Как на западе лечили психику женщин с помощью обрезания клитора. На грани медицинской этики

На Западе слово «женское обрезание», или «клитородэктомия», ассоциируется с некоторыми отсталыми регионами Африки. Однако у западных медиков также богатый опыт в этой области. В XIX веке удаление клитора считалась нормальным хирургическим вмешательством, которое было способно привести к исцелению многих женских заболеваний.

Удаление клитора, как считалось в XIX веке, было самым эффективным способом лечения психических заболеваний у женщин. К примеру, в обращении, выпущенном в 1855 году в поддержку расширения женской больницы в Нью-Йорке, можно прочитать следующее: «Статистика наших больниц для душевнобольных показывают, что 25-40% всех случаев психических заболеваний коренятся непосредственно в органических женских болезнях, которые в большинстве случаев возможно излечить, если провести необходимое и своевременное лечение».

Ведущим поборником медицинской клитородектомии был английский гинеколог Айзек Бейкер Браун, один из основателей Больницы Святой Девы Марии в Лондоне, в которой он и работал хирургом-гинекологом, имея безупречную репутацию. В 1858 году его слава была столь высока (как и его финансовые возможности), что он смог открыть частную клинику под названием «Лондонская клиника хирургических методов лечения женщин». В 1865 году его избрали президентом Лондонского медицинского общества, а в 1866 он опубликовал книгу под названием «Об излечении некоторых видов безумия, эпилепсии, каталепсии и истерии у женщин». Книга почти целиком представляла собой восторженный панегирик удалению клитора. На проведение подобных операций Бейкер Брауна вдохновили популярные в те годы идеи относительно физиологии нервной системы: считалось, что если мозг находится в состоянии полного смятения, то причина может заключаться в «периферийном раздражении».


(Доктор Бейкер Браун)


«Постоянно занимаясь лечением заболеваний женских половых органов, я неоднократно терпел неудачи при попытках успешно справляться с истерическими и иными нервными проявлениями, которые осложняли гинекологические проблемы, и притом не мог установить истинную причину своих неудач. Долгие и частые наблюдения убедили меня в том, что большое количество заболеваний, встречающихся только у женщин, зависели от утраты нервической силы, и что это было вызвано периферийным раздражением, причём изначально оно возникает в некоторых ответвлениях лонного нерва, а именно во входящем нерве, питающем клитор, а иногда и в некоторых ответвлениях, обеспечивающих влагалище, промежность и анус», - писал этот врач.

Он, несомненно, искренне верил, что нервные заболевания, которые встречались в его практике, должны были в конечном счёте приводить к смерти женщины, так что на этом фоне принимаемые им крайние меры становятся несколько более понятными. Врач сам так описывал свои действия:

«Пациентке был дан полный наркоз (операцию делали под хлороформом), а затем у неё можно было спокойно отрезать клитор - либо ножницами, либо скальпелем. Я лично всегда предпочитаю ножницы. Затем рану следует плотно заполнить компрессами из корпии, наложить прокладку и как следует забинтовать Т-образной повязкой. За пациенткой полагалось тщательно наблюдать, и эта обязанность возлагалась на медсестер, причем руки пациентке нередко связывали, чтобы она не могла дотрагиваться до раны».



Довольно часто клитор удаляли в тот же день, когда пациентку помещали в клинику, а выписывали её из Клиники хирургических методов лечения через две-три недели, притом неизменно объявляя «излеченной». Некоторые пациентки и их родственники писали затем письма, исполненные безудержной благодарности: у них мгновенно проходили запоры, которые прежде мучали их годами; женщины, которым никак не удавалось прежде забеременеть, избавлялись от своего бесплодия; даже опухоли рассасывались.

«После беседы с её мужем оказалось, что в течение нескольких лет она страдала жесточайшими припадками, особенно во время менструаций, так что она порой набрасывалась на него и раздирала ему кожу ногтями, словно тигрица. Однако эта пациентка в результате полностью выздоровела; впоследствии она не страдала от каких-либо болезней и стала во всех отношениях хорошей женой», - описывал последствия врач.

В США у Бейкер Брауна нашлось немало последователей. Согласно историку Дж. Дж. Баркер-Бенфилду, такие операции выполнялись там с 1860-х годов до 1904 года, а обрезание клитора активно пропагандировалось в качестве метода лечения психических заболеваний. Книга Бейкер Брауна стала источником вдохновения для местных врачей, это видно из отчета Общества акушеров города Филадельфии за 1873 год. Тогда некий доктор Гуделл познакомил своих коллег со следующей проблемой: одна из его пациенток, тридцатилетняя женщина, начиная с четырнадцатилетнего возраста страдала маниакальным стремлением к мастурбации, причём она прежде уже консультировалась с хирургом по поводу ухудшения состояния здоровья и связанного с этим помрачением ума. Хирург сделал заключение, что её клитор был аномально велик, и потому удалил часть его.

Однако отсечение клитора было не единственным «лечением» нервных и психических заболеваний у женщин в то время. Врачи также широко практиковали «лечение» удалением яичников или матки. Одним из «пионеров» в этой области был голландский профессор гинекологии Гектор Тройб (1856-1920). Вот один из случаев его «лечения».

«Женщина вначале получала сеансы «психического лечения» от самого Тройба, причем эта терапия «заключалась в каждодневных беседах-лекциях, которые носили более или менее добродушный характер, так что пациентка постепенно привыкала к тому, чтобы сидеть на стуле, а потом и совершать небольшие прогулки». Поскольку она была убеждена, что у нее опухоль яичников, Тройб сделал ей операцию по их удалению.

Однако, несмотря на это, боли в брюшной полости сохранились и были очень сильными. После процедуры электрокаустики шейки матки (прижигания тканей с помощью электричества) Тройб решил «полечить чрезмерно чувствительную пациентку» с помощью прижигания железным тавро для клеймения. Затем последовал курс серных ванн, после чего Тройб также «некоторое время лечил пациентку с помощью сеансов холодного душа». В результате, провозившись с нею около пяти месяцев и исчерпав все свои возможности, Тройб порекомендовал ей обратиться к психиатру по имени Винклер.

Рассказывают известную историю о гинекологе, который написал врачу-терапевту, направлявшему к нему одну пациентку: «Не имеет более смысла направлять эту даму ко мне, поскольку у неё не осталось более тех органов, которые входят в компетенцию гинеколога».

Также в этой области прославился Роберт Бэтти, хирург из города Рим в штате Джорджия, именем которого названа операция по удалению нормальных яичников. Одна женщина, занимавшаяся мастурбацией (что тогда считалось половым извращением), писала после операции, проведённой Бэтти: «Моё самочувствие теперь такое, что лучше не бывает. Я знаю, насколько мне хорошо; я больше не онанирую; это мне теперь чуждо и противно».

