Планы конспект по развитию речи. Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе. «Путешествие в страну слов». «Придумай предложение по схеме»

Разделы: Работа с дошкольниками

Занятие №1 “Знакомство с транспортом”

Цель: Расширять знание детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный), его использовании и назначении. Учить, правильно называть виды транспорта, формировать представление о его назначении, закрепить понятие транспорт. Учить описывать предмет, не называя его. Развивать диалогическую речь. Учить задавать вопросы и отвечать на них. Учить чётко произносить чистоговорки. Закрепить умение строить из конструктора и перестраивать из одного предмета в другой.

Ход занятия

Перед детьми выставлены игрушки: машины легковые, грузовые, лодка, вертолёт, самолёт, пароход, велосипед.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть каждую игрушку, задаёт вопросы

Зачем людям нужен транспорт?

На каком транспорте дети ездили и куда?

Выслушивает свободные высказывания детей из личного опыта.

Игра “Выбери и опеши”

Воспитатель предлагает ребёнку выбрать машину, описать, но не называть её. Один из детей прячется за ширмой и должен постараться угадать, о какой машине идёт речь.

Первое описание может сделать воспитатель.

Например:

У него есть руль, сиденье, педали и три колеса. На нём катаются дети. Или составлять описание в виде загадки: “Он перевозит грузы. У него есть кабина, кузов, четыре колеса. Он умеет сам сваливать груз. Это......

Физкультминутка в кругу

Проговаривание чистоговорки

Си – си – си – дети едут на такси
Су – су – су – дети едут по мосту

Конструирование: преобразование трамвая в автобус

Воспитатель показывает и анализирует образец трамвая, построенного заранее. Трамвай длинный в нём могут ехать много пассажиров. У трамвая много окон. Затем воспитатель рассказывает, как строить трамвай.

Положите 2 цилиндра, а на них пластину. На пластину поставьте 4 кубика на одинаковом расстоянии друг от друга, сверху положите ещё такую же длинную пластину, а на неё маленькую призму.

После объяснения дети воспроизводят постройку. Когда дети закончат работу, предлагает им закрыть глаза, а в это время берёт у одного ребёнка готовый трамвай и приставляет к своему, убирает с крыши призму.

На какой вид транспорта стала похожа постройка? (на вагончики, автобус). Воспитатель предлагает покатать игрушки на автобусе.

Итог занятия:

Мы сегодня с вами познакомились с транспортом, который ходит по нашим улицам. и теперь, когда вы выйдите из детского сада вы можете самостоятельно увидеть и рассмотреть его на улице.

Занятие №2 “Знакомство со специальным транспортом на наших улицах”

Цель: Продолжать работу над темой “Транспорт”. Развивать умение отгадывать загадки. Формировать связную речь ребёнка. Уточнить и закрепить правильное произношение звука (и) (в словосочетаниях); учить регулировать высоту голоса. Расширять представление о видах транспорта. Формировать элементарное представление о слове и предложении. Развивать фонематическое восприятие, уточнять и закреплять правильное произношение связной речи. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Ход занятия

Воспитатель задаёт детям загадки о специальном транспорте:

Высоты я не боюсь
Поднимаю в небо груз
Я – силач и великан
А зовут меня все...... (кран)

Он гигант среди машин
Едет с кузовом большим
Землю, уголь и металл
Перевозит..... (самосвал)

Очень срочно, прямо к дому
Этот транспорт мчит к больному
Врач к нему не опоздал
Быстро помощь оказал!
(скорая помощь)

Вдоль по улице, как птица
На пожар машина мчится
Ей успеть скорее надо
Огоньку задать преграду
(пожарная машина)

Помощь их всегда нужна
Помощь их всегда важна
От воров они спасут
И порядок наведут
(полицейская машина)

Ребята, почему весь транспорт пропускают вперёд машины с сиренами?

Физкультминутка

Игра “Автомобили”

Сейчас вы все станете шоферами автомобилей. Автомобили едут и сигналят: би – ип – би – ип.

Дети ходят по комнате, имитируя действия шофёра и сигнала (произносят звукосочетание би – ип, выделяя голосом звук (и). затем садятся на стульчики и занятие продолжается.

Игра: живые слова

Живыми словами будут дети. Вызывается двое ребят. 1 ребёнок будет словом “машина”, 2 ребёнок будет словом “едет”. Дети вместе с воспитателем читают предложение: Машина едет. Воспитатель переставляет детей местами и вновь читают хором “Едет машина”. Вызывается третий ребёнок. Он будет словом “быстро”. Читают: Быстро едет машина. Машина едет быстро.

Итог занятия:

Сегодня мы узнали ещё больше о транспорте. Зачем людям необходим специальный транспорт и какую работу он выполняет.

Занятие №3 “Светофор – что это такое?”

