Подготовительная часть тренировочного занятия. Методика проведения учебно-тренировочного занятия. Типы организации физического воспитания

Вводная часть занятия.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов физического воспитания. Общепринятым является четырехчасовое учебно-тренировочное занятие, состоящее из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей.

Тренировочное занятие с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов строятся из трех частей, где две первые части объединяются в одну вводно- подготовительную часть, или разминку.

ü при четырехчасовом занятии вводная часть - 5 мин, подготовительная (разминка) - 25 мин, основная - 53 мин, заключительная часть - 7 мин, всего - 90 мин.

ü при трехчасовом занятии вводно-подготовительная часть (разминка)- 20-30 мин, основная - 50-60 мин, заключительная часть - 5-10 мин, всего- 90 мин.

Вводная часть занятия сводится к организации занимающихся (построение), созданию рабочей обстановки и психологического настроя на эффективное выполнение ими заданий преподавателя по обучению и совершенствованию техники физических упражнений, а также к выполнению запланированных на данное занятие объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Во вводной части перед занимающимися ставятся конкретные задачи, создается четкое представление о содержании основной части, что позволяет более плодотворно решать задачи данного тренировочного занятия.

Подготовительная часть занятия.

Разминка обеспечивает преодоление периода вырабатывания. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.

Физиологический механизм действия разминки следующий:

ü медленный бег в начале разминки приводит к раскрытию большого количества капилляров в сердечной мышце и скелетных мышцах. Активируются кровообращение и дыхание, температура внутренней среды организма повышается на 0,5-1,0˚С, что способствует увеличению проницаемости мембран легочных пузырьков, эритроцитов крови, мышечных волокон и клеток всех других тканей, повышает эффективность обмена веществ, улучшает питание тканей кислородом и питательными веществами, значительно увеличивает снабжение организма энергетическими веществами, а также повышает эффективность вывода из клеток продуктов распада, образующихся в процессе их активной деятельности;



ü гимнастические упражнения активизируют кровообращение в мышцах, мышечных сухожилиях, связках, окружающих суставы, в результате чего повышается их эластичность, что способствует увеличению работоспособности организма и профилактике травматизма.

Отсутствие разминки или небрежное ее проведение может отразиться на состоянии здоровья занимающихся (особенно сердечно-сосудистой системе) и привести к травмам.

Разминка делится на две части: общую и специальную.

Общая разминка решает задачу активизации опорно-двигательного аппарата и деятельности внутренних систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. Для достижения этого применяются медленный бег (6-15 мин) и гимнастические упражнения на все группы мышц и все части тела (15-20 мин).

Специальная разминка направлена на повышение координационных способностей, создание энергетической основы, подготовку организма к выполнению последующих, более сложных по координации движений и более интенсивной тренировочной нагрузки.

В этой части разминки выполняются специальные подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части тренировочного занятия.

Специальная часть разминки на одном занятии может выполняться несколько раз, когда занимающиеся в основной части переходят к выполнению других физических упражнений.

Например, если в основной части занятия после тренировки в спринтерском беге занимающиеся переходят к занятиям метанием, то перед началом выполнения метаний необходима специальная разминка.

Основная часть разминки.

В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием, т.е. происходит обучение и совершенствование техники физических упражнений, и выполнение тренировочной нагрузки по воспитанию физических качеств.

Выполнение задач, связанных с разучиванием техники физических упражнений большей координационной сложности, осуществляется в самом начале основной части занятия.

Тренировочные нагрузки с целью воспитания физических качеств рекомендуется планировать в следующем порядке: сначала выполняются упражнения на быстроту движений, затем- на силу и в конце- занятия на выносливость (гибкость воспитывается в процессе разминки).

Иногда эта последовательность может меняться в целях развития у занимающихся способности проявлять высокую работоспособность при различных состояниях утомления организма.

Заключительная часть занятия.

Эта часть занятия направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма в сравнительно спокойное состояние. Резкий переход от активных движений к покою включает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние.

В заключительной части применяются медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока, создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние и дать четкое представление о содержании основной части занятия: объеме, интенсивности и распределении тренировочных нагрузок. Продолжительность вводной части около 5 минут.

В подготовительной части разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания организма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, готовое к выполнению повышенных физических нагрузок.

Разминка делится на две части – общую и специальную. Задача общей разминки – активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных частей организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для достижения этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех групп мышц и частей тела. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 10 до 20 минут.

Основная часть занятия выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). К ним относятся: формирование знаний в области двигательной деятельности; обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма; воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств. Продолжительность основной части составляет 80–85 % времени, отводимого на занятие.

Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма занимающихся в сравнительно спокойное состояние. В заключительной части применяется медленный бег, ходьба, упражнение на расслабление с глубоким дыханием и т.п. В конце заключительной части рекомендуется провести анализ проделанной на занятии тренировочной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки.

Вводная часть занятия.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов физического воспитания. Общепринятым является четырехчасовое учебно-тренировочное занятие, состоящее из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей.

Тренировочное занятие с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов строятся из трех частей, где две первые части объединяются в одну вводно- подготовительную часть, или разминку.

ü при четырехчасовом занятии вводная часть - 5 мин, подготовительная (разминка) - 25 мин, основная - 53 мин, заключительная часть - 7 мин, всего - 90 мин.

ü при трехчасовом занятии вводно-подготовительная часть (разминка) - 20-30 мин, основная - 50-60 мин, заключительная часть - 5-10 мин, всего- 90 мин.

Вводная часть занятия сводится к организации занимающихся (построение), созданию рабочей обстановки и психологического настроя на эффективное выполнение ими заданий преподавателя по обучению и совершенствованию техники физических упражнений, а также к выполнению запланированных на данное занятие объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Во вводной части перед занимающимися ставятся конкретные задачи, создается четкое представление о содержании основной части, что позволяет более плодотворно решать задачи данного тренировочного занятия.

Подготовительная часть занятия.

Разминка обеспечивает преодоление периода вырабатывания. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.

Физиологический механизм действия разминки следующий:

ü медленный бег в начале разминки приводит к раскрытию большого количества капилляров в сердечной мышце и скелетных мышцах. Активируются кровообращение и дыхание, температура внутренней среды организма повышается на 0,5-1,0˚С, что способствует увеличению проницаемости мембран легочных пузырьков, эритроцитов крови, мышечных волокон и клеток всех других тканей, повышает эффективность обмена веществ, улучшает питание тканей кислородом и питательными веществами, значительно увеличивает снабжение организма энергетическими веществами, а также повышает эффективность вывода из клеток продуктов распада, образующихся в процессе их активной деятельности;

ü гимнастические упражнения активизируют кровообращение в мышцах, мышечных сухожилиях, связках, окружающих суставы, в результате чего повышается их эластичность, что способствует увеличению работоспособности организма и профилактике травматизма.

Отсутствие разминки или небрежное ее проведение может отразиться на состоянии здоровья занимающихся (особенно сердечно-сосудистой системе) и привести к травмам.

Разминка делится на две части: общую и специальную.

Общая разминка решает задачу активизации опорно-двигательного аппарата и деятельности внутренних систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. Для достижения этого применяются медленный бег (6-15 мин) и гимнастические упражнения на все группы мышц и все части тела (15-20 мин).

Специальная разминка направлена на повышение координационных способностей, создание энергетической основы, подготовку организма к выполнению последующих, более сложных по координации движений и более интенсивной тренировочной нагрузки.

В этой части разминки выполняются специальные подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части тренировочного занятия.

Специальная часть разминки на одном занятии может выполняться несколько раз, когда занимающиеся в основной части переходят к выполнению других физических упражнений.

Например, если в основной части занятия после тренировки в спринтерском беге занимающиеся переходят к занятиям метанием, то перед началом выполнения метаний необходима специальная разминка.

Основная часть разминки.

В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием, т.е. происходит обучение и совершенствование техники физических упражнений, и выполнение тренировочной нагрузки по воспитанию физических качеств.

Выполнение задач, связанных с разучиванием техники физических упражнений большей координационной сложности, осуществляется в самом начале основной части занятия.

Тренировочные нагрузки с целью воспитания физических качеств рекомендуется планировать в следующем порядке: сначала выполняются упражнения на быстроту движений, затем- на силу и в конце- занятия на выносливость (гибкость воспитывается в процессе разминки).

Иногда эта последовательность может меняться в целях развития у занимающихся способности проявлять высокую работоспособность при различных состояниях утомления организма.

Заключительная часть занятия.

Эта часть занятия направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма в сравнительно спокойное состояние. Резкий переход от активных движений к покою включает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние.

В заключительной части применяются медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

Основная тренировочных занятий для всех спортсменов - групповой или индивидуальный тренировочный урок.

Дополнительными формами занятий являются:

1. Ежедневная утренняя тренировка, обычно с малой нагрузкой. У некоторых спортсменов эта нагрузка достигает значительной величины. Спортивный опыт показывает большую эффективность утренней тренировки, зарядки. Она дает хорошие возможности для выполнения заданий тренера. Домашние задания в виде двух-трех упражнений можно делать и в другое время дня.

