Как мировая культура впитывает и преобразует наследие британского драматурга. Всероссийский конкурс сочинений"Культурное наследие В. Шекспира" Культурное наследие вильяма шекспира

Кто в наше время не слышал имя Шекспир. Этот великий писатель оставил множество книг для будущего поколения, несмотря на то, что нас разделяют столетия, смысл и актуальность проблем героев, о которых повествует нам Шекспир, существует и в нынешнее время. Но не многие знают, что Шекспир не считал себя великим, поэтому и ни в коем случае не возвышал свои работы к высоким литературным произведениям.

Шекспир в первую очередь писал для простого народа и не искал никакой славы за счет своих произведений. Если просматривать все композиции Шекспира, то можно заметить, что в них нет никакого перебора, писатель как опытный архитектор распределяет равные порции смысл и конструирует ее в той последовательности, которую может уяснить простой человек.

Произведения Шекспира можно сравнить с музыкой. Писатель проносить сквозь все свои произведения одну мелодию, один мотив, но это не говорит о его примитивности, а наоборот, писатель пытается извлечь из одного звучания сотни различных звучаний, будто он экспериментирует.

Даже читая стихи Шекспира, начинаешь ловить себя на мысли, что в голове внезапно появляется определенная музыка. Не зря его стихи были отмечены современными критиками и призваны самыми мелодичными. Но мелодия не самое главное, главное в стихах – смысл. Музыка, а точнее определенные звуки помогают читателю лишь уловить эмоции героев: безумную страсть, спокойствие, ненависть и т.д. В стихах поэта имеется свой ритм, который не нарушается.

Все произведения писателя гармоничны. Шекспир умело обходился с внесением в свои поэзии образов. Так, например молодость у него уподобляется рассвету, весне, наступлению новой жизни, красота ассоциируется с мягкими лепестками цветов, увядание – с осенними листьями.Таким образом, Шекспир оставил большое культурное наследие будущему поколению, он заставляет задуматься и заглянуть в глубину своей души.

Сочинение №2 краткое

Наверно нет человека в нашем мире, который не слышал про Шекспира. Этот драматург Эпохи Возрождения и сейчас будоражит ума и сердца людей.

В театрах всего мира ставят пьесы по его произведениям. А актеры считают достижением исполнение главных ролей в постановках. По произведениями Шекспира снимают фильмы, причем и в современной интерпретации.

К сожалению информации о жизни драматурга известно немного, что становится причиной разного рода домыслов. Многие считают, что он не сам писал свои произведения.

В начале своей литературной деятельности Шекспир писал комедии и хроники, затем настал период трагедий, который и принес ему славу. Тогда были написаны «Отелло», «Макбет», «Король Лир», и «Гамлет».

А причиной феномена Шекспира стало, то что он коснулся темы человека и его ценностей.

Вклад драматурга и поэта в культуру нашей цивилизации очень сложно оценить. Поэтому если вы не читали Шекспира, в выходные сядьте и прочтите какую-нибудь из его работ, не пожалеете.

Несколько интересных сочинений

  • Мое любимое стихотворение Есенина - сочинение

    Творчество великого русского поэта С. Есенина неподражаемо. Для меня его поэзия – это погружение в светлую, добрую реальность, которая вдохновляет, придает силы и дарит положительные эмоции.

  • Вот и закончилась горячая пора отпусков и морских приключений. Всё чаще небо затянуто свинцовыми тучами, вечера стали холодными и длинными, но днём всё ещё можно понежиться в лучах тёплого солнышка.

Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Йоркшир) в 1564 году, по преданию, 23 апреля. Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком). Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской "грамматической школе" (англ. "grammar school"), где получил серьёзное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. 1568-69 -- годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая в Стратфорде была отменной, и начать работать. Предполагают, что, оставив школу, Уильям Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу.

