Спасо яковлевский монастырь. Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь. Город Ростов Великий. Фото. Современный облик обители

На западной окраине Ростова расположился древний Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, основанный в конце 14 века епископом Иаковом.

Легенда гласит, что изгнанный с епископской кафедры ростовским князем и жителями города епископ Иаков пришёл на озеро, снял с себя святительскую мантию, положил её на воду, встал на неё и поплыл на мантии как на лодке. В том месте, где Божьим промыслом мантия-лодка причалила к берегу, и было выбрано святителем место для нового монастыря.

Мы прошли пешком по берегу озера путь от Ростовского кремля к монастырю, как бы вслед за святителем.

Вид на озеро Неро, конечно, очень живописный. А вот пейзажи на берегу так себе.

Домики частного сектора то за глухими, то за покосившимися заборами, военная часть, грунтовая дорога, в целом ничего интересного по пути кроме куполов монастыря, как ориентира.

Видно, что это не парадный путь.

Даже монастырские стены говорят об этом.

А уж основание колокольни тем более.

Видимо, средств на реставрацию было недостаточно, и на стену их не хватило.

Если же Вы будете подъезжать к монастырю по улицам Ленинской и Энгельса - основной дороге, ведущей из центра города, от , то увидите идеально-белую стену и величественный собор.

Это Собор Димитрия Ростовского, построенный в 1801 году.

По дороге к вратам монастыря также открывается вид на Келейный корпус и Северо-западную башню. А за деревянным заборчиком - Церковь Спаса на Песках 1603 года постройки.

Над вратами изображены основатель монастыря св. Иаков епископ ростовский и св. Дмитрий митрополит ростовский, именем которых назван монастырь.

Входим через Северные ворота (остальные врата закрыты для входа посетителей).

И сразу же перед нами самое грандиозное и величественное строение обители - собор во имя св. Димитрия Ростовского.

Этот храм строился на средства графа Николая Петровича Шереметева, отчего за ним закрепилось "народное" название - Шереметевский.

За Дмитриевским собором встроенная в стену надвратная колокольня, построенная в 1777-1779 годах.

Рядом Церковь Иакова Ростовского, построенная в 1824 году в той же стилистике, что и Дмитриевский собор.

Церковь Иакова Ростовского пристроена к церкви во имя Зачатия святой Анны.

Если находиться внизу - вход в Зачатьевский храм практически идентичен входу в церковь Иакова Ростовского. А вот по куполам видно, что храмы совершенно разные.

Это настоятельский корпус 1784-1785 годов постройки.

В центре монастырской территории находится надкладезная часовня Иакова Ростовского.

Эта часовня была освящена архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем 10 декабря 1996 г., в день памяти основателя обители, епископа Иакова,

В часовне расположен целебный сероводородный источник. Если будете в монастыре, обязательно попробуйте воду источника.

Стоит также подняться на стены монастыря.

С них открывается прекрасный вид на территорию обители и озеро Неро.

С другой стороны - вид на пятиглавый храм Спаса на песках, построенный в 1603 году, в прошлом соборный храм существовавшего здесь Спасо-Песоцкого монастыря.

Спасо-Песоцкий мужской монастырь был упразднен в 1764 году.

Сейчас его территория (слева на фото) является хозяйственной территорией Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря.

Южные ворота монастыря, выходящие к озеру называются Водяными.

А это юго-восточная башня.

Несмотря на то, что монастырь основан ещё в 14 веке, можно заметить что все постройки его не старше 17 века.

Дело в том, что изначально все здания и храмы были деревянными и при нашествии захватчиков (войск Едигея в 1496 году и поляков в 1609 году) пожары полностью уничтожали все монастырские постройки.

Строительство первого каменного храма, церкви во имя Святой Троицы, было завершено в 1686 году. В 1754 году храм был переосвящен в честь Зачатия св. Анны.

В 1709 году в стенах монастыря погребен ростовский митрополит Димитрий. В 1752 году мощи святителя были обретены нетленными и в 1757 году Святитель Ростовский Димитрий был причислен к лику святых.

Известность монастыря росла. Его посещали и правители России и члены царской семьи.

На щедрые пожертвования меценатов возводились новые храмы.

Но после революции 1917 года жизнь монастыря, как и всей страны резко переменилась.

В 1918 году монастырь был национализирован. В 1919 году он как памятник древнерусского искусства передан в ведение Музейного отдела Наркомпроса.

Поначалу монастырские церкви были переданы музеем монастырской общине в пользование, при этом ценности и святыни постепенно изымались, а в 1928 году храмы были окончательно закрыты.

В 1988 году склады вывели из стен монастыря и территорию вновь передали музею.

С 1991 года Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и в стенах обители возобновилась духовная жизнь.

И напоследок, пара весенних видов озера Неро со стен монастыря.

Приезжайте в , посетите Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, и Вы сможете увидеть все своими глазами!

2015, Мочалов Артём

В Ростове Великом немало достопримечательностей. Посещения достойны озеро Неро, различные музеи. Но отдельного внимания заслуживает место, где в своё время молились императоры России. Это Спасо-Яковлевский монастырь. Когда-то в этих местах была одинокая обитель свт. Иакова. Однако в XVIII веке здесь появился один из самых прекрасных монастырей страны. Что он сегодня представляет собой и какие святыни хранятся в нём? Приглашаем вас на виртуальную экскурсию в Спасо-Яковлевский монастырь!