2. Занятия, которые проводятся помимо основных уроков и содержанием которых являются кроссы, ходьба на лыжах, баскетбол и другие виды спорта.

3. Спортивные соревнования.

Во всех приведенных выше формах занятий должно быть сохранено основное правило для любого спортивного занятия: постепенное повышение нагрузки в начале занятий, затем - основная тренировка и в заключение - снижение нагрузки. /

Тренировочные занятия строятся по общепринятой структуре урока, состоящей из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной - или трех частей: , основной и заключительной.

В зависимости от задач и содержания занятий, периодов тренировки, а главное, подготовленности спортсменов применяется первый или второй вариант.

Задачи вводной части: организация занимающихся, построение группы, отдача рапорта, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания урока, перестроение для физических упражнений. Организующее и дисциплинирующее значение имеют также строевые упражнения, повороты, ходьба и другие, включаемые в вводную часть. Общая продолжительность вводной части - 3-10 мин.

Задачи подготовительной части: общее разогревание организма занимающихся и подготовка к предстоящей нагрузке - так называемая разминка*, предварительная «проработка» мускулатуры с целью развития силы мышц и их эластичности, повышение подвижности в суставах, улучшение умения координировать свои движения и ознакомление с элементами спортивной техники.

В занятиях с новичками в подготовительную часть обычно включаются общеразвивающие упражнения, а в занятиях с более тренированными спортсменами - еще и специальные упражнения.

Подготовительная часть занимает наибольшее место в уроке в подготовительном периоде тренировки, наименьшее - в соревновательном. В связи с этим изменяется и продолжительность подготовительной части, примерно от 30 до 15 мин.

Для более подготовленных спортсменов вводная и подготовительная части заменяются разминкой. В этом случае тренировочное занятие состоит из трех частей: разминки, основной части и заключительной.

Главная задача основной части занятия: повышение всесторонней физической и специальной подготовленности у занимающихся посредством спортивной технике и тактике, воспитание волевых качеств и развитии силы, быстроты, , подвижности в суставах и ловкости.

Наиболее целесообразна такая последовательность: 1) упражнения преимущественно Для обучения технике или тактике и совершенствования в них; 2) упражнения, направленные преимущественно на развитие быстроты; 3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы; 4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости.

В отдельных случаях для решения особых задач может быть допущена и другая последовательность, например вначале основной части занятия - умеренные силовые упражнения для создания повышенной возбудимости с целью наиболее эффективного выполнения упражнений на быстроту.

В основную часть занятия обычно включают упражнения двух-трех различных направленностей из указанных выше.

Надо иметь в виду, что подготовленные спортсмены, совершенствуясь в технике, очень часто одновременно развивают физические качества.

Однако и в этих случаях следует стараться по возможности расположить упражнения в указанной последовательности.

Заключительная часть обязательна в любых тренировочных занятиях, так как посредством ее решается очень важная задача - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к исходному.

Резкий переход от тренировочной работы к покою вреден, так как может вызвать отрицательные явления в организме: ухудшение самочувствия, нарушение кровообращения, чувство неудовлетворенности от занятий. В то же время, если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицательных явлений не возникает.

Для решения основной задачи заключительной части тренировочного занятия наилучшим средством служит тренировочная работа в спокойном, равномерном темпе (например, бег) продолжительностью 3-6 мин.

Распределение времени по частям урока. Обычная продолжительность занятий (урока) - 120 мин. Типичное распределение этого времени в групповом уроке, состоящем из четырех частей, следующее:

Вводная часть 10 мин,

Подготовительная часть 30 мин.

Основная часть 70 мин.

Заключительная часть 10 мин.

Если урок состоит из трех частей, время распределяется так:

Разминка 20-30 мин.

Основная часть 90-80 мин.

Заключительная часть 10 мин.

Распределение времени по частям урока и общая его продолжительность могут быть и иными, в зависимости от задач тренировки, вида спорта, уровня подготовленности спортсмена, условий занятий. Например, у десятиборцев, стрелков, фехтовальщиков продолжительность урока нередко доходит до 3-4 часов и даже больше.

Дополнительные тренировочные упражнения. Важное значение для повышения тренированности имеют физические упражнения, выполняемые дома (в комнате и на воздухе). Продолжительность их 30- 40 мин. Такие занятия позволяют решать одну или несколько задач тренировки. Теперь почти все лучшие спортсмены выполняют тренировочные упражнения для развития физических качеств и совершенствования технике рано утром, до завтрака.