Цель: Познакомить с макетом улицы, где есть проезжая часть дороги, светофор и пешеходная часть. Закрепить знание детей об основных видах транспорта. Формировать навык дифферентации транспорта по назначению: грузовой, пассажирский. Учить заменять многозначные слова в словосочетаниях. Упражнять в правильном подборе слов. Воспитывать культуру поведения на дорогах.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать загадки, а ответы найти на карточках, которые лежат на подносах и выложить на столе по порядку

Что за чудо этот дом
Окна светлые кругом
Носит обувь из резины
А питается бензином
(автобус)

Две дорожки так узки
Две дорожки так близки
И бегут по тем дорожкам
Домики на круглых ножках
(трамвай)

По реке плывёт дом
Даже окна есть в нём
(корабль)

Я по небу лечу
Я пропеллером кручу
Если хочешь прокачу
(вертолёт)

Кто по улице спешит
Зазевался, он в рожок трубит
Би-би-би, берегись!
Би-би-би, посторонись
(автомобиль)

На двух колёсах я качу
Двумя педалями верчу
За руль держусь, гляжу вперёд
И вижу – скоро поворот
(велосипед)

Возле леса лестница лежит
Дом на лестнице стоит
Братцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк
Лишь оставили дымок!
(поезд)

Как можно назвать одним словом всё то, что вы выложили на столе? (транспорт)

Дидактическая игра “Разложи правильно”

Дети выполняют указания воспитателя и дифференцируют транспорт по месту передвижения: воздушный, наземный и водный.

На макете города расставлены машины, дорожные знаки, дома, человечки.

Что не должны водители нарушать на дорогах? (правила движения)

Правила движения
Все без исключения
И взрослые и дети
Знать всегда должны!

Послушайте загадку и скажите:

Кто следит за тем, чтобы машины на дорогах соблюдали правила движения?

Он вежливый и строгий
Он известен на весь мир
Он на улице широкой
Самый главный командир!
(светофор)

Всем водителям нужно обязательно помнить основные правила, которые всегда подскажет светофор:

Если свет зажёгся красный
Значит двигаться опасно
Свет зелёный говорит:
“Проезжайте, путь открыт!”
Жёлтый свет – предупрежденье:
“Жди сигнала для движенья!”

Воспитатель выставляет светофор. Дети рассматривают его.

Дидактическая игра: “Выложи светофор!”

Дети подбирают круги соответствующего цвета и выкладывают последовательно, изображая светофор.

Упражнение “Как сказать по другому?”

Скажи по другому! Поезд едет (идёт, мчится). Пароход идёт (плывёт). Светофор мигает (показывает, светит, указывает). Пешеходы идут (шагают, вышагивают). Полицейский указывает (показывает, направляет).

Словесная игра “Закончи предложение”

Я вызвала скорую помощь, потому что.....

  • На дороге остановилась полицейская машина, потому что......
  • Светофор включил зелёный свет, для того, чтобы.......
  • Мы поехали на велосипедах в лес, для того чтобы........

Итог занятия:

Ребята, сегодня мы с вами выяснили какую важную роль играет порядок на дорогах. И самый главный на дороге это – светофор. Без его помощи мы бы не смогли перейти улицу, доехать до детского сада и многое другое.

Занятие №4 “В гости к дяде Стёпе – милиционеру”

Цель: побуждать детей составлять короткий рассказ по картине. Формировать обобщающее слово – транспорт, различать и называть отдельные детали и части предметов. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, способность объединить с помощью воспитателя все ответы в короткий повествовательный рассказ. Побуждать отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Побуждать подбирать слова, схожие по звучанию. Воспитывать партнёрские отношения, трудолюбие и творческую активность на занятии.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к дяде Стёпе – милиционеру.

Где живёт дядя Стёпа? (в Ленинграде)

Воспитатель подводит детей к карте России. Показывает, где находиться наш посёлок, в котором мы живём, и Ленинград, где живёт дядя Стёпа милиционер.

Как мы может добраться до Ленинграда? (на поезде, самолёте, машине)

Давайте рассмотрим все варианты и выберем, что нам больше всего подойдёт.

Мы решили ехать в Ленинград на машине.

Кто расскажет, подойдёт нам машина или нет?

Дети по очереди рассказывают о транспорте, на котором можно добраться до Ленинграда.

Приходим к выводу, что нам подойдёт самолёт.

Строим из стульев самолёт и отправляемся в полёт.

В Ленинграде нас встречает дядя Стёпа милиционер. Вместе в детьми он рассматривает книги и иллюстрации к книгам С.Михалкова. узнают и называют знакомых героев, обмениваются впечатлениями.

Проводиться дидактическая игра “Подумай и скажи”

Воспитатель сообщает, что друзья из Ленинграда подарили детям игрушки:

Это мишка. Это зайка. Это лисичка. Это петрушка. Мы будем с вами подбирать к названиям игрушек слова, сходные по звучанию.

я говорю:

Лисичка – сестричка!

А вы какие слова добавите? (синичка, певичка, невеличка и т.д.)

А теперь без моей подсказки, подберите слова, сходно звучащие к слову зайка. (зайка – майка, попрыгайка, побегайка и т.д)

(мишка – шишка, малышка, топтышка и т.д)

(петрушка – ватрушка, подушка, вертушка и т.д.)

Дети благодарят дядю Стёпу и отправляются домой.

Краткий анализ проведённой работы:

Сложность проведенной работы соответствовала возрасту и особенностям речевого развития данной группы.

Цели всех занятий были достигнуты

В дальнейшем продолжать работу по формированию речи дошкольников.

Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития

План серии занятий

с детьми среднего дошкольного возраста

Приоритетная задача речевого развития серии занятий:

п/п

Наименование занятий

Оборудование

Составление описания предмета с использованием игрушек диких животных

Игрушки: лиса, заяц, медведь, загадки про лесных животных

Составление описания предметов с использованием картинок «Домашние и дикие животные»

Набор картинок «Домашние животные» (кошка с котенком, собака с кутенком, корова с теленком), «Дикие животные»

Составление связного высказывания «В гостях у лесника»

Игрушка – Лесник, картинка лес, игрушка из кукольного театра белочка

Составление рассказа «Кто заблудился?»

