Основные виды политической идеологии, типы, формы и признаки. Россия: государство без идеологии, общество без национальной идеи

В последнее время в России всё чаще звучат голоса о необходимости разработки собственной идеологии, которая бы отражала взгляды и идеи, в которых осознаются и оцениваются отношения российского общества к действительности и самому себе, которая бы выражала интересы государства и общества, которая была бы основана на общечеловеческих идеалах, нормах и ценностях, воспринимаемых большинством. После краха коммунистической идеологии и последовавшего за ним развала Советского Союза в России непрерывно ведётся поиск официальной идеологии, который, как показало время, результатов пока не дал.

Идеологические изыскания осуществляются на фоне неутихающих споров о том, нужна ли официальная идеология или нет. Примерно треть населения считает, что России официальная идеология не нужна, тогда как с 1991 года страна живёт в условиях доминирования капитализма (общественная идеология), проявляющего себя в совокупности демократии (политическая идеология), либерализма (экономическая идеология) и консерватизма (организационная или корпоративная идеология). Идеология капитализма, суть которой – власть денег, моментально заместила господствовавшую в советский период коммунистическую идеологию с её экономико-политической основой, в качестве которой выступал марксизм-ленинизм.

Первый и последний Президент СССР Горбачёв М.С., положивший начало ликвидации принципа верховенства идеологической власти над государственной, тем самым разрушил саму суть идеократического общества. А завершил его Президент России Ельцин Б.Н., который своим указом о запрете КПСС закрепил вхождение России в западную цивилизацию, в которой отсутствует идеократические общества, где идеологическая власть подчинена государственной власти. Роль главного идеолога в данном случае формально принадлежит Президенту страны, выступающему в качестве ответственного проводника влияния внешнего управления, осуществляемого Западом на основе либерально-демократического воздействия идеологического характера на управляемое общество.

Попытка западного мира наложить либерально-демократические ценности на специфику России, осуществлённая руками российских демократов-реформаторов привела к формированию уродливого явления под названием «российский капитализм», результаты функционирования входят в явное противоречие с цивилизационной спецификой России. Специфика русской цивилизации, в отличие от западной (атлантической), основанной на либерально-демократических ценностях, крайнем индивидуализме и потребительстве, и восточной с регулирующей ролью религии и её абсолютным преобладанием над государством, заключена в:

Жизни ради реализации Божьего замысла;

Вере как главной опоре русского народа;

Верности традициям и истории;

Социальной справедливости;

Целостности общественной и государственной жизни;

Жертвенности;

Духовности;

Самокритичности и готовности к самораскаянию;

Державности.

Отсюда и явная нестыковка внедрённой западной идеологии с сознанием русского человека. Данное несоответствие чрезвычайно опасно для России. Ведь именно идеология лежит в основе возникновения и функционирования любого государства. Несоответствие подобного рода означает только одно: существование государства теряет свой смысл и предназначение, а, значит, самоликвидируется. Фактически под механизм российской государственности заложена бомба замедленного действия в виде западной либеральной идеологии, под воздействием которой государство перестаёт играть общественно значимую роль – формирование благоприятных условий для самореализации общества, а начинает выполнять функцию обеспечения роста социального благосостояния западного общества за счёт всех имеющихся у государства ресурсов и в ущерб социальному благосостоянию собственного общества. Такое положение неизбежно приводит к социальным протестам, на волне которых при активном содействии стран Запада к власти приходит лояльный им режим, и страна в виде колонии со всеми её ресурсами переходит под полный контроль Запада.

Следует отметить, что разрушение коммунистической идеологии проходило под лозунгом деидеологизации вначале советского, а затем и российского общества, что, собственно, и привело к формированию мнения определённой части российского общества о том, что в России после краха советской идеологической системы сформировалось безидеологическое общество.

Разрушив идеологические основы государственности России, Ельцин Б.Н. под влиянием своего помощника по идеологическим вопросам Илюшина В.В. в 1996 году заявил о необходимости разработки официальной идеологии России.

Но, как показало время, создание идеологии оказалось делом весьма сложным. Разработка идеологии требует глубокого понимания сущности процессов устойчивого развития, которое невозможно без знаний особенностей взаимодействия культуры, экономики и общества, в основе которого положена взаимосвязь между управлением, государственным регулированием экономики и экономической деятельностью общества. По причине отсутствия соответствующих знаний разработчики официальной идеологии России быстро охладели к проблеме её создания. Но самое главное состоит в том, что разработчики так и не смогли определить, какую именно идеологию необходимо разрабатывать: неоконсервативную, неолиберальную, социал-демократическую или ещё какую-либо идеологию. Это обстоятельство и привело разработчиков к их отказу от создания официальной идеологии России. В результате тщетных изысканий было принято удивительное по своей некомпетентности решение о том, что идеология сформируется сама по себе в общественном сознании российского общества.

Немалую роль в отказе от разработки официальной идеологии России сыграли Гайдар Е.Т. и другие радикальные реформаторы, которые отвергали необходимость разработки идеологии, признавая её формой ложного сознания. Они, соглашаясь с мнением западного философа Пайпа К., утверждавшего, что государство должно быть нейтральным по отношению к идеологии, что государственная идеология несовместима с демократическими устоями, а стремление к демократическому обществу предполагает плюрализм идеологий. И это всё происходило на фоне активного утверждения западной идеологической доктрины в сознание российского общества, что только усугубило положение страны и прочно поставило российское государство на путь самоуничтожения.

После неудачной попытки создания новой идеологии в России неоднократно предпринимались попытки вброса в общественное сознание лозунгов о создании идеологии. Так, до 2006 г. имел место лозунг создания объединяющей идеологии, затем в 2006 г. была выдвинута идея создания патриотической идеологии. В 2007 г. была попытка внедрения идеи о создании консервативной идеологии с российской спецификой, основанной на российских православных ценностях и традициях.

В настоящее время происходит активизация неоконсервативных ценностей, закамуфлированных под так называемую модернистскую идеологию. Наряду с модернистской идеологией в России продолжает разрабатываться и русская консервативная идеология, которая была обозначена ещё на предшествующем этапе эволюции идеологических преобразований российского общества. В результате возникло взаимодействие между русской консервативной идеологией евразийского толка и модернистской идеологией. Но всё же идеологическое будущее России не связано с этими идеологическими конструкциями, ибо при всей кажущейся на данный момент привлекательности данные идеологии не могут обеспечить баланс интересов различных слоёв общества, продуцируют социальное иждивенчество, абсолютизируют экономический принцип. По этой причине они не могут быть восприняты российским обществом как естественные, отражающие глубинную сущность, характер русского человека и специфику русской цивилизации.

Проблема разработки официальной идеологии России может быть решена посредством применения нестандартного междисциплинароного подхода и новаторских решений, современных знаний о структуре идеологии и сути механизма её влияния на общественное сознание.

