Петр первый и находчивый солдат сказка. Александр нечаев - находчивый солдат. Каша из топора

Находчивый солдат

Про солдата и Петра Первого.

Было это или не было - поди знай, а как слышал, так и рассказываю.

Охотился как-то раз царь Пётр Первый, погнался за красным зверем, да и заблудился.

Вправо повернет - лес; влево поедет - лес; куда ни повернёт - везде лес стеной стоит. Деревья вершинами в небо упираются.

Кружил, кружил, в рожок играл - никто не отзывается. Должно стать, далеко от своих охотников отбился.

День к вечеру, а дороги нет как нет. Конь притомился, и самому отдохнуть захотелось. Только спешился, как услыхал - неподалеку кто-то песню поёт.

У обочины на камне солдат сидит и заунывную песню поёт.

Здравствуй, служба!

Здорово, - солдат отвечает.

Откуда, куда, зачем? - спрашивает Пётр.

Из отпуска, в полк, службу править. А ты кто будешь?

Зовусь Петром, гнался вот за красным зверем да сбился с пути, а теперь хорошо бы в город попасть.

Ну, ладно, - солдат говорит, - надо нам с тобой, друг, ночлег искать. До города и в день отсюда не добраться, а через час ведь совсем стемнеет. Стой тут, а я полезу на дерево, что повыше, погляжу, нет ли где поблизости жилья.

Влез солдат на самую вершину и крикнул:

Тут влево, недалеко отсюда, дым вьётся и, слышно, собака пролаяла.

Спустился и повел Петра в ту сторону, где дым виден.

Пробираются напрямик, разговаривают. Пётр про службу спрашивает да про войну со шведами.

Солдат рассказывает:

Солдатская доля - не своя воля. На войне-то всяко приходится: и жар донимает, и ветер обдувает, и дождём мочит, и ржа сердце точит. Офицеры да генералы, а особливо из чужеземцев, нашего брата, русского солдата, и за человека не считают, бьют батожьём без разбору: правого и виноватого. Коли бы солдатская воля да орудий и припасов поболе, давно бы шведа одолели. А так что: тянется война, конца-краю не видно. Вот солдаты скучают: иному хочется отца с матерью повидать, иной о жене молодой тужит, а иной скажет: «Хорошо бы царя повидать, все ему солдатские думы бы и рассказать».

А ты-то царя видал? - Пётр спрашивает.

Нет, не привелось, а слышал будто он нашим братом, солдатом, не гнушается. Справедливый, говорят, ну и крутенёк: за провинность и генерала палкой отлупит, как рассказывают.

Так они идут и идут и скоро вышли на широкую прогалину.

Перед ними высокая, большая пятистенная изба, крепким забором обнесена. Постучали - ответу нет, только собаки лай подняли.

Перемахнул солдат через забор, а на него два страшенных пса накинулись. Солдат саблю выхватил и зарубил собак.

Потом ворота отпер:

Заезжай, Петруша; хоть и не по сердцу жильё, а всё от ночи ухоронимся, да и харчами разжиться не мешает.

Только поднялись на крыльцо, как навстречу им старуха.

Здравствуй, бабушка, приюти дорожных людей на ночь да дай чего-нибудь поужинать, - солдат говорит.

Нет у меня ничего для вас, и ночевать негде, уходите, откуда пришли.

Коли так, придётся нам, Петруша, самим поглядеть, что тут творится.

Зашли в горницу, на лавке девушка сидит.

Собери, красавица, поесть, не даром просим, за деньги, - говор солдат.

Девушка в ответ только мычит да рукой показывает и приветливо улыбается.

Видишь, Петруша, немая на печь да на сундук показывает.

Открыл солдат заслонку, вытащил из печки жареного гуся; открыл сундук, а там чего-чего нет: и ветчина, и масло, и заедки разные - всяких кушаньев и напитков на двадцать человек достанет.

Поужинали, солдат говорит:

Хорошо бы теперь на боковую. Куда эта дверь ведёт? Подавай, бабка, ключ!

Нет у меня ключа, - ворчит старуха.