Средние века

Этот монастырь появился здесь в 1389 году. Его основатель - святой Иаков, ростовский епископ. Когда Иаков был изгнан своей паствой из города за то, что помиловал преступницу, ожидавшую казни, он переселился к югу от Ростова. Обосновался он недалеко от церкви Архангела Михаила, которая была основана в XI веке. Рядом с источником Иаков своими руками построил маленький храм, освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Спустя непродолжительное время возле церкви сформировалась община единомышленников, чуть позже - новая обитель. Когда епископ умер, его начали почитать как святого. Захоронение Иакова оберегалось. А общецерковное прославление было совершено в 1549 году Макарьевским собором.

Изначально Спасо-Яковлевский монастырь именовался Зачатьевским или Иаковлевским. С самого момента основания (то есть с XIV века) и до второй половины XVII века все строения на территории этой обители были деревянными. Разумеется, до наших дней не сохранилась ни одна. Первым из камня отстроили Троицкий собор, немного позже - Зачатьевский. Последний, кстати, возвели на месте одноимённой церкви из дерева. Тогда он не отличался богатым убранством, при нём была лишь шатровая колокольня и три алтарные апсиды.

История Спасо-Яковлевского монастыря в XVIII веке

На протяжении семи лет - с 1702 по 1709 - монастырь опекал митрополит Димитрий Ростовский. Он приехал в Ростов Великий по поручению Петра I. Его торжественно встретили в монастыре. Первое, что Димитрий сделал здесь - отслужил благодарственный молебен. Есть предание, гласящее, что в тот же день митрополит указал место в юго-западном углу храма, где попросил в будущем его захоронить. Погребли в 1709 году в Троицком храме. Над местом погребения митрополита выстроили гробницу, на которую нанесли стихи митрополита Рязанского Стефана, который был близким другом умершего. По воле Димитрия после его смерти в монастырь были привезены сразу две иконы Богоматери - Ватопедская и Боголюбская.

В 1725 году ростовский епископ Георгий велел пристроить к Троицкому собору северный Зачатьевский придел. Позднее, в XIX веке, придел был перестроен в отдельный собор. В 1754 году Троицкий собор переименовали в Зачатьевский, а придел назвали в честь Иакова Ростовского.

В сентябре 1752 года в церкви начался ремонт. При вскрытии пола были обнаружены мощи Димитрия Ростовского. До наших дней дошла информация о том, что ни мощи, ни одежда святителя не были тронуты тлением. Спустя пять с половиной лет Димитрия канонизировали. Это поспособствовало увеличению числа паломников в монастырь, находящийся на берегу озера Неро в Ростове Великом. В 1757 году у западной стены появился гостиный двор для желающих посетить обитель. А митрополит Арсений Мацеевич велел монастырскому эконому завести тетрадь, в которую все паломники могли бы записать истории своего чудесного исцеления у гробницы святого Димитрия. В итоге получилась огромная рукописная книга, охватывающая события с 1753 по 1764 год. В эту книгу записано почти 300 различных историй. Сегодня эта книга хранится в архиве городского музея.

С 1764 по 1888 год Спасо-Яковлевский монастырь считался ставропигиальным - подчинённым Святому Синоду. В 1764 году к обители были причислены и здания, прежде относившиеся к Спасо-Песоцкому монастырю, который в то время был упразднён. Спустя год обитель получила новое официальное название - Спасо-Иаковлевский Зачатьевский монастырь.

В 60-е годы XVIII века в собор, именуемый Зачатьевским, доставили резной иконостас, а в 1780 году для этого иконостаса были написаны иконы. Автором их был известный харьковский иконописец Ведерский. Ещё одно обновление коснулось деревянных стен монастыря. Их заменили каменной оградой. Над воротами были возведены изящные башни, высокая колокольня. Тогда же во дворе монастыря появились двухэтажные кельи и корпус настоятелей.

В 1794 году началось строительство Димитриевского собора. Средства на это выделил граф Н. П. Шереметев. Проектировали храм архитектор из Москвы Назаров, зодчие Миронов и Душкин. Цель перед строителями Шереметев ставил грандиозную - этот собор должен был стать приютом для мощей святого Димитрия Ростовского. По мнению графа, их стоило перенести именно сюда. Однако духовенство Ярославской епархии приняло во внимание волю самого святого, и графу было отказано. Несмотря на это, Шереметев вошёл в историю как крупнейший благотворитель. Помимо средств на строительство собора, он жаловал монастырю церковную утварь, облачения. А после смерти Шереметева в 1809 году в Спасо-Яковлевский монастырь была доставлена золотая митра с драгоценными камнями, предназначенная для раки с мощами Димитрия Ростовского. Кстати, в память об этом уникальном человеке Димитриевский собор и сегодня нередко называют Шереметевским.

Как выглядел монастырь в XVIII веке

До наших дней дошли описания монастыря, относящиеся к середине XVIII века. Тогда здесь была рубленая ограда, в каждой стене которой были ворота. Главные ворота, украшенные росписью, располагались с восточной стороны. У западной стены находились покои настоятелей. Они были деревянными, с сенями, четырьмя комнатами и светёлкой. У главных ворот располагалась хлебная палата и кухня, в северо-восточном углу были келейные корпуса, а в юго-восточном - пивоварня и поварня. С восточной стороны находились хозпостройки - два больших каменных погреба, амбар, сарай, конюшня. А за восточной стеной в то время располагался монастырский двор с тремя избами. За западной же находился гостиный двор для богомольцев.

XIX - начало XX века

Выстроенный в 1754 году Иаковлевский придел Зачатьевского собора был заменён на храм святого Иакова Ростовского. Произошло это в 1836 году. Средства выделила благотворительница монастыря графиня А. А. Орлова-Чесменская. Росписи тогда выполнял Тимофей Медведев. К сожалению, до наших дней они не дожили.