Прежде всего, предстоит дать ответ на вопрос, почему именно идеология необходима для формирования успешного общества и какова содержательная структура официальной идеологии России.

Успех любого общества неразрывно связан с официальной идеологией и сознанием самого общества. Идеология – это, прежде всего, информация. Информация представляет собой универсальное свойство предметов, явлений, процессов, заключающееся в способности воспринимать внутреннее состояние и воздействие окружающей среды, преобразовывать полученные сведения и передавать результаты обработки другим предметам, явлениям, процессам. Идеология имеет трёхмерную структуру, включающую в себя идеалы, нормы и ценности. Идеология прямо связана с общественным сознанием. Согласно современным научным взглядам, общественное сознание следует понимать как единое человеческое начало, являющееся частью вселенского начала, как высшую форму развития информации – творящую информацию.

Имея одинаковую информационную природу, идеология и сознание являются неразрывными сущностями. Это единство обусловлено ещё и тем, что человек (а это, прежде всего, кибернетическая система) имеет акупунктурную систему, способную воспринимать сигналы извне и затем трансформировать их в соответствующие формы внутренней активности. Именно поэтому идеология всегда направлена на общественное сознание, посредством которого формируется и существует реальность особого рода – общество, осуществляется его экономическая деятельность и реализуется устойчивое развитие.

Сознание выступает в качестве посредника, объединяющего, с одной стороны, все виды экономической деятельности, а с другой стороны – все составные элементы идеологии. Но сознание способно на большее. Сознание создает мыслеформы – некоторые устойчивые образования, несущие определенную информацию. Оно способно не только создавать мыслеформы, но и объективизировать их по своему желанию из виртуальных частиц. Из этого следует, что мысль, возникшая у человека под влиянием идеологии, представляет собой универсальную энергетическую субстанцию, способную трансформироваться в любые виды экономической деятельности, в процессе реализации которой человек и общество в целом получают импульс в своём развитии.

Так что же происходит, когда в общественное сознание поступает идеологическая установка в виде совокупности идеалов, норм и ценностей? На уровне отдельного человека происходит спиновая поляризация частиц мозга. Так как между отделами головного мозга, а также между головным мозгом и остальными системами организма существует связь, эта идеологическая установка может быть легко преобразована в биохимические рефлексы организма в целом. В частности, установочные рефлексы коры головного мозга преобразуются в нейрохимические и гормональные процессы, проходя через гипоталамус (главная нервная структура, поддерживающая гомеостаз – динамическое равновесие организма), отвечающий за многие системы организма, включая и иммунную систему.

Среди химических систем, регулируемых гипоталамусом, имеется большое число нейропептидов, включая хорошо известные сегодня эндорфины (гормоны радости и удовольствия), имеющие совершенно сходное с опиумом успокаивающее и обезболивающее действие. Нейропептиды обладают дуализмом: иногда ведут себя как гормоны (химические вещества, вызывающие изменения в функционировании организма), а иногда – как нейропередатчики (химические вещества, вызывающие изменения в функционировании головного мозга).

Действуя как нейропередатчики в головном мозге, нейропептиды обеспечивают открытие новых нейронных дорожек, сетей и рефлексов. Это означает, что большая доза нейропептидов оказывает на мозг такое же влияние, как и большая доза любого психоделического вещества, давая возможность воспринимать мир по-новому.

Иными словами, происходит существенное увеличение количества информации, обрабатываемой за единицу времени. Чем больше новых цепей образуется в мозге, тем больше информации мозг способен уловить в самых простых и обыденных предметах и событиях. Большой выброс нейропептидов может восприниматься как озарение или «видение всего мира».

Таким образом, идеологическая установка как информация активизирует мыслительный процесс в том или ином направлении. Мысли – это самоорганизующие образования, которые мы ощущаем как образы и идеи. И здесь определяющим является качество и направленность идей, то есть от содержания идеологии зависит уровень мышления как отдельного человека, так и типичный способ мышления, склад ума, мировосприятия, умонастроения всего общества или общественный менталитет.

Влияя через общественное сознание и мышление на мировоззрение и менталитет, идеология способна разрушить общественные устои, внести хаос в общественные отношения, способствует деградации человеческой личности вплоть до уровня психической аномалии (именно этим объясняется неадекватность, граничащая с психическими отклонениями, рассуждений западных и украинских политиков о сути происходящего сегодня в мире, что определяет антиобщественный и зачастую откровенно преступный характер их действий) или же наоборот, может обеспечить благоприятные возможности для достижения социального успеха и всестороннего развития человеческой личности. Идеология по своей сути является самым мощным оружием в современной войне, которым уже давно пользуется Запад в своих интересах.

Внедряя по всему миру либерально-демократические ценности, западные страны проводят неоколониальную политику, которая даёт им шанс на выживание в современных условиях жизни. Страны, попавшие под влияние западных ценностей, превращаются в стремительно деградирующие территории, находящиеся под полным контролем Запада.

Отсюда возникает проблема противодействия цивилизационной экспансии западного мира, которая в последние десятилетия приобрела угрожающие размеры для всего человечества. Не является исключением и Россия, находящаяся в положении колонии по отношению к западному миру.

Необходимость формирования официальной российской идеологии связана ещё и с тем, что её позитивное определение будет способствовать решению проблемы общественной консолидации и государственной целостности России, вызванной потрясением основ российского общества в 90-е годы прошлого столетия и обострившейся в последние годы в связи с движением России в направлении государственного суверенитета.

Несмотря на качественное изменение государственной политики России и явные успеха избранного курса, до настоящего времени остаётся нерешённой проблема официальной идеологии Российской Федерации. А без наличия идейного ядра развития русской цивилизации достаточно сложно противодействовать идеологической агрессии западного мира, которая подчинила своему влиянию большую часть мирового сообщества. Пока Россия практически в одиночку борется с Западом, преодолевая исключительно силовыми методами гегемонию Запада. А вот в идеологическом плане пока противопоставить практически нечего. Сегодня в условиях ожесточения конкурентной борьбы в условиях стремительных глобализационных изменений становится всё более очевидным тот факт, что именно с официальной идеологией связан социальный успех России и будущее не только русской цивилизации, но мировой цивилизации в целом.

Официальная идеология представляет собой совокупность идей, норм и ценностей, утверждаемых на общегосударственном уровне, реализация которых прямо влияет на общественное сознание, создавая тем самым предпосылки для роста уровня общественной культуры и устойчивого развития общества.

Основное назначение официальной идеологии – обслуживать взаимоувязанные интересы данного государства и общества. Сформированная по принципу «снизу-вверх», освещённая авторитетом государства и общества, идеология способствует мобилизации всех находящихся в распоряжении государства средств для осуществления устойчивого развития общества. Ценностный смысл идеологии состоит в следующем.