Игрушка – зайчик, иллюстрации фруктов, овощей

Тема: «Дикие животные»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Методические приемы:

Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием игрушек диких животных), развивающие игры «Найди первый звук», «Красный и зеленый», динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Кукла Лунтик, различные игрушки, зеленые и красные сигнальные карточки (на каждого ребенка).

Словарная работа:

Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

    Мотивация.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

Это сказочный зверек лилового цвета.

Он упал с Луны.

Этот зверек очень любознательный.

У него много друзей.

Дети: Лунтик.

Воспитатель: Правильно, это Лунтик. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не напугался.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» тихо (шепотом).

Воспитатель: Не слышит. Давайте позовем Лунтика чуть погромче.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громче.

Воспитатель: Все равно не слышит. Давайте позовем Лунтика громко.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громко.

На ширме появляется Лунтик.

Лунтик: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

    Проблема.

Воспитатель: Лунтик, конечно мы очень любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем о наших любимых игрушках. Ребята будут описывать свои любимые игрушки, а ты Лунтик постарайся угадать какая это игрушка

Составление описательных рассказов.

Рассказывание об игрушке проводится по вопросам воспитателя. Описывая с воспитателем игрушки зайца, лисы, медведя, которые угадывает Лунтик, дети отвечают на вопрос какой? Затем воспитатель обращает внимание детей не только на внешний вид зверей, но и на черты характера.

Воспитатель: А еще, Лунтик, у нас есть веселая игрушка «Ванька-Встанька», ребята, давайте покажем как мы играем с Ванькой-Встанькой.

    Динамическая пауза « Ванька – Встанька».

Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,

Ты качаться перестань-ка. Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево

Сядь немножко посиди. Приседания

По дорожке походи. Ходьба

Одевай рубашку. Повороты туловища

Встречай Неваляшку. Наклоны вперед, руки в стороны

    Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Лунтик, поиграть вместе с нами. Возьмите сигнальные карточки, если вы услышите правильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять зеленую карточку, если неправильное – красную.

Примеры:

Кукла

Вукла

Тукла

Нукла

Ташина

Дишина

Нашина

Машина

Кирамидка

Пирамидка

Нирамидка

Сирамидка

Мубик

Субик

Кубик

Мубик

Лунтик: А я тоже знаю очень интересную игру «Найди первый звук». Назовите игрушки в названии который первый звук с (с"), з (з"), л л(л").

    Рефлексия.

Лунтик: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Вы очень интересно рассказываете о своих игрушках. Я тоже нарисую такую схему и буду описывать игрушки своему другу Кузе. Спасибо вам. До свидания.

    Итог.

Воспитатель: Мы с вами сегодня не просто поиграли с Лунтиком, но и вспомнили как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры, а теперь нарисуйте свою любимую игрушку.

    Практическое задание «Моя любимая игрушка» на развитие мелкой моторики рук.

МКОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа

Дошкольная ступень образования

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Домашние и дикие животные»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи;

Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

Материал:

Картинки с животными, альбомные листы, карандаши

Словарная работа:

Расширить активный словарь за счет глаголов, качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы описательной тематики.

Литература:

    Мотивация.

Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся в зоопарк. И поедим мы на волшебном паровозике, но сесть в паровозик можно лишь, когда правильно ответишь на вопросы. Начинаем!

Слон большой, а собачка….(маленькая).

Летом тепло, а зимой …(холодно).

Кресло мягкое, а стул…(жесткий).

Дорога широкая, а тропинка…(узкая).

Мама молодая, а дедушка…(старый).

Соль соленая, а сахар…(сладкий).

Лимон кислый, а лук…(горький).

Дерево высокое, а кустик…(низкий).

Веревка толстая, а нитка…(тонкая).

У коровы хвост длинный, а у козы…(короткий).

Береза белая, а черника…(черная).

Все заняли свои места?

    Игра на обогащение словарного запаса за счет глаголов.

Воспитатель: А кто живет в лесу?

Дети: Животные.

Воспитатель: Назовите животных, которые живут в лесу. Как их называют, одним словом?

Дети перечисляют диких животных.

Воспитатель: Назовите животных, которые живут рядом с людьми. Как их, называют одним словом?

Дети перечисляют домашних животных.

    Проблема.

Воспитатель: Станция «Зоопарк». Выходите и посмотрите по сторонам, вы кого-нибудь видите? Видно животные решили с нами поиграть в прятки. Я буду описывать животное, а вы должны его угадать. Если вы правильно его угадаете, то оно непременно покажется.

Воспитатель описывает животное, дети угадывают. Если дети отгадали правильно, на мольберт выставляется картинка, на котором изображено описываемое животное. Потом воспитатель предлагает детям описать животное. (Ребенок выбирает картинку с животным, но не показывает другим детям, и описывает по схеме).

    Динамическая пауза.

Воспитатель: А теперь немного отдохнем, вместе с мишкой сделаем разминку.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания – руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил, Руки к плечам.

Головой медведь крутил. Вращение головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны.

Вот он по лесу идет. Ходьба на месте.

Ищет мишка корешки,

И малиновые кусты. Повороты туловища.

Наконец медведь наелся

И на бревнышко уселся. Дети садятся на места.

    Игра на формирование грамматического строя речи.

Воспитатель: Посмотрите, сколько животных в зоопарке. Один медведь – а если их много, как надо сказать..медведи.

Лиса…лисы.

Заяц…зайцы.

Волк…волки.

Корова…. коровы.

Белка…белки.

Собака..собаки.

