, города, страны.

Знакомы и знают старинные игры, забавы, песни, самые известные народные промыслы России, могут отразить в рисунках элементы росписи.

Знание русского фольклора, этнокультуры России

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. ФГОС дошкольного образования.

2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

3. Е. К. Ривина «Герб и Флаг России».

4. В. Г. Нечаева «Нравственное воспитание в детском саду».

зиля махмутова
Краткосрочный проект для детей средней группы «Моя Родина - Россия»

Проект «Моя Родина - Россия "

Вид проекта : познавательный, краткосрочный , групповой .

Сроки реализации проекта : 2 недели.

Участники проекта : дети средней группы , воспитатель, родители .

Актуальность :

«Человеку никак нельзя жить без Родины ,

как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении, самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину , свой народ и все, что связано с народной культурой – это формирует устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств.

Одной из воспитательных задач в средней группе является ознакомление детей с окружающим миром , с обществом, в котором живут дети. Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми, как в быту, так и в процессе образовательной деятельности. Причем основная работа проводится именно в повседневной жизни и режимных моментах. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, родителей .

Цель проекта : формировать в воображении детей образ Родины , представление о России как о родной стране , воспитывать патриотические чувства.

Задачи проекта :

1. Расширять и систематизировать знания детей о России , о её символике (герб, флаг, гимн) .

2. Познакомить детей с разными народами , населяющими Россию . Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.

3. Вызвать у детей интерес к народному творчеству, восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

4. Формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны.

5. Закреплять представления детей о семье , ее членах, родственных отношениях.

6. Расширять знания детей о профессиях .

7. Формировать у детей уважительное отношение к своей стране.

8. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину , за своих земляков.

9. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Этапы работы.

1. Предварительный этап.

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями : подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, танцевальных композиций, пальчиковых игр, физминуток, связанных с тематикой проекта ; оформление папок-передвижек по теме проекта , подборка информации, иллюстрации, литературы; беседы с родителями о необходимом участии их в проекте .

2. Основной этап.

1. Цикл занятий, расширяющий представление о родной стране :

Познакомить с геральдикой России .

Рассмотреть карту России .

Столица Москва- главный город России .

Рассказ о праздниках и обычаях России .

О малой родине : «О городе своём ведём рассказ» .

2. Рассматривание альбомов с фотографиями «Моя тополиная Варна» , «Наш детский сад» , «Москва» , «Русские узоры» .

3. Дидактические игры : «Герб России » , «Флаг России » , «Назови членов семьи» , «Профессии» , «Путешествие по городу» , «Выложи по контуру» , «Разрезные картинки» (Семья, Профессии, Русские узоры, «Кому что нужно для работы?» , «Русские матрешки» , «Народы России » , «Защитники Отечества» , «Дом, в котором я живу» , «Дикие животные нашей страны» .

4. Подвижные игры : «Золотые ворота» , «Гори, гори ясно!» , «Сапожок» , «Ворон» , «Пятнашки» .

5. Составление рассказов о своей семье, рассматривание семейных альбомов.

6. Рассказывание по мнемотаблицам русских народных сказок «Курочка ряба» , «Теремок» , «Колобок» , «Лиса и волк» .

7. Пальчиковые игры «Мы – веселые матрешки» , «Семья» , «Наша Родина » , «Детский сад» .

8. Сюжетно-ролевые игры- путешествия на поезде, самолёте, машине.

9. Презентация «Русская изба»

10. Рисование : «Мой дом» , «Украшение фартука для мамы» .

11. Раскрашивание «Семья» , «Дом»

12. Лепка «Пироги к семейному торжеству»

13. Аппликация коллективная «Флаг России » .

14. Конструирование : «Моя улица» .

15. Пословицы, поговорки, загадки о Родине , семье.

16. Заучивание стихов и песен о России , про детский сад.

17. Чтение художественной литературы : Терапевтические сказки про детский сад, Русские народные сказки, М. Пришвин «Моя Родина » , К. Паустовский «Собрание чудес» , Е. Пермяк «Сказка-присказка про родной Урал» .

Работа с родителями :

Консультации «Роль родителей в возрождении русских традиций» , «Богатыри Земли Русской» , «Роль отца в семье : «Поиграй со мною, папа!» , «Растим счастливого малыша» .

Организация выставки «Семейные фотоальбомы»

Участие в конкурсе рисунков «Россия глазами детей » .

3. Заключительный этап.

Викторина : «Что мы знаем о России » .

Выставка рисунков, выполненных совместно с родителями «Россия глазами детей » .

Вывод :

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к своей стране , но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве ДОУ. Проект показал необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

Методический паспорт проекта

Тема: «Что мы Родиной зовём ».