Во-первых, она даёт представление обществу о направлении его устойчивого развития, о роли государства в этом процессе. В этом смысле идеология становится движущей силой устойчивого развития общества, выступает как инструмент общественной мобилизации и лежит в основе политики государственного управления.

Во-вторых, идеология, воздействуя на общественное сознание и мышление, обеспечивает стабильный рост уровня общественной культуры, формирование адекватного мировоззрения и менталитета, самодостаточности личности, что является основным условием общественной консолидации и единения государства и общества в ходе решения задач по обеспечению устойчивого развития;

В-третьих, официальная идеология связана с легальностью власти. Идеи и ценности, находящие поддержку у общества, повышают её легитимность, усиливают государственную власть и повышают уровень эффективности общественной и государственной трансформации.

В-четвёртых, идеология определяет ценностную ориентацию общества и его линию поведения. Её отсутствие ведёт к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в динамично меняющейся жизненной реальности, и, как следствие, реальность для некоторой части общества оказывается лишённой смысла, а будущее выглядит неопределённо. Такие люди очень легко попадают под влияние чужеродной идеологии, пополняя ряды «пятой колонны», выступающей против государственных и общественных устоев на территории своего проживания;

В-пятых, идеология должна иметь духовную основу, образующую стержень русской цивилизации. Логика Триединства (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), лежащая в основе взаимосвязи и взаимозависимости идеалов, норм и ценностей официальной идеологии, отражает сущность духовных скрепов русской цивилизации, которые включают в себя всё то, что объединяет русских людей: нравственные основы, положительные черты народного характера, историческая память, достижения страны, общие традиции, язык и культура. Именно этим официальная идеология России выгодно отличается от западной и восточной цивилизации.

Официальная идеология по своему характеру – это комплексное понятие в силу того, что она представляет собой идейную основу политики государственного управления, на базе которой осуществляется взаимодействие трёх сущностей – государства, общества и управления, каждая из которых несёт в себе определённое смысловое или идейное содержание. По этой причине структура официальной идеологии формируется с учётом принципа триединства – единства трёх взаимосвязанных и взаимозависимых идеологий – государственной, общественной и управленческой. Триединство отражает логику взаимодействия трёх личностей одного Бога и информационного процесса как движущей силы этого взаимодействия, что позволяет говорить о наличии духовного основания у формируемой официальной идеологии России (табл. 1).

Наличие духовного фундамента официальной идеологии не просто дань русской традиции государственности. Духовный стержень официальной идеологии России – это, прежде всего основа государственной целостности страны, угроза потери которой сохраняется до сих пор.

Принятие Русью христианства обусловило ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшего перед государством. Ведь вера, как духовная основа единства общества, определяет общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, условия развития науки, идеологии, философской и духовно-политической мысли. В христианском мировоззрении народ составляет одну большую общину. У него появляется общая цель – борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Человек любой национальности начинает ощущать себя частью единого русского народа, проживающего на территории России, что нисколько не умаляет его принадлежности к той или иной национальности. Более того, национальное многообразие лишь обогащает русскую культуру, делает её более колоритной, а, значит, более привлекательной для окружающего мира.


Таблица 1

Логика структурной взаимосвязи элементов официальной идеологии России, информационного процесса и духовности


Общечеловеческий характер идеалов, норм и ценностей официальной идеологии России легко воспринимается и понимается любым обществом. Это значит, что она вполне конкурентоспособна и способна противостоять либерально-демократической идеологической доктрине западного мира, которая насаждается по всему миру с помощью оружия, экономического шантажа и подкупа властной верхушки стран, стремительно приближая тем самым мир к неизбежной катастрофе.

Даже сами страны Западной Европы несвободны от проявлений колониальной политики США. Так, бывший начальник военной контрразведки Бундесвера генерал Камоса опубликовал книгу «Секретные игры тайных служб», где прямо пишет, что согласно послевоенным германо-американским соглашениям каждый новый канцлер Германии, приходящий к управлению страной, должен сразу после выборов приехать в США и подписаться под документом под названием «Канцлер-акт». Срок окончания «Канцлер-акта» – 2099 год.

Наличие духовного основания по сути превращает официальную идеологию России в главный инструмент влияния на сознание и культуру в мировом масштабе, обеспечивая тем самым достижение желаемого результата – глобальной социальной гармонии и устойчивого развития страны.

В основе структурного замысла официальной идеологии положена совокупность идеалов (духовная основа), норм (организационная основа) и ценностей (регулирующая основа). Поэтому каждая из названных идеологий выступает в качестве носителя той или иной основы официальной идеологии (рис. 1).

Движущей силой, определяющей внедрение и развитие официальной идеологии, является государство. Органы государственной власти в лице государственных служащих являются носителями идеологии, что закрепляется в соответствующих должностных инструкциях, положения которой подлежат обязательному выполнению и тщательно контролируются на всех уровнях управленческой иерархии. В этом заложено основное условие эффективного функционирования государственной системы. Игнорирование установленных в должностных инструкция требований является основанием для замены недобросовестного чиновника на более состоятельного в этом плане работника.

Тем самым система отторгает любого, кто не вписывается в правила её функционирования, обеспечивая тем самым гарантию эффективности своего функционирования. Ничего личного – только работа и выполнение своих прямых обязанностей.

Базовым элементом официальной идеологии России, определяющей её эффективность, является государственная идеология, выступающая в качестве программирующей основы всей идеологической конструкции официальной идеологии. Государственная идеология базируется, в свою очередь, на идеалах новаторства, интенсификации производства, экономического роста, сбалансированности, социальной стабильности, социального успеха, роста уровня жизни. При этом сбалансированность является стержневым принципом, вокруг которого концентрируется вся идеологическая конструкция российского государства.

Новаторство – это проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде. Официальная идеология России в данном виде открывает большие возможности для свободного проявления творческих способностей и талантов человека для массового новаторства. Трудовое новаторство является неиссякаемым источником роста производительности труда, ускорения научно-технического прогресса. Особую значимость новаторство играет в укреплении связей науки и производства, обеспечивая тем самым его интенсификацию.


Рис. 1. Логическая схема официальной идеологии России


Интенсификация производства основана на более эффективных средствах производства и его организации в отличие от экстенсивного за счёт расширения производства при сохраняющемся уровне технологии и качества ресурсов. Интенсификация предполагает увеличение затрат на производство, однако эти затраты окупаются более эффективным и экономичным использованием всех применяемых ресурсов. Интенсификация обеспечивает ускорение экономического развития. Одним из наиболее значимых результатов интенсификации является рост производительности труда, то есть увеличивается количество продукции, выпущенной за единицу времени. Без роста производительности труда невозможен рост заработной платы, которая является основным источником благосостояния общества и непременным условием экономического роста.

