Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
Василюк Лиза (5 лет)
Дефект: дизартрия (стертая форма)
Тема: Звук [л] (отсутствие звука)
Этап: постановка звука [л]
Цели:
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать мимическую мускулатуру.
Формировать плавный выдох, направленную воздушную струю.
Развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Формировать правильное положение органов артикуляции для произнесения звука [л];
Закрепление изолированного произношения звука [л]; учить выделять звук [л] в словах.
Упражнять в определении наличия звука в слогах.
Развивать память, внимание, графо-моторные навыки.
Оборудование: зеркало, артикуляционный профиль звука [л], картинки для артикуляционной гимнастики, материал для отработки воздушной струи, кукла, предметные картинки со звуком [л], цветные карандаши, лист белой бумаги.
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуй Лиза. Я рада тебя видеть. Я сегодня получила письмо, нас приглашает в гости кукла Алла, но чтобы идти в гости, нам нужно подготовиться и выполнить разные упражнения.
Ты согласна? Отлично, тогда за дело!
Развитие общей моторики
Игра «Угадай движение».
Я покажу тебе движения, чем могут заниматься дома взрослые и дети (вытирать пыль, работать пылесосом, варить обед, мыть пол, рисовать, мыть окно, читать книгу, поливать цветы), а ты угадывай движение и повторяй его.
Пальчиковая гимнастика
«Вышел дождик погулять».
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел дождик погулять,
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газонам не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
«Ох!» И ушел… Газон засох!
(Ритмичные удары по столу пальчиками обеих рук, начиная с мизинца, поочередно. Беспорядочные удары пальчиками обеих рук по столу. «Шагаем» средним и указательным пальчиками по столу. Ритмично ударяем то ладонями, то кулаком по столу. Частые и ритмичные удары в ладоши. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу).
Самомассаж лица по показу логопеда
«Снова туча прилетела!».
Выполняй вместе со мной движения:
Струйкой дождик побежал
На лоб, на нос, на щечки,
Капал долго и играл:
На щечках капли-точки
(Разглаживаем лоб от середины к вискам. Гладим лоб, нос сверху вниз и по щекам.
Пощипываем щеки, верхнюю и нижнюю губу. Проделать 2 раза).
Формирование плавной, направленной воздушной струи
«Прогоним тучу!»
Грустно, когда дождь идет, давай представим, что это тучка и прогоним ее. Давай будем сдувать с ладошки вот эту «ватную тучку» (сдуваем плавным выдохом с раскрытой ладони вату).
Развитие мимических мышц
«Любуемся собой» (по показу логопеда)
Тучу мы прогнали, настроение стало хорошее, давай полюбуемся собой:
Возмутились!
Нахмурились!
Удивились!
Обрадовались!
Развитие артикуляционной моторики.
Мы полюбовались собой, настроение поднялось. Давай поиграем щеками: надуваем щеки одновременно и поочередно; разминаем губы: делаем «Улыбочку», «Заборчик» поочередно.
Лиза, теперь давай посмотрим, какой у нас стал веселый язычок, он умеет играть!
Упражнение «Лопаточка».
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи!
Упражнение «Непослушный язычок».
Мы накажем язычок -
Пошлепаем его, дружок.
Упражнение «Иголочка».
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Упражнение «Маляр».
Я маляр, я крашу крыши,
Выше всех я, выше-выше!
Упражнение «Парус».
Парус наверх! Лодка плывет,
И на прогулку ребяток зовет.
Разложение правильного артикуляционного уклада для произношения звука [л]:
Сегодня нас с тобой к себе в гости пригласила кукла Алла. Она живет в сказочном домике, но чтобы до нее добраться, нам нужно плыть на пароходе, а ты знаешь как гудит пароход?
Вот послушай «л-л-л».
Когда мы произносим звук [л] наши губы улыбаются, зубы сближены «заборчиком», кончик язычка поднят за верхние зубки, воздушная струя проходит по боковым краям языка, голос звенит.