Кошка…кошки.

    Игра на обогащение словаря.

У животных тоже есть мамы, папы и детки.

У тигра…тигренок.

У лисы…лисенок.

У медведя…медвежонок.

У белки…бельчонок.

У зайца…зайчонок.

А у домашних животный: у коровы…теленок.

У лошади…жеребенок.

У кошки..котенок.

У собаки…щенок.

У свиньи…поросенок.

Воспитатель: А вы знаете, как животные разговаривают?

Игра: «Кто как разговаривает».

Я буду показывать картинки с животными, а должны правильно назвать голос.

Корова…мычит.

Лошадь…ржет.

Коза…блеет.

Свинья…хрюкает.

Собака…лает.

Кошка…мяукает.

Тигр…рычит.

Волк…воет.

Медведь…ревет.

    Игра на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Воспитатель: Мы отправляемся в детский сад, а чтоб нам не скучно было ехать, мы с вами поиграем. Покажите мне рисунок с животным в названии, которого есть звук с, с", з, з", ц, ш, ж, ч, щ, л, л", р, р".

    Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в зоопарке? Каких животных мы встретили? Какие животные вам нравятся? Почему?

    Итог. Мы с вами хорошо умеем описывать животных, вы можете поиграть в игры, в которые мы с вами играли сегодня.

    Практическое задание «Мое любимое животное» на развитие мелкой моторики рук. Перед выполнением заданием проводится пальчиковая гимнастика.

МКОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа

Дошкольная ступень образования

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «В гостях у лесника»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста; упражнять детей в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;

Развивающие задачи:

Формировать умение понимать поставленную задачу;

Закрепить навыки правильного произношения;

Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;

формировать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи;

Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием графических схем), развивающие игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, динамическая пауза, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Графическая схема описания посуды, иллюстрации с изображением посуды, различные предметы посуды, альбомные листы, карандаши, трафареты «Посуда»

Словарная работа:

Расширить активный словарь за качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы описательной тематики.

    Мотивация.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет? На ширме появляется кукла –дедушка Лесник. Здравствуйте, вы кто?

Лесник. Я, дедушка Лесник. Я слежу за порядком в лесу и охраняю его. Ребята,у меня случилось горе. Я не могу дойти до своего дома в лесу.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Леснику разобраться по картинке, где находится его домик и как до него дойти. А пока мы будем искать нужную тропинку, назовите какой дом у дедушки Лесника, если он находится в лесу?

Дети называют домик «лесной».

Воспитатель: К дому Лесника ведет тропинка узкая, а дорога…. (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты ….(низкие). Вот речка глубокая, а ручеек… (мелкий). Как много тропинок в лесу! По какой нам пойти? У кого спросить? А вот, белочка! Как найти дорогу к Леснику?

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый устанавливает декорацию ветки; белка прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белочку для Лесника.

Лесник благодарит детей за помощь и приглашает детей в гости в свой лесной домик.

    Игра «Подскажи словечко» на обогащение словаря, развитие внимания.

У стола стоит Алешка,

Он раскладывает…ложки.

Помогает Милочка –

Всем кладет по …вилочке.

Маленькая Эллочка

Принесла…тарелочки.

А теперь с Наташкой

Ставит к блюдцам…чашки.

Возле них Аленка

Сыплет соль в …солонку.

В кухне варит Юля

Вкусный суп в..кастрюле.

Жарит ловко на огне

Блинчики в …сковороде.

Помогает ей Иришка –

От кастрюли держит…крышку.

Старший брат Егорка

Трет морковь на…терке.

Ну, а бабушка варвара

Села рядом с …самоваром,

Говорит: - Как рада я!

Хороша у нас семья!

Лесник. Ребята, я всегда угощаю гостей вкусным ягодным чаем. А вот мой любимый чайник.

Воспитатель: А мы знаем стихотворение о чайнике. Мы его расскажем и покажем:

    Динамическая пауза. «Чайник»

Привет, я чайник Руки вверх, помахать ими.

Большой и толстый. Руки на пояс, наклоны вправо-влево.

Вот моя ручка, Правую руку на пояс.

А вот мой носик. Левую руку вверх – рывки руками.

Если буду кипеть, Повороты кругом.

Я буду свистеть

С печки меня возьмешь, Наклоны вперед.

Чаю себе нальешь. Дети садятся на свои места.

    Игра на расширение словаря.

Лесник: Вот какая у меня красивая посуда.

Если стакан из стекла, какой он…стеклянный.

Тазик из меди…медный.

Ваза из хрусталя…хрустальная.

Ложка из метала…металлическая.

Кастрюля из алюминия…алюминиевая.

Тарелка из фарфора…фарфоровая.

    Игра на развитие звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Лесник: ах, какие вы молодцы, помогли мне добраться домой, а какие вы умные… Повторяйте за мной:

Громко: Ар-ар-ар – вот закипел самовар.

Тихо: Ку-ку-ку - я заварку принесу.

Громко: Щу-щу-щу – И вас чаем угощу.

    Рефлексия.

Лесник: Спасибо вам, ребята. Мне с вами было очень интересно: вы описывать умеете, и помогли мне найти дорогу. Но мне пора возвращаться домой. До свидания.

    Итог. Мы с вами хорошо умеем описывать. А теперь вы можете взять трафаретки и нарисовать тропинку к домику Лесника.

    Практическое задание «Дорога к домику Лесника» на развитие мелкой моторики рук с использованием трафареток. Перед выполнением заданием проводится пальчиковая гимнастика.

МКОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа

Дошкольная ступень образования

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Кто заблудился?»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста; учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобные слова в связное высказывание.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;

Развивающие задачи:

Формировать умение понимать поставленную задачу;

Закрепить навыки правильного произношения;

Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;

формировать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи;

Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Материал:

Игрушка зайчика, иллюстрации с изображением овощей и фруктов, муляжи фруктов и овощей, альбомные листы, карандаши.

Словарная работа:

Расширить активный словарь качественными прилагательными.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы описательной тематики.

    Мотивация.

На ширме появляется кукла Зайчик

Воспитатель: Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц)

Воспитатель: Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька)

Воспитатель: Здравствуй, Зайчик. Чем ты так озабочен, что у тебя случилось?

Зайчик: Здравствуйте, ребята.

Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал.

Воспитатель: Почему зайчик заплакал? (Потерялся, заблудился, лапку уколол). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный)

Воспитатель предлагает детям закончить предложения.

«Если зайчик потерялся, мы… (поможем ему найти свой дом)».

«Если зайчик уколол лапку, мы…. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)».

Воспитатель: давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся и как его нашли и утешили друзья.

Ребята составляют коллективное связное высказывание, каждый ребенок продолжает предложение, начатое взрослым или ребенком.

Зайчик: Ребята, я хочу кушать.

Воспитатель: Что кушает зайчик? (дети отвечают)

    Лексико-грамматические упражнения:

«Овощ или фрукт?» - дифференциация овощей и фруктов. Воспитатель раздает детям картинки с изображением овощей и фруктов. Затем по очереди задает детям вопрос: «У тебя овощ или фрукт?»

Дети: Яблоко – это фрукт или Помидор – это овощ.

«Что у кого?» - составление сложных предложений с союзом а.

Воспитатель: Таня, что у тебя, а что у Коли?

Дети: У меня яблоко, а Коли огурец. И так далее.

    Проблема.

Зайка: Я люблю кушать морковку, капусту – овощи, только как я их узнаю?

Воспитатель: Мы тебе поможем. Мы опишем овощи и фрукты и придя на базар ты сразу их узнаешь.

Для примера первым описывает воспитатель, а потом дети (3-4)

Зайка: Я все понял, спасибо вам, ребята. Я побежал скорее на рынок.

Воспитатель: А мы пока отдохнем.

    Динамическая пауза «Овощи».

Перед каждым упражнением воспитатель показывает муляжи овощей.

На огород мы побежим, что растет там поглядим. Бег по кругу.

Под листочками на грядке

Огурцы играют в прятки. Наклоны туловище вправо – влево.

А зеленый кабачок

Повернулся на бочок: Руки на поясе, повороты вправо-влево

Сладко спит на грядке,

Как малыш в кроватке. Ладошки сложить вместе, приложить к щеке, наклоны головы

А зеленая стрела

Очень быстро подросла. Встать на носки, поднимая руки вверх.

Жаль, нельзя взлететь стреле –

Крепко держит лук в земле. Приседания.

Смотрит с грядки грустно – грустно

Белоснежная капуста. Ходьба на мете.

Целый месяц солнце грело,

А она не загорела. Подскоки.

    Упражнение «Назови по образцу» - образование качественных прилагательных.

Зайка: Я все купил и теперь приготовлю вкусный обед: поджарю картошку, подварю свеклу…

Воспитатель: зайка, ты не правильно говоришь.

Зайка: А как надо правильно?

Воспитатель: Жарить картофель – значит, он какой?...жаренный.

Варить свеклу – значит, она какая?..вареная.

Парить репу – значит, она какая?..пареная.

Солить капусту - …соленая.

    Упражнение «Исправь Зайкины ошибки» - поиск грамматических ошибок.

Зайка: Ой как весело получается, я делаю ошибки, а вы исправляете. Давайте еще поиграем:

Маша приготовила картошка пюре….картофельное пюре.

Папа принес кабачок икру…кабачковую икру.

Бабушка испекла яблоко пирог…яблочный пирог.

В магазине яблоко сок…яблочный сок.

Мама сварила груша компот…грушевый компот.

    Упражнение «Угадай слово» - работа над звуковой стороной речи.

Зайка: Поиграем в загадки? Что в корзине у меня – сли…ва, яб..локо, гру..ша, капу..ста, кааба…чок, поми..дор, огу..рец.

    Рефлексия.

Зайка: Спасибо вам, ребята. Мне с вами было очень интересно: вы мне помогли разобраться. Я теперь знаю, как узнать овощи и фрукты. Но мне пора возвращаться домой. До свидания.

    Итог.

Воспитатель: Мы не только помогли Зайке, но и сами повторили, что называется овощами, а что фруктами. Описали фрукты и овощи.

    Практическое задание (по выбору детей): рисование, штрихование овощей и фруктов с помощью трафареток, настольные игры « Разложи фрукты и овощи», «В суп – в компот», «Собери картинку» и т.п.