Приналег солдат плечом, понатужился - с треском дверь размахнулась.

А в той горнице оружие разное: пистолеты, кистени, сабли, кинжалы.

Заглянул солдат в горницу, закрыл дверь, сам думает: «Вот оно что, не к добрым людям угодили. По всему видать, хозяева - разбойники».

А Петру только и сказал:

Тут негде лечь, пойдём на чердак ночевать, там просторнее да и посветлее.

Разыскал солдат два снопа соломы. Поднялись по приставной лесенке на чердак.

Ты, Петруша, видать, очень крепко умаялся, ложись первый, а я караульным останусь, потом я посплю, а ты покараулишь.

Пётр только успел лечь - сразу уснул как убитый.

А солдат примостился возле люка с саблей наголо.

Немного времени прошло - шум, свист послышался. Ворота размахнулись, слышно - трое верховых приехали. Переговариваются:

Куда девку девать?

Запри в чулан покуда, сейчас некогда с ней возиться.

В ту пору старуха вышла во двор, рассказывает:

Приехали на одном коне двое каких-то, собак зарубили, в горнице хозяйничали как хотели.

Где они?

Спят на чердаке, - старуха отвечает.

Ну и пусть спят, вот поужинаем и управимся с ними - век не проснутся.

Ушли разбойники в горницу, стали пировать, и скоро все захмелели.

Старший саблю взял.

Ну-ка, пойду гостей проведаю.

Идёт по сеням, слышит - спят, храпят в два голоса на чердаке. Пётр спит, беды-невзгоды не чует, а солдат притворяется: храпит, будто тоже спит; сам весь подобрался, сидит над люком, и сабля занесена. Разбойник безо всякой опаски раз, раз по лесенке - и только высунулся, как солдат отсёк ему голову, словно качан капусты снял.

Одним меньше!

А те два разбойника вино пьют, третьего ждут, дождаться не могут. Поднялся один, кинжал прихватил:

Куда он там запропастился? Наливай, я сейчас ворочусь.

Идёт по сеням, пошатывается. Слышно, на лесенку вступил... Солдат и этому голову отсёк так же, как первому. Потом таким же манером и с третьим разбойником управился.

Стала заря заниматься, будит солдат Петра:

Вставай, друг Петруша, вставай! Ты поспал, а я повоевал; пора в путь-дорогу отправляться.

Проснулся Пётр, стал спускаться вниз, увидал - разбойники валяются:

Чего меня не разбудил, вдвоём-то бы легче справились.

Мне не привыкать стать, со шведами сражался, управлялся, а эта пакость не устрашит. Знаешь поговорку: русский солдат в воде не тонет и в огне не горит.

В сенях встретила их немая, стала мычать и руками размахивать. Насилу догадались, про что она сказать хочет: «Старуха убежала из дому».

Потом повела к чулану, на замок показывает и топор солдату подала.

Сбил солдат замок, размахнул дверь - а там девушка, писаная красавица, связанная лежит.

Развязали, освободили девушку. Немая повела их на двор, указала на каменную плиту, знаками учит: «Подымайте, дескать».

Плиту подняли, а там ход в подземелье. Спустился солдат в тайник и видит богатства несметные: и серебро, и золото, и бархат, и парча, и каменья самоцветные.

Набрал солдат в походный ранец золота, сколько мог унести, набрал и для товарища мешочек золота, выбрался, плиту на прежнее место сдвинул.

Ну, Петруша, станем коней седлать, ехать надо.

Оседлали четырёх коней, девушек обеих усадили, сами сели и поехали.

Я человек походный, - солдат говорит, - а ты, Петруша, коли не женат, приглядись к девушке-то; красотой не обижена, да и отец у неё богатейший купец, сказывает - приданным наградит.

Усмехнулся Пётр:

Там видно будет.

К вечеру добрались до столицы.

Ну, вот что, служивый, у заставы мы расстанемся. Ты с девушками поезжай вот на такой-то постоялый двор, а я поеду знакомого разыскивать. Как разыщу, так дам тебе знать.

На том они и расстались.