В ноябре 1582 году он женился на Анне Хатауэй, местного помещика, бывшей на 8 лет его старше. Возможно, женитьба была вынужденной: в мае следующего года родился их первый ребенок -- дочь Сьюзен. В феврале 1585 на свет появилась двойня -- сын Хемнет, умерший в детстве (1596), и дочь Джудит.

Около 1587 года Шекспир покинул Стратфорд и переехал в Лондон.

С конца 1580-х годов - актёр (оставил сцену около 1603 года) и драматург в Лондоне. С 1594 года пайщик театральной труппы "Слуги лорда-камергера" (с 1603 года - труппа короля).

В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы Бёрбеджа. Осенью 1599 открывается театр "Глобус". Над входом -- крылатые слова: "Весь мир -- театр" ("Totus mundis agit histrionem"). Шекспир один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург. В год открытия "Глобуса" он пишет римскую трагедию "Юлий Цезарь" и комедию "Как вам это понравится", которые разработкой меланхолических характеров открывают путь к созданному годом позже "Гамлету". В 1592-94 лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создает несколько пьес: хронику "Ричард III", "Комедию ошибок" и "Укрощение строптивой", свою первую трагедию (еще выдержанную в бытовавшем стиле "кровавой трагедии") "Тит Андроник", а также выпускает в свет впервые под своим именем поэмы "Венера и Адонис" и "Лукреция". В 1594 после открытия театров Шекспир присоединяется к новому составу труппы лорда-камергера, называвшейся так по должности ее покровителя Хансдона. Со сцены сошли (умерли или перестали писать для театра) "университетские умы". Начинается эпоха Шекспира. Вот что писал один из его современников Ф. Мерез в 1597: "Подобно тому, как Плавт и Сенека считались у римлян лучшими по части комедии и трагедии, так Уильям Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес, предназначенных для сцены… При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской (1603), а сам Шекспир вместе с другими старыми членами труппы -- звание камердинера. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины.

В 1612 году Шекспир вышел в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. Завещание Шекспира от 15 марта 1616-го года было подписано неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда.

На его надгробии написана эпитафия:

Good frend for Iesvs sake forbeare,

To digg the dvst encloased heare.

Blest be ye man yt spares thes stones,

And cvrst be he yt moves my bones.

Друг, ради Господа, не рой

Останков, взятых сей землёй;

Нетронувший блажен в веках,

И проклят -- тронувший мой прах.

(Перевод А. Величанского)

При жизни Уильяма Шекспира его произведения не были собраны. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых "пиратских изданиях" с испорченным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти издания носят название кварто (quarto). После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое Первое Фолио (The First Folio). Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.

Шекспировский канон включает 37 пьес; 18 появились при жизни Шекспира, 36 были напечатаны в первом собрании сочинений Шекспира (1623, не вошёл "Перикл"). Попытки установить хронологию творчества Шекспира велись со 2-й половины 18 века. Ниже приводится перечень пьес Шекспира с датами их написания, с периодизацией творчества и принятыми в шекспировской критике жанровыми определениями.

Первый период (1590-1594). Ранние хроники: "Генрих VI", ч. 2 (1590); "Генрих VI", ч. 3 (1591); "Генрих VI", ч. 1 (1592); "Ричард III" (1593). Ранние комедии: "Комедия ошибок" (1592), "Укрощение строптивой" (1593). Ранняя трагедия: "Тит Андроник" (1594).

Второй период (1595-1600). Хроники, близкие к трагедии: "Ричард II" (1595); "Король Джон" (1596). Романтические комедии: "Два веронца" (1594); "Бесплодные усилия любви" (1594); "Сон в летнюю ночь" (1596); "Венецианский купец" (1596). Первая зрелая трагедия: "Ромео и Джульетта" (1595). Хроники, близкие к комедии: "Генрих IV", ч. 1 (1597); "Генрих IV", ч. 2 (1598); "Генрих V" (1598). Вершинные создания Шекспира-комедиографа: "Много шума из ничего" (1598); "Виндзорские проказницы" (1598); "Как вам это понравится" (1599); "Двенадцатая ночь" (1600).