А теперь ты попробуй погудеть как пароход, произнеси звук [л].
Работа над развитием фонематических процессов
Ну, вот мы и добрались до сказочного домика куклы Аллы.
Игра «Что есть в доме у Аллы».
Сейчас я буду показывать картинки, и называть их, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук [л], хлопай в ладоши: стол, лопата, конфета, полка, ложка, кошка, лампа.
Давай оставим только те картинки, в которых есть звук [л] и уберем лишние картинки, в которых нет звука [л] (ребенок самостоятельно выполняет).
Закрепление изолированного произношения звука [л]
Давай улыбнемся, ещё раз сделаем упражнение «Заборчик», кончик языка поднимем за верхние зубки, и пропустим воздушную струю по боковым краям языка. Что же получилось? (ребёнок выполняет действия и произносит звук [л].) Повтори её ещё раз. Молодец! Ты научилась произносить звук [л].
Давай покажем, как гудит пароход: л-л-л.
Домашнее задание
Развитие внимания и памяти. Формирование графических навыков
А сейчас будь внимательна, я убираю все картинки, а ты припомни как можно больше картинок, которые ты видела и назови их (ребенок называет ). А сейчас нарисуй ту, которая больше всех тебе понравилась.
Итог занятия
Лиза, какой звук мы с тобой сегодня учились произносить. Давай вспомним, как мы его произносили.
Сегодня на занятии мы были в гостях у куклы Аллы, играли в разные игры, ты училась слушать и правильно произносить звук [л] и показала Алле, как хорошо это у тебя получается! Молодец!
Мы с куклой Аллой приготовили тебе сюрприз – цветочек, давай прикрепим его тебе на кабинку.
Горбанева Светлана Валерьевна ,
учитель-логопед высшей категории,
МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район
Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе с ОНР.
Тема: «Звуки С – С ’ »
Коррекционно-образовательные цели:
Закрепление правильной артикуляции и произношения звуков С – С’. Упражнение в определении места согласного звука в слове, в дифференциации звуков по твердости – мягкости.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, зрительного восприятия и внимания.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков самостоятельности и инициативности.
Оборудование:
Куклы (девочка, мальчик), индивидуальные зеркала, картинки одежды, обуви, трафареты одежды, полоски цветной бумаги (красная, синяя, сиреневая, серая, салатовая), карандаши, листочки.
Ход занятия:
1. – Ребята, к нам в гости пришли сегодня куклы: мальчик и девочка. Они пришли за помощью. Все дело в том, что у всех детей есть имена, а у наших кукол нет имен.
– Давайте им поможем и назовем их. Наши друзья очень любят петь песенки. Особенно песенку «водички» (с – с – с; с’ – с’ – с’).
– Мы дадим им имена, чтобы слышались звуки (с) или (с’).
Придумывание имен со звуком (с), (с’).
Саша, Слава, Cоня, Cвета, Кристина;
Сима, Семен, Максим, Вася, Сережа.
2. – А теперь, дети, посмотрите на внешний вид, чего у них не хватает? (одежды, обуви).
– Скажите, а где можно купить одежду и обувь? (в магазине).
– Мы сейчас отправимся в центр города за покупками. Но добраться мы сможем только на таком транспорте, в названии которого встречаются звуки (с), (с’):
автобус самолет
троллейбус велосипед
– Садимся в автобус и поедем.
3. Артикуляционная гимнастика перед индивидуальными зеркалами.
– Вот наш автобус поехал по широкой дороге («Лопаточка»), а теперь по узкой («Иголочка»). Автобус повернул вправо-влево («Часики»), заехал на горку вверх и спустился вниз («Качели»).
– Но что это? Воздух выходит из шины? (ш-ш-ш). Но у нас есть два насоса – большой и маленький. Мы возьмем насос большой (с – с – с), а теперь маленький (с’ – с’ – с’).