Восторг, с которым хирурги в Америке взялись тогда за проведение операций на женских половых органах, привел к длительным последствиям. США - страна с самым большим количеством гистерэктомии: сегодня там у каждой третьей женщины старше 60 лет удалена матка (тогда как во Франции это соотношение составляет не более 1:18). Более того, в США заодно также удаляют и яичники.

Клитородэктомия была искоренена в конце XIX века в Европе и начале ХХ века в Америке. Сегодня «оплотом» этой операции остаются страны севера Африки (в первую очередь Судан и Сомали, где обрезание клитора проводят 99% девочкам). На Западе развёрнута мощная кампания по искоренению этого зла в Африке. Более того, на этом и других континентах в начале XXI века клитородэктомия получает всё большее распространение.

К примеру, в Уганде, где прежде подобный ритуал в культуре отсутствовал, высшие слои общества теперь ввели в практику процедуру обрезания клитора для своих дочерей. Причиной этого стало утверждение, что процедура якобы способна укрепить африканские корни их национальной самобытности. В Индонезии и ранее было принято делать надрез в области клитора, однако сегодня, когда там всё больше начинают носить мусульманские платки-хиджабы, можно предположить, что и женское обрезание станет куда более радикальным. В Чаде и ЦАР введение обрезания у женщин объясняют тем, что в условиях бушующей там эпидемией ВИЧ это помогает избегать сексуальных отношений до брака. Так легко победить клитородэктомию в Африке и других странах не удастся.

Ещё в Блоге Толкователя о бесчеловечных медицинских экспериментах:

В начале ХХ века Первый мир был обуреваем страстью к переделке человека. Результаты не замедлили появиться: русско-французский субботник Воронов и австриец Штейнах с целью омоложения провели сотни пересадок яичек обезьян людям. Но в 1940-е по этическим соображениям эти опыты были запрещены.



"Викторианский" образ жизни, стремление к идеалам, которые культивировались моралистами при поддержке церкви и несостоятельности медицины в аспектах, касаемых гинекологии, привели к тому, что мужья пытались оградить жен от действительности, превращая их тем самым в неких ангелоподобных существ. При этом за женой признавалось право считать своего мужа господином и повелителем, несмотря на то, что женщина могла интеллектуально и нравственно превосходить супруга. Посредством печатной продукции женщин убеждали в том, что их главное украшение - скромность, а главное времяпрепровождение - праздность. Cильнее всего с современной точки зрения страдали женщины среднего класса, поскольку их мужья работали, предоставляя им возможность ходить по магазинам и в гости друг к другу, что порождало скуку, усталость, меланхолию и мигрени. А стремление к скромности лишало женщин в том числе квалифицированного медицинского обслуживания.


Медицина вообще находилась еще в состоянии становления, и ханжеское стремление женщин скрыть от посторонних свое настоящее физическое состояние не способствовало скорому прогрессу. На осмотр к врачу женщина ходила в сопровождении компаньонки, высказывалась о характере беспокоящих ее болей иносказательно, очаги боли показывала на манекене. Гинекологический осмотр проходил в затемненной комнате, женщина была накрыта простыней, в общем, условия были не слишком благоприятными.

Все это способствовало тому, что женщина позиционировалась как объект асексуальный. В большей степени вышеизложенное касается среднего класса. Пролетариат, крестьяне и низы общества, так называемые люмпены, в силу общественного положения и исторически сложившегося уклада жизни относились к браку, половым отношениям проще, в этом отношении они были более раскрепощены, чем буржуазия. Что касается аристократических кругов, то ситуация там была схожей с ситуацией среднего класса, но в силу сложившегося образа жизни, отсутствия необходимости работать и снисходительности общества к проступкам или нарушениям условностей аристократов отношения были более раскрепощенными.

В литературе конца 19-го века явно или зашифрованно проскальзывает эротический подтекст. Оскар Уайльд, Риттер Леопольд фон Захер-Мазох, Гюстав Флобер, Шарль Бодлер, Герман Мелвилл, Генри Джеймс... Гомоэротические стихотворения Верлена и Рембо, "Портрет Дориана Грея", "Моби Дик", "Венера в мехах", некоторые работы Фридриха Ницше... Золя, Мопассан, Доде...

Таким образом в обществе назревал конфликт.

Женщины

Позиция церкви была однозначной: половые сношения между мужем и женой должны осуществляться исключительно для того, чтобы произвести на свет потомство. При этом запрещалось заниматься сексом, если женщина беременна, а также если у нее менструация. К менструациям вообще было довольно жестокое отношение - на полном серьезе проводились диспуты, может ли, к примеру, женщина в такой период прикасаться к... ветчине. Более того, сама женщина считала менструацию чем-то грязным. Все это происходило из-за того, что медицине тогда еще плохо были известны механизмы зачатия ребенка, а также роль женщины в репродуктивном процессе. При этом процесс гинекологического осмотра мало того, что не позволял врачу квалифицированно исполнять свою работу, но и женщина при этом не получала сведений о своей физиологии и анатомии. Как следствие - осведомленности об оргазме, функции клитора и т.п. не было.

Половое воспитание девушек сводилось зачастую к эвфемизмам или советам вроде "лежи и терпи". Известны случаи, когда после первой брачной ночи молодая супруга сбегала в отчий дом, т.к. ее муж оскорбил ее тем, что попытался раздеть. Первые несколько лет брака из-за неосведомленности женщины и уже упомянутой позиции церкви супруги редко спали вместе. Этикетом женщине предписывалось допускать мужа до своего тела и терпеть его действия, однако получать при этом удовольствие считалось неприличным. Мужчина принимал такую позицию и сам стремился сократить исполнение супружеского долга - кому может понравится тот факт, что жена тебя только терпит?

В отличие от аристократических кругов, где наличие любовников у жен не поощрялось, разумеется, но не клеймилось, в буржуазной среде автоматически делало женщин падшими, они лишались прав и становились изгоями. Если от любовной связи рождался ребенок, он также становился изгоем. То же касалось незамужних девиц, становящихся матерями. Родственники стремились избавиться от опозорившей их дочери.

Правила поведения, нормы морали и этики находили отражения на страницах книг и модных журналов, а также в работах художников, которые создавали поучительные и высокоморальные полотна, показывающие направление мыслей того времени.

Репродукция картины Редгрейва (Refgrave) "Outcast"

Сложно судить, какая в сей повести мораль. С одной стороны, вся семья бьется в истерике, пока отец выгоняет дочь на мороз, где она, весьма вероятно, погибнет. Отец не выглядит благородным pater familias, прямо скажем, несимпатичный товарищ. А у юной матери такое печальное и одухотворенное лицо. С другой стороны, эту картину можно рассматривать как наказ молодежи - будешь гулять, вот что с тобой произойдет. Oтец ребенка никак не упомянут. Все это напоминает историю с Фридой из "МиМ".