Третий период (1600-1608). Трагедии, обозначившие перелом в творчестве Шекспира: "Юлий Цезарь" (1599); "Гамлет" (1601). "Мрачные комедии" (или "проблемные пьесы"): "Троил и Крессида" (1602); "Конец - делу венец" (1603); "Мера за меру" (1604). Вершина трагизма Шекспира: "Отелло" (1604); "Король Лир" (1605); "Макбет" (1606). Античные трагедии: "Антоний и Клеопатра" (1607); "Кориолан" (1607); "Тимон Афинский" (1608).

Четвёртый период (1609-1613). Романтические трагикомедии: "Перикл" (1609); "Цимбелин" (1610); "Зимняя сказка" (1611); "Буря" (1612). Поздняя хроника: "Генрих VIII" (1613; возможно, с участием Дж. Флетчера).

Вне канона: "Эдуард III" (1594-1595; авторство сомнительно); "Томас Мор" (1594-1595; одна сцена); "Два знатных родича" (1613, совместно с Флетчером). Некоторые шекспироведы (в т. ч. советские - А. А. Смирнов) делят творчество Шекспира на три периода, объединяя в один 1-й и 2-й (1590-1600). шекспир творчество биография

Уже произведения 1-го периода свидетельствуют о том, что Шекспир остро чувствует комические и трагические несообразности жизни, но рисует их во многом традиционно: трагическое как ужасное, комическое как фарсовое и в обособлении друг от друга. Шекспир ещё учится, усваивая и национальную традицию ("кровавая трагедия" К. Марло), и общеевропейскую (ориентируясь на античные образцы - Плавт в "Комедии ошибок", Сенека в "Тите Андронике" - и на итальянскую гуманистическую комедию в "Укрощении строптивой"). Не вполне оформилась ещё и гуманистическая позиция Шекспира: положительные герои хроник тяготеют к старине, влияние патриархальной морали заметно в комедиях.

Во 2-й период драматизм жизни по-прежнему является основой творчества Шекспира, однако общая тональность и финалы пьес говорят о вере Шекспира в гармоническое разрешение жизненных противоречий. Атмосферу произведений определяют те, кто утверждает гармонию в государстве, в общественных и личных отношениях (Ромео и Джульетта, Виола, Генрих V). Носители зла (Тибальд, Шейлок, Мальволио) - в одиночестве. Органическое слияние комического и трагического в пьесах этого периода, безоговорочное торжество принципов гуманизма, умение растворить идеи в ситуациях и сложных образах, стремление воплотить идеалы в полноценных характерах свидетельствуют о зрелости и самостоятельности мастерства Шекспира.

В 1590-е годы в творчестве Шекспира преобладают пьесы-хроники и комедии. 8 хроник образуют 2 цикла, охватывающих историю Англии 1397-1485. Ранний цикл (3 части "Генриха VI" и "Ричард II") изображает войну Алой и Белой розы и падение династии Ланкастеров, показывает распад государства из-за феодального хищничества. Второй ("Ричард II", 2 части "Генриха IV" и "Генрих V") посвящены предыдущему периоду - возвышению Ланкастеров и успехам Англии в Столетней войне - и указывает путь от анархии к государственному единству. Стоящие отдельно "Король Джон" и "Генрих VIII" рисуют конфликты внутри страны в связи с борьбой английской монархии против римско-католической церкви. Магистральный сюжет хроник - судьба государства, взятая в исторической перспективе; главный конфликт строится на столкновении государственных и личных интересов и раскрывается в борьбе целых социальных групп, которые представлены отдельными персонажами, обрисованными более схематически в ранних хрониках и как живые индивидуальности - в зрелых (Хотспер, принц Гарри, Фальстаф). Основная идея хроник - правомерность победы централизованной власти (абсолютизма) над анархическим своеволием - отражает идеологию гуманистов. Гуманистические взгляды в сочетании с народными понятиями о дурных и добрых правителях сказываются и в том, как изображены идеальный король Генрих V и его антипод Ричард III. Впрочем, личности почти всех монархов в хрониках показывают, что Шекспир сознавал, насколько далеки от идеала реальные носители власти, и иллюзорность идеала абсолютистской монархии в целом.