Солдат привёз девушек на постоялый, двор, куда охотник указал. Заказали ужин богатый.

И только сели за стол, как вдруг к воротам подкатила карета, шестериком запряжённая. Карету конные солдаты окружают. Впереди офицер едет.

«Что такое? - солдат думает. - Уж не проведали ли, что я разбойников порешил да маленько разбойничьими деньгами попользовался?»

В ту пору как раз вошёл офицер и строго так спрашивает сидельца:

Где тут такие-то постояльцы: солдат и с ним две девушки?

Сиделец дрожит, слова вымолвить не может.

«Так и есть, за мной,» - смекнул солдат и говорит:

Я век по судам не хаживал и сейчас в полк тороплюсь, недосуг мне, а что до денег, так берите их, прах их возьми, мне на войне только лишний груз таскать.

Ладно, ладно, не разговаривай, - приказывает офицер, - садитесь все трое в карету, там разберутся без нас!

Сел солдат с девушками в карету. Поехали.

Подкатила карета к царскому дворцу.

На крыльце генералов видимо-невидимо, и все к одному высокому повертываются, честь отдают, государем называют. А он обличьем всем - ну как есть вылитый вчерашний охотник Петруша.

Подозвал царь солдата:

Ну, служивый, здорово! Узнаёшь меня?

Солдат стал во фрунт, вытянулся, глядит на царя, глазом не сморгнёт. Царь обнял солдата, подмигнул:

Не робей, служба, при мне и чужеземные генералы не посмеют без вины батожьём бить.

Ох, государь, - говорит перепугавшийся солдат, - я ведь с тобой по-простому говорил, а коли что и не так сказал, не вели казнить: лучше я на войне за отечество голову сложу.

Пётр Первый и находчивый солдат.

Царю Петру хотелось самому до всего дознаться. Переоденется он иной раз в простое платье и пойдет по городу: слушает людскую молву и сам в разговоры вступает.

Вот как-то раз зашёл он таким манером в трактир. А день был праздничный. Народу в трактире много набралось. Сидят по трое, по четверо, и кто о чём разговоры ведут.

Огляделся Пётр и подсел к крайнему столику, а за столом солдат сидит.

Пётр спрашивает:

Откуда родом, служивый?

Костромской я, - солдат отвечает.

Улыбнулся Пётр:

Земляки, значит. Дед мой то-же из костромских.

А по какой части земляк? Чего в городе делаешь?

Мастеровой я, по плотницкой части. Пётр Алексеев зовусь.

Вот-вот, - подхватил солдат, - так я и думал. У нас, у костромских, это первое ремесло. И дед, и родитель, и сам я - тоже плотники. А что, земляк, закажем графинчик?

Пётр отказывается:

Денег нет. Да и тебе ведь рано утром вставать - служба!

Это ничего, а денег нет - палаш заложим.

Пётр уговаривает:

Что ты, земляк, выдумал! Палаш заложишь - а вдруг ночью тревога, что станешь делать?

Смеётся солдат:

Наши офицеры да генерал спят до полудня. Семь раз можно выкупить заклад.

Ну, ты как хочешь, а мне домой пора.

Поднялся Пётр и ушёл. А солдат палаш заложил, выпил графинчик и с песенками отправился в казарму.

Утром, ни свет ни заря, в полку тревога.

Царский смотр, царский смотр! Царь приехал в полк!

Солдат вскочил, амуницию надел, а палаша нет. Что делать?

Раздумывать недосуг. Обстругал лучинку, рукоятку сажей зачернили сунул лучинку в ножны.

А офицеры от малого до большого и сам генерал бегают, суетятся.

Царь прошёл по рядам раз, другой, увидал солдата.

Приказывает:

Четыре шага вперед!

Солдат исполнил команду, вышел перед строем.

Покажи, как учат вас строевой службе. Руби меня палашом!

Никак нет, не могу поднять оружие против вашего величества.

Руби - я приказываю!

Схватился солдат за рукоять и закричал во всю мочь:

Господи, обрати сие грозное оружие в древо!

Размахнулся и ударил Петра - только щепки полетели.

