Конспект индивидуальной работы по звукопроизношению. Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии. Звук. Постановка. задание - выполнить артикуляционную гимнастику

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Василюк Лиза (5 лет)

Дефект: дизартрия (стертая форма)

Тема: Звук [л] (отсутствие звука)

Этап: постановка звука [л]

Цели:

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Развивать мимическую мускулатуру.

    Формировать плавный выдох, направленную воздушную струю.

    Развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза.

    Формировать правильное положение органов артикуляции для произнесения звука [л];

    Закрепление изолированного произношения звука [л]; учить выделять звук [л] в словах.

    Упражнять в определении наличия звука в слогах.

    Развивать память, внимание, графо-моторные навыки.

Оборудование: зеркало, артикуляционный профиль звука [л], картинки для артикуляционной гимнастики, материал для отработки воздушной струи, кукла, предметные картинки со звуком [л], цветные карандаши, лист белой бумаги.

Ход занятия:

    Организационный момент

    Здравствуй Лиза. Я рада тебя видеть. Я сегодня получила письмо, нас приглашает в гости кукла Алла, но чтобы идти в гости, нам нужно подготовиться и выполнить разные упражнения.

    Ты согласна? Отлично, тогда за дело!

    Развитие общей моторики

Игра «Угадай движение».

    Я покажу тебе движения, чем могут заниматься дома взрослые и дети (вытирать пыль, работать пылесосом, варить обед, мыть пол, рисовать, мыть окно, читать книгу, поливать цветы), а ты угадывай движение и повторяй его.

    Пальчиковая гимнастика

«Вышел дождик погулять».

    Раз, два, три, четыре, пять!
    Вышел дождик погулять,
    Шел неспешно, по привычке,
    А куда ему спешить?
    Вдруг читает на табличке:
    «По газонам не ходить!»
    Дождь вздохнул тихонько:
    «Ох!» И ушел… Газон засох!

(Ритмичные удары по столу пальчиками обеих рук, начиная с мизинца, поочередно. Беспорядочные удары пальчиками обеих рук по столу. «Шагаем» средним и указательным пальчиками по столу. Ритмично ударяем то ладонями, то кулаком по столу. Частые и ритмичные удары в ладоши. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу).

    Самомассаж лица по показу логопеда

«Снова туча прилетела!».

    Выполняй вместе со мной движения:

    Струйкой дождик побежал
    На лоб, на нос, на щечки,
    Капал долго и играл:
    На щечках капли-точки

(Разглаживаем лоб от середины к вискам. Гладим лоб, нос сверху вниз и по щекам.
Пощипываем щеки, верхнюю и нижнюю губу. Проделать 2 раза).

    Формирование плавной, направленной воздушной струи

«Прогоним тучу!»

    Грустно, когда дождь идет, давай представим, что это тучка и прогоним ее. Давай будем сдувать с ладошки вот эту «ватную тучку» (сдуваем плавным выдохом с раскрытой ладони вату).

    Развитие мимических мышц

«Любуемся собой» (по показу логопеда)

    Тучу мы прогнали, настроение стало хорошее, давай полюбуемся собой:

    Возмутились!

    Нахмурились!

    Удивились!

    Обрадовались!

    Развитие артикуляционной моторики.

    Мы полюбовались собой, настроение поднялось. Давай поиграем щеками: надуваем щеки одновременно и поочередно; разминаем губы: делаем «Улыбочку», «Заборчик» поочередно.

    Лиза, теперь давай посмотрим, какой у нас стал веселый язычок, он умеет играть!

Упражнение «Лопаточка».

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи!

Упражнение «Непослушный язычок».

Мы накажем язычок -
Пошлепаем его, дружок.

Упражнение «Иголочка».

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.

Упражнение «Маляр».

Я маляр, я крашу крыши,
Выше всех я, выше-выше!

Упражнение «Парус».

Парус наверх! Лодка плывет,
И на прогулку ребяток зовет.