Экономический рост проявляется в увеличении реального ВВП за определённый период времени. Однако сам по себе экономический рост бесполезен, если он не соответствует росту уровня жизни населения. В этом случае он приносит выгоды исключительно владельцам средств производства, ущемляя интересы наёмных работников и обостряя социальные противоречия. Поэтому динамика экономического роста должна быть положительной и стабильной во времени и обязательно сбалансирована с динамикой роста жизненного уровня. Сбалансированность, то есть обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости уровня зарплаты, производительности труда и экономического роста в данном случае достигается посредством реализации общественной идеологии.

Общественная идеология представляет собой совокупность идеалов, норм и ценностей, направленных на положительное изменение общественного сознания на основе стремления к общественным идеалам: свобода личности, свобода самореализации, причастность к обществу, духовность, равенство перед законом, социальная справедливость и социальное благополучие. Общественная идеология выполняет организующую роль в структуре официальной идеологии, обеспечивая тем самым создание организационных предпосылок для реализации государственной идеологии посредством активизации внутреннего побуждения членов общества к исполнению ряда норм:

1. Корпоративные нормы. Они представляют собой правила поведения, регулирующие общественное отношения внутри отдельных организаций, трудовых коллективов, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т.д.

2. Нормы права. Это признаваемые и обеспечиваемые государством общеобязательное правила, из которых вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призваны регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения

3. Нормы морали (нравственности). Они представляют собой совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающих в процессе совместного проживания. Главными факторами морально допустимого поведения являются моральные убеждения личности, уровень её культурного развития и волевой настрой.

4. Нормы обычаев. Это правила внешнего поведения, которые рассматриваются членами социального объединения как обязательные либо на основании непосредственных условий общественной жизни, либо на основании какого-либо общественного авторитета.

Следствием реализации организационной роли общественной идеологии является создание комфортной для органов государственной власти (внутренне не напряженной) ситуации «мыслящего участника». Реализуя общественную идеологию, государство становится способным устанавливать социальным консенсус и осуществлять управление, в основе которого лежит идеологическое воздействие управленческого характера, то есть управленческая идеология.

Управленческая идеология представляет собой совокупность идей по управлению (единоначалие, коллегиальность, гласность, делегирование полномочий, мотивация, экономичность и эффективность), задаёт цели и определяет форму их достижения. Она выступает в системе официальной идеологии своеобразным регулятором направленности общественного сознания, действие которого позволяет обозначать значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в общественном сознании соответствующих ценностей необходимо для формирования единых ценностных ориентиров на уровне общества, государства и государственного управления. К таким ценностям относятся:

1. Личная независимость. Желание быть независимым от обстоятельств и других людей – это одна из главных причин, заставляющих общество стремиться к тому, чтобы сконцентрировать свои усилия для достижения социального успеха. Вместе с тем следует отметить, что достижение полной независимости, даже относительной, практически невозможно. К ней необходимо стремиться, максимально близко приближаясь к её возможному уровню.

2. Трудолюбие. Под трудолюбием понимается черта характера человека, который положительно относится к процессу труда в любом его отношении. Кроме того, трудолюбие – это ещё и способность отдавать большое количество времени и собственных сил труду. Трудолюбие помогает:

Достичь высоких результатов в работе;

Обеспечивает человека положительной энергией и уверенностью в положительных результатах своей деятельности;

Подталкивает его к профессиональному самосовершенствованию и повышает уровень ответственности.

3. Ориентация на прошлое, настоящее и будущее. Временная перспектива – это один из самых значимых факторов, определяющих поведение человека и определяющих результаты работы как отдельного человека, так и коллектива, в котором он работает. Временная перспектива связана с тем, как человек распределяет поток жизненного опыта по определённым временным рамкам или временным зонам. На формирование временной перспективы человека значимое влияние оказывает ряд факторов:

Географическое положение и климат;

Уровень общественной культуры;

Социальный класс;

Уровень образования;

Политическая и экономическая стабильность;

Внешнее окружение (семья, друзья, общество).

Недопустимой является ориентация исключительно на прошлое, настоящее или будущее. Временная перспектива должна быть сбалансированной и исходить из степени понимания конкретной ситуации. Оптимальный баланс: иметь высокий уровень ориентации на положительное прошлое, достаточно высокий уровень ориентации на будущее и средний уровень ориентации на гедонистическое настоящее. Приобретение навыков достижения оптимальной временной перспективы является одним из результатов образования.

4. Профессионализм. Под профессионализмом понимается совокупность качеств, выражающих моральную и социальную ответственность за содержание и результаты профессиональной деятельности. Профессиональный человек – это не только отражение профессиональной компетентности, но и демонстрация компетентности и в других областях: умение вести коммуникации, самоорганизация, управление стрессом, навыки работы в коллективе, лидерские навыки, умение достигать результатов разными способами, стремление к саморазвитию и новаторству в работе, высокая обучаемость, гибкое мышление, инициативность и т.д.

5. Стремление к достижениям. Стремление к достижениям целесообразно рассматривать как стремление к достижению положительных целей своей профессиональной деятельности обладанию новых профессиональных качеств более высокого порядка, нежели до этого. Данное стремление зависит не только от целеустремленности, настойчивого труда ради достижения успеха, предприимчивости, но и эффективности системы мотиваций, функционирующей в той или иной среде.

Ориентация общества, государства и государственного управления на единые ценности обеспечивает равенство в понимании и постановке общих целей устойчивого развития. Это способствует установлению социальной стабильности, которая представляет собой устойчивое состояние общества, позволяющее ему эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и качественные параметры. Механизмами, поддерживающими социальную стабильность, являются социальные институты государства и общества.

Социальная стабильность является залогом социального успеха, который отражает определённый уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной стране. Социальный успех достигается через обретение обществом внутренней свободы и его самореализацию при расширении сферы взаимодействия. Пределом социального успеха является абсолютная власть общества над государством, которая проявляет себя не в тотальном доминировании общества над государственными институтами, а в свободе контроля со стороны общества, осуществляемого в отношении государственных структур с целью обеспечения прозрачности их деятельности и подотчётности государства обществу.

Социальный успех способствует установлению доверительных отношений между государством и обществом и укрепляет их сотрудничество в процессе производства общественно значимого продукта.

В процессе обеспечения социального успеха общественное сознание, знания и мышление получают толчок в развитии, то есть имеет место рост уровня общественной культуры. Так как при этом наблюдается повышение уровня удовлетворения общественных потребностей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени, то есть все основания утверждать, что имеет место рост уровня жизни населения, что указывает на устойчивое развитие общества.

Реализация официальной идеологии России в предложенном виде позволит государству стать эффективным лидером социальных преобразований, обоснованные и целесообразные действия которого будут генерировать доверие со стороны общества к государственным институтам, формировать общенациональную консолидацию и в полной мере способствовать социальному успеху и росту жизненного уровня населения России. Это укрепит конкурентную позицию России на глобальном уровне, поднимет её авторитет в международном сообществе, сделает страну привлекательной для проживания территорией и обеспечит ренессанс русской цивилизации.