Если сфера хроник - человек и государство, то сфера комедий Шекспира в 1590-х годах - человек и природа в том универсальном и оптимистическом значении, которое придавали природе гуманисты, видя в ней всеблагую и всемогущую силу и рассматривая человека и общество как часть её. В комедиях Шекспира главенствует идеальное, тождественное природному. Отсюда родство комедий Шекспира с литературой романтического плана: сюжет насыщен фольклорными, авантюрными и пасторальными мотивами, основная тема - любовь и дружба, основная группа персонажей - лирические и романтические герои и героини. Движение жизни как движение раскованной природы во всей её полноте и изобилии - уникальный источник комического у Шекспира, объясняющий, почему его комедия, в отличие от всей последующей европейской комедии, не имеет выраженного сатирического характера. Поединки в остроумии, проделки шутов и забавность простаков (второй основной группы персонажей-комиков), элементы праздничности, восходящие к старинным обрядам и карнавалу,- вся эта игра свободного естества определяет атмосферу веселья и оптимизма в комедиях Шекспира. Мир предстаёт гармоничным и целостным, жизнь - радостным праздником, люди - по сути своей добрыми и благородными. Есть в комедиях и драматические осложнения (измены Протея в "Двух веронцах", козни Шейлока в "Венецианском купце"), но всё враждебное истинной человечности легко преодолевается и, как правило, не связано с социальными причинами. Конкретные социальные отношения комедию Шекспира 1590-х годов не интересуют; иная картина - в комедиях 1600-х годов. Здесь ставятся значительные общественные и нравственные вопросы (проблемы социального неравенства - "Конец - делу венец", закона и морали - "Мера за меру"); заметнее элементы сатиры и гротеска, действие близко к трагическому, благополучные развязки формальны, жизнерадостный тон исчезает.

Мрачный колорит "проблемных комедий" отражает то умонастроение, которое возобладало у Шекспира в 3-й период и сделало господствующим жанром в эти годы трагедию. Противоречия буржуазного прогресса и всей переходной, на стыке феодализма и капитализма, стадии общественного развития воспринимаются теперь как трагически неразрешимые противоречия жизни в целом, как несоответствие гуманистическим идеалам всего прошлого, настоящего и ближайшего будущего человечества. Социальная основа у Шекспира редко так обнажена, как в "Тимоне Афинском" (сущность денег) или в "Кориолане" (противоречия между народом и правящей верхушкой). Социальный конфликт обычно выступает как конфликт нравственный, семейный ("Гамлет", "Король Лир"), личный ("Отелло"), как борьба честолюбий ("Макбет", "Антоний и Клеопатра"). Основная тема трагедий Шекспира - человек и общество - раскрывается прежде всего в столкновении отдельных личностей. Но при этом конфликт охватывает всю цепь бытия: приобретая всемирный, даже космический характер, он одновременно проецируется в сознание героя. В "Короле Лире", "Кориолане" и "Тимоне Афинском" акцент на первом, в "Отелло", "Макбете" и "Антонии и Клеопатре" - на втором, в "Гамлете" акценты равнозначны. Независимо от этого суть трагического гуманизма Шекспира полнее всего раскрывается в образе главного героя. Герои трагедий титаничны и по мощи характеров, и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные. Наделив героев способностью к духовному росту, Шекспир первым в мировой литературе дал глубокое изображение характера в развитии, которое происходит в процессе постепенного осознания героем природы общества - и собственной природы. При этом одни герои сохраняют цельность натуры (Ричард III, Ромео, Джульетта, Кориолан), другие постигают двойственность самих себя и вообще природы человека (Брут, Гамлет, Макбет, Антоний); но познание реальности и самопознание для всех служит источником трагического страдания (часто усугубленного осознанием собственных роковых ошибок - Антоний, Макбет, особенно Отелло, Лир) и приводит к духовному изменению, иногда к полному преображению личности (Лир). Сама грандиозность достоинств - разума (Брут, Гамлет), чувства (Ромео, Отелло), силы характера (Макбет) - влечёт героя к гибели. Неотвратимо следуя из несовместимости героя и мира (хотя немалая роль случайностей, приводящих к трагической развязке, придаёт проявлению трагического привкус тайны), гибель героя, как и всё действие, утверждает величие человеческой личности и не оставляет безнадёжного чувства. В финале трагедий всегда есть возврат к некоему равновесию, существовавшему вначале. В этой композиционной особенности трагедий сказывается уверенность Шекспира-гуманиста в существовании некоей нормы, без которой жизнь невозможна.