Мужчины

При том уровне информативности, в силу воспитания и навязанных обществом правил женщина редко испытывала настоящее удовлетворение в постели. Получение ею удовольствия напрямую зависело от опыта и желания ее мужа доставить ей такое удовольствие. Но часто мужчины в силу наличия у них своих забот соглашались с тем, чтобы реже посещать жену, нежели прилагать какие-то усилия, чтобы как-то ее удовлетворить. При этом некоторыми особенно яростными противниками секса культивировалось мнение, что мужчина, требующий от женщины секса без намерения зачать ребенка, превращает ее в шлюху. Это, конечно, крайность, большинство не придерживалось настолько категоричной точки зрения. В средней викторианской семье было пять-шесть детей, так что на полное пренебрежение собой жена жаловаться не могла. Но из-за упомянутых выше запретов на сношения во время беременности и менструаций мужчина получал удовлетворение гораздо реже, чем мог бы. И общество весьма лояльно относилось к тому, что мужчина пользовался услугами проституток. Сам мужчина считал, что поступает так на благо семьи - ведь он не хотел оскорблять супругу своими домоганиями, а с природой было сложно спорить, следовательно, проституция была наилучшим выходом. Неудивительно, что в те премена этот бизнес процветал.

Репродукция картины Брауна (Brown) "Take your son, sir"

Совсем другое настроение - женщина похожа на Мадонну, зеркало возле ее головы напоминает нимб. Ребенок глядит грустно и укоризненно. Отец ребенка тоже имеет место быть - отражается в зеркале. Он явно выше по положению, раз героиня называет "сэр". Тоже печальная картина, но вместо того чтобы обвинить в распутстве женщину, художник подчеркивает вину мужчины - в конце концов, это ЕГО сын.

Проституция

Церковь и медицина были единодушны: если мужчина пару раз в неделю посещает проститутку, то особого вреда для него не будет, а с точки зрения религии у него
находились оправдания в сочинениях Блаженного Августина: без любви, страсти, похоти сношения не только возможны, но и даже рекомендованы для укрепления психического здоровья. Полицейские хроники недостоверны, но и при приблизительном подсчете можно утверждать, что на 12 мужчин в крупном городе вроде Нью-Йорка или Лондона приходится по одной проститутке. А в Вене, в середине века признанной столицей разврата, одна проститутка приходилась на семь мужчин. Проститутками становились по-разному. Молодые женщины, вдовы или одинокие матери, получали нищенское пособие, их очень часто разлучали с детьми насильно. Такие женщины становились проститутками, чтобы хоть как-то укрепить материальное положение. По этой же причине проститутками становились работницы фабрик, портнихи, женщины, занимающиеся тяжелым физическим трудом наравне с мужчинами, но получающие раза в два меньше за ту же работу, чем мужчины. Проститутками работали и женщины, которые хотели добиться в этой жизни чего-то большего, открыть свой бизнес, но испытывая недостаток в средствах. Как правило, набрав нужную сумму, такие женщины уходили из порнобизнеса, уезжали в другой город и открывали свои лавки, магазины, выходили замуж. Подавляющее же большинство проституток становилось ими вынужденно. Как правило, ранее такие женщины работали в сфере обслуживания: горничными, секретаршами, торговками и т.п., и были соблазнены или испытали насилие со стороны работодателя или клиента.

Борделей как таковых было сравнительно немного. Девушка, зарегистрированная в определенном борделе, по сути становилась пленницей из-за полицейских ограничений. Более часто встречались дома свиданий, где не только предлагали девушек, но и меблированные комнаты для любовных утех, куда, например, мужчина мог привести чужую жену на любовное свидание. Часто в таких домах были гостиные, бильярдные. По негласным правилам проститутки искали себе клиентов в определенных местах: театральных фойе, определенных клубах или игорных домах. Проститутки рангом ниже искали клиентов на улицах, в определенных районах. Адреса борделей, увеселительных заведений, перечень проституток с описаниями внешности и умений публиковались открыто - в специальных изданиях под рубрикой "Заметки о куртизанках" либо в респектабельных журналах в рубриках "Пороки города". Подобные издания можно было найти в отелях, киосках, на железнодорожных станциях.

Удачливая куртизанка, даже не обладая блистательной внешностью, но будучи амбициозной и честолюбивой, могла добиться высот: богатые и знатные клиенты осыпали ее драгоценностями, дарили особняки, купали в шампанском. Наиболее свободные нравы царили в Париже, где дам полусвета пускали в высшее общество. В Лондоне, например, это было бы затруднительно, если дама не поддерживала внешнюю респектабельность.

Уличные проститутки искали клиентов на свой страх и риск, часто бывали обмануты, их могли избить, изнасиловать. Не было закона, который бы их защищал. Клиенты редко снимали номер, а проститутки редко приводили клиента к себе домой, обслуживание зачастую шло прямо под открытым небом, где-нибудь в проулке. Очень редко когда уличная проститутка могла изменить свой статус к лучшему.

Была и еще одна категория женщин, оказывающих интимные услуги. Подсчитать непрофессионалок практически невозможно. Молоденькие цветочницы, гувернантки, белошвейки соглашались переспать с состоятельными господами - и часто не за деньги, а за подарки или оплату развлечений.

Эротические и порнографические фотографии практиковались в публичных домах и домах свиданий. По фотографиям зачастую клиенты выбирали себе девушек на ночь. Кроме того фотографии служили тем же целям, что и порносайты и эротические журналы в наше время.

Венерические заболевания и контрацепция

С древних времен человечество искало способы защиты от нежелательной беременности и половых инфекций. В викторианскую эпоху с распространением проституции в огромных масштабах способы защиты от половых инфекций вышли на первый план.

Врачи того времени полагали гонорею более ранней стадией сифилиса, не зная, что это два разных заболевания. Естественно, проститутки были основными разносчиками болезней. Понять, больна ли женщина гонореей, на ранних стадиях было невозможно, тогда как мужчина уже на вторые-третьи сутки понимал, что заразился, начиная испытывать проблемы с мочеиспусканием. А вот симптомы сифилиса на начальной стадии появляются и исчезают внезапно, поэтому очень легко упустить момент. Невежество мужчин в этом вопросе приводило к тому, что, будучи зараженным, он мог заразить и других женщин, с которыми имеет половые отношения, в том числе жену, которая может в свою очередь передать болезнь будущим детям. Проститутки в силу необходимости, часто проходили медицинские обследования и могли с профессиональной точностью распознать болезнь. К концу 19-го века хроники утверждают, что гонореей хотя бы раз в жизни болел каждый третий-четвертый житель Европы мужского пола. Пессимисты-американцы утверждают, что в их стране заражена практически половина мужского населения. В 1879 году был открыт микроб, вызывающий гонорею, после чего стало гораздо легче установить, вылечился ли пациент. Но эффективное лечение началось только с открытием сульфаниламидов (1935 год) и пенициллина (1941 год). Возбудители сифилиса были открыты только в 1905 году - немцем Фрицем Шаудинном.