4. Физминутка.
Мы подуем высоко: с – с – с.
(произнося звуки, дети встают на носочки, поднимают руки вверх).
Мы подуем низко: с – с – с
(приседают)
Мы подуем далеко: с – с – с
(выпрямляются, наклоняются вперед, вытянув руки).
Мы подуем близко: с – с – с
(стоя прямо, руки подносят ко рту).
Стихотворение повторяют еще раз со звуком (с’).
5. – Вот мы и приехали в магазин, здесь продаются одежда и обувь. Надо купить одежду и обувь, в названии которой есть звук (с): сначала к схеме (звук С в начале слова).
свитер сапоги
сарафан сорочка
спортивный костюм
– А теперь к этой схеме (звук С в середине слова).
носки кроссовки
трусы босоножки
джинсы косынка
6. – Ребята, посмотрите на одежду наших друзей. Она разного цвета.
Д/игра «Какого цвета одежда?» (полоски цветной бумаги)
синяя красная
сиреневая салатовая
(в трафареты одежды вставляются полоски цветной бумаги).
– Что может быть синим? Салатовым? Серым? Красным? Сиреневым?
(сиреневый сарафан, красный свитер и т.д.)
7. – Давайте мы тоже сделаем для наших друзей подарки. Сошьем одежду. А поможет нам карандаш. Карандашом мы соединим точки (силуэт одежды) и раскрасим одежду слева – направо, не оставляя просветов.
8. Пальчиковая гимнастика «Иголочка».
Иголочка, иголка (вращательные движения кистями рук).
Ты остра и колка.
Не коли мне пальчик, (погрозить пальцем)
Сшей мне сарафанчик. (хлопки)
– Возьмите карандаш такого цвета – как и точки на листочках.
(Работа детей).
9. – Что ты, Аня, подарить и кому?
(Я подарю Саше красный сарафан. Я подарю Васе синий свитер).
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Конспект индивидуального логопедического занятия
по коррекции звукопроизношения с учащимся 1 класса
Тема: Звук [л].
Цель: Автоматизировать звук [л] в слогах, в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять навык произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях;
Формировать умение соотносить фонему с соответствующей графемой;
Упражнять в образовании названии детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных;
Упражнять в согласовании существительных с числительными.
Коррекционно-развивающие:
Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
Развивать фонематическое восприятие;
Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; навык чтения;
Обогащать словарный запас, развивать связную речь;
Развивать словесно-логическое мышление, речеслуховое внимание;
Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навык самоконтроля при произнесении звука [л] в речи;
Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, экран, аудиозапись «Звуки леса»; зеркало настенное; осенние листья с заданиями; картинки с упражнениями для артикуляционной гимнастики; дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»; планшет для пескотерапии, песок; еловые шишки с буквами на них, жёлуди, фишки для составления звуковых схем, картинки белочки и колокольчика.
Ход занятия:
Организационный этап (1 мин). Приветствие:
Улыбнись ты мне, улыбнусь я тебе.
Здравствуй, солнышко ясное!
Здравствуй, небо прекрасное!
Мы приносим за все благодарность,
Природа, тебе!
Мотивационно-целевой этап (2 мин)
Актуализация знаний:
Логопед: Вспомним, чему мы учились на прошлом занятии? (Учились произносить звук [л]).
Создание проблемной ситуации:
Логопед: Кто-то бросил мне в оконце
Посмотри-ка, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что крадётся к нам в окно?
От кого оно узнаешь,
Если загадку отгадаешь:
По веткам скачет, а не птица.
Рыжая, а не лисица? (Белка).
Логопед: Правильно. Это белочка нас приглашает на прогулку в осенний лес. Примем приглашение белочки? (Да)
Логопед: Как ты думаешь, почему именно белочка пригласила нас в лес? (Думаю, потому чтов слове «белка» есть звук, который мы учимся произносить - звук [л]).