Крайне важное событие произошло в 1836 году. Именно тогда Святейший Синод удовлетворил прошение архимандрита и утвердил новое официальное название обители - монастырь, расположенный на берегу озера Неро в Ростове Великом, стали именовать не иначе как Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

На богомолье в этот монастырь приезжали Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II и Николай II. В монастыре хранилось огромное количество рукописей, книг и исторических документов. Часть дошла и до нас. Так, из документов известно, что в 1909 году в монастыре появилась традиция перенесения мощей святого Димитрия Ростовского из Зачатьевского храма в Димитриевский. Начиная с 25 мая и до конца октября мощи находились в Димитриевском соборе, как когда-то хотел Шереметев. Каждый раз перенесение мощей сопровождалось массовым крестным ходом.

Начало XX века ознаменовалось освящением новых храмов внутри существовавших строений. Так, в 1909 году появился храм в честь Толгской иконы Божией Матери, в 1912 в Иаковлевской церкви открылся собор в честь Воскресения Христова.

Упразднение монастыря

В 1917 году службы в обители практически прекратились. Исключением стала лишь Яковлевская церковь - здесь богослужения не останавливались. Однако уже в 1923 году монастырь закрыли окончательно, а иноков изгнали. В помещениях были размещены квартиры и мастерские. Часть монастырского имущества, включавшего в себя книги и рукописи, была передана в Ростовский музей, но многие предметы были попросту разграблены. В 80-е годы прошлого столетия в Зачатьевском храме был разобран иконостас XVIII века. Сейчас посетители Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря могут увидеть лишь остов этого иконостаса.

Возрождение обители

Русской православной церкви этот монастырь был возвращён в середине апреля 1991 года. А решением Священного Синода, датированным 7 мая того же года, Спасо-Яковлевский мужской монастырь был открыт. Сюда вновь вернулись монахи, начали проходить богослужения.

Святыни

Желающих посетить монастырь нередко беспокоит вопрос о том, какие святыни в Спасо-Яковлевском монастыре находятся сейчас. В настоящее время здесь пребывают иконы: келейная святого Димитрия Ростовского, Ватопедской Божией Матери. Хранятся в обители и мощи ростовских святых - Димитрия и Авраамия. Кстати, до нашего времени дошел даже монастырский некрополь!

Кстати, в 1996 году над находящимся здесь источником возвели небольшую деревянную часовню. Освятили её 10 декабря в честь св. Иакова.

Как обитель выглядит сегодня

На территории обители сегодня находятся братские кельи, корпус настоятелей. Строгий классический вид обеспечивает расположение храмов - все три выстроены вдоль восточной стены в чёткую линию.

Зачатьевский собор

Здание собора, которое посетители обители могут увидеть сегодня, было возведено ещё в 1686 году. Выполнено оно в необычном узорочном стиле. Своды храма поддерживают 4 столпа. Алтарь же отделён внушительной каменной стеной. В XIX веке вокруг собора появились пристройки. Верующие отмечают, что внутри Зачатьевского собора сохранились фрески, относящиеся ещё к 1689 году. Эти фрески выдержаны в нежных голубых, коричневых и жёлтых оттенках.

Димитриевский собор

Этот храм был построен как холодный. Здесь отапливаются лишь приделы, в которых службы проходят круглый год. Верующие отмечают тот факт, что в Димитриевском соборе всегда очень светло - дело в высоких боковых окнах барабана и алтаря. Перед входом в собор расположена трапезная с двумя приделами, посвящёнными Николаю Чудотворцу и Дмитрию Солунскому.

Изначально все иконостасы в Димитриевском соборе храма были выполнены из дерева. Но в начале 1860-х главный иконостас храма заменили на мраморный в виде триумфальной арки.

Главное украшение собора - настенные росписи. Большая их часть выполнена художником из Ростова Порфирием Рябовым. На центральном куполе художник изобразил Святую Троицу, на стенах собора - Сергий Радонежский, Александр Невский, пр. Иларион и мученица Александра. На стенах трапезной размещены сцены из жизни Димитрия Ростовского.

Яковлевская церковь

В 1836 году на месте, где прежде располагался Иаковлевский придел, появился храм святого Иакова Ростовского. Эта церковь пристроена к Зачатьевской буквально вплотную, у них общая паперть. Кстати, в отличие от летнего Димитриевского храма, Яковлевский - отапливаемый. Расписывал церковь Тимофей Медведев. К сожалению, до наших дней росписи не сохранились.

Колокольня

Во второй половине XVIII века на территории Спасо-Яковлевской обители появилась трёхъярусная колокольня. Число колоколов в разные века менялось, так, в конце XVIII их было четыре, а в начале XX века количество их увеличилось до двадцати двух. Вес самого большого колокола составлял 12,5 тонны!

Надкладезная часовня

С давних пор на территории монастыря был источник. Местные жители на протяжении столетий считали его целебным. Легенды связывают источник с именем святого Иакова. Правда, документальных подтверждений этой связи нет. Но здесь выстроена часовня в честь этого святого.

Настоятели обители

Стоит отметить, что имена настоятелей, управлявших обителью после кончины св. Иакова, неизвестны. В отдельных документах можно встретить лишь имена двух игуменов - Иоакима и Павла. Подробные сведения сохранились лишь о настоятелях, которые руководили обителью с первых лет XVIII века.

Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове: отзывы

В отзывах верующие, посетившие этот монастырь, отмечают особую атмосферу благости и духовности. Изюминкой обители принято считать архитектуру - с нестандартными для отечественного зодчества элементами. Говорят и о том, что именно отсюда открываются поистине превосходные виды на озеро Неро. Кстати, перед Спасо-Яковлевским монастырём есть палатка, где можно приобрести монастырские продукты.