    Разложение правильного артикуляционного уклада для произношения звука [л]:

    Сегодня нас с тобой к себе в гости пригласила кукла Алла. Она живет в сказочном домике, но чтобы до нее добраться, нам нужно плыть на пароходе, а ты знаешь как гудит пароход?

    Вот послушай «л-л-л».

    Когда мы произносим звук [л] наши губы улыбаются, зубы сближены «заборчиком», кончик язычка поднят за верхние зубки, воздушная струя проходит по боковым краям языка, голос звенит.

    А теперь ты попробуй погудеть как пароход, произнеси звук [л].

    Работа над развитием фонематических процессов

    Ну, вот мы и добрались до сказочного домика куклы Аллы.

Игра «Что есть в доме у Аллы».

    Сейчас я буду показывать картинки, и называть их, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук [л], хлопай в ладоши: стол, лопата, конфета, полка, ложка, кошка, лампа.

    Давай оставим только те картинки, в которых есть звук [л] и уберем лишние картинки, в которых нет звука [л] (ребенок самостоятельно выполняет).

    Закрепление изолированного произношения звука [л]

    Давай улыбнемся, ещё раз сделаем упражнение «Заборчик», кончик языка поднимем за верхние зубки, и пропустим воздушную струю по боковым краям языка. Что же получилось? (ребёнок выполняет действия и произносит звук [л].) Повтори её ещё раз. Молодец! Ты научилась произносить звук [л].

    Давай покажем, как гудит пароход: л-л-л.

    Домашнее задание

    Развитие внимания и памяти. Формирование графических навыков

    А сейчас будь внимательна, я убираю все картинки, а ты припомни как можно больше картинок, которые ты видела и назови их (ребенок называет ). А сейчас нарисуй ту, которая больше всех тебе понравилась.

    Итог занятия

    Лиза, какой звук мы с тобой сегодня учились произносить. Давай вспомним, как мы его произносили.

    Сегодня на занятии мы были в гостях у куклы Аллы, играли в разные игры, ты училась слушать и правильно произносить звук [л] и показала Алле, как хорошо это у тебя получается! Молодец!

    Мы с куклой Аллой приготовили тебе сюрприз – цветочек, давай прикрепим его тебе на кабинку.

Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе с ОНР.

Тема: «Звуки С – С »

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление правильной артикуляции и произношения звуков С – С’. Упражнение в определении места согласного звука в слове, в дифференциации звуков по твердости – мягкости.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков самостоятельности и инициативности.

Оборудование:

Куклы (девочка, мальчик), индивидуальные зеркала, картинки одежды, обуви, трафареты одежды, полоски цветной бумаги (красная, синяя, сиреневая, серая, салатовая), карандаши, листочки.

Ход занятия:

1. – Ребята, к нам в гости пришли сегодня куклы: мальчик и девочка. Они пришли за помощью. Все дело в том, что у всех детей есть имена, а у наших кукол нет имен.

– Давайте им поможем и назовем их. Наши друзья очень любят петь песенки. Особенно песенку «водички» (с – с – с; с’ – с’ – с’).

– Мы дадим им имена, чтобы слышались звуки (с) или (с’).

Придумывание имен со звуком (с), (с’).

Саша, Слава, Cоня, Cвета, Кристина;

Сима, Семен, Максим, Вася, Сережа.

2. – А теперь, дети, посмотрите на внешний вид, чего у них не хватает? (одежды, обуви).

– Скажите, а где можно купить одежду и обувь? (в магазине).

– Мы сейчас отправимся в центр города за покупками. Но добраться мы сможем только на таком транспорте, в названии которого встречаются звуки (с), (с’):

автобус самолет

троллейбус велосипед

– Садимся в автобус и поедем.

3. Артикуляционная гимнастика перед индивидуальными зеркалами.

– Вот наш автобус поехал по широкой дороге («Лопаточка»), а теперь по узкой («Иголочка»). Автобус повернул вправо-влево («Часики»), заехал на горку вверх и спустился вниз («Качели»).

