Национальный костюм крымских татар описание. Татарский национальный костюм. Элементы женского костюма: платье, рубаха, штаны

Праздничный костюм Крымской татарки

Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Кукла ВЫШЛА.

Куклы в народных костюмах 63, костюм Крымской татарки



Почти как на куколке

Более качественная фотка.


Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Верхняя часть костюма.


Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Нижняя часть костюма.


Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Анонс куклы.

Фото куклы airamerica с форума... Красивая!!

Крымчанка мне понравилась больше чем в анонсе. Достоинства: косы, серебряная отделка, обужка, кисточка на феске, шикарная фата (до этого такой не было). Недостатки: отсутствие шальваров, необработанный край горловины - это мы с огромным удовольствием доделаем! ДеА, Спасибо за куклу!

И еще: лишнего клея нет вообще!

Пока без доделок.


Крымские татарки носили разные виды платков и шарфов, прикрывавших голову. Они различались в зависимости от социального статуса и возраста владелиц.


Нарукавники из бархата, расшитого растительным орнаментом. У куклы это просто принт по краю рукавов. Атласные или шелковые платья шили с узким лифом и расширенной к низу юбкой. Под платье надевали длинную нижнюю рубашку.


Косы под покрывалом куклы.

Украшением женского наряда был пояс, сплетенный из серебряных нитей, с круглыми пряжками. Куклы в народных костюмах №63. Праздничный костюм Крымской татарки.


Исторически Крым многонационален. Многие века его выгодное географическое положение и благоприятный климат привлекали разные племена, потомки которых по сей день живут в соседстве друг с другом.


Разделение на субэтнические группы было особенно заметно до депортации крымских татар в 1944 году.


Одна из важных страниц истории крымских татар - период существования их национального государства - Крымского ханства.


Женские головные уборы крымских татарок отличались разнообразием и так же, как и одежда, многослойностью. Волосы покрывали тремя платками.


В крымско-татарских семьях детей до четырех лет одевали только в рубашечки и курточки. Мальчики и девочки старше этого возраста носили одежду, которую шили по подобию взэослой.


В соответствии с традициями ислама женщины в крымско-татарских семьях вели замкнутый образ жизни. Большую часть времени они проводили дома, занимаясь детьми и хозяйством. Их одежда разделялась не на праздничную и будничную, а на домашнюю и уличную.


Для пошива одежды крымские татары использовали в основном домотканое полотно собственного изготовления.


Ребёнок, играя, растёт.


Игры у крымских татар.


По матери выбирай невесту, по основе - полотно.


Рецепт чебуреков.


Куклы в народных костюмах №64 . Немецкий костюм переселенцев Поволжья. Анонс куклы.

Вот и я купила...


Наконец то руки дошли до татарочки.

  • Куклы в народных костюмах, спецвыпуск №6
  • Куклы в народных костюмах №80. Некрасовская казачка
  • Куклы в народных костюмах №83. Нагайбаки
  • Куклы в народных костюмах 46
  • Куклы в народных костюмах №97. Уральская казачка
  • Куклы в народных костюмах №62. Польский костюм
  • Куклы в народных костюмах №61
  • Куклы в народных костюмах 64. Немка Поволжья
  • Куклы в народных костюмах 65. Удмуртский костюм
  • Куклы в народных костюмах 66. Витебская губерния
  • Куклы в народных костюмах №67. Цыганский костюм
  • Куклы в народных костюмах 68. Ненецкий костюм
  • Куклы в народных костюмах, систематика
  • По странам: Куклы в народных костюмах и в костюмах народов мира
  • Куклы в народных костюмах №69
  • Куклы в народных костюмах 70. Сербский костюм

    Makosh, а кафтан - это то, что сверху: красивое, расписное?:)) Тогда: под кафтаном платье без рукавов (вполне себе полноценное), кафтан отрезной по линии талии, распашной, пояс сверху на клее. Шальвары шила из чье-то юбки, уже не помню чьей.
    Девочки, спасибо за позитивные оценки!:))

  • Куклы в народных костюмах №63. Праздничный костюм Крымской татарки. Фото куклы.

  • Простенькая вроде куколка, но понравилась очень! Удачная попалась, без брака. Картинки добавила в статью.

    Админ, красива куколка! Я что это такое зеленое позади? - очень интересно)

    Очаровательный домик)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Женский татарский национальный костюм

1.1 Элементы женского костюма: платье, рубаха, штаны

1.2 Головной убор

1.3 Традиционная обувь

1.4 Национальная вышивка

1.5 Символика цвета в костюме крымских татар

1.6 Украшения к национальному костюму

Глава 2. Влияние традиций других народов на национальный татарский костюм

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

ТАТАРОЧКА.

Там, за містом, понад шляхом битим,

По горячім каменистім полі

Йде дівча татарськеє вродливе,

Молоденьке, ще гуля по волі.

На чорнявій сміливій голівці

Червоніє шапочка маленька,

Вид смуглявий ледве прикриває

Шовком шитая чадра біленька.

То закриє личко, то відкриє,-

А очиці, наче блискавиці

Так і грають з-попід брівок темних!

Що за погляд в цеї чарівниці!

Л. Українка.

Костюм - наиболее яркий «индикатор» национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации: он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений.

Целями данной работы являются:

Знакомство с особенностями национального женского костюма и динамикой его изменения в разные исторические отрезки;

Развитие познавательной активности учащихся, привлечение их к смостоятельным краеведческим поискам;

Воспитание уважительного отношения к символике народов, населяющих АРК.

Для выполнения работы были поставлены следующие задачи:

Изучить элементы национального женского костюма и дополнительных акссесуаров к нему;

Рассмотреть сиволику цвета и орнамента в национальном костюме;

Проследить влияние традиций других народов на национальный татарский костюм.

Материалы данной работы можно использовать на уроках татарского языка, художественной культуры, воспитательных мероприятиях, посвященных толерантности и культуре разных народов Крыма. Кроме того, работа направлена на воспитание патриотизма, национального самосознания, воспитывает чувство гордости за свой народ.

женский костюм татарский вышивка

Глава 1. Женский татарский национальный костюм

1.1 Элементы женского костюма: платье, рубаха, штаны

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте. При всей цветовой экзотичности он не выпадает из общей мировой тенденции моды: стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений.

Изначально национальный костюм нес религиозную окраску, что и сейчас сохраняется. Например, низ платья крымскотатарского женского костюма никогда не выделялся вышивкой, дабы не привлекать внимание на нижнюю часть тела женщины. Однако в ходе исторического развития взгляд на костюм менялся.

Общий комплекс женского костюма был представлен нательной одеждой, которая состояла из рубахи и широких штанов.

Женская рубаха отличалась кроем и длиной, доходившей почти до пола. Длинная рубашка - «кетен кольмек» - шилась из тонкой домотканой хлопчатобумажной ткани, имела прямой короткий разрез на груди и одну пуговицу на шее.

Под рубашку надеваются широкие шаровары - «думан» или «дон» . Женские штаны шились из двух типов ткани, всегда с цветастой нижней частью, которая обязательно закрывала щиколотку.