Кстати, в обители есть возможность взять индивидуального экскурсовода. За умеренную плату можно немало узнать об обители и даже послушать церковный хор!

Как добраться до монастыря

Точный адрес Спасо-Яковлевского монастыря - город Ростов Ярославской области, улица Энгельса, 44. Добраться до обители несложно. На вокзале нужно сесть в маршрутное такси №3, которое довезет вас прямо к монастырю. Автомобилистам необходимо ехать по трассе Е115. В Ростове надо съехать на улицу Коммунаров, после - на Спартаковскую, а затем следует выехать на улицу Московскую, где будет указатель.

Москвичам необходимо ехать по трассе М-8. Доехав до Ростова, нужно съехать на Московское шоссе, а потом - на улицу Добролюбова, которая ведет прямо к монастырю.

Спасо-Яковлевский монастырь - православный мужской монастырь. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. С 1764 до 1888 имел статус ставропигии.

История монастыря

Средневековый период

Основан в 1389 году ростовским епископом св. Иаковом († 27 ноября 1392; память - 27 ноября). Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила (основанной ещё в XI веке св. Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-е годы), рядом с источником (сейчас над ним - часовня 1996 года), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Вскоре возле церкви формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа; так сформировалась новая обитель.

После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 года. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия св. Анны.

Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским - по имени основателя обители. Со времени основания обители (XIV век) до второй половины XVII века все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней).

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий , позднее Зачатьевский собор (1686), построенный на месте одноимённой деревянной церкви. Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства в то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич. В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень.

Монастырь в XVIII веке

В 1702-1709 годах монастырь находится под особой опекой ростовского митрополита Димитрия Ростовского. Приехавший 1 марта 1702 в Ростов по велению Петра Первого, он был торжественно встречен в Яковлевском монастыре и сразу же отслужил благодарственный молебен в Троицком (будущем Зачатьевском) соборе. По преданию, в тот же день он указал место своего будущего погребения - в юго-западном углу храма.

Димитрий Ростовский был погребён 25 ноября 1709 года в Троицком (будущем Зачатьевском) храме. Над местом его погребения была выстроена деревянная гробница со стихами-эпитафией, написанными другом умершего - местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским). Кроме того, согласно воле умершего, в монастырь поступили две иконы Богоматери: келейная Боголюбская с ростовскими угодниками и особенно почитаемая Ватопедская.

В 1725 году велением ростовского епископа Георгия (Дашкова) к Троицкому собору был пристроен северный Зачатьевский придел , в XIX веке перестроенный в отдельный храм. В 1754 году по указу Арсения (Мацеевича) собор был переименован в Зачатьевский (так же, как назывался и его деревянный предшественник; название сохраняется и поныне), а придел - в честь Иакова Ростовского.

21 сентября 1752 году при починке церковного пола были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского; согласно житийному повествованию, мощи и одежда святителя, не тронутые тлением, были трижды освидетельствованы церковными иерархами. 22 апреля 1757 года состоялась канонизация св. Дмитрия Ростовского. Число паломников в монастырь сразу же значительно увеличилось. У западной стены в том же году был построен гостиный двор для богомольцев. По заданию митрополита Арсения (Мацеевича) монастырский эконом завёл тетрадь, куда паломник могли бы записывать свои рассказы о чудесных исцелениях у гробницы святого. Получившаяся большая рукописная книга, которая охватывает события с 1753 по 1764 годы и содержит описание 288 исцелений, ныне хранится в Архиве Ростовского музея.

В 1758 году из серебра, добытого на Колыванских рудниках, по приказу императорицы Елизаветы Петровны была создана рака для мощей св. Димитрия Ростовского. На серебре была выгравирована эпитафия св. Димитрию, сочинённая Михайло Ломоносовым. 25 мая 1763 года состоялся первый крестный ход от Успенского собора Ростовского Архиерейского дома к Спасо-Яковлевскому монастыря, который с тех пор проводился ежегодно (вплоть до революции).

Сохранилось несколько описей монастыря, относящихся к середине XVIII века: деревянная рубленая ограда с воротами в каждой стене (и ограда, и ворота были крыты тёсом). Главные - Святые - ворота, украшенные росписью, находились с восточной стороны. Остальные трое ворот были въезжими, причём рядом с каждым находилась небольшая входная калитка. Возле западной стены находились настоятельские покои - деревянные, с четырьмя комнатами и сенями, лестница из которых вела в светёлку. С южной стороны находились каменные братские кельи, в северо-восточном углу - несколько деревянных келейных корпусов. С восточной стороны располагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшня, сарай, два каменных погреба; около Святых ворот стояла хлебная палата с кухней; в юго-восточном углу - каменная поварня и пивоварня. За восточной стеной ограды был расположен монастырский двор, на котором стояли три избы, за западной - гостиный двор для богомольцев.

С 1764 года, согласно манифесту Екатерины Второй, до 1888 года монастырь числился ставропигиальным, то есть подчинённым непосредственно Святейшему Синоду.

В тому же году к обители приписаны строения стоявшего рядом упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря, в том числе монументальный Спасо-Преображенский собор XVII века (это единственное здание Спасо-Песоцкого монастыря, сохранившееся до наших дней). По этой причине в 1765-1836 годах обитель официально именутся Спасо-Иаковлевским Зачатьевским монастырём .

В 1760-е годы в Зачатьевский собор был поставлен деревянный резной иконостас, выполненный резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. В 1780 году иконы специально для этого иконостаса написал харьковский иконописец В. Ведерский.