После открытия процесса вулканизации каучука презервативы стали изготавливать из резины. Проблема была в том, что презерватив зачастую использовался неоднократно. Он помогал от нежелательной беременности, но не защищал от венерического заболевания.

Презерватив был известен с давних времен. Придворный врач граф Кондом, полковник Его Величества королевской армии, по просьбе Карла II, озабоченного проблемой предохранения от болезней, сделал колпачок из масла и бычьих кишок. По просьбе дворян было налажено мелкосерийное производство. Колпачки стали называть кондомами, хотя раньше подобные средства защиты называли "receptacle" (англ. "вместилище, хранилище"). По другой версии название пошло от латинского "condus", употреблявшегося в родительном падеже - "condum". По третьей версии слово образовано от названия города Кондома во Франции, где сейчас открыт музей этих изделий. В русском языке употребляется слово "презерватив", образованное от латинского "praeservare" ("предохранять").

В 1843 году Гудиер в США и Хэнкок в Англии открыли процесс вулканизации каучука. В 1844 году Гудиер запатентовал изобретение, после чего изготовление презервативов стало массовым. Презервативы мыли после использования, складывали в специальные коробочки и прятали в спальнях. Разумеется, в общих беседах о презервативах не говорили. В 1853 году было основано "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры" в Санкт-Петербурге. В конце 19-го века завод стал называться "Резиновая мануфактура "Треугольник", у него появился собственный научно-исследовательский центр, ставший лидером в исследовании свойств резины.

Извращения

Рост венерических заболеваний привел к тому, что увеличился спрос на девственниц. Кроме того некоторые мужчины получали дополнительное удовольствие от процесса дефлорации, сопряженного в их воображении с болью, некоторой формой насилия и т.п. Некоторые бордели специализировались исключительно на невинных девушках, ища их в провинциях, в семьях крестьян, бедняков. Зачастую девушки не понимали, с какой целью их приводят в бордель. Их родители с радостью избавлялись от лишнего рта, превращая тем самым процесс наполнения борделей в работорговлю. Девушка, лишившаяся девственности, практически автоматически становилась проституткой. Утрата невинности невосполнима природой. Поэтому девушки шли на хитрости. Признаки девственности - узкое влагалище и кровь от разрыва плевы - девушки научились имитировать. Например, во влагалище помещался кусочек губки, пропитанный кровью. Хирурги уже умели восстанавливать девственную плеву, и эта услуга в конце 19-го века оказалась поставленной на широкую ногу. Некоторые проститутки обращались к докторам не один раз.

Были клиенты, которым требовались не просто девственницы, но совсем молоденькие девочки. Во Франции был довольно строгий закон против совращения малолетних, но вот в Англии, например, существовали целые детские публичные дома. Впрочем, 14-15-летние подростки считались почти совершеннолетними. Иногда девочкам восстанавливали девственность, а иногда клиентам нравилось иметь дело с порочными и, несмотря на юный возраст, опытными проститутками.

Порка как вид наказания весьма и весьма часто практиковался в Англии. Подросток, находясь в стадии полового созревания, зачастую неосознанно начинал считать порку неотъемлемым атрибутом для сексуального возбуждения.

Известный психиатр барон Рихард фон Крафт-Эбинг опубликовал в 1886 году книгу "Psychopatia sexualis", в которой исследовал разнообразные сексуальные извращения. Наиболее острые подробности он перевел на латынь. Книга стала настольной книгой для любителей клубнички. Барон предложил назвать получение сексуального удовлетворения, когда тебе причиняют боль и унижают, в честь австрийца Риттера Леопольда фон Захер-Мазоха, который с 1870 года начал публикацию ряда произведений, в которых описал отношения мужчины и женщины, в которых женщина имела доминантную роль и причиняла мужчине боль.

Формируется новый образ женщины - женщина-вамп, которую Захер-Мазох наделил совершенной красотой, одел в меха и дал в руки кнут.

Кроме того процветают вуайеризм, садизм, оргии и т.д. и т.п.

Фотография порнографического содержания, распространяемая среди любителей

Гомосексуализм

До 19-го века за однополые отношения полагалась смертная казнь. Франция времен Наполеона I свела на нет "преступления против природы", фактически разрешив однополые отношения - приватные, разумеется. Англия, будучи всегда более консервативной, чем другие страны, заменила казнь на 10-летнее заключение только в 1861 году. Хотя англичане всегда снисходительно относились к известным людям, о которых ходили слухи, что они предпочитают мужчин женщинам. Снисходительность заканчивалась там, где начиналось вынесение отношений на публику. Снисходительность не касалась иностранцев, к которым вообще англичане относились с подозрением, а также не касалась людей, противопоставлявших себя обществу.

Педерастия, она же содомия, считалась грехом и преступлением. В 1808 году появился термин психиатрия, выделившись в отдельную отрасль медицины, и с этого момента под гомосексуализм начали подводить психологическую подоснову. Таким образом из преступника содомит становится больным. И если преступник мог раскаяться, то больной, тем паче психопат, лечению практически не подлежал. К сожалению, медики имели дело с действительно социально опасными типами, гомосексуализм которых был всего лишь дополнением к другим склонностям. Лечение предлагалось преимущественно гипнозом. Только в начале 20-го века, когда врачи стали изучать разнообразные слои населения, они начали менять свое мнение о гомосексуалистах.

Основной проблемой гомосексуалистов была самоидентификация. Общественное порицание, замалчивание, медицинское и юридическое преследование не способствовали становлению правильного отношения прежде всего к себе. Часто викторианцы подавляли в себе гомосексуальность. Они женились, заводили детей, но при этом не испытывали удовлетворения в постели или замечали за собой противоестественную с их точки зрения склонность к представителям своего пола. Только в конце 19-го - начале 20-го века, когда Рихард фон Крафт-Эбинг опубликовал ряд историй, рассказанных от первого лица, где люди рассказывали о своих однополых отношениях, гомосексуалисты начали приходить к пониманию себя.

В аристократических кругах проблем с принятием собственной гомосексуальности не было проблем, главное было скрыть это от общественности. Низшие слои также не испытывали комплексов по поводу сексуальных контактов с представителями одного пола. Если у первых гомосексуализм был, так сказать, семейной чертой, то у вторых гомосексуализм обусловлен жилищно-бытовыми условиями. Когда в доме много детей, а кровать только одна, не до стыда. Разумеется, это не означает, что гомосексуалистами становились все поголовно, речь идет об отсутствии комплекса неполноценности у тех, кто склонен к гомосексуализму.