Поверх рубахи обычно надевалось . Платье обтягивало торс и резко расширялось от талии к подолу, имело глубокое декольте. Оно шилось из шелковых жаккардовых тканей, позднее - из бархата. Самой интересной деталью такого платья были обычно бархатные, расшитые золотом нарукавники . С образом восприятия всего платья был неразрывно связан нагрудник - «кокюслик» , надевавшийся под декольте. Он либо украшался рядами золотых бляшек, либо расшивался золотыми и шелковыми нитями. (Приложение, рис. 1-3).

В старину на платье надевался нарядный передник , чаще шелковый. Со временем он остался в костюме только у пожилых женщин.

Талию опоясывали позолоченные серебряные пояса - «къолан» или «къапакълы къушакъ» разных типов. (Приложение, рис. 5). Поверх передника, в обыденном костюме, спереди узлом завязывали шаль , угол которой сзади спускался до пола.

Поверх рубашки надевают короткий до колен кафтан - «зыбын» с короткими рукавами и вырезом на груди «конус». Очень распространены были разных фасонов обычно бархатные куртки , расшивавшиеся по четкой устойчивой схеме. (Приложение, рис. 4).

1.2 Головной убор

Женщина непременно должна была быть в головном уборе: Предстать перед посторонним простоволосой считалось неприличным.

Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы.

Девушки носили мягкие белые калфаки , тканые или вязаные.

Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. Носили также налобные и височные украшения - полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо.

В XIX веке на смену покрывалу пришел платок , универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному: татарки,например, плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке - так его носят и сейчас.

В горно-прибрежном Крыму до конца первой трети XX в. оставалось в употреблении покрывало женщины-мусульманки. Это белого цвета "фередже-марама" , которое скрывало волосы, лицо и линии тела. Покрывала, обязательные для костюма женщины-мусульманки, обычно скрывавшие волосы, лицо и линии тела, сохранили в каждой зоне все свои традиционные особенности до 1930-х годов. Так, в горно-прибрежном Крыму пришедшие из Турции покрывала "чаршаф", принявшие здесь название "фередже-марама", имели белый цвет и сложно драпировались, оставляя только щелочки для глаз.

Халатообразная плечевая одежда под названием "фередже" уже к концу XIX в. была известна в горно-прибрежном Крыму и как наплечная, и как надевавшаяся в рукава, и как наголовная накидка.

В степном Крыму под названием "паранджа" она к этому времени появилась как наголовная и была деталью именно костюма мусульманки. В середине XVII в. "ферадже" в виде наплечной одежды была принята, очевидно, только у представительниц бахчисарайской знати и, скорее всего, не служила здесь деталью костюма мусульманки. Возможно, она пришла сюда из Турции, а уже, наверное, под влиянием традиций Средней Азии постепенно превратилась в наголовную. Об этом говорит и название ее в степной зоне как "паранджа". Роль покрывала в степном Крыму выполняли и шали "дастар". Они были обычно красного цвета и представляли собой большую шаль, сложенную по диагонали и наброшенную на голову, т.е. создавали совершенно другой силуэт. Эти шали походили на ногайские и среднеазиатские (узбекские, туркменские), где изначально не являлись знаком принадлежности их обладательниц к исламу, а представляли традиционную деталь женской одежды.

Головным убором для девочек и девушек служила сложно украшенная феска , из-под которой по спине выпускалось множество косичек. (Приложение, рис. 6,7).

1.3 Традиционная обувь

Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики. (Приложение, рис. 8).

Рабочей обувью служили лапти татарского образца - «татар чабат» - с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками - « тула оек » .

Кроме того, на ноги надевают шерстяные чулки - «сарылы чорап», поверх которых надевают мягкие сафьяновые туфли - «терлик»

1.4 Национальная вышивка

Крымско-татарская национальная вышивка была известна уже в 17 веке. К концу 19 века она считалась наилучшей по рисунку и колориту.

Известно десять видов шитья, выполняемого различными нитками на тканях разного качества. Насчитывалось до 70 различных декоративных швов.

Каждый регион Крыма славился своими видами швов. Например, мыкълама (гладь) выполняется золотом и серебром, с предварительным картонным настилом. (Приложение, рис. 9, 10). В прошлые века вместо картона использовалась кожа. Этим швом украшалась одежда: фески (головные уборы), воротники, манжеты и т.п. Славилась мыкълама мастериц Карасу-Базара (теперь Белогорск).

Шов букме исполнялся скрученными в шнур золотыми и серебряными нитками. Им украшали праздничную одежду.

Огромное значение в традиционном орнаменте имела символика. (Приложение, рис. 1, 2, 4, 7, 9, 10).

Например, в основании рисунка располагался треугольник - оберег. Он мог быть выполнен в виде трех листиков или вазы треугольной формы.

Рисунок в виде разветвленного дерева символизировал древо жизни с корнями - прошлым, стволом - настоящим, и ветвями - будущим. Обильное ветвление дерева служило пожеланием многочисленного потомства крымско-татарской семье, с её традиционным родовым укладом.

Изображение петуха обозначало победу добра над злом.

Бадем - миндалевидный узор - использовался у девушек, готовых к супружеской жизни.

Вышивка украшалась жемчугом, бисером, драгоценными камнями.

Крымские мастерицы выполняли заказы царских особ, вышивая офицерские мундиры.

До 1941 года в Крыму существовало несколько артелей, в которых обучали крымско-татарской национальной вышивке. Одна из выпускниц артели, Зулейха Бекирова, в 30-е годы училась технике рисунка в Москве, ученица Фаворского. По ее эскизам был выполнен занавес для сцены Туркменского Государственного театра оперы и балета.

Во многих музеях мира хранятся многочисленные произведения искусства крымско-татарских мастериц. Это две тысячи экспонатов в Этнографическом музее Петербурга, двести рисунков в московском музее Восточного искусства, тысячи работ в музеях Германии и Румынии. Представлено мастерство вышивальщиц и в музеях Бахчисарая, Ялты, Симферополя.

Выдающимся мастером национального костюма в Симферополе является Майре Люманова. Она шьет костюмы для выступлений крымскотатарского фольклорного ансамбля «Къырым», участвует во всевозможных выставках, рассказывает о формировании крымскотатарского костюма в тенденциях мировой культуры, об истории формирования национального костюма. Сегодня Майре-ханум занимается моделированием стилизованного костюма. (Приложение, рис. 11, 12).

Отличительной особенностью крымскотатарского костюма каждого района было расположение узора по осям. Так, узор, построенный по горизонтали, говорит о принадлежности вещи к степному району, а диагональная композиция с различными растительными мотивами - к предгорному и степному районам Крыма. Для горных районов характерна организация узоров по вертикали.

1.5 Символика цвета в костюме крымских татар

Кроме многообразия линий орнамента и создаваемых ими узоров, большую информацию несло в себе не только сочетание цветов на этих узорах, но и цвет самого фона, на котором они создавались. Прежде всего это связано с цветом деталей костюма, который никогда не был случайным, а часто говорил и о вероисповедании его владельца, и о его семейном положении, и о возрастной и социальной принадлежности, и о связи с определенными обрядовыми ситуациями, и о ступени, занимаемой в религиозной иерархии. Причем символика цвета связывала не только этно-генетически родственные народы, но и перенималась с веяниями новой культуры (например, влияние Византии на культуру Османской империи). Особенно явно эта граница цвета разделяет кочевые и земледельческие народы. И прежде всего это касается головных уборов и обуви - наиболее консервативной части костюма. Чаще всего это можно видеть на примере женского костюма.