Владимир Подгорный


ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА:

1.1. Прежде всего, необходимо выяснить, что такое идеология?

Нельзя внести точность в рассуждения, если она сначала не введена в определение.

Д.Гершель

Чем богаче подлежащий определению предмет, то есть, чем больше различных сторон он предоставляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции.

Г.В.Ф.Гегель

Понятие "идеология" в переводе (греч. idea - идея + logos - учение) означает учение об идеях. Оно, введенное в научный оборот французским философом Дестют де Траси в начале Х1Х века, в последующие времена толковалось различным образом. В широком смысле слова идеология означает совокупность идей, основных принципов, идеалов, лежащих в основе любой социальной деятельности (например, идеология менеджмента, идеология избирательных кампаний и т.д.). В данном пособии речь будет идти о политической идеологии как некой концепции, лежащей в основе деятельности по решению социальных проблем с помощью механизма государственной власти.

Чтобы подойти к относительно полному определению идеологии, необходимо уметь отличать ее как определенную информационную систему от иных систем знаний, существующих в обществе и тесно связанных с ней. Идеология как элемент духовной культуры есть определенная система знаний об обществе, то есть она дает достаточно полную картину общества. Но известно, что общество изучает масса наук: социология, политология, экономическая теория, психология, история, которые дают весьма полезные знания, используемые в социальной практике. Идеология не является наукой, она имеет принципиальное отличие от нее.

В чем же специфика идеологии как определенного вида социального знания?

Во-первых, идеология - это совокупность знаний, дающих картину общества, объясняющих социальные процессы, происходящие в нем, с точки зрения интересов определенных социальных групп данного общества . Поэтому в идеологии всегда содержится оценка описываемых социальных процессов. Идеология - это всегда оценочное, "заинтересованное", субъективное знание . Об этом свидетельствуют такие его компоненты, как ценностные ориентации, идеалы. В идеологии всегда обосновывается необходимость их реализации с помощью государственной власти.

Во-вторых, идеология в отличие от конкретных, частных наук об обществе (социологии, политологии, этики, эстетики, экономической теории) есть комплексная система знаний о нем, которая не содержится в целостном виде в каких-то отдельных книгах и сочинениях Она как бы "вплавлена" в различные системы гуманитарного знания. В этой связи всегда возникает трудность нахождения информации, называемой "идеологией", которую необходимо распространять в обществе тем или иным субъектам политической деятельности, в каком-либо одном источнике.


На основе вышесказанного необходимо иметь в виду следующее определение идеологии.

Идеология есть совокупность философских, этических, правовых, экономических идей и идеалов, отражающих и объясняющих социальные процессы с точки зрения интересов конкретных социальных групп, классов, которые обосновывают необходимость их реализации с помощью государственной власти.

Таким образом, те или иные знания об обществе становятся идеологией тогда, когда в них не только описываются социальные процессы, но и дается их оценка с позиций интересов определенных социальных слоев. Поэтому идеология есть потенциальная форма любого социального знания.

Определение понятия "идеология"

(динамика логического процесса)

Слово «идеология» представляет собой свод конкретных ценностей, взглядов и идей, отражающий интересы определенных групп, людей, организаций и целых стран.

Так что такое идеология? Какие функции она может выполнять?

Если говорить простым языком, то идеология - это некий внутренний стержень конкретного человека, определенных групп людей, социума и общества. Идеология идентифицирует, объединяет и дает возможность понимать себя и свое место в обществе, позволяет оценить свое окружение, выявить свою причастность к той или иной организации или обществу. В основе идеологии стоит конкретная цель, идея, которая побуждает людей действовать, задает вектор движения, мотивирует развиваться и стремиться к этой идее. Так теперь мы понимаем, что такое идеология - это то, что отвечает на вопросы о том, кто я, кто мы, зачем и куда мы идем.

В настоящее время популярно отрицание вообще какой-либо идеологии. Чаще слышишь, что у молодых людей развито нежелание занимать конкретную общественную позицию, говоря «мне это надо больше всех что ли?!». Их размытые показывают идеологическую дезориентацию, нежелание заморачиваться и бессилие осознания своего «я» и своего места в обществе. В связи с этим, важно понимать, что национальная идеология - это объединяющая национальная философия. Сегодня это факт, что превалирует потребительская идеология, где материальное богатство, престиж, статус, жизнь без усилий и постоянные удовольствия - это норма жизни определенных кругов общества.

В советское время общество имело конкретную систему координат во всех сферах жизнедеятельности, начиная от рождения и до последних своих дней. Конечно же, спорен сам вопрос эффективности советской идеологии, но, тем не менее, советский народ знал, против кого борется и к чему стремится, чего не скажешь о сегодняшней современной идеологии. Но основные постулаты, которые должны быть святы для каждой страны - это идеология защиты от всех видов современного оружия и сохранения мира на Земле, какая бы ни шла ожесточенная борьба за ресурсы.

Что такое идеология в рамках организаций и компаний?

Если рассмотреть идеологию на примере организации, то можно сказать, если отсутствуют признаки идеологии и единая и идей, то такая компания обречена. Пассивность, безразличие и равнодушие сотрудников - это норма. В рабочее время читают книги не по работе, болтают по телефону, посещают порносайты и полный рабочий день сидят в социальных сетях… Это только короткий список проблемных зон всех руководителей.

Понятие «корпоративная идеология» уже давно актуально вместе с развитием понятия «эффективное управление предприятием». Особенностью является создание благоприятного психологического климата в организации, нацеленной на получение долговременной прибыли и успеха компании на рынке.

Все прекрасно знают, что основа успеха компании - это не уникальная продукция и современная технология производства, а человеческий ресурс компании. Корпоративная идеология служит для формирования и закрепления лояльности и приверженности как у сотрудников, так и у клиентов к своей компании. Такое позитивное отношение возможно выработать только при наличии , определенных ценностей и идей, а если их нет, то необходимо их создавать, как цели, золотые правила, так и идеи, традиции и легенды. Это даст обязательный толчок в развитии компании, сотрудники будут получать радость от рабочего процесса, применять творческий подход к работе, стремиться профессионально самосовершенствоваться, радовать сплоченностью и вносить свой небольшой вклад в позиционирование компании на рынке вашего региона.

Так все-таки, что такое идеология в рамках корпоративного управления? Поверьте, организация корпоративных мероприятий, таких как день компании, корпоративная корпоративные праздники, обойдется вам дешевле, нежели постоянная и нездоровая атмосфера в коллективе.

В слове «идеология» содержатся два греческих корня: idea-понятие, образ и logos-слово, учение, мысль. В таком смысле - как учение об идеях – идеология изначально воспринималась философами.

Идея созревает и развивается в определенной интеллектуальной среде, воздействует на общественное сознание и реализуется в практике.