Побуждение к формулированию проблемы:
Логопед: В чёму тебя возникает затруднение? (Часто ошибаюсь при произношении звука [л]).
Побуждение к формулированию темы и цели занятия:
Логопед: Догадался, чему будем учиться на занятии?(Продолжим учиться произносить звук [л]).
Логопед: С какой целью? (Чтобы себя контролировать и не ошибаться).
IV . Ориентировочный этап (1 мин):
Логопед: Что нужно для достижения цели? (Для достижения цели нужно стараться выполнять все задания правильно).
V . Практический этап (14 мин).
Развитие фонематического восприятия
Логопед: Чтобы оказаться в лесу нам нужно покружиться и произнести волшебное заклинание:
Ла - ла - ла - осень к нам пришла.
Ул - ул - ул - ветерок подул.
Ила - ила - ила - листва в воздухе кружила.
Логопед: Вот мы и оказались в осеннем лесу (вкл. аудиозапись «Звуки леса) (СЛАЙД 1).
Логопед: Посмотри, какая красота!
Логопед: Белочка нас уже встречает (СЛАЙД 2).
Логопед: Она нас пригласила не просто так, а приготовила интересные задания. Эти задания она указала на осенних листочках. За каждое правильно выполненное задание она тебе будет вручать жёлудь.
1 задание - выполнить артикуляционную гимнастику:
Упражнения для губ:
«Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка» Упражнения для языка:
«Наказать непослушный язычок»,«Лопатка»,«Качели»,«Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Парус».
Логопед: Молодец, отлично справился с первым заданием. Посмотри, что белочка тебе вручает? (Жёлудь).
2 -ое задание - Анализ артикуляции по плану:
Логопед: Произнесём звук[л] длительно. Какое положение принимают губы, зубы, язык при произнесении звука [л]? (Когда произносим звук[л] губы улыбаются, зубы - разомкнуты, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами).
Логопед: И со вторым заданием справился замечательно (вручает жёлудь).
3-е задание - Характеристика звука:
Логопед: Охарактеризуй звук [л] (Звук [л]согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой - выбирает из трёх фишек на столе).
Логопед: Умница! (вручает жёлудь)
4 -е задание - Связь звука и буквы:
Логопед: Какой буквой на письме обозначаем звук [л]? (Звук [л] на письме обозначаем буквой Л).
Логопед: Найди эту букву в разрезной азбуке.
Логопед (берёт планшет для пескотерапии): Белочка предлагаетнаписать на песке букву Л одновременно указательными пальцами обеих рук, произнося звук [л].
Ребёнок выполняет задание, получает жёлудь.
5-е задание - Отработка звука в слогах:
Логопед: Отгадай анаграмму, и узнаешь, кто ещё живет в этом лесу (СЛАЙД 3)
ЬЛСО
Ребёнок: Получилось слово ЛОСЬ.
Логопед: Угадал верно.Посмотри, кто это? (СЛАЙД 4)
Ребёнок: Это лось с лосихой.
Логопед: Детёныша у лося и лосихи как зовут? (Детёныша у лося и лосихи как зовут лосёнок).
Логопед: Лосёнок заблудился. Нужно помочь ему добраться до лося и лосихи, «шагая» пальчиками по тропинке, читая слоги сначала грустно, затем радостно.
Дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»
ЛА УЛ
ЛЫ ЭЛ
ЛУ
ЛО ИЛ
ЫЛ
Ребёнок выполняет задание
Логопед: Молодец! (вручает жёлудь)
6-ое задание - Образование притяжательных прилагательных:
Логопед: Белочка предлагает поиграть в игру «Узнай и назови» (СЛАЙД 5):
Логопед: Чьё туловище? (Лосиное). Чьи рога, ноги? (Лосиные). Чья морда? (Лосиная)
Логопед: Отлично! (Ребёнок получает очередной жёлудь).