Различия в восприятии значения цвета у этносов, принадлежащих к культуре кочевников или земледельцев, в Крыму можно проследить на примере сравнения его использования в костюме ногайцев и степняков с костюмом горноприбрежной группы татар.

Так, например, ногайцы и степняки имели очень много общего в этой области со ставропольскими "трухменами" и с кочевыми народами Северного Кавказа и Средней Азии. Н.Ф. Дубровин писал в 1860-е годы, что у ногайцев очень большую роль в костюме играл красный цвет , в старину говоривший о родовитости, а позднее и о состоятельности его владельца. Постепенно отношение к этому цвету стало более демократичным, и в XIX в. его использовали уже часто просто как выделяющий праздничные ситуации.

В культуре многих народов красный цвет символизировал жизнь, плодородие, защиту, власть и богатство. У монгол он был символом покоряющей власти, а у византийцев просто символом власти Постепенно из подчеркивающего высокое происхождение носившего его владельца красный цвет превратился в символ радости и молодости и уже присутствовал в одежде как праздничный, принадлежащий в основном молодежи. Для определенных деталей одежды - в основном это курточки и фески, красный цвет был распространен и у горно-прибрежных татар.

С.Ш. Гаджиева пишет, что у ногайцев Северного Кавказа молодые женщины в старину носили платья-рубахи красного и малинового цветов, реже оранжевого. Такого же цвета были и шальвары.

Позднее красный цвет был заменен на белый. Белый цвет у многих кочевых народов был символом траура. А в одежде пожилых женщин белый цвет говорил о выходе их из продуцирующего возраста и, таким образом, символизировал их очищение

Л.В. Самарина замечает, что как символ чистоты белый цвет был традиционен и для девичьих платков и шалей у тех же народов Северного Кавказа и Дагестана.

У монгол белый цвет означал покой, просветление и траур, а в культуре Византии он символизировал спасение

Татарки любого возраста из горно-прибрежной группы носили наголовные покрывала не красного цвета, как это было принято у молодых степнячек, а белого, принятого у народов, входивших в Османскую империю.

Кроме белого цвета, в среде кочевников в качестве траурного выступал и черный цвет. В Бухаре и Самарканде мужчины в знак траура повязывали голову синим тюрбаном и надевали синего цвета халаты.

Вообще известно, что у многих народов, в том числе и входивших в состав Османской империи, постепенно синий цвет заменялся на черный

Поскольку зеленый цвет у мусульман считался знаком особого отличия, то известно, что на многих землях, завоеванных турками, христианам запрещалось носить одежду (особенно головные уборы) зеленого цвета. В Византии же зеленый цвет означал смирение.

На Тибете зеленый цвет выражает божественную мудрость, а в буддизме означает - "видящий то, что обладает смыслом" .

Желтый цвет у монгол был символом благочестия и милосердия. В Византии желтые сапожки символизировали путь, ведущий к божеству, а в Турци были знаком социального превосходства.

В Крыму их носили и мужчины, и женщины - это был самый распространенный цвет обуви у крымских татар. Интересно замечание Ж. де Нерваля, что в Турции в середине XIX в. вероисповедание каждого прохожего на улице можно было определить по цвету обуви: турки носили обувь желтого цвета, армяне - красного, греки - синего, а евреи - черного.

Таким образом, можно сделать вывод, что часто одни и те же цвета у народов с различными этническими корнями, культурными и историческими традициями несли в себе очень близкую символику. А самая значительная разница в восприятии цвета проявилась у народов, принадлежавших или к кочевой, или к земледельческой культуре. Правда, постепенно эти различия стирались, что было связано с изменением образа жизни (в основном у кочевых народов).

1.6 Украшения к национальному костюму

Дополняли весь комплекс женского костюма разного рода ювелирные украшения, воспринимавшиеся как единое целое с ним.

Наряду с ювелирными украшениями, являвшимися как бы составной частью определенной детали костюма, - прежде всего это относится к головным уборам (в основном фескам) и поясам, - существовали и самостоятельные формы, такие как браслеты, серьги, броши, ожерелья, кольца, а в более ранние времена, до середины XIX в., - височные подвески.

Очень тесно были связаны с украшениями и амулеты, футляры для которых часто тоже представляли собой произведения ювелирного искусства.

В горно-прибрежной зоне украшения были обычно желтого цвета - золотые или позолоченные. Браслеты, известные в горно-прибрежной части полуострова, носили название "билезик" ("блезик"). Обычно они состояли из нескольких филигранных сегментов различной формы, соединенных подвижными колечками, а по описанию 1820-х годов, у знатных дам - из золотых цепочек с дорогими неограненными камнями.

Среди сережек "купе" встречались различной формы филигранные, часто с подвесками или же штампованные - в форме лунницы.

Броши, распространившиеся к концу XIX в. в горно-прибрежной зоне, обычно имели форму филигранного банта, ромба или овала и прикреплялись на платье, в центре, у самой шеи.

Из ожерелий известно привезенное в 1923 г. из деревни Ай-Серез, названное "серьга и бунджак". Оно представляет собой две сережки, состоящие из цепочки с двумя крючками каждая. Один крючок вдевался в мочку уха, а к другому подвешивалась турецкая монета, и к ней снизу были прикреплены еще две бусины. Соединяла сережки проходящая под подбородком нитка красного бисера, на которую в центре привешивались три монеты, самая большая - посередине.

Еще одним типом нагрудного украшения было "тэпяу-ине" - ожерелье, состоящее из двух филигранных пластин, соединяемых петлей и крючком. Каждая пластина имела форму сердечка, и на каждой висело по пять подвесок в форме листовидных бляшек, соединенных между собой колечками. Таким образом, получалось ожерелье из пяти рядов.

Кроме шейных украшений носили и кольца, но они не считались очень значимым украшением.

В 1820-е годы одна из знатных русских дам, побывавшая в Бахчисарае, отмечала, что жены знатных татар носили височные подвески "алтын-тас" Височные подвески имеют форму довольно больших колец, соединенных, очевидно, цепочками.

Такие подвески известны и в костюме народов Северного Кавказа, очень близких по историко-этническим корням к крымским татарам, и у многих других родственных этносов. Очевидно, это одна из ранних форм женских украшений, дошедшая до нашего времени.

Украшения у степнячек традиционно делались из белого металла, обычно серебра, часто кованого.

Глава 2. Влияние традиций других народов на национальный татарский костюм

На примере женской одежды пути сближения форм в период с начала XIX до начала XX в. можно проследить, обращаясь к принятым с конца XVIII в. в горноприбрежной зоне распашным платьям "антер", пришедшим сюда из Турции. Платья шились из жаккардового шелка, обтягивали торс и имели широкую юбку с коленчатым запахом справа налево. Длина платья различалась в зависимости от возраста его обладательницы - чем старше женщина, тем длиннее ее платье. Глубокое декольте заполнял расшитый или украшенный монетами нагрудник.