Во второй половине XVIII века деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой . На углах и над воротами появились красивые, с легкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами - высокая трехъярусная колокольня. В монастырском дворе были построены двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус.

В конце XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре расцветает искусство финифтяной иконы. Возникновение этого промысла в Ростове связано с именем митрополита Арсения (Мацеевича), пригласившего в Ростов иконописцев, работавших в современных для того времени стилях, - для поновления старинных и написания новых икон. Среди них были и мастера финифтяной иконы. Вначале центром финифтяного промысла был ростовский Архиерейский дом, а после перевода Архиерейского дома в упразднённый к тому времени ярославский Спасо-Преображенский монастырь основным заказчиком финифтяных икон стал Спасо-Яковлевский монастырь, где их покупали на память о посещении монастыря богомольцы.

В 1794-1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева был возведен Димитриевский собор . Этот богатый храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов. Шереметев желал создать храм, достойный мощей св. Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сразу после окончания строительства. Однако высшее духовенство Ярославской епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Н. П. Шереметев был крупнейшим благотворителем за всю историю обители: помимо строительства собора, он жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после смерти Шереметева (1809) монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами св. Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге согласно завещанию графа. В память о Шереметеве Димитриевский собор нередко называют Шереметевским .

Монастырь в XIX - начале XX веках

В начале XIX века в монастырь подвизался «гробовой старец» Амфилохий, который в течение 40 лет ежедневно по многу часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского. После смерти старца в Ростове установилось его местное почитание.

В 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора 1754 года выстроен храм св. Иакова Ростовского . Строительство церкви было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства благотворительницы монастыря - графини А. А. Орловой-Чесменской (чуть раньше участвовавшей в восстановлении и перестройке новгородского Юрьева монастыря). Росписи были выполнены Тимофеем Медведевым (не сохранились до нашего времени).

В 1836 году возведена паперть Зачатьевского собора. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов, в том числе гробового иеромонаха Амфилохия (ум. 1824) и архимадрита Иннокентия (ум. 1847), справа - Полежаевых Михаила Михайловича (ум. 1876) и Веры Леонидовны (ум. 1885).

В 1860-х годах был выстроен заново главный иконостас Димитриевского собора. Теперь он представлял собой триумфальную арку из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

В 1836 году Святейший Синод по прошению архимандрита Иннокентия утвердил новое официальное наименование обители - Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь .

В монастырь приезжали на богомолье Екатерина Вторая, Александр Первый, Николай Первый, Александр Второй, Николай Второй.

В монастыре сохранялось огромное собрание книг и рукописей, ценный архив нот, исторических документов.

В 1909 году возникает традиция перенесения мощей св. Димитрия Ростовского из Зачатьевского собора в Димитриевский: с 25 мая по 28 октября мощи ежегодно пребывали в Димитриевском соборе (как и хотел его строитель - Н. П. Шереметев), остальное время - в Зачатьевском. Перенесение мощей сопровождалось крестным ходом при большом стечении народа.

В начале XX века были освящены новые храмы внутри уже существовавших к тому времени построек. В Иаковлевской церкви в 1912 году открыт пещерный храм в честь Воскресения Христова , а в 1916 - придел в честь Ватопедской иконы Божьей Матери (последний - на пожертвования С. П. Колодкина «в вечное поминание убиенного воина Феодора»). В 1909 году в юго-западной башне открыт храм в честь Толгской иконы Божией Матери - домовая церковь настоятеля монастыря. Из этой церкви по лестнице можно было подняться на смотровую площадку башни, откуда открывалась панорама города.

Упразднение и возрождение обители

С 27 февраля 1909 года до закрытия обители настоятелем был епископ (впоследствии митрополит) Иосиф (Петровых).

После 1917 года службы в монастыре шли только в Яковлевской цекрви.

В 1923 году монастырь был окончательно закрыт. В зданиях монастыря были размещены жилые квартиры, мастерские. Иноков изгнали, монастырское имущество, книги и рукописи частично поступили в Ростовский музей, частично разграблены. В 1928 году часть рукописного собрания бывшего Спасо-Яковслевского монастыря была перевезена в Москву (ныне - в РГАДА).

В 1980-е годы был разобран резной барочный иконостас XVIII века из Зачатьевского храма. В настоящее время сохранился только его остов.

15 апреля 1991 года монастырь возвращён Русской православной церкви. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлён.

В монастыре покоятся мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же пребывают иконы Ватопедской Божией Матери и келейная св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский некрополь.

В 1996 году над источником вновь сооружена небольшая деревянная часовня (архитектор - М. Панкратов, Москва), освящённая в честь святителя Иакова., освященная 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым).

Современный облик обители

Все три храма, находящиеся на территории монастыря, выстроены в единую линию вдоль восточной стены обители - это придаёт внешнему облику монастыря строгий классический вид.

Зачатьевский собор

Современное здание собора (первоначально освящённого в честь Троицы) выстроено в 1686 году в узорочном стиле. Своды поддерживают четыре столпа. Алтарь отделён каменной стеной с иконостасом. Между столпами и стенами переброшены арки.

В XIX веке собор был окружён пристройками. Северный каменный Иаковлевский (первоначалльно - Зачатьевский) придел выстроен в 1725 году. Паперть собора возведена в 1836 году. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов: слева погребены гробовой иеромонах Амфилохий (ум. 1824) и архимадрит Иннокентий (ум. 1847), справа - Полежаевы Михаил Михайлович (ум. 1876) и Вера Леонидовна (ум. 1885).