Все солдаты и офицеры ни живы ни мертвы стоят, а полковой поп молиться стал:

Чудо, чудо бог даровал!

Подмигнул Пётр солдату и чуть слышно сказал:

Ну, молодец! Люблю этаких. Три дня на гауптвахте посиди, а потом в штурманскую школу ступай.

Царю Петру хотелось самому до всего дознаться. Переоденется он иной раз в простое платье и пойдет по городу: слушает людскую молву и сам в разговоры вступает.
Вот как–то раз зашёл он таким манером в трактир. А день был праздничный. Народу в трактире много набралось. Сидят по трое, по четверо, и кто о чём разговоры ведут.
Огляделся Пётр и подсел к крайнему столику, а за столом солдат сидит.
Пётр спрашивает:
– Откуда родом, служивый?
– Костромской я, – солдат отвечает.
Улыбнулся Пётр:
– Земляки, значит. Дед мой то–же из костромских.
– А по какой части земляк? Чего в городе делаешь?
– Мастеровой я, по плотницкой части. Пётр Алексеев зовусь.
– Вот–вот, – подхватил солдат, – так я и думал. У нас, у костромских, это первое ремесло. И дед, и родитель, и сам я – тоже плотники. А что, земляк, закажем графинчик?
Пётр отказывается:
– Денег нет. Да и тебе ведь рано утром вставать – служба!
– Это ничего, а денег нет – палаш заложим.
Пётр уговаривает:
– Что ты, земляк, выдумал! Палаш заложишь – а вдруг ночью тревога, что станешь делать?
Смеётся солдат:
– Наши офицеры да генерал спят до полудня. Семь раз можно выкупить заклад.
– Ну, ты как хочешь, а мне домой пора.

Поднялся Пётр и ушёл. А солдат палаш заложил, выпил графинчик и с песенками отправился в казарму.
Утром, ни свет ни заря, в полку тревога.
– Царский смотр, царский смотр! Царь приехал в полк!
Солдат вскочил, амуницию надел, а палаша нет. Что делать?
Раздумывать недосуг. Обстругал лучинку, рукоятку сажей зачернили сунул лучинку в ножны.
А офицеры от малого до большого и сам генерал бегают, суетятся.
Царь прошёл по рядам раз, другой, увидал солдата.
Приказывает:
– Четыре шага вперед!
Солдат исполнил команду, вышел перед строем.
– Покажи, как учат вас строевой службе. Руби меня палашом!
– Никак нет, не могу поднять оружие против вашего величества.
– Руби – я приказываю!
Схватился солдат за рукоять и закричал во всю мочь:
– Господи, обрати сие грозное оружие в древо!
Размахнулся и ударил Петра – только щепки полетели.
Все солдаты и офицеры ни живы ни мертвы стоят, а полковой поп молиться стал:
– Чудо, чудо бог даровал!
Подмигнул Пётр солдату и чуть слышно сказал:
– Ну, молодец! Люблю этаких. Три дня на гауптвахте посиди, а потом в штурманскую школу ступай.

пересказал: Нечаев А.Н.

Конспект урока чтения для учащихся 4 "В" класса МБОУ СОШ № 1, проведенного студенткой 4 "А" курса ГБПОУ "КонстПК", специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Матушкиной Александрой Владимировной

Тема: Народные сказки «Находчивый солдат»

Цели: познакомить учащихся с содержанием произведения сказки «Находчивый солдат»

Ход урока

    Организационный момент

    Приветствие (знакомство)

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок чтения проведу у вас я, зовут меня Александра Владимировна.

II . Повторение изученного

Сейчас мы с вами повторим, что такое народные сказки, и какие вы знаете народные сказки.

1. Составление хронологии по сказке «Василиса Прекрасная» (презентация)

2. Повторение объяснений слов

Давайте сейчас с вами повторим, кто такая Баба Яга, кто такая Лада, Перун, Змей Горыныч, Кощей, Остров Буян, Ярило?