Гомосексуальные отношения процветали, разумеется, на флоте и в армии. Но особенно благодатной почвой для возникновения "неуставных" отношений служили закрытые школы для мальчиков - Итон, Кембридж, Оксфорд и т.д. Полный пансион, раздельное обучение, разновозрастные студенты, все это привело к тому, что редко какой выпускник мог заявить, что не имел никаких сексуальных отношений с другими студентами или преподавателями. При этом пока отношения не вышли за рамки платонических, ничего плохого в этом не видели. Более того, мужская дружба всячески культивировалась, подкреплялась примерами из античности (преподавание шло с сильной цензурой, тексты жестоко вычитывались и из них удалялись всяческие сексуальные подробности), романтизировалась. Это влекло за собой конфликт между страстной, но невинной дружбой и сексуальным влечением.

Конец 19-го века ознаменовался рядом скандалов. Самым громким был процесс, инициированный Уайльдом под нажимом своего любовника Альфреда Дугласа, чтобы привлечь к ответственности отца Альфреда за клевету (тот в письме назвал Уайльда содомитом), который превратился в процесс над самим Уайльдом, когда адвокаты маркиза предъявили суду доказательства гомосексуальности писателя. Громким событием, несомненно, стали любовные отношения Артюра Рембо и Поля Верлена, длившиеся два года.

Гомосексуальные отношения женщин замалчивались. Тот факт, что сексуальные отношения женщин не приводят к зачатию ребенка, происходят без мужского полового органа, давали мужчинам ложное представление о том, что происходящее - всего лишь развлечение. Возникновению привязанностей между женщинами способствовали, как и в случае с мужчинами, закрытые школы-интернаты для девочек, а также, например, монастыри. Общество до начала 20-го века не принимало в серьез отношения между женщинами, настолько сильной была вера в миф об асексуальности женщины. В литературе мужчины более свободно описывали сексуальные контакты, тогда как авторы-женщины предпочитали зашифровывать лесбийский подтекст, и зачастую расшифровать его было возможно только зная биографию писательницы.

Репродукция картины Тулуз-Лотрека (Toulouse-Lautrec) "Две подруги"

Тулуз-Лотрек писал картины из жизни парижской богемы, ему не свойственно морализаторство, он точно передает яркие моменты.

Конец 19-го века был полон противоречий и назревающих конфликтов. Развивающаяся медицина, повышающаяся социальная активность женщин, рост промышленности, урбанизация помогли пошатнуть позиции викторианского образа жизни. Впрочем, все вышеизложенное отступало на второй план, если супруги любили друг друга, уважали и стремились понять друг друга, познать и доставить удовольствие.

Использованные материалы:
1. Теннехилл Р. Секс в истории. М., 1995 год.
2. Кон И. Лики и маски однополой любви. М., 2003 г.
3. Корхов В.В. Медицинские аспекты применения контрацептивных препаратов. - СПб.: Спец.лит.. - 172 с., 1996

Гинекологу из Валь-д"Уаза, департамента в центральной части Франции, подозреваемому в сексуальных домогательствах пациентов, в субботу было предъявлено обвинение. Ему запрещено практиковать в течение всего срока следствия, сообщает liberation.fr .

64-летний гинеколог из Домона, которому были предъявлены обвинения в изнасиловании и сексуальных посягательствах, помещен под арест. 92 женщины подали на него жалобы, заявив, что "стали жертвами грубых жестов в ходе консультаций".

Сам врач, чье имя не разглашается, категорически отрицает эти обвинения. "Он говорит, что он очень нежный врач, он работает очень медленно. Ему нужно время, чтобы выслушать своих пациентов. (...) Некоторые женщины считают, что он позволял себе недостойные вещи. Когда он клал руку на их живот, некоторые из женщин приняли этот жест за интимные ласки. Но это был не тот случай", - такие аргументы, доказывающие невиновность своего клиента, привел его парижский адвокат Жан Шевэ.

Гинеколог отрицает какое-либо ненадлежащее поведение, ссылаясь на "неправильное толкование его медицинских процедур, предназначенных для пациентов", сказал его адвокат. Вместе с тем, по версии следствия, некоторые деяния, совершенные доктором во время медицинских осмотров своих пациентов, могут трактоваться как "изнасилование" или "сексуальное насилие".

Следователи к настоящему времени проверили не менее 10 000 медицинских карт пациентов доктора из Домона с целью выявления тех женщин, которые, возможно, стали жертвами насилия. Почти 5000 женщин были опрошены следователями, и только 90 "пожаловались на врача", сказал адвокат. Известно, что гинеколог практиковал в течение многих лет в городе Домон, который находится примерно в двадцати километрах к северу от Парижа.

Между тем

В феврале 2014 года, французский гинеколог Андре Хазу был приговорен к восьми годам лишения свободы за изнасилование и сексуальное насилие в отношении шести своих пациентов.

В былые времена уединение понималось совсем не так, как сегодня. Даже в XIX веке улечься спать с незнакомым человеком в одной кровати в гостинице было обычным делом, и авторы дневников часто писали, как они были разочарованы, когда к ним в постель забирался поздно прибывший незнакомец. В 1776 году Бенджамину Франклину и Джону Адамсу пришлось делить постель в гостинице Нью-Брансуика, штат Нью-Джерси, и они всю ночь ссорились из-за того, надо ли открывать окно или нет.
Слуги нередко спали в изножье хозяйской кровати, чтобы можно было легко исполнить любую просьбу хозяина. Из письменных источников становится ясно, что камергер и шталмейстер короля Генриха V присутствовали в спальне, когда король спал с Екатериной Валуа. В дневниках Сэмюэла Пипса сказано, что служанка спала на полу его супружеской спальни в качестве живой сигнализации на случай ограбления. В подобных обстоятельствах прикроватный полог не обеспечивал нужного уединения; к тому же он был убежищем для пыли и насекомых, а сквозняки легко его раздували.