Однако единого определения категории «идеология» нет. Если быть еще более конкретным, то можно обозначить, что имеющиеся понятия порой даже противоречат друг другу. Судите сами, уважаемый читатель, о представленных в научной литературе следующих дефинициях.

Идеология-это:

· процесс производства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни;

· совокупность идей, характерных для конкретной социальной группы или класса;

· «ложные» идеи, способствующие легитимизации господствующей системы власти;

· постоянно искажаемая коммуникация;

· формы мышления, мотивированные социальными интересами;

· тип идентификации;

· социально необходимые иллюзии;

· совпадение установок власти с преобладающим общественно- политическим дискурсом;

· деятельно-ориентированная группа убеждений;

Почему же существует так много различных определений идеологии? Дело в том, что различные понятия идеологии, осознается это или нет, начинают свои истоки из многообразной палитры идейно-исторических традиций (это будет нами прослежено в следующей теме «Идеология и ее общественное предназначение»), которые в свою очередь произросли из разного опыта исторических условий зарождения и функционирования идеологии как потребности человеческого сообщества. Удовлетворение потребностей составляет основу человеческой жизнедеятельности. Потребности - это объективная необходимость человека в предметах материального и духовного производства. Потребность есть специфическая (сущностная) сила живых систем в окружающем нас мире. Осознанные потребности выступают как интерес.

Интерес любой социальной общности и отдельного индивида заключается в оптимизации своей жизнедеятельности. Интерес –это способность связи индивида с окружающей средой с целью удовлетворения своих потребностей.



В реальной жизни интересы различных социальных субъектов могут совпадать, лишь частично совпадать или быть противоположными. Это и является тем жизненным механизмом, который объединяет, сплачивает или разобщает определенные группы людей. Следовательно, возникают коллективная и общественная потребность и интерес в регуляции волеизъявления граждан, в консолидации, гармонизации общества. Такую миссию способна выполнить сплачивающая общество идея - исходный пункт идеологии, воздействующая на общественное сознание и реализуемая в практике.

Таким образом, идеологию можно рассматривать как систему идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых разрабатываются интегративные политико-экономические, социальные программы и проекты, определяющие цель деятельности, пути и средства ее достижения. Приведенное определение объединяет три важных аспекта идеологии: систему политических, экономических, социальных, правовых идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группы, общества в целом), социальные концепции и теории; цель деятельности, которая побуждает людей стремиться к ее достижению; интегративную политико-экономическую и социальную программу , определяющим стратегическим вектором которой является формирование эффективного государства.

ИДЕОЛОГИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

Сущность идеологии

Понятие «идеология» отражает ее сущностные характерные черты. Если рассматривать сущность какого-либо социального феномена, то, прежде всего, необходимо определить совокупность его главных свойств, его внутреннее содержание. Сущность такого социального феномена, как идеология, выражается, прежде всего, в определении данного понятия, которое придает ему строго фиксированный смысл.

В определении идеологии как системы идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований, норм той или иной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых разрабатываются интегративные политико-экономические, правовые, социальные программы и проекты, определяющие цель деятельности, пути и средства ее достижения терминологически обозначены суть, стержень рассматриваемого нами социального феномена. Но не только этим определяется сущность идеологии. Данное определение устанавливает также связь между мировоззрением и поведением людей. Кроме того, сущность идеологии состоит в понимании смысла (или в придании смысла) процессов и изменений, внутренних закономерностей их протекания, которые происходят в обществе. Раскрытие принципов самодвижения системы, алгоритмов ее саморазвития, что позволяет говорить о целенаправленности этих процессов и изменений, о внутренней необходимости порождения одного их состояния другим также раскрывает сущностную характеристику идеологии. Сущность идеологии включает и все то, с помощью чего мы воспринимаем окружающий нас и свой собственный мир. Это также объяснение и оправдание, защита или критика возникающих новых общественных явлений, отношений, структур через соотнесение их с принятой и одобряемой (либо не одобряемой) данной общностью (партией, народом, обществом) системой ценностей и идеалов. И если объединить вышеприведенные качественные характеристики идеологии и рассмотреть их во взаимосвязи и взаимообусловленности, в единстве, то мы тем самым сможем более или менее рельефно представить, в чем состоит сущность рассматриваемого социального феномена.

Структура идеологии

В качестве основы любой системы (идеология рассматривается нами как система идеалов, ценностей интересов, убеждений, верований, норм) выступает ее структура. Давая самое общее определение структуры, А.Н. Аверьянов, например указывает, что «структура в прямом смысле этого слова есть строение системы. Вне системы структур не существует». «Последняя, как утверждает С.Ю. Солодовников, представляет собой не что иное, как совокупность: а) наиболее устойчивых, сущностных, регулярно повторяющихся отношений между ее элементами и б) самих этих элементов. Структура системы может быть рассмотрена как по горизонтали (ординация), так и по вертикали (иерархия). Данное положение представляет собой один из принципов, которые состовляют сущность системного подхода. Использование этих принципов позволяет ученым сформулировать ряд исходных гносеологических оснований, которые должны создать условия для системного рассмотрения разнообразных социальных феноменов, в том числе и идеологии. Так, академик Национальной академии наук Беларуси Е.М. Бабосов осуществил структурно-компонентный, структурно-функциональный и структурно-динамический анализ идеологии. Структурно-компонентная ординация идеологии им представлена следующим образом.

1. Духовным основанием идеологии является мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир в целом и свое собственное место в этом мире, выраженных в аксиологических (ценностных) установках личности социальной общности, группы относительно смысла жизни и деятельности человека, судеб человечества в контексте развития природного и социального мира. Каков тип мировоззрения, такова и идеология.

2. Философско-мировоззренческие идеи воплощаются во втором
структурном элементе идеологической системы - в социально - политических взглядах и концепциях, концентрирующих в себе политические знания, убеждения, стремления, принципы, теории и программы действия.

3. С политическими концепциями органично взаимосвязаны экономические взгляды, представления и теории, включающий третий элемент идеологии.

4. Из политических и экономических концепций и теорий
выводится четвертый структурный элемент идеологии - правовые (юридические) теории и нормы, представляющие
собой специфический вид социальной регуляции общественных отношений, а именно система правил, норм, законодательных актов и т.п.

5. Взаимосвязаны с предыдущим элементом нравственные убеждения и принципы, вменяющие человеку, социальной группе определенные моральные нормы поведения. Этот срез человеческого опыта выражается терминами «добро» и «зло», «добродетель» и «порок», «справедливость» и «несправедливость» и т.п. Мораль призвана обеспечить самостоятельность человека как члена сообщества и духовного существа (личности).

6. С нравственными принципами и нормами постоянно
взаимодействуют эстетические идеалы, воплощающие в себе всю многообразную эмоционально насыщенную область освоения и восприятия мира по законам красоты.