К концу XIX в. этот тип платьев появляется и в степном Крыму, но уже под названием "каптан". Он известен в костюме состоятельных женщин зрелого возраста или жен служителей ислама.

Наряду с такими платьями в степи появляется и вариант, объединивший в себе черты горно-прибрежных платьев "антер" и принятого издавна у степняков бешмета. От бешмета в этих платьях сохранились вкроенные сзади по бокам и присборенные на талии два трапециевидных клина. Во всем остальном этот "капкан" повторяет кроем уже описанный нами вариант "антер".

Влияние русской культуры проявляется в конце XIX в. параллельно в обеих группах на распространившемся новом типе платья "русского фасона". Это платье отрезное по талии, с присборенной юбкой, выкройным рукавом, воротником-стойкой, манжетом типа рубашечного и застегивавшееся на груди рядом пуговиц. В каждой зоне этот вариант перенимал прежние названия, принятые для платьев. Кроме платьев влияние русских традиций прослеживается и на появившихся в конце XIX в. куртках "эльбаде", имевших сложный европеизированный крой, в частности - выкройную пройму.

Давние связи материальной культуры крымских татар с культурой народов Кавказа легче всего можно проследить на примере головных уборов. Пример тому - вариант широко бытовавших в разных районах Крыма до начала XX в. шапочек "мхламалы фес" - цилиндрической формы, невысоких, расшитых золотом, иногда с пуговкой в центре донышка. Еще в середине XVIII в. этот тип был известен у народов адыгской группы Северного Кавказа, где назывался "кърым боърк", так как пришел туда, очевидно, из Крыма. До этого варианта в среде крымской и кавказской знати были распространены высокие яйцевидной формы шапки, сшитые из жестких суконных полосок-долек, соединенных золотной тесьмой и завершавшихся на макушке пуговицей. До 1830-х годов такие шапки, кроме горно-прибрежного Крыма, встречались как на Северном Кавказе, так и в Грузии.

В результате сопоставления вышеприведенных примеров можно увидеть, что костюм, распространившийся к концу XIX в. по всему Крыму, в основном представлял вариант, сложившийся в горно-прибрежном Крыму к середине XIX в. Он сформировался под влиянием новых форм костюма Османской империи, утвердившихся после реформы 1826 г. К этому комплексу добавились элементы кавказского костюма, а позднее и русского. В него вошли также детали, свойственные костюму других народов, заселявших Крым до конца XIX в.

Заключение

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений.

Наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме, в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте.

Основными элементами женского национального костюма были: рубашка - «кетен кольмек» - шилась из тонкой домотканой хлопчатобумажной ткани, имела прямой короткий разрез на груди и одну пуговицу на шее,

широкие шаровары - «думан» или «дон» , длинное распашное платье с коленчатым запахом , нарукавники, нагрудник - «кокюслик» , передник , позолоченные серебряные пояса - «къолан» или «къапакълы къушакъ» , короткий до колен кафтан - «зыбын».

Женщина непременно должна была быть в головном уборе. К ним оносились шарфы -«марама» и «шербенти», узорчатые платки «баш- явлукъ», покрывала «фередже марама» и «дастар», шапочки «фес».

Традиционная обувь - кожаные ичиги. Рабо чей обувью служили лапти татарского образца - «татар чабат». Кроме того, носили мягкие сафьяновые туфли - «терлик» с загнутыми кверху остроконечными носками.

Кроме многообразия линий орнамента и создаваемых ими узоров, большую информацию несло в себе сочетание цветов, по которым можно было узнать и о вероисповедании его владельца, и о его семейном положении, и о возрастной и социальной принадлежности.

Символика цвета связывала не только этно-генетически родственные народы, но и перенималась с веяниями новой культуры (например, влияние Византии на культуру Османской империи).

С писок использованной литературы

1. Военно-статистическое описание Таврической губернии / Сост. Герсеванов. 1849 г.

2. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX - начале XX в. М., 1976.

3. Дигерменджи Г. Традиции крымско-татарской национальной вышивки / статья, 2011.

4. Залесская В.Н., Крамаровский М.Г. Изображение человека в керамике Северного Причерноморья XII-XIV веков: (Временная выставка из фондов Херсонесского музея и Государственного Эрмитажа). Л., 1990.

5. Очерки истории и культуры крымских татар.- 2005.

6. Рославцева, Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII-XX: историко-этнографическое исследование.- М.: Наука, 2000.

7. Самарина Л.В. Цветовой образ этнической культуры: (Северный Кавказ и Дагестан) // Северный Кавказ: бытовые традиции в 20 в. М., 1996.

8. Чепурина П.Я. Татарская вышивка // Искусство. 1935. № 2.

9. Этнография крымских татар: внешний вид, жилище, одежда // Крым и крымские татары. - 1885.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Традиционная одежда казанских татар, основные элементы костюма, покрой. Верхняя одежда женщин, головные уборы, формы, размеры, способы ношения, инкрустация. Мужская и женская обувь, особенности декоративного оформления. Шейно-нагрудные украшения татарок.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2012

    Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Комплекс мужского белорусского национального костюма: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь. Женская сорочка, виды воротника, типы понев. Безрукавка как составная часть женского комплекса одежды в XIX–начале XX вв. Аксессуары, украшения, вышивка.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Рубаха туникообразного покроя как наиболее древняя и в то же время наиболее распространенная в XIX в. в Дагестане форма одежды у женщин. Функциональное назначение платья. Разнообразие форм и способов украшения традиционного женского головного убора.

    презентация , добавлен 25.03.2014

    Национальные предметы быта народов Приамурья. Виды узоров, которые использовали мастерицы для украшения одежды и посуды. Описание костюма рыбака из кожи рыбы и костюма удэгейского охотника. Нанайский женский свадебный халат "сикэ". Национальные орнаменты.

    презентация , добавлен 29.12.2011

    Украшения татарского народа, используемые в национальной одежде. Праздничная и ритуальная одежда татар. Одежда, обувь, головные уборы. Внутреннее убранство дома. Этикет гостеприимства у татар. Особенности формирования и колорит татарской одежды.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Исследование особенностей формирования культуры Кубани как симбиоза русской и украинской традиции. История развития мужского костюма на Кубани, мужская рубаха конца XVIII - начала XX вв. Изготовление рубах с геометрическим и растительным орнаментом.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2015

    Ознакомление с историей развития и характерными особенностями национального белорусского костюма. Характерные черты женского и мужского национального костюма. Описание традиционной верхней женской и мужской одежды, головных уборов, обуви и аксессуаров.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Описание молдавского национального костюма. Особенности мужской и женской традиционной национальной одежды, ее сравнительный анализ. Специфика традиционных головных уборов, виды верхней одежды. Традиционная молдавская обувь. Разновидности поясов.

Читать дополнительно: Все о крымских татарах (оглавление раздела)

Как известно, в одежде проявляется многовековой опыт народа, его хозяйственно-культурный уровень и уклад жизни, его эстетические понятия и навыки приспособления к условиям физико-географической среды обитания. Одежда крымских татар изготовлялась из шерсти, кожи, домотканных и привозных тканей.