Внутри сохранились древние фрески 1689 года. На алтарной стене (на уровне местного ряда иконостаса - в правой нише) сохранилась надпись в четыре ряда:

Фрески выдержаны в жёлтых, голубых, коричневых тонах. В стенных нишах по сторонам иконостаса изображены: справа - праведные Иоаким и Анна, слева - святитель Иаков. В верхнем ярусе настенных росписей изображены ветхозаветные события, связанные с праотцем Авраамом и явлением ему Святой Троицы. Нижний ярус стен расписан фресками на евангельские события. На столпах изображены воины-мученики.

Димитриевский собор

Димитриевский собор нередко именуют Шереметьевским в честь его строителя - графа Н. П. Шереметева, а также его сына Д. Н. Шереметева (устроившего здесь в 1869-1870-х годах новый иконостас) и внука С. Д. Шереметева (также сделавшего несколько крупных вкладов в обитель).

Собор возведён в 1795-1801 годах в классицистическом духе по проекту московского архитектора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева Миронова и Душкина. Храм бесстолпный, огромный купол опирается на сильно выступающие пилоны, украшенные двумя парами пилястр, выполненных из искусственного мрамора. В соборе очень светло благодаря окнам алтаря, высоким боковым окнам и продолговатым окнам барабана.

Перед входом в храм - трапезная со сводчатыми перекрытиями, которые опираются на два квадратных столпа. В трапезной два придела, посвящённых св. Дмитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу.

Димитриевский храм построен как холодный; отапливались лишь приделы, где службы совершались круглогодично.

Первоначально все иконостасы храмы были деревянными, однако в 1860-х годах иконостас главного храма были заменен на новый - в виде триумфальной арки из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г. Замараева. Главное скульптурное изображение храма - «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» - находится на фронтоне северной стороны.

Стенные росписи исполнены большей частью ростовским художником Порфирием Рябовым в начале XIX века. В центральном куполе изображена Святая Троица, на двенадцати овалах - апостолы, на парусах - евангелисты, на стенах - мученица Александра, преподобный Иларион, св. Александр Невский, св. Сергий Радонежский, на столпах - св. Леонтий Ростовский, св. Николай Чудотворец, в трапезной - орнаменты и сцены из жития св. Димитрия Ростовского.

Яковлевская церковь

Храм св. Иакова Ростовского выстроен в 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора. Строительство собора было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.

Храм пристроен вплотную к Зачатьевскому собору и имеет с ним общую паперть. Яковлевская церковь была тёплой, отапливалась круглый год (в отличие от летнего Димитриевского и нерегулярно отапливаемого в XIX веке Зачатьевского соборов).

Росписи, выполненные Тимофеем Медведевым, не сохранились.

Колокольня

Возведена во второй половине XVIII века. Трёхъярусная, довольно простая по архитектуре, она несколько теряется на фоне храмов монастыря. Отделка колокольни отличается лаконичностью.

Количество колоколов менялось на протяжении времени: в конце XVIII века их было 4, к началу XX века их было 22, причём самый большой весил 12,5 тонн (около 3 тыс. пудов).

Каменная ограда

Братские кельи

Настоятельский корпус

Надкладезная часовня Св. Иакова

Построена над источником, который известен местным жителям с давних пор, считается целебным и, по легенде, связан с именем Св. Иакова (хотя достоверных подтверждений этому не имеется).

Деревянная часовня возведена в 1996 году (архитектор - М. Панкратов, Москва).

Настоятели монастыря

О первых настоятелях Яковлевского монастыря, управлявший обителью после смерти св. Иакова, сведений не сохранилось. В отдельных документах XVII века упоминаются имена двух игуменов - Павла (1624) и Иоакима (1686).

Более или менее подробные сведения о настоятелях монастыря известны с первых лет XVIII века:

XVIII век

  • игумен Никодим (упомянут в 1701-1703 годах)
  • игумен Иаков (1720-1734)
  • игумен Иосиф (упомянут в 1734)
  • игумен Рафаил (упомянут в 1735)
  • игумен Боголеп (упомянут в 1736)
  • игумен Пармен (1737-1740). Бывший иеромонах Ростовского архиерейского дома. Переведён в ростовский Петровский монастырь.
  • игумен Савватий, (1740-1750). Переведен из Александровой пустыни. Скончался в 1750 году.
  • игумен Серапион (1750-1753). Бывший иеромонах ярославского Толгского монастыря, после переведён в Пошехонский Николо-Тропский монастырь.
  • игумен Гавриил (1753-1754). Переведен из Воскресенского в Караше монастыря.
  • игумен Киприан (1754-1757). Бывший казначей Ростовского архиерейского дома. Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Толгский монастырь.
  • игумен Иларион (1757-1758). Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь.
  • архимандрит Вонифатий Борецкий (1758-1761). Бывший настоятель Ростовского Спасо-Песоцкого монастыря.
  • иеросхимонах Лука (1761-1763). Переведен из Куряжского Преображенского монастыря под Харьковом. Отстранен от настоятельства указном Синода, после чего Угличскую Югскую Дорофееву пустынь.
  • игумен Павел (1763-1764). Переведён из Югской Дорофеевой пустыни. Получил сан архимандрита и переведен в угличский Воскресенский монастырь.
  • иеромонах Иероним (1764-1765). Бывший кафедральный наместник Ростовского архиерейского дома.
  • архимандрит Павел (1765-1769). Переведен из Свято-Духова Иаковлева Боровичского монастыря. Умер 17 ноября 1769 года, погребен с западной стороны Зачатьевского собора.
  • иеромонах Герман (1769-1770). Бывший «соборный иеромонах» Троице-Сергиевой лавры.
  • архимандрит Ириней Братанович (1770-1775). Переведен из брянского Петропавловского монастыря. 26 апреля 1775 года хиротонисан в сан епископа и переведён в Вологодскую епархию.
  • архимандрит Феоктист Могульский (1775-1776). Переведён из киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Переведен в полтавский Крестовоздвиженский монастырь, в 1787 году хиротонисан в архиепископа Белгородского.
  • архимандрит Амфилохий Леонтович (1776-1786). Переведён из полтавского Крестовоздвиженского монастыря, после переведён в киевский Межигорский монастырь. Через некоторое время стал епископом Переяславским и Борисопольским.
  • архимандрит Авраам Флоринский (1786-1797). Переведён из Богоявленского Авраамиева монастыря. Умер 30 апреля 1797 года, похоронен за алтарем монастырского Зачатьевского собора.