Конспект урока русского языка, 1 класс

Тип урока: Урок изучения новых знаний
Павлова И.В. учитель начальных классов МКОУ "СОШ № 2 города Олонца"
Применяемые технологии и приемы: технология дифференцированного обучения, ИКТ, технология сотрудничества, проблемный диалог, продуктивное чтение, здоровьесберегающие технологии.
Тема: Развитие речи. Текст. В Сутеев «Три котёнка»
Цель: умение пересказывать текст
Задачи:
- обучать нормам речевого этикета
- формировать умение находить связь смысла содержания с пунктами составленного плана
- воспитывать культуру общения
- формировать умение ориентироваться и находить необходимую информацию в словаре
Оборудование и материалы: компьютер, Интерактивная доска, мультимедийная презентация «К уроку по Сутееву»
1. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
- У нас сегодня необычный урок русского языка.
Урок развития речи. (Слайд 1 презентации)
Красиво говорить - нелегкое дело,
Мы за него возьмемся смело.
Чтобы в речи ошибок не допускать,
Будем говорить, слушать и размышлять.
Обучающиеся внимательно проверяют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний.
- Перед вами портреты известных людей(слайд 2) Посмотрите внимательно. Назовите их имена. Кто в этом ряду показался лишним? Почему?
-На портретах изображены детские поэты, они писали стихи для детей.
Дети называют имена и фамилии поэтов:
А.С. Пушкин
С.Я. Маршак
А.Л. Барто

Четвёртый портрет нам неизвестен.
- Перед вами на слайдах(3-6) изображён детский писатель Владимир Сутеев. Чтобы узнать его биографию, ученик нашего класса Георгий Суворов от имени самого писателя поведает о себе.

Ученик рассказывает биографию Сутеева.
с показом книжной выставки писателя и выполнением интерактивного задания на доске.
(Слайд 3)

Меня зовут Владимир Григорьевич Сутеев. Родился я 5 июля в 1903 году в городе Москва. Мой отец работал врачом, очень хорошо рисовал, и его увлечение и знание искусства передалось и мне. Так, в 14 лет я уже подрабатывал, рисуя для различных выставок здравоохранения. Интересно, но я мог рисовать одной рукой и в то же самое время другой рукой писать какой-нибудь рассказ.
Мне нравилось писать для детей сказки, их у меня много, сценарии, по которым снимались советские мульфильмы. Вот некоторые из них: «Кто сказал мяу?», «Живые грибы», «Кораблик», «Мешок яблок», «Три собаки», «Страшный зверь», «Две сказки про карандаш и краски» Также я иллюстрировал не только свои книжки, но и книги Джанни Родари «Приключения Чипполино», английского писателя Муура « Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», детские сказки советских писателей Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака.
Сейчас я хочу проверить, как вы вспомните те мои произведения, которые знаете с детства. Вот Вам задание: переставьте буквы в « перепутанных словах»:
1.«блояок» («Яблоко»)
2. «аёлк» (Ёлка»)
3 «отк – ловрбыл» (« Кот – рыболов»)
4. «абубкшин догоро» («Бабушкин огород»)
5. «ядяд ишам» («Дядя Миша»)
6. «нзарые олкёас» (Разные колёса»)
7. «лонкёцып и тёуокн» (Цыплёнок и утёнок»)
8. «ымошокн и арканадш» (Мышонок и карандаш»)
9. «емулеы ркиу» («Умелые руки»)
10. «арпизканя ошкак» («Капризная кошка»)

3. Целеполагание
Игра «Угадай-ка детёнышей зверей»
Работа в парах.
- У меня на карточках написаны звери, вы дописываете рядом их детёнышей.
Корова – …
Уж-…
Мышь- …
Еж-…
Овца – …
Лошадь - …

Перед вами текст, в котором главными героями являются те детёныши, которых вы сейчас назвали и они пропущены. Догадайтесь, о ком этот текст. (Слайд 11)
Сообщение темы.

Текст. Рассказ Сутеева В.Г.« Три котёнка» .
Сейчас прозвучит этот текст. Во время чтения попробуйте определить жанр текста. Читаем вместе. (Звучит аудиозапись).
- Какой жанр текста мы прочитали?
- Почему это не сказка и не стихотворение?
Попробуйте его пересказать. Трудно? Сможете ли вы, ребята, назвать цель нашей работы на уроке.
Цель урока – научиться пересказывать текст «Три котёнка»
Личностные:
- быть внимательным к окружающему миру
3. Организация освоения новых знаний
Работа по соответствию плана рассказа тексту.
- Перед вами план рассказа(Слайд №11)
1. Котята и серая мышь.
2. Вслед за лягушкой!
3.Видим рыбку в пруду.
4. Идём домой.

Работа в парах.
-Сейчас мы разделимся по парам.
Посмотрите на составленный план. Как бы вы, первоклассники разделили расположенный на доске текст?

Беседа по конкретному содержанию данного рассказа.

Работа по первой части. (Котята и мышь.)
- Опишите цвет котят, какими они были вначале.

Сейчас посмотрите на доску. Перед вами котята. (Слайд 13) Какие из них могли быть героями нашего рассказа?
-Кто на пути котят повстречался первым?
-Изменилось ли что во внешнем виде котят после совместной погони за мышкой? Почему?
- Перескажите первую часть.
Физминутка
Мы,как мышки, маленькие(приседаем)
Мы, как рыбки, плаваем(движение «волна»)
Мы как кошки, моемся,(движения руками)
Как лягушки, прыгаем.(прыжки)

Работа над второй частью «За лягушкой»

-Куда прыгнула лягушка?

А что такое самоварная труба? (Слайд 14)
Посмотрите на слайд, на нём изображена часть русской избы, найдите в ней самоварную трубу.
- Изменилось ли что во внешнем виде котят, когда они вылезали из самоварнойтрубы? Подумайте и скажите, а почему именно такого цвета стали наши герои?
- Перескажите вторую часть.
Работа над третьей частью.
- Какие водоёмы вы знаете?
- Перед вами различные водоёмы. Выберите тот, который подходит по смыслу к нашему рассказу.
- А что такое пруд? Посмотрим в словарь. Прочитайте определение такого водоёма, как пруд.
- Какими котята стали после того, как половили рыбу в пруду?
- Перескажите третью часть.