– Но что это? Воздух выходит из шины? (ш-ш-ш). Но у нас есть два насоса – большой и маленький. Мы возьмем насос большой (с – с – с), а теперь маленький (с’ – с’ – с’).

4. Физминутка.

Мы подуем высоко: с – с – с.

(произнося звуки, дети встают на носочки, поднимают руки вверх).

Мы подуем низко: с – с – с

(приседают)

Мы подуем далеко: с – с – с

(выпрямляются, наклоняются вперед, вытянув руки).

Мы подуем близко: с – с – с

(стоя прямо, руки подносят ко рту).

Стихотворение повторяют еще раз со звуком (с’).

5. – Вот мы и приехали в магазин, здесь продаются одежда и обувь. Надо купить одежду и обувь, в названии которой есть звук (с): сначала к схеме (звук С в начале слова).

свитер сапоги

сарафан сорочка

спортивный костюм

– А теперь к этой схеме (звук С в середине слова).

носки кроссовки

трусы босоножки

джинсы косынка

6. – Ребята, посмотрите на одежду наших друзей. Она разного цвета.

Д/игра «Какого цвета одежда?» (полоски цветной бумаги)

синяя красная

сиреневая салатовая

(в трафареты одежды вставляются полоски цветной бумаги).

– Что может быть синим? Салатовым? Серым? Красным? Сиреневым?

(сиреневый сарафан, красный свитер и т.д.)

7. – Давайте мы тоже сделаем для наших друзей подарки. Сошьем одежду. А поможет нам карандаш. Карандашом мы соединим точки (силуэт одежды) и раскрасим одежду слева – направо, не оставляя просветов.

8. Пальчиковая гимнастика «Иголочка».

Иголочка, иголка (вращательные движения кистями рук).

Ты остра и колка.

Не коли мне пальчик, (погрозить пальцем)

Сшей мне сарафанчик. (хлопки)

– Возьмите карандаш такого цвета – как и точки на листочках.

(Работа детей).

9. – Что ты, Аня, подарить и кому?

(Я подарю Саше красный сарафан. Я подарю Васе синий свитер).

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции звукопроизношения с учащимся 1 класса

Тема: Звук [л].

Цель: Автоматизировать звук [л] в слогах, в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять навык произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях;

Формировать умение соотносить фонему с соответствующей графемой;

Упражнять в образовании названии детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных;

Упражнять в согласовании существительных с числительными.

Коррекционно-развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

Развивать фонематическое восприятие;

Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; навык чтения;

Обогащать словарный запас, развивать связную речь;

Развивать словесно-логическое мышление, речеслуховое внимание;

Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навык самоконтроля при произнесении звука [л] в речи;

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, экран, аудиозапись «Звуки леса»; зеркало настенное; осенние листья с заданиями; картинки с упражнениями для артикуляционной гимнастики; дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»; планшет для пескотерапии, песок; еловые шишки с буквами на них, жёлуди, фишки для составления звуковых схем, картинки белочки и колокольчика.

Ход занятия:

Организационный этап (1 мин). Приветствие:

Улыбнись ты мне, улыбнусь я тебе.

Здравствуй, солнышко ясное!

Здравствуй, небо прекрасное!

Мы приносим за все благодарность,

Природа, тебе!

Мотивационно-целевой этап (2 мин)

Актуализация знаний:

Логопед: Вспомним, чему мы учились на прошлом занятии? (Учились произносить звук [л]).

Создание проблемной ситуации:

Логопед: Кто-то бросил мне в оконце

Посмотри-ка, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что крадётся к нам в окно?

От кого оно узнаешь,

Если загадку отгадаешь:

По веткам скачет, а не птица.

Рыжая, а не лисица? (Белка).