7. Элементом структурной дифференциации идеологии является
иерархия ценностей и ценных ориентаций. Ценности - это обобщенное представление людей о значимых, важных для них объектах и явлениях, поступках других людей, определяемые категориями должного, благородного, прекрасного, нравственного и т.п. Их предназначение - служить своеобразными критериями для выбора людьми самой важной и значимой для них альтернативы в процессе ориентации в окружающей изменяющейся действительности.

8. Восьмой элемент - целеполагание. Цель представляет собой
идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного выбора и стремления субъекта, а также конечный результат социального действия.

9. Элементом структурной диференциации идеологии является воля и решимость индивида либо социальной общности активно и эффективно действовать в направлении достижения поставленной цели

Таким образом,ординация идеологии включает:

Мировоззрение;

Социально-политические взгляды и концепции;

Экономические теории;

Правовые нормы;

Эстетические идеалы;

Нравственные убеждения;

Иерархию ценностей;

Целеполагание;

Волю и решимость действовать для достижения цели.

Процесс реализации мировоззренческой структурно-компонентной ординации идеологии можно понять через рассмотрение ее вертикального строения (иерархии). Мировоззренческая основа идеологии воплощается в

лозунгах, заповедях, установках, которые вносятся в массовое сознание людей. Они отрожаются в представлениях, чувствах, верованиях, ценностных ориентациях. Чтобы лозунги и установки нашли
воплощение в массовом сознании, необходима деятельность идеологических служб и организаций. Только в процессе и в результате целенаправленной идеологической деятельности сформированные идеалы, чувства, представления, верования могут воплотиться в убеждения, жизненные стремления, политические ориентации, жизненные позиции отдельных граждан, социальных групп, движений, политических партий и организаций. Далее - практическая деятельность субъектов.

Таким образом,компонентная иерархия включает :

Лозунги, заповеди, установки;

Массовое сознание (представления, чувства, верования, ценностные ориентации);

Практическая деятельность идеологических служб;

Воплощение идеалов и чувств в жизненных позициях людей;

Конкретная деятельность людей.

Роль идеологии в жизни общества обусловлена выполняемыми ею функциями. Она содержит ценности, которые выступают в качестве политико-социального мировоззрения. Можно выделить следующие гуманитарные функции идеологии:

· теоретико-познавательная – позволяет вскрывать объективные тенденции социально-политического развития, реально оценивать идеологическую ситуацию;

· интеграционно-консолидирующая – обеспечивает преемственность идеалов, базисных ценностей общества и личности, способствует достижению целостности общества и формированию гражданского согласия;

· программная – служит основой формирования программ устойчивого общественного развития;

· инновационная - обновляет социальные ценности и нормы путем выработки новых и заимствованных прогрессивных ценностей из других культур;

· мобилизационная – мобилизует граждан, социальные группы на воплощение в жизнь социально-политических программ, проектов; национальной идеи, идеала более совершенного общества;

· ориентационная – задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности;

· мотивационная – дает внутренние импульсы в побуждении к действию;

· селективная – осуществляет отбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества;

· воспитательная – является ценностной основой в определении целей и средств воспитания по формированию нравственной, социально активной и творческой личности;

· демпфирующая – способствует снятию социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения.

Перечисленные функции идеологии связаны с приверженностью ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.

система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение социальных групп, движений и партий к действительности; существует обычно в форме концепций, доктрин, учений, служащих основой политических действий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИДЕОЛОГИЯ

от греч. idea - вид, образ, и logos - учение, наука, связь; буквально: наука об идеях, совокупность идей).

Слово появилось в наполеоновской Франции и введено в оборот Д. де Траси. Первоначально он и его единомышленники предполагали создать науку о закономерностях смены идей в обществе и о воздействии на массовое сознание тех или иных идей. Проект «идеологов» был высмеян, так как теоретики позитивизма вроде А. Сен-Симона и О. Конта заявляли, что в эпоху разгара научнотехнической революции не актуальны мифы религий и идеологии, ибо наступает эра научного знания, эра, в которой общество будет управляться в соответствии с научными законами. Не будет конкуренции идеалов, так как в науке нет конкуренции и споров по поводу того, сколько будет дважды два. Единственной идеологией этого неидеологического будущего общества будут идеология прославления великих ученых и прогрессивных деятелей и борьба со средневековым, религиозным, мифологическим и идеологическим мракобесием.

Марксизм унаследовал этот научный пафос и принципиально противопоставлял себя идеологии. Человеческое сознание есть всего лишь нечто производное от человеческого бытия (см. К. Маркс, «Немецкая идеология»), а следовательно, во-первых, никаких идей навязать людям нельзя, так как идеи диктует им их бытие, а во-вторых, наука об идеях бессмысленна, нужна наука о самом бытии, т. е. об экономических основах всех идеологий. Поэтому в СССР идеология тогда называлась не просто коммунизмом, а «научным коммунизмом». И споров по поводу общественного устройства у нас не должно было быть именно потому, что доводы, законы и доказательства науки едины для всех разумных существ. А наука железно и логично утверждала, что на смену капитализму идет социализм. Спорить с доводами разума мог только безумный, а значит его место в психиатрической лечебнице, куда и препровождали диссидентов.

Правда, еще в конце XVIII в. философ И. Кант доказывал, что наука и сознание вообще не столько отражают бытие, сколько накладывают на него свои схемы, а следовательно все утверждения науки не являются набором истин, а представляют лишь набор гипотез.

Потребовалось не менее полутора веков, чтобы религиозное преклонение перед наукой в западном мире сменилось на более-менее адекватную ее оценку.

Получалось, что в СССР неправильно понимали науку, что ее относительные истины сделали абсолютными, что советская наука - есть замаскированная религия, т. е. идеология. Необходимо вернуться к «открытому обществу», где конкурируют научные гипотезы в соответствие, с истинным смыслом науки. Поэтому в высшей степени удивительно то, что в период перестройки ее вдохновители и прорабы заявляли об отказе от идеологий.

Подобно марксистам столетней давности они были уверены, что нашли абсолютную истину. Просто теперь абсолютная истина коммунизма в их головах оказалась заменена абсолютной истиной демократии. Им не надо было никакой конкуренции идеалов, идеологий и гипотез, все уже известно: есть, оказывается, «столбовой путь цивилизации».

Поразительно, что либералы сами говорили об идее «открытого общества» и при этом не понимали, что эта идея предполагает, что никаких «столбовых дорог цивилизации» не существует. Нет и не может быть никаких «законов истории», как нет и не может быть «идеальных обществ» ни в Европе, ни в США, ни в Китае, называй их хоть «демократией», хоть «коммунизмом». И то, и другое - лишь гипотезы, принципиально опровергаемые. Есть только открытая и свободная конкуренция мировоззрений.