Логопед: Белочка предлагает немножко отдохнуть.
Динамическая пауза:
Мы с тобою в лес пойдём, марширу ем на месте
Там мы белочку найдём. «бинокль» из пальцев рук
Белка - маленький зверёк, приседание
По деревьям прыг да скок. прыжки
Мы ловить тебя не станем. головой повороты в стороны
Поиграй немножко с нами. полуприсед
Будем мы с тобой дружить, наклоны в сторону
В лес почаще приходить. марширу ем на месте.
7-ое задание - Звукобуквенный анализ и синтез слова
Логопед: Прыгала белочка с ветки на ветку и все шишки посшибала (СЛАЙД 6).
Логопед: А на шишках - буквы. Составим из букв слово и узнаем, с какого дерева эти шишки (ребёнок выкладывает из букв на шишках словоёлка ).
Логопед: На ёлке шишки какие? (На ёлке шишки еловые).
Логопед: Сколько букв в слове ёлка? (В словеёлка 4 буквы)
Логопед: Выложи из фишек звуковую схему слова ёлка (выполняет задание).
Логопед: Раздели слово на слоги. Сколько слогов в слове ёлка ? (В слове ёлка два слога) Почему? (Потому что в этом слове два гласных звука - [о] и [а])
Логопед: Сколько звуков в словеёлка ? (В слове ёлка пять звуков)
Логопед: Охарактеризуй каждый звук.
Ребёнок: Первый звук в слове ёлка [j]. Звук [j] согласный, мягкий, глухой; обозначаем зелёной фишкой. Второй звук в слове ёлка [о], он гласный, ударный; обозначаем красной фишкой. Третий звук в слове ёлка звук [л]. Он согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой. Четвёртый звук в слове ёлка [к], он согласный, твёрдый, глухой; обозначаем синей фишкой. Пятый звук в слове ёлка [а]. Он гласный, безударный; обозначаем красной фишкой.
Логопед: Соотнеси количество букв и звуков (В словеёлка букв меньше, чем звуков) Почему? (Потому что буква Ё в начале слова обозначает два звука - [j] и [о])
Логопед (вручая очередной жёлудь): И с этим заданием справился, молодец!
8-ое задание - «Исправь предложение»
Логопед: Белка придумаладля тебя предложения. Послушай их внимательно и исправь.
Ёлка села на галку.
Дупло выдолбило дятла.
Луна выла на волка
Белка накинулась на волка.
Ребёнок выполняет задание, получает очередной жёлудь.
Логопед: Молодец! Со всеми заданиями белочки справился. Предлагаю посчитать, сколько желудей заработал.
Согласование существительных с числительными. Игра «Посчитай»
Ребёнок: Один жёлудь, два жёлудя, три жёлудя, четыре жёлудя, пять желудей, шесть желудей, семь желудей, восемь желудей.
VI . Домашнее задание (1 мин):
Логопед: Белочка приготовила для тебя домашнее задание - выучить скороговорку:
Положил Алёшка жёлуди в лукошко.
Жёлуди со шляпами
Для белочки с бельчатами.
VII . Рефлексия. «Закончи предложение» (1 мин).
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие в осенний лес. Понравилось ли оно тебе?Предлагаю тебе закончить предложения(СЛАЙД 9):
Во время путешествия я учился…
Мне удалось…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я хочу похвалить за работу…
Мои ожидания…
Моё настроение…
Логопед: Если у тебя замечательное настроение, топодари белочке цветок. Как цветок называется? (Колокольчик) Ребёнок прикрепляет к картинке с белочкой цветок.
Информационно-методическое обеспечение:
Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 64 с.+ вкл. 8 с.
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Н.В. Ёлкина, Т.В. Тарабарина; худож.: В.Н. Куров, Г.В. Соколов. - Ярославль Академия развития,2006. - 224 с.: ил. - (Игра, обучение, развитие, развлечение).
Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей/Т.А. Куликовская. - М.: Издательство «Гном и Д», 2010. - 128 с.
Конспект занятия по коррекции нарушений звукопроизношения детей с системным недоразвитием речи.Тема: «Звук [у] и буква У»
Цель: знакомство с гласным звуком [у], буквой У.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнение артикуляции и отработка четкого произношения звука [у];
расширение и активизация словаря.
Коррекционно-развивающие:
развитие речевой и ручной моторики;
развитие фонематического анализа, умения выделять звук [у] в словах;
развитие слухового и зрительного внимания, пространственной ориентировки;
закрепление связи звука и буквы у.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение работать в течение всего занятия;
воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля;
воспитание правильной осанки.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, разрезная азбука, счетные палочки, карточки с заданием, карандаши, зеркала.
Орг. Момент.
Развитие ручной моторики. Игра «Пальчики здороваются»
Ребята, поиграем в игру. Сначала будут здороваться друг с другом пальцы правой руки. (Упражнение выполняется вместе с логопедом)
Кончик большого пальца правой руки поочередно «здоровается», касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальца этой руки. А теперь будут «здороваться» пальцы левой руки…
Пальчики поздоровались и погрелись. А теперь погреем язычок и губы, пусть они тоже подвигаются.
Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом, под счет)
Упражнение для нижней челюсти: опустить и поднять нижнюю
челюсть.
Упражнение для губ: улыбка, трубочка, чередование улыбки и трубочки.
Упражнение для языка: положить широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, чередование широкого-узкого языка, «маятник» (узкий язык в правый-левый угол рта), облизать кончиком языка верхнюю, нижнюю губу.
Вот и Язычок готов продолжать учиться.
Знакомство с картиной «В лесу» и беседа по ее содержанию.
Кто нарисован на картинке?
Волк.
Что делает волк? (Как подает голос?)
Воет.
Как воет волк?
У-у-у.
Произнесение вместе с логопедом звука у.
- Давайте все вместе произнесем, как воет волк.
А теперь я послушаю, как каждый из вас произнесет этот звук.
Уточнение артикуляции звука [ у ] .
Логопед предлагает детям взять зеркало и произнести звук [ у] перед зеркалом, следит за тем, чтобы дети вытягивали губы вперед.
В каком положении губы, когда мы произносим звук [у]? (Они растянуты или вытянуты трубочкой.)
Губы трубочкой. (Все дети повторяют.)
Касается ли кончик языка зубов?
Не касается, кончик языка отодвинут назад. (Дети повторяют.)
Приложите ладонь к горлышку и скажите звук [ у]. Дрожит ли горлышко?
Дрожит.
Правильно. Горлышко дрожит, звук произносится с голосом. (Дети повторяют.)
Итак, как же мы произносим звук [ у]! Дети заканчивают предложения: губы - ... (трубочкой), кончик языка - ... (не касается зубов), горлышко- ... (дрожит).
Дети повторяют артикуляцию звука [ у].
Игра «Тихо - громко».
Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо.
Соотнесение с буквой.
Какой буквой обозначается звук [у]? Найдите букву в разрезной азбуке.
Буква выставляется на доске.
Выкладывание буквы У из палочек.
– Сколько вам понадобилось палочек?
Узнавание буквы У.
Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву У и обвести её в кружок!
Обучение четкому произношению звука [ у] в словах.
Вывешивается картинка «Девочка заблудилась в лесу». Проводится
беседа по картинке.
Кто нарисован на картинке?
Девочка.
Что случилось с девочкой?
Она заблудилась в лесу.
Как кричит девочка?
Ау-ау-ау.
Давайте поможем девочке и хорошо произнесем вместе ау-ау-ау.
Какой первый звук в слове ау! (Звук интонируется.)
А.
Какой звук слышится после звука [ а] в слове ау?
У.
Составим это слово под картинкой.