Логопед: Правильно. Это белочка нас приглашает на прогулку в осенний лес. Примем приглашение белочки? (Да)

Логопед: Как ты думаешь, почему именно белочка пригласила нас в лес? (Думаю, потому чтов слове «белка» есть звук, который мы учимся произносить - звук [л]).

Побуждение к формулированию проблемы:

Логопед: В чёму тебя возникает затруднение? (Часто ошибаюсь при произношении звука [л]).

Побуждение к формулированию темы и цели занятия:

Логопед: Догадался, чему будем учиться на занятии?(Продолжим учиться произносить звук [л]).

Логопед: С какой целью? (Чтобы себя контролировать и не ошибаться).

IV . Ориентировочный этап (1 мин):

Логопед: Что нужно для достижения цели? (Для достижения цели нужно стараться выполнять все задания правильно).

V . Практический этап (14 мин).

Развитие фонематического восприятия

Логопед: Чтобы оказаться в лесу нам нужно покружиться и произнести волшебное заклинание:

Ла - ла - ла - осень к нам пришла.

Ул - ул - ул - ветерок подул.

Ила - ила - ила - листва в воздухе кружила.

Логопед: Вот мы и оказались в осеннем лесу (вкл. аудиозапись «Звуки леса) (СЛАЙД 1).

Логопед: Посмотри, какая красота!

Логопед: Белочка нас уже встречает (СЛАЙД 2).

Логопед: Она нас пригласила не просто так, а приготовила интересные задания. Эти задания она указала на осенних листочках. За каждое правильно выполненное задание она тебе будет вручать жёлудь.

1 задание - выполнить артикуляционную гимнастику:

Упражнения для губ:

«Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка» Упражнения для языка:

«Наказать непослушный язычок»,«Лопатка»,«Качели»,«Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Парус».

Логопед: Молодец, отлично справился с первым заданием. Посмотри, что белочка тебе вручает? (Жёлудь).

2 -ое задание - Анализ артикуляции по плану:

Логопед: Произнесём звук[л] длительно. Какое положение принимают губы, зубы, язык при произнесении звука [л]? (Когда произносим звук[л] губы улыбаются, зубы - разомкнуты, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами).

Логопед: И со вторым заданием справился замечательно (вручает жёлудь).

3-е задание - Характеристика звука:

Логопед: Охарактеризуй звук [л] (Звук [л]согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой - выбирает из трёх фишек на столе).

Логопед: Умница! (вручает жёлудь)

4 -е задание - Связь звука и буквы:

Логопед: Какой буквой на письме обозначаем звук [л]? (Звук [л] на письме обозначаем буквой Л).

Логопед: Найди эту букву в разрезной азбуке.

Логопед (берёт планшет для пескотерапии): Белочка предлагаетнаписать на песке букву Л одновременно указательными пальцами обеих рук, произнося звук [л].

Ребёнок выполняет задание, получает жёлудь.

5-е задание - Отработка звука в слогах:

Логопед: Отгадай анаграмму, и узнаешь, кто ещё живет в этом лесу (СЛАЙД 3)

ЬЛСО

Ребёнок: Получилось слово ЛОСЬ.

Логопед: Угадал верно.Посмотри, кто это? (СЛАЙД 4)

Ребёнок: Это лось с лосихой.

Логопед: Детёныша у лося и лосихи как зовут? (Детёныша у лося и лосихи как зовут лосёнок).

Логопед: Лосёнок заблудился. Нужно помочь ему добраться до лося и лосихи, «шагая» пальчиками по тропинке, читая слоги сначала грустно, затем радостно.

Дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»


ЛА УЛ

ЛЫ ЭЛ

ЛУ

ЛО ИЛ

ЫЛ

Ребёнок выполняет задание

Логопед: Молодец! (вручает жёлудь)

6-ое задание - Образование притяжательных прилагательных:

Логопед: Белочка предлагает поиграть в игру «Узнай и назови» (СЛАЙД 5):

Логопед: Чьё туловище? (Лосиное). Чьи рога, ноги? (Лосиные). Чья морда? (Лосиная)

Логопед: Отлично! (Ребёнок получает очередной жёлудь).