Помимо прочего, прикроватный полог мог быть пожароопасен, как, впрочем, и весь дом целиком: от тростникового напольного покрытия до соломенной крыши. Почти каждый справочник по домоводству предупреждал, что нельзя читать при свечах в постели, но многие пренебрегали этим советом.
В одной из своих работ Джон Обри, историк XVII века, рассказывает смешную историю, касающуюся свадьбы дочери Томаса Мора Маргарет и некоего Уильяма Ропера. Ропер пришел как-то утром к Мору и заявил, что хочет жениться на одной из его дочерей — все равно на какой. Тогда Мор привел Ропера к себе в спальню, где дочери спали в низкой кровати, выдвинутой из-под отцовской. Нагнувшись, Мор ловко взялся «за угол простыни и вдруг сдернул ее с постели». Девушки спали абсолютно голыми. Сонно выразив неудовольствие тем, что их потревожили, они перевернулись на живот и снова заснули. Сэр Уильям, полюбовавшись открывшимся видом, объявил, что осмотрел «товар» со всех сторон, и легонько постучал своей тросточкой по попе шестнадцатилетней Маргарет. «И никакой мороки с ухаживанием!» — восторженно пишет Обри.
Правда ли все это, неизвестно: Обри описал случившееся спустя столетие. Очевидно, однако, что в его время никого не удивил тот факт, что взрослые дочери Мора спали рядом с его кроватью.

Серьезная проблема с кроватями, особенно в викторианский период, состояла в том, что они были неотделимы от самого проблемного занятия той эпохи — секса. В браке секс, конечно, иногда бывает необходим. Мэри Вуд-Аллен в популярной и влиятельной книге «Что необходимо знать молодой женщине» уверяет своих юных читательниц в том, что с мужем позволительно иметь физическую близость при условии, что она совершается «при полном отсутствии сексуального желания». Считалось, что настроения и мысли матери во время зачатия и на протяжении всей беременности глубоко и непоправимо влияют на плод. Партнерам советовали заниматься сексом только при взаимной симпатии, чтобы не произвести на свет неполноценного ребенка.

Чтобы избежать возбуждения, женщинам предлагалось больше бывать на свежем воздухе, не заниматься ничем стимулирующим, в том числе не читать и не играть в карты, и прежде всего — не утруждать свой мозг сверх необходимого. Считалось, что образование для женщины всего лишь напрасная трата времени; кроме того, оно крайне опасно для их хрупких организмов.

В 1865 году Джон Рескин написал в одном своем очерке, что женщин следует обучать до тех пор, пока они не станут «практически полезными» для своих мужей, и не более. Даже американка Кэтрин Бичер, которая была, по стандартам того времени, радикальной феминисткой, горячо отстаивала право женщин на полноценное образование, но просила не забывать: им все же нужно время для того, чтобы привести в порядок свою прическу.

Для мужчин основной задачей считалось не обронить ни капли спермы за пределами священных уз брака, но и в браке им следовало соблюдать умеренность. Как объяснял один уважаемый специалист, семенная жидкость, оставаясь в организме, обогащает кровь и укрепляет мозг. Тот же, кто бездумно расходует этот природный эликсир, становится слабым и духовно, и физически. Поэтому даже в супружестве необходимо беречь свои сперматозоиды, так как из-за частого секса сперма разжижается и получается вялое, апатичное потомство. Половой акт с периодичностью не чаще одного раза в месяц считался оптимальным вариантом.

Онанизм, разумеется, исключался категорически. Были хорошо известны последствия мастурбации: практически все известные медицине хвори, включая безумие и преждевременную смерть. Онанисты — «несчастные, дрожащие, бледные существа на тощих ножках, ползающие по земле», как описал их один журналист, — вызывали презрение и жалость. «Каждый акт мастурбации подобен землетрясению, взрыву, смертельному паралитическому удару», — заявлял другой. Практические исследования наглядно доказывали вред мастурбации. Медик Сэмюэл Тиссо описал, как один из его пациентов постоянно пускал слюни, из носа у него текла сукровица, а еще он «испражнялся прямо в постели, не замечая этого». Последние три слова производили особенно сильное впечатление.

Мало того, привычка мастурбировать автоматически передавалась детям и заранее ослабляла здоровье еще не рожденного потомства. Самый тщательный анализ опасностей, связанных с сексом, был предложен сэром Уильямом Актоном в его работе «Функции и заболевания репродуктивных органов у детей, юношей, взрослых и стариков, рассмотренные с точки зрения их физиологических, социальных и нравственных отношений», впервые опубликованной в 1857 году. Именно он решил, что мастурбация приводит к слепоте. Именно Актону принадлежит часто цитируемая фраза: «Должен сказать, что большинству женщин практически недоступны сексуальные переживания».

Подобные представления на удивление долго господствовали в обществе. «Многие из моих пациентов рассказывали мне, что впервые совершили акт мастурбации во время просмотра музыкального шоу», — мрачно и, скорее всего, не без преувеличения сообщает доктор Уильям Робинсон в своей работе 1916 года, посвященной сексуальным нарушениям.

Наука всегда была готова прийти на выручку. В книге Мэри Роуч «Любопытные параллели в науке и сексе» описывается одно из средств борьбы с вожделением, разработанное в 1850-х годах, — кольцо с шипами, которое надевалось на пенис перед сном (или в любое другое время); его металлические острия кололи пенис, если он нечестиво набухал. Другие устройства использовали электрический ток, который неприятно, но действенно отрезвлял вожделеющего мужчину.

Стоит отметить, что не все разделяли эти консервативные взгляды. Уже в 1836 году уважаемый французский врач Клод Франсуа Лаллеман опубликовал трехтомное исследование, в котором связывал частый секс с хорошим здоровьем. Это так впечатлило шотландского медика Джорджа Драйздейла, что он в своей работе «Физическая,сексуальная и естественная религия» сформулировал философию свободной любви и безудержного секса. Книга была опубликована в 1855 году тиражом 90 000 экземпляров и переведена на одиннадцать языков, «включая венгерский», специально отмечает «Национальный биографический словарь», обожающий акцентировать внимание на пустяках. Ясно, что в обществе жаждали большей сексуальной свободы. К сожалению, общество в целом приняло эту свободу только спустя столетие.
Пожалуй, неудивительно, что в такой напряженной атмосфере удачный секс для многих людей являлся недосягаемой мечтой — например, для того же Джона Рескина. В 1848 году великий художественный критик женился на девятнадцатилетней Юфимии Чалмерс Грей, и дела у них не заладились с самого начала. Они так и не вступили в брачные отношения. Позже Юфимия рассказала, что, по признанию Рескина, он представлял женщин совсем не такими, какими они были на самом деле, и что она в первый же вечер произвела на него отталкивающее впечатление, и поэтому он не сделал ее своей женой.

Не получив желаемого, Эффи подала на Рескина в суд (подробности ее заявления о признании брака недействительным стали достоянием бульварной прессы многих стран), а потом сбежала с художником Джоном Эвереттом Милле, с которым жила счастливо и от которого родила восьмерых детей.
Правда, ее побег был совершенно некстати, потому что Милле как раз в это время писал портрет Рескина. Рескин как человек чести продолжал позировать Милле, но двое мужчин больше никогда друг с другом не разговаривали.