Вид проекта: Информационно-творческий, краткосрочный

Сроки реализации: апрель 2015, 1 неделя

Участники проектной деятельности: Воспитатели,

дети средней группы, родители.


Цель : Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Задачи:

* Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде,

Районе и городе, в котором они живут, о стране

* Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих

Становление ребенка как субъекта разнообразных видов

Деятельности

* Воспитание нравствено-эстетических чувств, эмоционально-

Ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру

* Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями

*Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Проблема: Выяснить с детьми - что мы Родиной зовём.

Актуальность проекта

Родина –слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Общая характеристика проекта

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

1. «Мой дом, моя семья»

2. « Мой детский сад»

3. «Моя улица, район»

4. «Мой город Волгоград»

5. «Моя страна Россия»

6. Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «С чего начинается Родина»

7. Презентация проекта

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально - личностное развитие

Планирование носит тематический характер, тема одного дня включает содержание одного образовательного блока.

Этапы реализации проекта

1 этап

* Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений

* Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального

Репертуара, наглядности

2 этап

* Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.

3 этап
*
Анализ деятельности по реализации проекта

4 этап
*
Презентация результатов деятельности

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Формы взаимодействия с детьми:

  • образовательная деятельность;
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • экскурсия;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • слушание музыки;
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
  • презентации

Формы взаимодействия с родителями:

  • консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
  • сотворчество детей и родителей.

Формы и методы реализации проекта

День первый - «Мой дом, моя семья»

  • Познавательное занятие «Моя семья»
  • Беседа «Мой дом»
  • Составление рассказов на тему: «Моя семья»
  • Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»
  • Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»
  • Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»
  • Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка
  • Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья», «Вся моя семья»
  • Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья" Пальчиковая гимнастика «Семья»
  • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"
  • Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
  • Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
  • Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
  • Просмотр сказки «Три поросёнка»
  • «Родословное древо нашей семьи»
  • Словотворчество на тему: «Детский сад – это… »
  • Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
  • Экскурсия по детскому саду
  • Рисование: «Детский сад будущего»
  • Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
  • Хороводная игра «Каравай»
  • Подвижная игра «Дружба»
  • Коммуникативная игра « Кто в домике живет?»
  • Проблемная ситуация «Почему игрушки обиделись?»
  • Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
  • Сотворчество детей с родителями: книжка- малышка «Мой любимый детский сад»
  • Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»
  • Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
  • Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем»
  • Конструирование «Дома на нашей улице»
  • Малоподвижная игра «Колечко»
  • П/И «Автобусы»
  • Сюжетно-ролевая игра «Почта»
  • Д/И «Улица, на которой я живу»
  • Д/И «Перекрёсток» использование макета микрорайона
  • Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»
  • Создание фотоальбома «Достопримечательности Кировского района »
  • Заучивание стихотворения А. Красильникова «Я живу в Волгограде»
  • Рассматривание репродукции картины местного художника Н. Барашкова «Зима на набережной»
  • Презентация «Царицын – Сталинград - Волгоград»
  • Рассказ воспитателя «Символы России»
  • Презентация «Символы России»
  • Чтение о Москве
  • Рассматривание кукол в народных костюмах
  • Презентация «Русский народный костюм»
  • Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
  • Итоговое занятие «С чего начинается Родина»
  • Лепка: «Флаг России»
  • Рисование: «Люблю березу русскую»
  • Прослушивание: гимна РФ, народных песен
  • Выставка рисунка «С чего начинается Родина»
  • Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель, «У медведя во бору»
  • Д/И «Народные промыслы»
  • Режиссерская игра «Армия»
  • Просмотр мультфильма « Мы живём в России»
  • Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и серый волк»
  • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

День второй - « Мой детский сад»

День третий - « Моя улица, мой район»

День четвёртый - « Мой город Волгоград»

  • Познавательное занятие «На Мамаевом кургане тишина»
  • Рисование: «Мой город»
  • Прослушивание «Растёт в Волгограде березка», «Волгоград» гр. «Штурман Джорж»
  • Хороводная игра «Карусель»
  • П/И «Чиби-чиби-чиби-топ»
  • Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»
  • Дидактическая игра «Заселим реку Волгу»
  • Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»
  • Фоторепортаж «Это мой, это твой, это наш город Волгоград»
  • Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну»
  • Стенгазета «Они защищали Родину».

День пятый - «Моя страна Россия»

Предполагаемый результат:

1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья»,

« Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Волгоград», «Моя страна Россия».

2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Литература

  1. Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
  2. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
  3. Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
  4. Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
  5. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
  6. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
  7. Матеркин А.М. «Волгоград в названиях улиц»
  8. Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Мы живем на земле Волгоградской»
  9. Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Моя Родина – Волгоград»