Женская одежда. Крымские татарки с особенным вниманием заботились об украшении головы. Разделив волосы на две ровные половины, они сплетали их в тонкие косички, которые отбрасывали на спину. Для предохранения от завистливого и дурного глаза (назар) к концам кос прикрепляли красиво отделанный прямоугольный талисман со священной молитвой (сач дувасы). На голову одевали бархатную, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитую золотом или серебром, иногда украшенную мелкими монетами и покрытую круглой с узорами пластиной золотого цвета (фес къалпагьы). Сверх фески набрасывается белого цвета тонкий длинный шарф (баш марама) из самотканной кисеи с вышивкой по краям, покрывающей заднюю половину головы и шеи. Женские головные уборы отличаются разнообразием. Кроме фески и марамы были распространены большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Это были широкие и длинные, ниже колен, хлопчатобумажные или холщовые рубашки (кетен-кольмек), длинные платья (антер) с широкими рукавами, цветные шаровары (шалвар или думан, дон), доходящие до ступни и завязываемые вокруг щиколотки на шнурок. Верхнюю одежду крымской татарки составляет кафтан (къафтан или зыбын), плотно обтягивающий весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего розового иди малинового цвета, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Кафтан этот с разрезом во всю длину спереди имеет узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, шьется постоянно на вате, для того, чтобы придавать стану полноту. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда на пояс подвязывают шерстяной вязаный платок (бель явлукъ), таким образом, что позади образуется треугольник, доходящий чуть ли не до ног. Сверх кафтана надевают короткую шубу (джуббе), преимущественно из красной или зеленой материи, обитую по краям мехом и широкими позументами по всем швам. При выходе из дома кроме описанного костюма надевается накидка розового или зеленого цвета (фередже). Повседневной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

Обувь крымской татарки представляет несколько различных фасонов, имеющих различное назначение, смотря по погоде: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - для лета. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто подобное калошам, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). В торжественных случаях одевали шитые золотом красивые туфли (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. Для дождливой погоды имелись ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с цветным узором (сырлы чорап).

Мужская одежда. Голову крымские татары покрывают низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом носят тюбетейку (такъие) или феску (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и подпоясывалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сделанную из бархата, иногда шитую золотом. На эту безрукавку надевается другая куртка с рукавами короткими или длинными (камзол), сверх всего надевается длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовляются из домашнего полотна (кетен). Вся остальная одежда шьется, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широкое распространение получили также такие разновидности и элементы одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). На ногах мужчины также носили сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). У пастухов (чобан) были распространены куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

Многие путешественники, в том числе и известный исследователь Крыма Е. Марков, в своих "Очерках Крыма" отмечает, что у крымских татар каждый ребенок имел свою одежду. "Самая крошечная двухлетняя девочка, возившаяся в пыли, одета почти также; у каждой - свой бешметик по мерке - это добрый обычай, не часто встречается в семье русского простолюдина; он свидетельствует об инстинктивном признании человеческого достоинства, человеческих прав даже в ребенке. Этот обычай мне особенно кидался в глаза по противоположности с нашим русским, в германской и швейцарской деревне. Там вы не встретите крошечного мальчишку, завернутого в отцовский тулуп или в дедовской шапке, нахлобученной на нос, босого и в одной рубашке".

Путешественники, описывавшие одежду крымских дворян (мурз), отмечают, что они одевались великолепно, с роскошью. "Платье их было из тонкого сукна, весьма чистое и подбитая долгая епанча опоясана длинным шелковым поясом. Сие одеяние, похожее более на платье польское, нравилось мне лучше турецкого; ибо оно придает приятность стану и сидит весьма хорошо", пишет Клееман в своем "Путешествии:".

Очень интересными по крою были мужские и женские нижние домотканные рубахи крымских татар. Качество ткани, из которой они шились - тонкой и легкой, украшенной узором из узких, часто однотонных полос, по выражению путешественников, "доходило до совершенства". К сожалению, на предметах быта XIX в. признаки этого совершенства встречаются уже редко.

Украшения. Крымские татарки были большими охотницами до колец (юзюк) и браслетов (билезлик) и носили, в особенности первые, в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Кольца эти большей частью золотые, а браслеты серебряные, ниткообразные, или из стекляруса. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшают также фески. Женщины обыкновенно красят волосы в бурый или ярко-рыжий цвет, для чего служит добываемая из растения краска (хна); такой же окраске подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах.На ремешке через плечо крымские татарки носят сумочку с молитвой из Корана (дува), которая делается из серебра или сафьяна.

Предметы ювелирного искусства, будучи очень близкими по технике производства и внешнему виду турецким образцам, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве, Карасубазаре. Характер декора каждой детали был настолько изыскан и богат, что серебряные и позолоченные филигранные элементы уже не требовали дополнения в виде драгоценных и поделочных камней.

Крымскотатарская вышивка имеет за собой большие и длительные традиции. Прекрасная разнообразная природа Крыма оказала большое влияние на все народное творчество крымских татар и, в частности, на вышивку, которая достигла высоких художественных форм.

Еще в 20-30-х годах нашего века в Бахчисарае были прекрасные вышивальщицы, владевшие техникой этого производства в совершенстве. Образцы их изделий экспонировались на международных и союзных выставках и отмечались самыми высокими наградами.

В настоящее время традиционная одежда крымских татар практически не употребляется. Изредка лишь на свадьбах можно увидеть невесту в феске с национальным поясом и барашковую шапку на голове у жениха.

Источник публикации

Озенбашлы Энвер Мемет-оглу. Крымцы.

Сборник работ по истории, этнографии и языку крымских татар.

Акмесджит (Доля), 1997.

Къырым Джумхуриет муэссисеси

«И. Гаспринский адына къырыматар китапханеси»

Информацион-библиографик болюги

Акъмесджит

Къырымтатар халкънынъ къуюмджылыкъ, чёльмекчилик ве нагъышлав киби амелий санат саалары миллий чизгилерини зияде айдынлаталар.

Лякин эсас миллий чизгини косьтерген-урбадыр. Миллий урба, айры санат эсери олып, умумен халкънынъ яшайыш тарзыны, анъанени, динини ачыкътан-ачыкъ тасвир эте. Ондан да гъайры, кийми эр бир инсаннынъ озюне хас олгъан хусусиетлерини, тыш къыяфетини, онынъ менлигини, атта баланынъ акъ-укъукъыны бильдире.

Къырымтатар миллий урба акъкъында ве дигер меракълы малюматларны тевсие этильген эдебиятында тапа билесинъиз. Сизинъ дикъкъатынъызгъа тевсие этильген эдебиятында архивли ве ренкли фотосуретлер такъдим этиле.

Костюм как произведение искусства всегда отражал определенный этап развития народной культуры.

О значении костюма, о манере ношения одежды, о влиянии национального костюма на эстетическое воспитание людей, а также о значении орнамента в традиционном костюме крымских татар — об этих и других не менее интересных сведениях вы можете узнать в предлагаемом рекомендательном списке литературы.