Логопед: Белочка предлагает немножко отдохнуть.

Динамическая пауза:

Мы с тобою в лес пойдём, марширу ем на месте

Там мы белочку найдём. «бинокль» из пальцев рук

Белка - маленький зверёк, приседание

По деревьям прыг да скок. прыжки

Мы ловить тебя не станем. головой повороты в стороны

Поиграй немножко с нами. полуприсед

Будем мы с тобой дружить, наклоны в сторону

В лес почаще приходить. марширу ем на месте.

7-ое задание - Звукобуквенный анализ и синтез слова

Логопед: Прыгала белочка с ветки на ветку и все шишки посшибала (СЛАЙД 6).

Логопед: А на шишках - буквы. Составим из букв слово и узнаем, с какого дерева эти шишки (ребёнок выкладывает из букв на шишках словоёлка ).

Логопед: На ёлке шишки какие? (На ёлке шишки еловые).

Логопед: Сколько букв в слове ёлка? (В словеёлка 4 буквы)

Логопед: Выложи из фишек звуковую схему слова ёлка (выполняет задание).

Логопед: Раздели слово на слоги. Сколько слогов в слове ёлка ? (В слове ёлка два слога) Почему? (Потому что в этом слове два гласных звука - [о] и [а])

Логопед: Сколько звуков в словеёлка ? (В слове ёлка пять звуков)

Логопед: Охарактеризуй каждый звук.

Ребёнок: Первый звук в слове ёлка [j]. Звук [j] согласный, мягкий, глухой; обозначаем зелёной фишкой. Второй звук в слове ёлка [о], он гласный, ударный; обозначаем красной фишкой. Третий звук в слове ёлка звук [л]. Он согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой. Четвёртый звук в слове ёлка [к], он согласный, твёрдый, глухой; обозначаем синей фишкой. Пятый звук в слове ёлка [а]. Он гласный, безударный; обозначаем красной фишкой.

Логопед: Соотнеси количество букв и звуков (В словеёлка букв меньше, чем звуков) Почему? (Потому что буква Ё в начале слова обозначает два звука - [j] и [о])

Логопед (вручая очередной жёлудь): И с этим заданием справился, молодец!

8-ое задание - «Исправь предложение»

Логопед: Белка придумаладля тебя предложения. Послушай их внимательно и исправь.

Ёлка села на галку.

Дупло выдолбило дятла.

Луна выла на волка

Белка накинулась на волка.

Ребёнок выполняет задание, получает очередной жёлудь.

Логопед: Молодец! Со всеми заданиями белочки справился. Предлагаю посчитать, сколько желудей заработал.

Согласование существительных с числительными. Игра «Посчитай»

Ребёнок: Один жёлудь, два жёлудя, три жёлудя, четыре жёлудя, пять желудей, шесть желудей, семь желудей, восемь желудей.

VI . Домашнее задание (1 мин):

Логопед: Белочка приготовила для тебя домашнее задание - выучить скороговорку:

Положил Алёшка жёлуди в лукошко.

Жёлуди со шляпами

Для белочки с бельчатами.

VII . Рефлексия. «Закончи предложение» (1 мин).

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие в осенний лес. Понравилось ли оно тебе?Предлагаю тебе закончить предложения(СЛАЙД 9):

Во время путешествия я учился…

Мне удалось…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я хочу похвалить за работу…

Мои ожидания…

Моё настроение…

Логопед: Если у тебя замечательное настроение, топодари белочке цветок. Как цветок называется? (Колокольчик) Ребёнок прикрепляет к картинке с белочкой цветок.

Информационно-методическое обеспечение:

Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 64 с.+ вкл. 8 с.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Н.В. Ёлкина, Т.В. Тарабарина; худож.: В.Н. Куров, Г.В. Соколов. - Ярославль Академия развития,2006. - 224 с.: ил. - (Игра, обучение, развитие, развлечение).

Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей/Т.А. Куликовская. - М.: Издательство «Гном и Д», 2010. - 128 с.

Конспект занятия по коррекции нарушений звукопроизношения детей с системным недоразвитием речи.

Тема: «Звук [у] и буква У»

Цель: знакомство с гласным звуком [у], буквой У.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    уточнение артикуляции и отработка четкого произношения звука [у];

    расширение и активизация словаря.

Коррекционно-развивающие:

    развитие речевой и ручной моторики;

    развитие фонематического анализа, умения выделять звук [у] в словах;

    развитие слухового и зрительного внимания, пространственной ориентировки;

    закрепление связи звука и буквы у.

Коррекционно-воспитательные:

    воспитывать умение работать в течение всего занятия;

    воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля;

    воспитание правильной осанки.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, разрезная азбука, счетные палочки, карточки с заданием, карандаши, зеркала.

    Орг. Момент.

    Развитие ручной моторики. Игра «Пальчики здороваются»

Ребята, поиграем в игру. Сначала будут здороваться друг с другом пальцы правой руки. (Упражнение выполняется вместе с логопедом)

Кончик большого пальца правой руки поочередно «здоровается», касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальца этой руки. А теперь будут «здороваться» пальцы левой руки…

Пальчики поздоровались и погрелись. А теперь погреем язычок и губы, пусть они тоже подвигаются.

    Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом, под счет)

Упражнение для нижней челюсти: опустить и поднять нижнюю

челюсть.

Упражнение для губ: улыбка, трубочка, чередование улыбки и трубочки.

Упражнение для языка: положить широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, чередование широкого-узкого языка, «маятник» (узкий язык в правый-левый угол рта), облизать кончиком языка верхнюю, нижнюю губу.

Вот и Язычок готов продолжать учиться.

    Знакомство с картиной «В лесу» и беседа по ее содержанию.

Кто нарисован на картинке?

Волк.

Что делает волк? (Как подает голос?)

Воет.

Как воет волк?

У-у-у.

    Произнесение вместе с логопедом звука у.

- Давайте все вместе произнесем, как воет волк.

А теперь я послушаю, как каждый из вас произнесет этот звук.

    Уточнение артикуляции звука [ у ] .

Логопед предлагает детям взять зеркало и произнести звук [ у] перед зеркалом, следит за тем, чтобы дети вытягивали губы вперед.

    В каком положении губы, когда мы произносим звук [у]? (Они растянуты или вытянуты трубочкой.)

    Губы трубочкой. (Все дети повторяют.)

    Касается ли кончик языка зубов?

    Не касается, кончик языка отодвинут назад. (Дети повторяют.)

    Приложите ладонь к горлышку и скажите звук [ у]. Дрожит ли горлышко?

Дрожит.

    Правильно. Горлышко дрожит, звук произносится с голосом. (Дети повторяют.)

    Итак, как же мы произносим звук [ у]! Дети заканчивают предложения: губы - ... (трубочкой), кончик языка - ... (не касается зубов), горлышко- ... (дрожит).

Дети повторяют артикуляцию звука [ у].

    Игра «Тихо - громко».

Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо.

    Соотнесение с буквой.

Какой буквой обозначается звук [у]? Найдите букву в разрезной азбуке.
Буква выставляется на доске.

    Выкладывание буквы У из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

    Узнавание буквы У.

Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву У и обвести её в кружок!

    Обучение четкому произношению звука [ у] в словах.

Вывешивается картинка «Девочка заблудилась в лесу». Проводится

беседа по картинке.

    Кто нарисован на картинке?

    Девочка.

    Что случилось с девочкой?

    Она заблудилась в лесу.

    Как кричит девочка?

    Ау-ау-ау.

    Давайте поможем девочке и хорошо произнесем вместе ау-ау-ау.

    Какой первый звук в слове ау! (Звук интонируется.)

А.