Целью этих тренировочных упражнений чаще всего служит развитие силы отдельных групп мышц. Например, бег на месте с высоким подниманием коленей можно выполнять 2-3 раза в день до предела, и это даст значительный сдвиг в беге. Для прыгуна полезны подскоки или прыжки на одной ноге, с доставанием подвешенного предмета. Дома доступно иметь мешок с песком, набивной мяч или гирю и развивать силу соответствующими упражнениями. Для этой цели можно использовать стул, спинку кровати, устроить перекладину между дверьми или подвесить кольца.

Ежедневные упражнения особенно необходимы для развития гибкости, а также для воспитания умения расслаблять мышцы.

Во время этих занятий можно совершенствовать (особенно перед большим зеркалом) и некоторые детали техники. Полезно заниматься в свободное время на воздухе, например метателю упражняться с копьем или другим снарядом, изучая замах, делая небольшие броски, скачки, повороты.

Большую пользу для развития общей и специальной выносливости и укрепления здоровья принесет бег в парке, в лесу (в спокойном и равномерном темпе в течение 5-10 мин., а для стайеров-и дольше), плавание на реке, что можно делать ежедневно. Не следует выполнять эти упражнения утром натощак, достаточно съесть пару печений и выпить полстакана молока.

При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки - активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия.

Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).

Основная часть занятий бывает простой и сложной.

    Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3000--5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол).

    В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).Основная трудность при проведении сложной основной части занятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координационной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость.

Основная часть занимает в среднем 70% времени.

В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др.

    1. Типы организации физического воспитания.

Учебная работа.

Учебная работа по физическому воспитанию студентов определяется программами курса общей физической подготовки и курсов спортивного совершенствования. Программа устанавливает объём материала по теории физического воспитания, практических занятий и нормативные требования.

В круг теоретических вопросов, подлежащих изучению, входят:

    Физическое воспитание в ВУЗах;

    Основные средства физического воспитания;

    Врачебный контроль и самоконтроль;

    Индивидуальная гимнастика, её значение и принципы проведения.

Теоретический раздел программы имеет своей задачей ознакомить студентов с общими научными основами физического воспитания студентов:

    Теоретические занятия-лекции,

    групповые теоретические занятия, беседы, обеспечивающие прохождение теоретической части программы.

Курс ОФП по практике включает в себя гимнастику, игры, лёгкую атлетику, плавание и лыжный спорт; практические занятия-уроки ОФП, спортивно-тренировочные занятия и соревнования по различным видам спорта, игр, гимнастики, обеспечивающие прохождение практической части программы.

В процессе овладения программой курса ОФП у студентов воспитывается привычка к регулярным занятиям физическими упражнениями и выявляется их спортивная направленность для последующего совершенствования в одном из видов спорта на факультативных занятиях или на занятиях в спортивных секциях студенческого коллектива физической культуры

Факультативные занятия организуются по отдельным видам спорта. Каждому студенту дано право выбрать один из видов спорта и систематически им заниматься на протяжении всего периода обучения в ВУЗе. Эти занятия проводятся в течении всего года, используются зимние и летние каникулы. Круглогодичность тренировки является обязательным и непременным условием правильной организации работы по спортивному совершенствованию.

В соответствии с задачами физического воспитания студентов программы курса спортивного совершенствования изложены по отдельным видам спорта и предусматривают два раздела: теорию и практику.

Спортивная секция.

Основное место в деятельности спортклуба занимает учебно-спортивная работа, осуществляемая в форме секционных занятий по отдельным видам спорта. Секционная работа по спорту органически увязывается со всей работой по физическому воспитанию студентов (занятия, консультации, зачёты), также она служит целям всестороннего физического развития и повышения спортивной подготовленности.

В ВУЗах наиболее широкое распространение получили спортивные игры (баскетбол и волейбол), различные виды спорта (лёгкая атлетика, лыжи, плавание и др.) и гимнастика (спортивная и художественная). Учебно-тренировочная работа проводится в течении всего учебного года.

В некоторых спортивных секциях (лёгкая атлетика, футбол, гребля и др.) основной период работы приходится на время каникул студента. В целях продолжения общего процесса и сохранения плана тренировки в течении круглого года студентам рекомендуется участвовать в занятиях и спортивных соревнованиях там, где они находятся во время каникул.

Наряду с учебной работой в спортивных секциях большое значение имеет массовая физкультурная и спортивная работа ВУЗа, осуществляемая курсом физического воспитания и спортклубом.

Массовая физкультурная работа ставит задачей рационально использовать досуг студентов для укрепления их здоровья и физической подготовки. Она проводится в виде физкультурных и агитационно-пропагандистских мероприятий.