XIX век

  • архимандрит Мелхиседек Короткий (1797-1805). Переведён из наместников Александро-Невской лавры. Впоследствии был настоятелем Арзамасского Высокогорского и Спасо-Евфимиевского монастырей, умер в 1841 году схимником Оптиной пустыни.
  • архимандрит Аполинарий Пуляшкин (1806-1818). Переведен из московского Златоустовского монастыря. Скончался 28 апреля 1818 года, погребен с южной стороны монастырского Зачатьевского собора.
  • архимандрит Иннокентий Порецкий (1818-1847), произведён во архимандрита из иеромонахов Яковлевского монастыря. Скончался 27 февраля 1847 г., погребен в паперти Зачатиевского собора.
  • архимандрит Поликарп Тугаринов, (1847-1867), Переведен из Переславского Троице-Данилова монастыря. Уволен на покой, скончался 18 ноября 1868 г., похоронен около южной стены храма Зачатия св. Анны.
  • архимандрит Иларион (1867-1888), 4 ноября 1867 г. переведен из Спасо-Евфимиевского монастыря Суздальской епархии.
  • Епископ Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1888-1893), Викарий Ярославской епархии. Скончался 20 июля 1893 г., погребен в подклете Спасского храма.
  • епископ Никон (Богоявленский) (1893-1895), Из Спасо-Яковлевского монастыря был переведен епархиальным архиереем в Ташкент.
  • архимандрит Антоний (Флоренсов) (1895-1898), Из вологодских епископов. Переведен на покой в Московский Свято-Данилов монастырь.

XX век

  • архимандрит Иаков (1898-1906), Из Киево-Печерской лавры. Переведен в настоятели Московского Донского монастыря.
  • архимандрит Анатолий (1906-1909). Скончался в 1912 г.
  • епископ Иосиф (Петровых) (1909-1923), из настоятелей Юрьева монастыря Новгородской епархии хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В 1923 г. посвящен во архиепископы, с 1926 г. - Ленинградский митрополит.
  • архимандрит Тихон (Баляев) (1928-1929).

После возобновления деятельности монастыря в 1991 году, его настоятелями являлись архиереи Ярославской епархии:

  • архиепископ Платон (Удовенко) (1991-1993)
  • архиепископ Михей (Хархаров) (1993-2002)
  • архиепископ Кирилл (Наконечный) (2002-2011)
  • митрополит Пантелеимон (Долганов) (с 2011)
Наместники обители
  • архимандрит Евстафий (Евдокимов) (1991-1999)
  • иеромонах Димитрий (Буров) (2000-2003)
  • игумен Серафим (Симонов) (7 марта 2003 - 10 октября 2009)
  • игумен Савва (Михеев) (10 октября 2009 - март 2011)
  • игумен Августин (Неводничек) (с 30 мая 2011) и. о. с 23 марта 2011

Монастырь в кино

  • Полицейские и воры (фильм)
  • Паломничество (фильм)
  • Семь стариков и одна девушка(фильм)

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, д. 44
Дата основания: 1389 год
Основные достопримечательности: собор Димитрия Ростовского, церковь Зачатия Анны, церковь Иакова Ростовского, часовня Иакова Ростовского, колокольня
Святыни: мощи святого Иакова Ростовского, мощи святого Димитрия Ростовского, келейный образ святителя Димитрия – чудотворная Ватопедская икона Богородицы «Отрада» или «Утешение», частицы мощей преподобного Авраамия Ростовского, частицы мощей преподобных Киево-Печерских угодников и других святых, изображение праведных Богоотец Иоакима и Анны, иконы Божией Матери «Умиление-Ростовская» и Шестоковская
Координаты: 57°10"28.4"N 39°23"31.7"E

Древняя история Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает свыше шести сотен веков. После его возвращения верующим в начале 90-х годов прошлого века были проведены большие реставрационные работы на территории и отремонтированы храмы. Монастырь стал первым среди восстановленных в городе. И сегодня он - место паломничества и примечательный туристический объект для многочисленных гостей Ростова Великого .

Общий вид Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Жизнь святителя Дмитрия

Дмитрий родился в 1651 году, в 16 лет постригся в монахи и до 23 лет жил в киевском Кирилловом монастыре. Позже он стал священнослужителем и обрел славу духовного проповедника, посвятив несколько десятков лет составлению жизнеописания святых православной церкви – четырех книг Четьи-Минеи, написанию духовного алфавита, множества драм и стихов.

Последние 7 лет своей жизни (до 1709 года) Дмитрий провел в Ростове. Он очень почитаем верующими России за вклад, внесенный в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством, а также за полемику с приверженцами старообрядческой веры и католицизма. Спустя 48 лет после погребения Дмитрий был причислен к лику святых. Сегодня рака с мощами святителя Дмитрия находится в монастырском Зачатьевском храме.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро

История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

На берегу озера, где возвышается комплекс современного монастыря, с середины XIII века стояли храмы женской обители. Ее основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу. Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году страшная трагедия вошла в жизнь Марии. Княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.