Сочувствующие Рескину, которых было немало, сделали вид, что никакого скандала нет и в помине. К 1900 году вся эта история была успешно позабыта, и У. Г. Коллингвуд смог, не краснея от стыда, написать свою книгу «Жизнь Джона Рескина», в которой нет даже намека на то, что Рескин когда-то был женат и что он в панике выбежал из спальни, увидев волосы на женском лоне.
Рескин так и не преодолел свои ханжеские предрассудки; похоже, он и не сильно старался. После смерти Уильяма Тернера в 1851 году Рескину поручили разобрать работы, оставленные великим художником, и среди них оказалось несколько озорных акварелей эротического содержания. Объятый ужасом Рескин решил, что Тернер написал их в «состоянии безумия», и ради блага нации уничтожил почти все акварели, лишив потомков нескольких бесценных работ.

Между тем Эффи Рескин, вырвавшись из оков несчастливого замужества, зажила счастливо. Это было необычно, поскольку в XIX веке бракоразводные дела всегда решались в пользу мужей. Для того чтобы получить развод в викторианской Англии, мужчине было достаточно просто заявить, что его жена изменила ему с другим. Однако женщине в аналогичной ситуации следовало доказать, что ее супруг совершил инцест, предавался скотоложству или какому-либо еще тяжкому греху, список которых был весьма короток.
До 1857 года у разведенной жены отбирали все имущество и, как правило, детей. По закону такая женщина была совершенно бесправной; степень ее свободы и несвободы определял муж. По словам великого теоретика в области права Уильяма Блэкстоуна, разведенная женщина отказывается от «самой себя и от собственной индивидуальности».

Некоторые страны были чуть более либеральными. Во Франции, к примеру, женщина могла развестись с мужем, если имел место адюльтер, но только при условии, что измена свершилась в супружеском доме.
Английское же законодательство отличалось крайней несправедливостью. Известен случай, когда некую женщину по имени Марта Робинсон годами избивал жестокий, психически неуравновешенный супруг. В конце концов он заразил ее гонореей, а потом серьезно отравил лекарствами от венерических заболеваний, без ведома жены подсыпая порошки ей в пищу. Сломленная и физически, и морально, Марта подала на развод. Судья внимательно выслушал все аргументы, а потом закрыл дело, отправив миссис Робинсон домой и посоветовав ей быть более терпеливой.

Принадлежность к женскому полу автоматически считалась патологическим состоянием. Мужчины почти повсеместно думали, что по достижении половой зрелости женщины заболевают. Развитие молочных желез, матки и других репродуктивных органов «забирает энергию, которой каждому человеку отпускается в ограниченном количестве», по словам одного авторитетного специалиста. Менструация описывалась в медицинских текстах как ежемесячный акт умышленной небрежности. «Если женщина испытывает боль в какой-либо момент месячного периода, это происходит из-за нарушений в одежде, питании, личных или социальных привычках», — писал один обозреватель (разумеется, мужчина).

По иронии судьбы, женщины и впрямь часто болели, поскольку правила приличия не позволяли им получить необходимую медицинскую помощь. В 1856 году, когда молодая домохозяйка из Бостона, из респектабельной семьи, со слезами призналась своему лечащему врачу, что иногда невольно задумывается не о муже, а о других мужчинах, доктор прописал ей ряд суровых средств лечения, в том числе холодные ванны, клизмы и тщательное спринцевание бурой, порекомендовав исключить все возбуждающее — острую пищу, легкое чтение и так далее.

Считалось, что из-за легкого чтива у женщины появляются нездоровые мысли и склонность к истерикам. Как мрачно заключил один автор, «у юных девушек, читающих любовные романы, наблюдаются возбуждение и преждевременное развитие половых органов. Ребенок физически становится женщиной за несколько месяцев или даже лет до срока, назначенного природой».

В 1892 году Джудит Фландерс пишет про одного мужчину, который повел свою жену проверить зрение; врач сказал, что проблема заключается в выпадении матки и что ей необходимо удалить этот орган, иначе зрение так и будет ухудшаться.

Огульные обобщения далеко не всегда оказывались верными, поскольку ни один доктор не умел проводить правильное гинекологическое обследование. В крайнем случае он осторожно прощупывал пациентку под одеялом в темной комнате, но такое случалось нечасто. В большинстве случаев женщины, у которых были жалобы на органы, находящиеся между шеей и коленями, стыдливо показывали свои больные места на манекенах.

В 1852 году один американский терапевт с гордостью написал, что «женщины предпочитают страдать от опасных болезней, из щепетильности отвергая полное медицинское обследование». Некоторые врачи отказывались налагать щипцы при родах, объясняя это тем, что женщины с узким тазом не должны рожать детей, ибо подобная неполноценность может передаться их дочерям.
Неизбежным последствием всего этого стало почти средневековое пренебрежение женской анатомией и физиологией со стороны мужчин-врачей. В анналах медицины нет лучшего примера профессионального легковерия, чем знаменитый случай с Мэри Тофт, невежественной женщиной-кролиководом из Годалминга, графство Суррей, которая осенью 1726 года в течение многих недель дурачила авторитетных медиков, в том числе двух королевских терапевтов, уверяя всех, что может рожать кроликов.
Это стало сенсацией. Несколько медиков присутствовали при родах и выразили полное удивление. Только когда еще один королевский врач, немец по имени Кириакус Алерс, тщательно обследовал женщину и объявил, что все это — просто мистификация, Тофт в конце концов призналась в обмане. Ее ненадолго отправили в тюрьму за мошенничество, а потом — домой, в Годалминг; больше про нее никто не слышал.
До понимания женской анатомии и физиологии было еще далеко. В 1878 году British Medical Journal вел оживленную длительную дискуссию с читателями на тему: может ли прикосновение кухарки, у которой в данный момент менструация, испортить ветчину?

По словам Джудит Фландерс, одного британского врача исключили из медицинского реестра за то, что он заметил в своей печатной работе: изменение окраски слизистой оболочки вокруг влагалища вскоре после зачатия — надежный индикатор беременности. Это заключение было совершенно справедливым, но крайне неприличным, ведь чтобы определить степень изменения окраски, следовало сперва ее увидеть. Врачу запретили практиковать. Между тем в Америке уважаемого гинеколога Джеймса Платта Уайта выгнали из Американской медицинской ассоциации за то, что он позволял своим студентам присутствовать при родах (разумеется, с разрешения рожениц).

На этом фоне действия хирурга Айзека Бейкера Брауна кажутся еще более неординарными. Браун стал первым хирургом-гинекологом. К несчастью, им руководили заведомо ложные идеи. В частности, он был убежден, что почти все женские недомогания — результат «периферического возбуждения нерва в наружных половых органах с центром в клиторе».