Также вашему вниманию предлагаются фотографии костюмов крымских татар, которые раскрывают их внутреннее богатство и индивидуальные достоинства.

Азырлагъан Г. Тохтарова

В национальном костюме – образ народа

Без возрождения традиционной культуры невозможно возрождение народа. Мы – свидетели многочисленных интересных вернисажей крымскотатарских художников, презентаций книг, концертных программ и театральных спектаклей. В прошлом году музеем крымскотатарского изобразительного искусства была организована выставка и семинар под девизом «Крымскотатарская жилая архитектура вчера, сегодня, завтра». В середине апреля в Республиканском краеведческом музее с этнографическим и Музеем крымскотатарского изобразительного искусства открыта выставка «Традиционная одежда крымских татар. Прошлое и настоящее». Эта коллекция из фондов музеев Бахчисарая, Евпатории, Симферополя, Ялты, современные работы художников-модельеров и ювелиров. Цель выставки – показать настоящий крымскотатарский традиционный костюм и его связь с современностью.

В первую очередь выставка имеет познавательное значение. Она предназначается для тех, кто занимается этнографией, историей, изучает крымскотатарское искусство, орнамент и большое значение должна иметь для руководителей профессиональных и самодеятельных ансамблей, художников-модельеров, дизайнеров.

Тема эта сегодня очень актуальна, поэтому в середине мая в продолжение этого разговора в краеведческом музее будет проведен семинар для руководителей ансамблей, художников и этнографов.

Один из известных художников, ныне покойный, Сеитхалиль Османов, будучи еще в Средней Азии, в Таджикистане, говорил: «Вот увидишь, когда мы вернемся в Крым через 6-7 лет, весь Крым будет петь и танцевать, у нашего народа большая тяга к искусству». Я невольно вспоминала эти слова последние полтора года, когда руководители ансамблей подходили, приезжали с разных концов Крыма с просьбой помочь с эскизами костюмов для своих коллективов. Несмотря на очень тяжелое экономическое положение, сегодня в Крыму более 70 ансамблей, которые хотят быть одетыми в крымскотатарский стилизованный для сцены костюм.

К сожалению, большое количество фольклорных ансамблей на сегодняшний день одеты в костюмы, в облик которых привнесено очень много узбекских, таджикских и других элементов, не характерных для традиционного крымскотатарского костюма.

Крымскотатарский костюм складывался веками, видоизме¬нялся под влиянием природных условий, уклада жизни и быта. Он гармонирует с характером людей, окружающей природой, средой.

Основная наша задача - вос¬создание в будущем этой гармонии. По свидетельству иссле¬дователей крымскотатарского народного творчества, этногра¬фов, путешественников, отли¬чительными характерными чер¬тами крымскотатарского искусства XVII-XVIII веков были сдержанность, мягкость, стрем¬ление к гармонии, поэтическая протленность. Представленные на нашей выставке традицион¬ные костюмы и аксессуары к ним отличаются особым благо¬родством и несут в себе все ха¬рактерные черты народного искусства.

Зрителю предоставляется воз¬можность сравнить традицион¬ный костюм и современные модели фольклорного стиля Абселяма Селяметова, Эльвиры Софу, Айше Османовой, а также сценический костюм Шевкета Сейдаметова с национальными элементами и увидеть ювелир¬ные украшения и изделия Иззета и Энвера Аблаевых, традиционную вышивку нашей совре¬менницы Заремы Ибраимовой, а также образны головных шар¬фов (марама, фырланта, фесы) малого предприятия «Макьсад». Организаторы выставки дают возможность и самим художни¬кам, и зрителю, сопоставив экс¬понаты прошлого и настоящего, сделать вывод, насколько сохра¬няются и развиваются национальные традиции.

Помимо познавательного ин¬тереса выставка имеет чисто ху¬дожественный интерес.

На ней представлены аксессу¬ары крымскотатарского костюма - женские и мужские пояса (йипишли къушакъ), женские и детские жилеты (тончукъ), голо¬вные уборы (фесы, марама, шербенти, фырланта). Особо хо¬телось бы отметить крымскота¬тарскую вышивку - развитое направление народного декора¬тивно-прикладного искусства.

Не случайно, видимо, то, что в 1925 году образцы, крымскота¬тарской художественной вы¬шивки в Париже на междуна¬родной выставке декоративно-прикладного искусства были удостоены бронзовой медали. Еще в 20-е годы нашего века в городах Бахчисарае, Белогорске, (Къарасувбазаре) и др. городах Крыма существовали мастер¬ские, где и женщины, и мужчи¬ны создавали удивительные по своей красоте, богатству рисун¬ка, нежнейшей гамме расцветки изделия художественной вы¬шивки. И мы будем только рады, если представленные изделия вызовут желание у профес¬сиональных художников использовать эти мотивы в своем творчестве, а посетители по¬лучат просто эстетическое удо¬вольствие.

Одежда человека - это не оболочка, внешний признак или случайное добавление: она в го¬раздо большей степени, чем дом или квартира представляет со¬бой суть, образ нации.

На этой выставке наиболее интересны женские, детские ко¬стюмы, в которых отразились представления крымскотатар¬ского народа о красоте. Что же характерно для крымскотатар¬ского костюма второй половины XIX - начала XX века? Силуэт мужской и женской одежды подчеркивает стройность и изя¬щество фигуры. Праздничная одежда богато украшена золо¬тым шитьем, тесьмой. Яркая де¬таль костюма - пояс (йипишли къушакъ) из ткани щерт, отде¬ланный серебряными пряжками (къушакъ баши и сулюк).

Такой пояс был большой цен¬ностью и передавался из поко¬ления в поколение. Жилеты (сыралгъан тончукъ) были вы¬шиты традиционным крымско¬татарским орнаментом и были обязательным элементом кос¬тюма.

Необходимо заметить, что ак¬центы, в целом, в нарядах крым¬ских татар делались на верхней части одежды. На голову одева¬ли шапку (къалпакъ или фес) обязательным элементом был пояс, в основном из серебра, очень выразительный, пышный, выполненный в технике филиграни, на рукавах вышиты ромбовидные накладные манжеты (ен къапакъ). В нижней части одежды не характерны были ка¬кие-то яркие, броские детали.

В праздничных нарядах пред¬почтение отдавалось тканям бордового, зеленого и фиолето¬вого цветов.

Думается, что наши современ¬ные художники-модельеры, ди¬зайнеры, художники сцениче¬ского костюма, люди, имеющие отношение к деталям костюма - ювелиры, вышивальщицы и т.д. разовьют лучшие традиции национальной культуры.

Надеемся, что, посетив нашу выставку, зрители смогут не только полюбоваться красотой, богатством и разнообразием ко¬стюма крымских татар, но и оз¬накомиться с особенностями его культуры и быта. Все это будет способствовать лучшему взаимопониманию между людьми разных национальностей, кото¬рое так необходимо в наше время.

ЭльмираЧЕРКЕЗОВА ,

искусствовед, музей

крымскотатарского

изобразительного искусства.

Татарочка

Там, за містом, понад шляхом битим,

По горячім каменистім полі

Йде дівча татарськеє вродливе,

Молоденьке, ще гуля по волі.