История мужского монастыря начинается на 150 лет позже женского – в 1389 году. Его стали строить рядом с Княгининой обителью, благодаря решению епископа Ростовской епархии святителя Иакова. Первоначально новый монастырь именовали Зачатьевским, а после кончины Иакова обитель стали называть его именем.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро зимой

Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. В 60-х годах XVIII века более богатый женский монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II, а его земли и здания отданы мужской обители. Свежее дыхание монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля . В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения.

В начале 1700-х годов в монастырских стенах поселился святитель Димитрий, выполнявший в Ростовской епархии обязанности митрополита. Он прожил здесь семь последних лет своей жизни и был похоронен в Зачатьевском храме. Для хранения его мощей императрица Елизавета Петровна заказала красивую сделанную из колывановского серебра раку. Но смерть государыни помешала передать дары в обитель. Поэтому в 1763 году на торжествах, посвященных возложению мощей святителя Димитрия в раку, присутствовала уже новая царица – Екатерина II.

Слева направо: Димитриевский собор, Яковлевская церковь, Зачатиевский собор

Во второй половине XVIII века на монастырской территории выросло много каменных строений, которые заменили обветшавшие деревянные постройки, – ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд. Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.

После того, как в 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, монастырь принял облик, известный нам сегодня. Он вырос в законченный архитектурный ансамбль, восхищавший всех, кто бывал в старинном русском городе, своей массивностью и величием.

Слева направо: Северные ворота, Димитриевский собор

С наступлением нового советского периода в истории России в 1923 году обитель закрыли. А спустя 5 лет запретили проводить богослужения во всех ее храмах. Помещения братских келий передали детскому саду, под квартиры, военную базу и склады. В эти годы монастырь лишился практически всей своей ценной утвари. Лишь в 1991 году обитель вернули верующим, и несколько лет понадобилось для ее восстановления и реставрации.

Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.

Зачатьевский собор

Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.

Димитриевский собор

Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.

С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.

Северные ворота

Современное состояние и режим посещения Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Сегодня на территории монастыря живет братия из 15 человек. В обители уделяют много времени и сил научно-исследовательской и издательской деятельности – проводят международные конференции и семинары, издают книги по истории Ростова, монастыря и жизни святителя Дмитрия. Здесь есть собственные библиотека, ризничная, иконописная и производственные мастерские, Школа искусств и музыки, а также воскресная школа. Кроме того, на территории постоянно проводятся локальные работы по реставрации и ремонту зданий.

Для обеспечения монастырского хозяйства существуют пекарня, прачечная, просфорная, баня, а также ведутся работы на собственных огородах, сенокосных лугах и скотном дворе. Для всех желающих монастырь продает вкусный хлеб собственной выпечки, который внешне похож на высокий пасхальный кулич.

Слева направо: Южные (Водяные) ворота, Юго-восточная башня

Попасть на территорию монастыря можно в любой день свободно, всем желающим – и паломникам, и туристам. Здесь разрешено бесплатно вести любительскую фото- и видеосъемку. А для организованных групп проводятся экскурсии. Туристы могут побывать на одной из башен монастырских стен, с которой открываются великолепные виды на озеро, храмы и весь монастырский комплекс.

Прогулка по обители очень приятна. Ее территория вымощена аккуратными дорожками. Внутри монастырских стен есть собственный молодой яблоневый сад, а также красиво оформленные цветники, газоны и аллеи ягодных и декоративных кустарников. В центре, над источником построена деревянная часовня.

С 1764 до 1888 гг. имел статус ставропигии.

История монастыря

Средневековый период

Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила (основанной ещё в XI в. св. Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-е гг.), рядом с источником (сейчас над ним - часовня 1996 г.), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.

Вскоре возле церкви формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа; так сформировалась новая обитель.

После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 г. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия св. Анны.

Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским - по имени основателя обители. Со времени основания обители (XIV в.) до второй половины XVII в. все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней).

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позднее Зачатьевский собор (1686 г.), построенный на месте одноимённой деревянной церкви.

Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства в то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич.

В 1689 г. собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень.

Монастырь в XVIII в.

В 1702-1709 годах монастырь находится под особой опекой ростовского митрополита .

Расположение

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь расположен на юго-западной окраине города Ростова, на берегу озера Неро.

Как добраться

На автобусе

Из Москвы автобусы до Ростова отправляются со Щелковского автовокзала.

Поездом

Через Ростов идут многие поезда, следующие с Ярославского вокзала Москвы.

Для москвичей удобнее всего воспользоваться Ярославским экс-прессом, следующим из Москвы в 8:20 и в 16:20. Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20.

От центра города к монастырю можно доехать на автобусе или маршрутном такси (направление − к ул. Переславской; для маршрутных такси − конечная остановка, для автобусов − предпоследняя остановка), после чего потребуется дойти до монастыря три квартала по направлению к берегу озера.

На автомобиле

Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8).

От Москвы Ростов удален приблизительно 220 км, от Ярославля — на 55 км.

Повернуть в центр Ро-стова следует возле железнодорожного вокзала.

Проезд от автовокзала и железнодорожного вокзала до монастыря − по ул. Луначарского до центра города (Ростовского кремля), далее по Покровской улице (ул. Ленина) до пересечения с ул. Московской, где следует повернуть налево, к озеру, после чего Вы окажетесь в непосредственной близости от обители.