Вывешивается картинка «Малыш плачет». Проводится аналогичная работа со звукосочетанием уа.
Физкультминутка.
Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.)
Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.)
На полянку тихо сели.
Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)
Закрепление произношения звука [ у] по картинкам.
Дети должны вспомнить, что какие звуки подает, и правильно произнести звук [ у]: самолет летит, пароход гудит, поезд сигналит, дудочка играет.
Развитие фонематического анализа. Определение наличия звука [ у].
Игра «Услышь звук у». Дети приседают, когда услышат звук [ у].
а) среди других звуков: а, м, у, э, с и т.д.;
б) в сочетаниях с гласными: ау, оа, за, эу, ыу и т.д.;
в) в односложных словах: зуб, рак, кот, мак, рот, дуб, лук, сыр, гусь, жук, дом, уж, сом, сук.
Логопед показывает картинку и называет слово, дети определяют, есть ли звук [ у] в слове или нет. Картинки, в названии которых есть звук [ у], выставляются на доске.
Подведение итогов занятия.
Надежда Ишкова Семухина
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения
Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах и предложениях
Образовательная область: «Коммуникация»
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»,
«Физическая культура»
Программное содержание:
Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях;
Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте;
Продолжать учить определять место звука [ш] в словах;
Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм;
Развивать память и мелкую моторику;
Воспитывать интерес к занятиям.
Ход занятия
Организационный момент.
Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться.
Постановка цели занятия.
Логопед говорит ребенку:
Посмотри, что у меня в руках?
Правильно, это воздушный шар.
Если я проткну шар, какой звук ты услышишь, послушай.
Верно, звук [ш].
Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях.
Артикуляционная гимнастика.
Выполним гимнастику для языка: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «не разбей чашки», «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).
Развитие речевого выдоха.
И еще пару упражнений на развитие воздушной струи: «Фокус», «Загони мяч в ворота».
Развитие фонематического восприятия.
Разминка окончена, отравляемся в путь. Перед тобой дорожка, по которой нужно пройти. Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [ш].
Для Мишутки малыша
Маша вяжет теплый шарф.
Шарф на шею он повяжет
И «Спасибо!» - Маше скажет.
Автоматизация в слогах.
Куда же привела дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа.
Автоматизация в словах. Развитие фонематического восприятия. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. (Логопед раскладывает на столе кучкой шесть картинок). Давай разберём эти «доски», может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, в центре – если звук в середине слова, и справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.
Ребенок раскладывает картинки – «доски» в зависимости от места звука в слове.
А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: шуба (какая); груша (какая); шляпа (какая); карандаш (какой); мышь (какая); лягушка (какая).
Динамическая пауза.
«На болоте»
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
(Ребёнок сопровождает слушанье стихотворения движениями.)
Автоматизация в словах. Побор слов-антонимов.
Автоматизация в предложениях. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
А здесь нас мальчик Паша встречает. Он маленький и все предметы у него маленькие:
У Паши не большая рубашка, а маленькая …
У Паши не большая шапка, а маленькая …
У Паши не большие шорты, а маленькие …
У Паши не большая машина, а маленькая …
У Паши не большая шар, а маленькая …
Рефлексия.
А нам пора уже возвращаться… Вспомни, пожалуйста, какие препятствия встретились нам на пути? Какого мы встретили в конце путешествия?
Публикации по теме:
Тема: Индивидуальное занятие. Постановка звука «Л» Цели: Коррекционно-образовательные: - формирование правильного произношения звука [Л];.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение.
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] ЦЕЛИ Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воз душной струи.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]» Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука «С». ТЕМА: ЗВУК «С». ЦЕЛЬ: постановка звука «С». ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Сформировать.
Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у диких животных» Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у диких животных». Задачи: Коррекционная: Формировать умение образовать притяжательные.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [ш]» Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах. Задачи: 1. закрепить артикуляционный уклад звука [Ш]; 2. закрепить умение характеризовать.