На чорнявій сміливій голівці

Червоніє шапочка маленька,

Вид смуглявий ледве прикриває

Шовком шитая чадра біленька.

То закриє личко, то відкриє,-

А очиці, наче блискавиці

Так і грають з-попід брівок темних!

Що за погляд в цеї чарівниці!

Л. Українка.

Женская одежда состояла из широкой и длинной рубашки «кетен кольмек» из тонкой домотканой хлопчатобумажной ткани, с прямым коротким разрезом на груди и одной пуговицей на шее. Под рубашку надеваются широкие шаровары «думан» или «дон». Поверх рубашки надевают короткий до колен кафтан «зыбын» с короткими рукавами и вырезом на груди «конус».

По праздникам талию опоясывают нарядными поясами «къолан» или «къапакълы къушакъ». На ноги надевают шерстяные чулки «сарылы чорап», поверх которых надевают мягкие сафьяновые туфли «терлик» с загнутыми кверху остроконечными носками. Голову завязывали цветным узорчатым платком «баш явлукъ». Сверху вне дома набрасывали длинное белое прямоугольное покрывало «баш марама». Через плечо и на волосах носили «дуа» и «сач дуа»-амулеты.»

//Очерки истории и культуры крымских татар.- 2005.

«Красная, кругленькая шапочка с золотом («фес») на голове у всякой молоденькой девушки. Бешмет с открытой грудью, узкий в плечах, с непомерно длинными и узкими рукавами, всегда цветной…; у пояса он обвязан еще одним или двумя цветными платками наподобие юбки и из-под платков этих видны только нижние складки очень широких и тоже цветных шаровар.

Самая крошечная, двухлетняя девчонка имеет свою крошечную шапочку, свой бешметик по мерке — это добрый обычай».

//Марков Ев . Очерки Крыма.- Симферополь, 1995.

По крымскотатарскому обычаю, шаровары «туман», «штан» должны были прикрывать щиколотки, манжеты рукавов «къапакъ»- запястья рук, а под глубокое декольте платья надевался нагрудник «кокюслик». Женщина непременно должна была быть в головном уборе: шарфы «марама» и «шербенти», узорчатые платки «баш- явлукъ», покрывала «фередже марама» и «дастар», шапочки «фес». Предстать перед посторонним простоволосой считалось неприличным.

«Къушакъ-эни 4 сантиметр олгъан алтын тюслю парча басмадан азырлангъан, онъа декоратив токъа (пряжка) тикильген, чевреси ферахларнен безетильген. Къушакъ башы бир-бирине махсус ильмекнен кечирильген эки фигуралы къысымдан ибарет. Онынъ устюндеки орьнеклер къыйметли тель парчаларынен япылгъан олып, япракъ ве гуль шекеллери бир-бирине гъает усталыкънен уйгъунлаштырылгъан. Къылыч шекилинде кучюк зынджырлы тюревич (булавка) къушакъ башына къошумджа декоратив гузеллик бере. Къушакънынъ умумий узунлыгъы 75 сантиметр.»

Отличительной особенностью крымскотатарского костюма каждого района было расположение узора по осям. Так, узор, построенный по горизонтали, говорит о принадлежности вещи к степному району, а диагональная композиция с различными растительными мотивами – к предгорному и степному районам Крыма. Для горных районов характерна организация узоров по вертикали.

«…Шея и грудь были совершенно закрыты в несколько рядов золотыми монетами, здесь же была девочка, у которой на груди была широкая жемчужная решетка.»

(Из воспоминания путешественницы О. Шишкиной 1845 г.)

Праздничные наряды крымских татарок вышивались золотыми нитями, тесьмой желтого цвета. Цвета красный, желтый, голубой выполняли защитную функцию. Невеста всегда была в платье красного цвета.

«Национальная одежда крымских татар была не только комфортна, но и наделена обереговой силой. По одежде можно судить о возрасте и социальном статусе ее владельца.

Общий комплекс костюма у мужчин был представлен нательной одеждой-рубахой «кольмек» и широкими штанами «токума штан». Поверх нательной рубахи надевали «камзол» -куртку в обтяжку с короткими или длинными рукавами и пуговицами в прямом разрезе на груди. Зимняя одежда состояла из короткого «кыска тончык» или длинного «узун тон» — тулупа из овчины».

“Халкъ арасында чокъ меракълы ве чешит-тюрлю бет сымалары корюне. Де сарыкъ, эки куртка устюнден узун джуббе кийген, юксек бойлу молла, де безетильген къушакъларнен багълангъан, чокъ челиктен ясалгъан зынджырчыкъларнен яраштырылгъан кок тюслю курткалар кийген, бираз къыркъылгъан къап-къара мыйыкълы форсалы яш алыш-веришчилер кечелер.”

«Молодые люди носят поверх рубашки узкую куртку, у которой рукава состоят из небольшой обшивки или доходят до логтей, и в последнем случае они застегиваются пуговицами и петлями, сделанными из шнурка. С того момента, где застегивается воротник, и до самого живота идет ряд пуговиц. Очень широкие шаровары надеваются сверх куртки и застегиваются крючками, а на верху застегиваются так, что образуют большие складки ».

«Мужчины в качестве головных уборов носили каракулевые шапки «халпах», в теплое время года-тюбетейки «тахья». Из украшений мужчины носили только кольца «юзюк».

// IV Таврические научные чтения.– Симферополь, 2004. — С. 96-97.

Библиография

Абдуллаев, И. Знай: чудо красоты твоей — души моей владыка: [О женщинах далекого прошлого. курс в историю.] // Голос Крыма. — 2003. — 7 марта.- с.7.

Абдуллаева, А. Открываем сундуки — достаем обновки: [О национальной одежде крымских татар] // Авдет. — 2005. — 5 нояб. — С. 8.

Абкадыров, Р. Национальная одежда (XIX — первая половина ХХ в.) // Очерки истории и культуры крымских татар. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2005. — С. 148-150. : фото.

Аблямитова, Л. Х. Прошлое и настоящее традиционного крымскотатарского костюма.// Ученые записки КГИПУ. — Симферополь: Доля, 2002. – Вып. 3. — С. 157-160.

Аблямитова, Л. Х. Орнаментальные мотивы в традиционном костюме крымских татар// Ученые записки КГИПУ. — Симферополь: Доля, 2003. – Вып. 4. — С. 163-166.

Аблямитова, Л.Х. Отражение идеала женской красоты в традиционном крымскотатарском костюме // Ученые записки КГИПУ. — Симферополь, 2004. — Вып. 5. — С. 173-177.

Акчурина-Муфтиева, Н. М . Удивительный орнамент марама // Авдет. — 2007. — 5 февр. — С. 4-5. :цв.ил.

Бекиров, Ф. Чобанлар эвеллери бойле кийине эдилер: Миллий оюнларымыз, йырларымыз — буюк хазине // Къырым. — 2006. – Апр. 26. — С. 4. : фото.

Желтухина, О. Исчезающее искусство филиграни: ювелирные украшения крымских татар: изготовление, ношение, функциональное значение // Qasevet. — 2000. — №1(27). — С. 10-14.