    Какой звук слышится после звука [ а] в слове ау?

У.

    Составим это слово под картинкой.

Вывешивается картинка «Малыш плачет». Проводится аналогичная работа со звукосочетанием уа.

    Физкультминутка.

Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.)

Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.)

На полянку тихо сели.

Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)

    Закрепление произношения звука [ у] по картинкам.

Дети должны вспомнить, что какие звуки подает, и правильно произнести звук [ у]: самолет летит, пароход гудит, поезд сигналит, дудочка играет.

    Развитие фонематического анализа. Определение наличия звука [ у].

Игра «Услышь звук у». Дети приседают, когда услышат звук [ у].

а) среди других звуков: а, м, у, э, с и т.д.;

б) в сочетаниях с гласными: ау, оа, за, эу, ыу и т.д.;

в) в односложных словах: зуб, рак, кот, мак, рот, дуб, лук, сыр, гусь, жук, дом, уж, сом, сук.

Логопед показывает картинку и называет слово, дети определяют, есть ли звук [ у] в слове или нет. Картинки, в названии которых есть звук [ у], выставляются на доске.

    Подведение итогов занятия.

Надежда Ишкова Семухина
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах и предложениях

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»,

«Физическая культура»

Программное содержание:

Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях;

Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте;

Продолжать учить определять место звука [ш] в словах;

Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм;

Развивать память и мелкую моторику;

Воспитывать интерес к занятиям.

Ход занятия

Организационный момент.

Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться.

Постановка цели занятия.

Логопед говорит ребенку:

Посмотри, что у меня в руках?

Правильно, это воздушный шар.

Если я проткну шар, какой звук ты услышишь, послушай.

Верно, звук [ш].

Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

Артикуляционная гимнастика.

Выполним гимнастику для языка: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «не разбей чашки», «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).

Развитие речевого выдоха.

И еще пару упражнений на развитие воздушной струи: «Фокус», «Загони мяч в ворота».

Развитие фонематического восприятия.

Разминка окончена, отравляемся в путь. Перед тобой дорожка, по которой нужно пройти. Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [ш].

Для Мишутки малыша

Маша вяжет теплый шарф.

Шарф на шею он повяжет

И «Спасибо!» - Маше скажет.

Автоматизация в слогах.

Куда же привела дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа.

Автоматизация в словах. Развитие фонематического восприятия. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. (Логопед раскладывает на столе кучкой шесть картинок). Давай разберём эти «доски», может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, в центре – если звук в середине слова, и справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.

Ребенок раскладывает картинки – «доски» в зависимости от места звука в слове.

А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: шуба (какая); груша (какая); шляпа (какая); карандаш (какой); мышь (какая); лягушка (какая).

Динамическая пауза.

«На болоте»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

(Ребёнок сопровождает слушанье стихотворения движениями.)

Автоматизация в словах. Побор слов-антонимов.

Автоматизация в предложениях. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

А здесь нас мальчик Паша встречает. Он маленький и все предметы у него маленькие:

У Паши не большая рубашка, а маленькая …

У Паши не большая шапка, а маленькая …

У Паши не большие шорты, а маленькие …

У Паши не большая машина, а маленькая …

У Паши не большая шар, а маленькая …

Рефлексия.

А нам пора уже возвращаться… Вспомни, пожалуйста, какие препятствия встретились нам на пути? Какого мы встретили в конце путешествия?

Публикации по теме:

Тема: Индивидуальное занятие. Постановка звука «Л» Цели: Коррекционно-образовательные: - формирование правильного произношения звука [Л];.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] ЦЕЛИ Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воз душной струи.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]» Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука «С». ТЕМА: ЗВУК «С». ЦЕЛЬ: постановка звука «С». ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Сформировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у диких животных» Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у диких животных». Задачи: Коррекционная: Формировать умение образовать притяжательные.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [ш]» Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах. Задачи: 1. закрепить артикуляционный уклад звука [Ш]; 2. закрепить умение характеризовать.