3. Опрос по народным сказкам (презентация)

1. Одно из имен Василисы? (Прекрасная, Премудрая)

2. Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар-птицей? (Берендей)

3. Яблоки, дающие молодость? (Молодильные)

4. Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (Дуб)

5. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)

6. Кот в русских народных сказках? (Баюн)

8. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка? (Лягушка)

9. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата? (Баба Яга)

10. Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса? (Леший)

11. Самый одинокий представитель нечистой силы? (Водяной)

12. Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора)

13. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного,

неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

(Каша из топора)

14. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка)

15. Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)

16. Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок)

17. Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста? (Пузырь)

18. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочная долгожителей? (Игла)

19. Назовите имя царевны, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Несмеяна)

20. По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей? (За невестой, за молодильными яблочками и за жар – птицей)

21. Какую награду обещают сказочные цари, сказочным героям? (Пол царства, дочь)

22. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне-

И женился на царевне. (Емеля)

23. Как звался первый летательный аппарат? (Ступа)

Молодцы ребята, вы активно работали на уроке.

III . Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами продолжим изучать раздел народные сказки.

Тема нашего урока русская народная сказка «Находчивый солдат».

Перед чтением сказки проведем словарную работу.

1. Чтения рассказа учителем

Откройте свои учебники на стр. 35

Слушаете внимательно, чтобы могли ответить на вопрос. Кто герои сказки? (Петр I , и служивый)

2. Чтение сказки детьми по цепочке

3. Анализ произведения

Разберемся в прочитанном

1. Расскажи о поступках солдата?

2. Объедини в группы близкие по смыслу слова:

Хитрый, Смекалистый, Находчивый, Изворотливый, Изобретательный.

Объясни их различие.

Какие из этих слов можно использовать для характеристики солдата?

Попробуй подобрать и другие слова. (Смекалистый, находчивый)

3. Что ты узнал о Петре I из сказки «Находчивый солдат»? Какие качества царя раскрываются в словах:

«Ну, молодец! Люблю этаких. Три дня на гауптаве посиди, а потом в штурманскую школу отправляйся?»

4. В третьем классе ты читал сказку «Кашу из топора»

а) Сравни солдат из сказок «каша из топора» и «Находчивый солдат»

б) Как относится к солдатам люди, сочинявшие эти сказки? Обоснуй свой вывод.

5. Что ты знаешь о русском императоре Петре I ? Прочитай о нём в детской энциклопедии «История». Расскажи товарищам о том, что показалось тебе особенно интересным. (Триста лет тому назад, в 1672 г., когда родился царевич Петр. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости, построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению государством энергичных и образованных людей. И царь Петр учился сам и заставлял учиться своих подданных. Во многом он отличался от других царей. Это был выдающийся государственный деятель, талантливый полководец и флотоводец, он участвовал во многих сражениях. Петр I был образованным человеком, хорошо знал математику, артиллерийское и морское дело. Любил работать в кузнице, на токарном станке, плотничать, слесарить. Он владел 14 ремеслами, в Голландии царь получил звание корабельного плотника, в Англии - инженера.)

4. Словарная работа

Палаш – прямая длинная тяжёлая сабля с широким лезвием.

Гауптвахта – помещение, в котором держали арестованных – провинившихся военных.

Штурман – специалист по кораблевождению.

Амуниция – снаряжение солдата (т.е военная форма)

Заклад – имущество или другие ценности.

IV . Работа в рабочей тетради

Откройте учебник на стр. 11, работа № 2 Раздел «Народные сказки»

Прочитайте отрывок из текста «Василиса Прекрасная» учебник 4 кл. часть 1, стр. 31

Прочитает нам его…

1. Что такое сказка?

Сказка – это вид устного повествования с фантастическим вымыслом;

2.Как правильно сказать?

Это отрывок из: сказки;

3.Определи основную мысль данного отрывка. Сформулируй и запиши её.

4.Раздели предложенный отрывок а три части. Озаглавь каждую часть текста.

1)Матушка для Василисы;

2)Куколка Василисы;

3)Василиса Красавица;

Какой была Василиса? Почему она с каждым днем все хорошела и хорошела.