Крымскотатарский костюм 19 в.: мужской и женский (фото Е.Лиговской) // Крымские известия. — 2004. — 2 марта. — С. 6.

Крымскотатарский национальный костюм: Фото // Очерки истории и культуры крымских татар. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2005: фото цв.

Къырым къызлары. 1920 сс.: [Миллий урбалар кийген къызларнынъ фотосы] // Turk Dunyasi Tarih. — 2008. — №255. — С. 25.

Люманова, М . Встречают все же по одежке…: [О костюме крымских татар] // Голос Крыма. — 2002. — 21 июня.- с.10.

Максимова, Т. А. Традиционная одежда крымских татар // IV Таврические научные чтения: г. Симферополь, 23 мая 2003 г. Сборник материалов. — Симферополь: [б. и.], 2004. С .96-97.

Марков, Е. Л. Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. — Симферополь: Таврия, 1995. — 543 с. : ил., портр.

Монастырлы, Х. А. Одежда крымских татар // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Ч I. — Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. — С. 593.

Не потерять себя, сохранив самобытность…:[О внешнем виде, сценических костюмах, национальной одежде крымских татар беседуют искусствовед Э. Черкезова и художник-модельер М.

Османова, З. Магическая функция крымскотатарских ювелирных украшений: [къушакъ, дувалыкъ, зулюфчик, къасиде, сач-къасиде, назар-боюнджакъ]// Авдет. — 2008. — 24 марта. — С. 10-11. : фото.

Петренко, Л. Удивительный богатый наряд (о марама- головном покрывале крымскотатарских женщин) // Qasevet. — 2002. — №1(29). — С. 30-32.

Рославцева, Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII-XX: историко-этнографическое исследование.- М.: Наука, 2000.- 104 с.

Сеитбекиров, А. Осовременить национальную одежду значит оживить культуру тысячелетий!: [Л. Тархан и коллекция одежды с влиянием крымскотатарского нац. костюма] // Голос Крыма. — 2007. — 28 дек. — С. 1.

Челеби, Э. Книга путешествий// Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть I. — Симферополь: Таврия — Плюс, 2004. — С. 133-155.

Чилингирова, Х. Национальная мода // Tan. — 2004. – № 1. — С. 7.

Эвеллери зенгинлер самур терисинден тикильген тон ве къалпакъ кийгенлер: Къырымны зиярет эткен сеяатчыларнынъ теэссуратлары / Д. Османова азырлады // Къырым. — 2005. — Март 12. — С. 10.

[Этнография крымских татар: внешний вид, жилище, одежда] // Крым и крымские татары. — 1885. — С. 25-27.

Как известно, национальная одежда является проявлением многовекового опыта народа, его культурного уровня и уклада жизненного строя, мироощущения и эстетических понятий. Основные материалы, из которых изготовлялась одежда крымских татар, были шерсть, кожа, домотканные и привозные ткани.

Женская одежда . Особое внимание крымские татарки уделяли украшениям головы. Волосы девушки обычно заплетали в две косички, которые откидывали на спину. Чтобы предохраниться от дурного глаза (назар) к концам кос был прикреплен красиво отделанный прямоугольный талисман, внутри которого находилась священная молитва (сач дувасы). Головным убором считалась бархатная, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитая золотом или серебром, иногда украшенная мелкими монетами и покрытая круглой с узорами отделкой золотого цвета (фес къалпагьы). Поверх фески одевался тонкий длинный шарф белого цвета (баш марама) из самотканной кисеи, вышитый по краям. Насчитывается огромное количество женских головных уборов, их разнообразие поражает. Кроме фески и марамы распространенными были большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Из широких и длинных, ниже колен, хлопчатобумажных или холщовых рубашек (кетен-кольмек), длинных платьев (антер) с широкими рукавами, цветных шароваров (шалвар или думан, дон), достигающих ступни и завязываемых вокруг щиколотки на шнурок, состоял гардероб крымской татарки. Верхняя одежда состояла из кафтана (къафтан или зыбын), плотно обтягивающего весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего в розовом иии малиновом цвете, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Данный кафтан имеет разрез во всю длину спереди, а также узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, обязательно шьется на вате для придания стану полноты. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда пояс подвязывали шерстяным вязаным платком (бель явлукъ), таким образом, что позади образовывался треугольник, который чуть ли не достигал ног. Поверх кафтана надевали короткую шубу (джуббе), преимущественно из красного или зеленого материала, обитого по краям мехом и широкими позументами по всем швам. Выходя из дома кроме описанного костюма также надевали накидку розового или зеленого цвета (фередже). В повседневной жизни обязательной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

Учитывая погодные условия и специализацию назначения, различают несколько различных фасонов обуви крымской татарки: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - летом. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто похожее на калоши, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). Торжественные мероприятия посещали в расшитых золотом красивых туфлях (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. В дождливую погоду одевались ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с красивым цветным узором (сырлы чорап).

Мужская одежда. Голову крымские татары обычно покрывали низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом были распространены тюбетейки (такъие) или фески (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и затягивалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сшитую из бархата, иногда украшенную золотом. Сверх безрукавки носили другую куртку с короткими или длинными (камзол) рукавами, а уже затем надевали длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовливали из домашнего полотна (кетен). Всю остальную одежду изготавливали, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широко использовались также такие разновидности одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). Из обуви мужчины предпочитали носить сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). Пастухи (чобан) носили куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

Необыкновенно интересными по крою были мужские и женские нижние домотканные рубахи крымских татар. По мнению путешественников, качество ткани, из которой они шились доходило до совершенства. К величайшему сожалению, на предметах быта XIX в. признаки этого совершенства встречаются уже редко.

Украшения. Крымские татарки были большими поклонницами колец (юзюк) и браслетов (билезлик). Кольца обычно носили в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Чаще всего кольца были сделаны из золота, а браслеты из серебра. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшали фески.

Женщины обычно красили волосы в бурый или ярко-рыжий цвет добываемой из растения краской (хна). Такому же окрасу подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах. На тоненьком ремешке через плечо крымские татарки носили сумочку, в которой хранили молитву из Корана (дува), сделанную из серебра или сафьяна.

Предметы ювелирного искусства, имеющие сходства с техникой производства и внешнему виду с турецкими образцами, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве, Карасубазаре. Принцип исполнения и характер декора каждой детали были настолько изысканными и богатыми, что серебряные и позолоченные филигранные элементы уже не нуждались в дополнении драгоценных и поделочных камней.

Крымскотатарская вышивка сберегает в себе множество традиционных элементов. Безумно красивая природа Крыма оказала огромное влияние на все народное творчество крымских татар и, в частности, на вышивку, которая достигла высоких художественных форм.

Еще в 20-30-х годах нашего века в Бахчисарае были известны умелые вышивальщицы, владеющие техникой этого производства в совершенстве. Образцы их изделий были представлены на международных и союзных выставках и отмечались самыми высокими наградами.

В наши дни традиционная одежда крымских татар практически не используется. Лишь только изредка на свадьбах можно увидеть невесту в феске с национальным поясом и барашковую шапку на голове у жениха.