Работа над четвёртой частью.
-Какими котята станут, вернувшись после таких приключений домой?

Перескажите 4 часть
Физминутка «Кошечка»
На чердак залезла кошка, (показывают движения кошки)
Посмотрела кошка вниз (Движения головы вниз)
Посмотрела кошка вправо. (Смотрят вправо)
Посмотрела киска влево. (Смотрят влево)
Вверх голову подняла(Смотрят вверх)
Взглядом проводила мух.(Движения глаз от правого плеча к левому)
Изогнулась, потянулась, встала лапкой на карниз
И спустилась быстро вниз

5. Первичное закрепление.
-- В начале урока мы узнали, что Сутеев был писателем. Вспомните его биографию и скажите, кем ещё был Владимир Григорьевич?(МУЛЬТИПЛИКАТОРОМ)
Попробуем и мы поработать над мультфильмом « Три котёнка» по рассказу Сутеева.
Работа по группам.
1-я группа - «Корректоры»
- Вы должны откорректировать сценарий « Три котёнка». В нём пропущены слова, искажены некоторые факты.
2-я группа – « Монтажёры»
- Вам нужно расставить кадры из мультфильма по порядку.
3-я группа – «Художники»
- Вы должны раскрасить некоторые чёрно-белые снимки в цвете в соответствии с текстом.
- Вам поручено озвучить наш мультфильм.
- За работу.
Обучающиеся выполняют работу, предложенную учителем

6. Проверка усвоения
Полученных знаний
Группы представляют свою работу.

1-я группа - «Корректоры»
2-я группа – « Монтажёры»
3-я группа – «Художники»
4-я группа – «Звукооператоры»

«Лидер» 1-й группы читает исправленный текст.
Выходят все участники 2-й группы с кадрами, расставленными по порядку.
Показывают ребятам получившиеся кадры.
На доску включается мультфильм с выключенным звуком, участники 4-й группы озвучивают его.

7.Рефлексия деятельности
(итог урока)
Подведём итог нашего урока. Перед вами незаконченные предложения. (Слайд 16)
Выберите любое предложение и продолжите его.
1. На уроке я научился …
2. Оказывается, что Владимир Сутеев …
3. Сегодня мне удалось …
4. Мне было интересно, когда …
5. Меня удивило то, что …
6. Теперь я умею …
7. Я испытал трудность при …
8. Я думаю, что в будущем …
Дети дают оценку работе на уроке

Презентация на тему: Развитие речи. Сутеев «Три котёнка»

Аннотация: Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе содержит развивающие задания, позволяющие закрепить представления детей о структуре речи, а также умение пользоваться графическими схемами и моделями.

Цели и задачи:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о структуре речи.
  • Закрепить знания детей об основных единицах речи: звуки, слоги, слова, предложения.
  • Продолжать тренировать в умении выполнять звуко-буквенный анализ слов, подбирать слоги, слова, придумывать предложения, опираясь на графические схемы-модели.
  • Развивать слуховое внимание, мышление, речь детей.
  • Работать над дикцией.
  • Воспитывать усидчивость и любовь к родной речи.

Материал к занятию:

  • Карта речи (модель), предметные картинки, модели гласных звуков (по артикуляции), схема-модель для звукового анализа слов, пеналы, схема-модель для заучивания скороговорки, схемы предложений на каждого ребенка, наборы цветных кругов для определения самооценки на каждого ребенка, простой карандаш, бумага.

Ход НОД:

За высокими горами,
За далекими лесами
Чудо- государство есть
Под названьем «Наша речь»

Сегодня я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие по родной речи, но прежде я должна выяснить, готовы ли вы к нему? Отвечайте быстро не раздумывая на мои вопросы.

Интеллектуальная разминка:

Как называются люди, которые отправляются в путешествие?

Путешествие может быть длинным, а может быть наоборот…

Путешествие может быть скучным, а наоборот….

Путешествие может быть безопасным, а наоборот…

Карта, компас, рюкзак, пылесос. Что лишнее?

Ребята, сегодня мы вспомним из чего состоит наша речь, а поможет нам в этом карта речи. На нашей карте множество островов. Как вы думаете, что означают самые маленькие острова?

Правильно, это звуки. А мы можем увидеть звуки? Чем они отличаются от букв? Почему они разного цвета?

Перед вами портреты гласных звуков. Попробуйте отгадать все гласные звуки.

1. «Узнай портрет».

А сейчас задание усложняется и я вас попрошу отгадать слово только по гласным звукам.

2. «Узнай слово по гласным звукам».

(Педагог демонстрирует картинки и называя гласные звуки в слове просит угадать его).

Картинки: верблюд, енот, носорог, ананас.

Мы знаем, что звуки есть гласные и согласные. Как могут звучать согласные звуки?

3. «Отгадайте слово по первым звукам слов».

(Педагог демонстрирует картинки: ворона, енот, тарелка, ель, рыба )

4. «Звуковой анализ слова ВЕТЕР».

(Дети выполняют звуковой анализ слова с помощью звуковых обозначений.)

И действительно, ребята, вдруг поднялся сильный ветер. Давайте изобразим как дует ветер.

Посмотрите, наши самые маленькие островки соединились в островки побольше. Как они называются? Слоги.

5. Упражнение «Дарю слог».