Василиса была доброй, всю работу делает, всем угождала. Ей куколка помогала.

2.Подбери синонимы к словам:

Привередливый – брезгливый, заевшийся, капризный, чистоплюйский.

Потужить – погоревать, потосковать, погрустить, покручиниться.

Потчевать – Угощать, поить, предлагать.

IV . Итог урока.

С какой сказкой вы сегодня познакомились?

Сегодня на уроке хорошо работали…

Учитель_____________ Тарахтиева Н.П.

Методист____________ Шевченко И.С

Русская народная сказка "Находчивый солдат"

Жанр: народная бытовая сказка

Главные герои сказки "Находчивый солдат" и их характеристика

  1. Царь Петр Первый. Хитрый, умный, любопытный, строгий, справедливый
  2. Солдат. Весельчак и гуляка, легкомысленный, остроумный, находчивый.
План пересказа сказки "Находчивый солдат"
  1. Характер царя Петра
  2. Земляки
  3. Заложенный палаш
  4. Царский смотр
  5. Деревяшка в ножнах
  6. Приказ царя
  7. Царская справедливость
Кратчайшее содержание сказки "Находчивый солдат" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Любил царь Петр походить неузнанным среди простого народа.
  2. Встретил Петр в кабаке земляка, а тот выпить предлагает, да палаш заложить хочет
  3. Отказался Петр, ушел, а утром внезапный смотр устроил
  4. Солдат в панике в ножны деревяшку сунул, только ручку сажей зачернил.
  5. Царь приказывает ударить себя палашом, и тот разлетается в щепы
  6. Царь хвалит солдата за находчивость и приглашает в штурманскую школу.
Главная мысль сказки "Находчивый солдат"
Находчивость может и на поле боя выручить, и царский гнев отвести.

Чему учит сказка "Находчивый солдат"
Сказка учит не нарушать дисциплину, не закладывать казенное имущество, не ходить по кабакам и ресторанам. Учит быть смелым и находчивым, учит находить выход в любой ситуации. Учит иметь чувство юмора.

Отзыв на сказку "Находчивый солдат"
Мне понравилось в этой сказке, что солдат быстро сообразил, как отвести от себя беду. Он притворился, что случилось чудо и многие в это поверили. Царь Петр знал правду, но ему понравилась находчивость солдата и он не стал наказывать его.

Пословицы к сказке "Находчивый солдат"
Находчивость - великая сила.
Смекалка и воду останавливает.
Подальше от царей - вот и будешь целей.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Находчивого не озадачишь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Находчивый солдат"
Правил раньше на Руси царь Петр Первый. И любил царь до всего сам дознаваться. Вот переоденется в простую одежду и пойдет по трактирам гулять, слушать, кто что говорить будет.
Один раз заходит царь Петр в трактир. Видит, сидит за столом солдат. Подсел царь к нему, здоровается, спрашивает из каковских солдат будет. Узнав, что солдат из костромских, улыбается, и сообщает, что и сам костромской. Дескать плотник.
Солдат радуется земляку и предлагает заложить палаш, чтобы напиться. Царь Петр пытается урезонить солдата, спрашивая, что тот будет делать, случись ночью тревога. А солдат отвечает, что его генералы спят до полудня.
Но Петр отказался пить и ушел. А солдат заложил палаш, напился и в полк пошел. А утром рано царский смотр, все на плац, а у солдата палаша нет. Тогда солдат берет деревяшку, ручку сажей зачернил, да в ножны сунул.
Идет царь Петр мимом солдатских рядов, видит знакомого солдата. Командует сделать четыре шага вперед, а потом приказывает рубить себя палашом. Солдат отвечает, что не может поднять оружие на царя, но царь приказывает строже. И солдат с криком: "Господи! Сделай это оружие деревом!", бьет Петра Первого деревяшкой. Та разлетается в щепы.
Все замерли, поп молится, о чуде вещает, а царь Петр улыбнулся и тихонько солдату говорит: "Молодец! Находчивый. Три дня гауптвахты и в штурманскую школу пойдешь".

Рисунки и иллюстрации к сказке "Находчивый солдат"