Проще говоря, он полагал, что женщины мастурбируют и это приводит к безумию, эпилепсии, каталепсии, истерии, бессоннице и множеству других нервных нарушений. Для решения проблемы предлагалось удалять клитор хирургическим путем, тем самым исключая самую возможность неуправляемого возбуждения.
Бейкер Браун также был убежден, что яичники плохо влияют на женский организм и их тоже лучше удалять. До него никто не пытался вырезать яичники; это была крайне сложная и рискованная операция. Первые три пациентки Брауна умерли на операционном столе. Однако он не остановился и прооперировал четвертую женщину — собственную сестру, которая, по счастью, выжила.

Когда обнаружилось, что Бейкер Браун в течение многих лет вырезал женщинам клиторы без их ведома и согласия, медицинское сообщество отреагировало бурно и яростно. В 1867 году Бейкера Брауна исключили из Общества акушеров Лондона, положив конец его практике. Врачи наконец-то приняли, как важен научный подход к интимным органам пациенток. Ирония заключается в том, что, будучи плохим доктором и, по всей видимости, очень плохим человеком, Бейкер Браун, как никто другой, посодействовал продвижению женской медицины.

Гинекология (от греческих слов: gyne - женщина и logos - наука) - наука, изучающая особенности строения и физиологические процессы, которые происходят в организме женщины от периода детства до старости, а также заболевания женских половых органов, возникающие вне периодов беременности и родов. Современное акушерство и гинекология являются единой клинической дисциплиной.

История развития гинекологии находится в тесной связи с формированием всех медицинских знаний, накопленных за время существования человечества. В частности, гинекология подчас неотделима от акушерства и находится в тесной связи со смежными науками - хирургией, терапией, неврологией.

По данным письменных источников гинекология является древнейшей областью в медицинской науке. Первые упоминания о решении вопросов, связанных с гинекологией в современном ее понимании, встречаются уже в древнейших индийских, греческих, египетских, славянских памятниках письменности.

Так, упоминания о женских болезнях, их лечении, менструальном цикле встречаются в таких исторических источниках, как Талмуд, книге Моисея. Большое вниманием к гинекологии в столь древние времена объясняется и тем, что она напрямую связана с продолжением рода.

Упоминания о гинекологии встречаются в документах Гиппократа (4-5 вв. до н. э.), врачей древней Индии и Египта, у славянских народов. Гиппократ описал диагностику и клиническую картину воспалительных заболеваний женских половых органов. После Гиппократа гинекология, подобно всей медицине, непрестанно развивалась, хотя и довольно медленно.

В Средние века гинекология хотя и возродилась, но попала под господствующее в то время влияние мистицизма и схоластики. Только с эпохи Возрождения врачи начали собирать материал для постройки здания научной гинекологии. Активно развиваться гинекология начала в XVI веке, когда строение женского тела и его особенности были точно изучены и описаны в научных трудах. Ученые того времени А. Везалий и Т. Бартолин внесли свой вклад в развитие данной отрасли медицины, исследовав анатомию и физиологию женской половой системы.

С 18 в. гинекология оформилась как самостоятельная наука. Русский врач Н. М. Максимович-Амбодик в первом русском оригинальном руководстве "Искусство повивания" (1784-86) много внимания уделил физиологии, патологии, диагностике и профилактике гинекологических заболеваний. Прогрессу гинекологии значительно способствовало открытие гинекологических клиник и высших медицинских учебных заведений в России (первое гинекологическое отделение было создано в 1842 в акушерской клинике Петербургской медико-хирургической академии) и за рубежом.

Значительное развитие гинекология получила в начале XX века благодаря исследованиям русских, американских и немецких ученых. В первой половине XX века были сделаны важные шаги в области диагностики и лечения многих гинекологических заболеваний. В середине XIX столетия стали зарождаться первые центры акушерства и гинекологии. На заре XX века начало развиваться хирургическое направление в гинекологии.

В России гинекология очень долгое время была соединена с акушерством и даже детскими болезнями; в некоторых медицинских институтах до сих пор эти три кафедры соединены вместе. Развитию оперативной гинекологии способствовали достижения анестезиологии, применение антибиотиков, переливания крови, разработка эффективной борьбы с шоком и терминальными состояниями и усовершенствование оперативной техники.

В 1903 основоположник гинекологии в России Снегирев выступил против одностороннего увлечения хирургическими вмешательствами. Он первым высказал мнение о взаимосвязи местного процесса и состояния всего организма. В последующем эта точка зрения в гинекологии стала общепризнанной.

Изучение методов лучевой терапии позволило применять ее в гинекологии при лечении злокачественных новообразований женских половых органов. Применение предложенного в 1925 немецким врачом X. Хинзельманом кольпоскопа и метод цитологического исследования, введенный в 1933 американским ученым Г. Папаниколау, расширили диагностические возможности при гинекологических исследованиях.

В России и за рубежом разрабатываются: вопросы физиологии и патологии женских половых органов, гинекологической онкологии; проблемы расстройства менструальной функции, эндокринных нарушений; механизмы развития и лечение воспалительных заболеваний органов женской половой сферы; вопросы оперативной гинекологии, урогинекологии и гинекологии детского возраста.

Разработан и получил распространение метод радикальной операции при раке матки (австрийский ученый Э. Вертгейм и русские - А. П. Губарев, И. Л. Брауде, С. С. Добротин и др.). Развитию оперативной гинекологии способствовали достижения анестезиологии, применение антибиотиков, переливания крови, разработка эффективной борьбы с шоком и терминальными состояниями и усовершенствование оперативной техники.

Методики, получившие широкое применение в мировой гинекологии, широко используются в современной медицине и помогают избежать наиболее серьезных осложнений многих гинекологических заболеваний.

В ХХ в. были достигнуты большие успехи в теоретической гинекологии. В России проблемы теоретической и клинической гинекологии освещаются в общемедицинской литературе и специальных журналах - "Акушерство и гинекология" (с 1936), "Вопросы охраны материнства и детства" (с 1956) и др.

С конца ХХ века бурное развитие криохирургии, видеоэндоскопии (щадящие «бескроные» операции на органах малого таза при бесплодии, опухолях яичника, матки), феталной терапии (операции на внутриутробном плоде), вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение при бесплодии) позволили значительно улучшить качество жизни женщин. Совершенствование лекарственных препаратов, применяемых в гинекологии, позволяет с успехом решить задачи, невозможные для 50-х годов ХХ ст. - коррекция менструального цикла, безопасная контрацепция, радикальное излечение при воспалительных заболеваниях, регрессия небольших доброкачественных опухолей яичников и матки.

Внедрение доказательной медицины (медицины, основанной на контролируемых рандомизированных исследований и мета-анализе) позволило внедрить в клиническую практику стандартные протоколы диагностики и лечения, действительно проверенные, надежные, безопасные.