В XX в. А. Грамши писал, что современная власть держится не столько на насилии, сколько на согласии, а согласие есть продукт принятия определенной идеологии. Крупнейший теоретик власти XX в. М. Фуко посвятил всю жизнь борьбе с нелепым и вредным представлением о власти как о чем-то негативном, представлением, что власть - это насилие. Власть властвует именно потому, что предлагает новый проект мира, предлагает нечто новое и позитивное.

1) Идеология как совокупность некоторых (чаще политических, но не всегда) идей, представлений, убеждений, концентрированных вокруг неких базовых ценностей (гуманизм, либерализм, фашизм, социализм, пацифизм, католицизм, постмодернизм и т.д.) и распространяемых в обществе их сторонниками (с большей или меньшей долей агрессивности в зависимости от социального статуса носителей этих идей). Данная трактовка восходит к пониманию идеологии у де Траси ("Элементы идеологии", 1801-1815); здесь идеология может быть прогрессивной, революционной, реакционной, оппозиционной и любой другой. Критический пафос выступлений первых идеологов стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона, назвавшего их "ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов". Особо примечательной является такая отповедь Наполеона: "Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий, как для отдельных людей, так и для народов, - время счастья". Здесь термин иллюзия используется в переносном значении - как нечто несбыточное, мечта. Но его основное значение - обман чувств, нечто кажущееся (идеолог - фокусник-иллюзионист, маскирующий себя за "своего"?). Но и сам Наполеон раскрыт здесь как подлинный идеолог. Позднее (в 1895, "Психология толпы") Г. Лебон также заметил: "Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов".

2) Идеология как любые социально детерминированные идеи и убеждения, вырабатываемые различными социальными группами (но не только классами) и процессами (например, конкуренцией). Основной "фигурант" - К. Маннгейм и его социология знания. В. Парето полагал, что природа идеологизации кроется в необходимости оправдания социального поведения путем создания псевдологических теорий или "дериваций" (религиозных учений, этических и политических доктрин и т.п.), которые затушевывают истинную сущность религии, морали, политики. Деривации ("производные", вторичные от чувств образования) - это: (1) утверждения, преподносимые как абсолютные истины, либо (2) некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет, либо (3) апелляция к общепринятым принципам и чувствам, либо (4) чисто словесные доводы, "вербальные доказательства", не имеющие никакого объективного эквивалента. Примечательно мнение В. Парето о том, что фальшивые словесные образования, деривации, идеологии, религии едва ли поддаются точному научному анализу. Вместе с тем, В. Парето нисколько не принижал их социальной роли, считал, что идеологии обладают большой мобилизующей силой. Позднее артикулируется и трактовка идеологии как универсального свойства всего "смыслосодержащего", а также приписывание идеологичности любой концепции, которая содержит некий идеал, противопоставленный наличной социальной реальности, и потому такая концепция оказывается, по определению, утопичной и эсхатологичной.

3) Признаваемая за марксистскую (не без оснований) традиция понимания идеологии как искаженного классовым интересом насаждаемого сознания ("ложного сознания" - см. одно из писем Ф. Энгельса, т.39, с.83). В этом контексте идеология противопоставляется научному знанию как истинному, объективному.

У самого-то Маркса применительно к идеологическому сознанию используется эпитет иллюзорное (превращенное), а не ложное, что, конечно же, не одно и то же, хотя и близко по значению.

У Маркса можно выделить два аспекта анализа идеологии:

а) Объективные основания и реальные предпосылки идеологии (идеологизации). Для большинства текстов Маркса термин "идеология" соседствует с термином "иллюзия", который, в свою очередь, имеет своим контрагентом понятие "реальность", причем в определенном отношении - реальность, порождающая иллюзию о себе самой. Или, иначе - реальность, включающая в себя ею же порожденную иллюзию о самой себе. Или - идеология есть иллюзорное представление о реальности, вызванное данной реальностью и включенное в нее. Нередко Маркс уточняет это общее представление словами о "перевернутом", "поставленном с ног на голову" сознании.

Фейербаховский подход к критике религиозного сознания Маркс распространил на философию, право, политику, экономическую науку, мораль и обыденное сознание. Как и в религии, здесь люди также могут быть захвачены идеологическими иллюзиями, порожденными социальным бытием. При этом для марксового подхода к проблеме идеологии наиболее существенно то, что единство бытия с соответствующим иллюзорным сознанием понимается как всеобщее и неразрывное. Пра-форма или пра-феномен идеологии - не обман, не надувательство масс, а самообман, самоиллюзия реальности о себе самой: "Представления, которые создают себе эти индивиды, суть представления либо об их отношении к природе, либо об их отношениях между собой, либо об их собственной телесной организации... Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это опять-таки следствие ограниченности способа их материальной деятельности и их, вытекающих отсюда, ограниченных общественных отношений" (т.3, c. 24). И далее: "Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камер-обскуре, то и это явление точно также проистекает из исторического процесса их жизни, подобно тому, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственно физического процесса их жизни". Итак, идеология - это иллюзия "эпохи о самой себе" (там же, с.25).

б) Отличие идеологии от не-идеологии.

Итак, основное различие между идеологией и не-идеологией есть различие между иллюзорным отражением действительности и ее реальным отражением.

За реальное отражение действительности, в конечном счете, ответственна наука. Противоположение идеологии и науки - это фиксация внешних границ идеологии.

Вопрос о внутренних границах идеологии можно трансформировать в вопрос о возможности объективного социального знания, положительный ответ на который дает традиция социологизма - от Дюркгейма до всевозможных версий структурно-функционального анализа и системного подхода в целом. Не-идеологичность внутри идеологии достигается и своеобразной принципиально внедоктринальной формально-логической критически-рефлексивной (полемически-внесистемной) познавательной установкой. Сюда же следует добавить и отказ от задачи "наведения мостов" между сущим и должным: говори, что "есть", но не говори, как "должно быть".

У М. Фуко все знание изначально идеологично, а точный перевод известного афоризма Ф. Бэкона звучит так: "Знание есть власть". Г. Маркузе отмечает, что в современную эпоху господствующей технологической рациональности развитая индустриальная культура становится идеологичнее, чем ее предшественница: "Производственная сфера, - пишет он, - товары и услуги, которые она производит, "предлагают" (или внедряют) социальную систему как целое... Товары поглощают людей и манипулируют ими; они воспроизводят ложное сознание, которое невосприимчиво к собственной лжи".

Очевидно, что в самой общественной практике идеологии могут нести в себе признаки всех трех (или больше?) разновидностей.

При этом идеология рассматривается как продукт интеллектуального труда идеологов-профессионалов, отличный от феноменов массового сознания. И в этом смысле идеология противопоставляется общественной психологии.

(А.А. Поскряков. Фрагмент доклада на Методологическом семинаре кафедры социологии МИФИ)

Отличное определение

Неполное определение ↓