Ребята, сейчас я вам буду дарить слоги, а вы попробуете придумать на них слова.

6. Отгадайте слово по первым слогам других слов.

Педагог называет слова: ослик, тропа, варежка.

Динамическая пауза «Остров».

Долго шли мы по горам,
Долго плыли по морям.
Зорко всматриваясь в даль
Нажимали на педаль.
Лишь на остров мы приплыли,
Дружно все дрова рубили,
Кашу вкусную варили.
Дует с моря ветерок,
Раздувает костерок.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Упражнение на дыхание: вдох носом, медленный выдох ртом. На выдохе дети произнося звук У-у-у…

И снова сильный ветер соединил наши острова. Острова-слоги соединились в острова еще больше-слова.

7. Давайте разомнем язычки и вспомним скороговорку про слова:

Кошка, мышка, дом, окно, небо, улица, кино, солнце, радуга, трава – это разные слова.

Давайте поиграем со словами

8. «Четвертый лишний».

Апельсин, лимон, слива, клен. Что по смыслу выйдет вон?

Кошка, лошадь, кролик, крот. Кто ошибку здесь найдет?

Ель, береза, липа, мак. Что я говорю не так?

Дупло, скворечник, птенец, гнездо. Что же здесь опять не то?

И снова дует сильный ветер. Наши острова-слова встали рядом и образовалось что? Предложение.

10. «Придумай предложение по схеме».

Придумайте предложение по схеме и произнесите его с правильной интонацией.

(Дети самостоятельно придумывают предложения каждый по своей схеме и произносят его с правильной интонацией.)

Дружат гласные с согласной
Образуя вместе слог.
Та и на, запомни: Таня
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом
Получаются слова.
Ты и ква, а вместе тыква
Со и ва, читай сова.
И слова дружить умеют
И в согласье находясь
Образуют предложенье,
Могут даже и рассказ.

Итог занятия:

Ребята, наше путешествие по родной речи подошло к концу и я вас попрошу себя оценить. Как вы считаете, как вы сегодня поработали?

(Дети с помощью цветных кругов оценивают свою работу на занятии)

Кудерцева С.В.,
учитель-логопед

Тема: «Развитие речи»


Цели : 1. Развитие умения слышать звуки и называть их; 2. развитие внимания и памяти; 2. Продолжить знакомство со школьными правилами; 3. Воспитывать дружеские взаимоотношения; 4. Продолжить детей между собой.

Ход занятия.

    Орг. момент.
Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз - вперёд смотри – это три. Руки в стороны пошире – развернули на четыре. С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
    Развитие речи.
- К вам в гости пришёл Мишка - Топтыжка. Он хочет пригласить вас в чудесный дом. В этом доме чудеса: Много парт, звонок- оса, Прозвенел – и тишина. Начинать урок пора. - Что это за дом? (школа) Кто вас встретит у порога И научит вас писать. Прочитает книжек много И поставит всем вам «5». (учитель) Носят девчонки, носят мальчишки В кожаном доме тетрадки и книжки (портфель)
    Развитие внимания и памяти.
Игра «Возьмём не возьмём» (Учитель показывает предметы, дети хлопают в ладоши в том случае, если это школьные принадлежности) Предметы: ручка, альбом, тетрадь, карандаш, ластик, игрушка, пенал, учебник, воздушный шарик, картошка, мяч и т. д.
4. Звуковая разминка. - Мишутка не взял мяч, потому что он прокололся. Если на него нажимать, то будет слышно, как из него выходит воздух. Давайте представим, что мяч у нас в ладошках. Мы нажимаем на него легонько, чтобы воздух подольше выходил. И подражаем звуку воздуха. «СССССССС» Со-со-со - у Мишутки колесо. Ас-ас-ас - у нас свет погас. Ос-ос-ос - на полянке много ос. - Вспомним правило: «Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим».
5. Игра «Что изменилось?» Посмотрите, что взял Мишутка в школу. (На доске рисунок Мишки, портфеля и школьных принадлежностей) Запомните, что где находится. Глазки закрывайте, что изменилось.

Перемена «У медведя во бору»

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

А медведь рычит.

    Постановка руки.
- Мишутка пришёл в гости к лягушонку. Приложение 1 - На какой звук начинается слово лягушонок, а мишутка? (обратить внимание на буквы) - Какой последний звук в слове лягушонок, а мишутка? Заучивание стихотворения на рисунке
- Обведите красным карандашом т, что принёс в подарок медвежонок лягушонку. И раскрасьте то, из чего было варенье. Достаточно ли вам для работы одного карандаша? Какой ещё надо взять карандаш?
    Беседа «Иду в гости»
- Интересно, а Мишутка знает правила этикета? А вам знакомо это слово? Этикет – это правила поведения дома, в школе, в детском саду, на улице, в автобусе и других местах. Правила нужно знать и соблюдать. А почему, как вы думаете? - Лягушонок обрадовался приходу Мишутки: Здравствуй, Миша, проходи, Нашим гостем будешь ты. Если хочешь, посиди, Чтобы отдохнуть. Если хочешь, посмотри Красивую книжку. Если хочешь, покачай Плюшевого мишку… - Какими словами лягушонок приветствовал своего гостя? Из чего видно, что он рад? А как нужно Мишутке вести себя в гостях? А как нужно прощаться?
    Итог занятия
- У кого были в гостях? Он вам даёт домашнее задание: раскрасить мишутку и его друга лягушонка. - Выучить буквы, на которые начинаются их имена.

Разработано: Скарлыгиной Е.В.