Связанное с углубляющимся кризисом гуманизма новое, более сложное видение мира выразилось у Шекспира в 4-й период в характерном для маньеризма и барокко жанре романтической трагикомедии. По-прежнему острое восприятие трагической стороны жизни воплощается здесь в трагических конфликтах и перипетиях, а вера в гуманистические идеалы - главным образом в благополучной развязке, впрочем, нескрываемо утопичной. Обилие фольклорных и фантастических элементов, неправдоподобие и запутанность сюжетов, упрощение характеров, подчёркнутая (особенно в финале) условность изображаемого - всё это создаёт нереальный, романтический колорит последних пьес Шекспира.

В России Шекспир впервые упомянут в 1748 году А. П. Сумароковым, однако и во 2-й половине 18 века Шекспира в России знают ещё мало. Фактом русской культуры Шекспир становится в 1-й половине 19 века: к нему обращаются писатели, связанные с движением декабристов (В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. С. Грибоедов, А. А. Бестужев и др.), А. С. Пушкин, видевший главные достоинства Шекспира в его объективности, правде характеров и "верном изображении времени" и развивавший традиции Шекспира в трагедии "Борис Годунов". В борьбе за реализм русской литературы на Шекспира опирается и В. Г. Белинский. Значение Шекспира особенно возросло в 30-50-е годы 19 века. Проецируя на современность шекспировские образы, А. И. Герцен, И. А. Гончаров и др. помогали глубже осмыслить трагизм времени. Заметным событием стала постановка "Гамлета" в переводе Н. А. Полевого (1837) с П. С. Мочаловым (Москва) и В. А. Каратыгиным (Петербург) в главной роли. В трагедии Гамлета В. Г. Белинский и другие передовые люди эпохи увидели трагедию своего поколения. Образ Гамлета привлекает внимание И. С. Тургенева, разглядевшего в нём черты "лишних людей" (ст. "Гамлет и Дон-Кихот", 1860), Ф. М. Достоевского. В 1860-е годы, в обстановке острой общественной борьбы, отношение к Шекспиру становится, с одной стороны, более академичным (работы основоположника русского научного шекспироведения Н. И. Стороженко), а с другой - более критическим ("О Шекспире и о драме" Л. Н. Толстого, 1903-1904, опубликована 1906).

Параллельно с осмыслением творчества Шекспира в России углублялось и расширялось знакомство с самими произведениями Шекспира. В 18 - начале 19 веков переводились в основном французские переделки Шекспира. Переводы 1-й половины 19 века грешили либо буквализмом ("Гамлет" в пер. М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью ("Гамлет" в переводе Полевого). В 1840-1860 переводы А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберга и др. обнаружили попытки научного подхода к решению задач художественного перевода (принцип языковой адекватности и т.п.). В 1865-1868 годах под редакцией Н. В. Гербеля вышло первое "Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводе русских писателей". В 1902-1904 годах под редакцией С. А. Венгерова было осуществлено второе дореволюционное Полное собрание сочинений Шекспира.

В СССР произведения Шекспира были изданы на 28 языках. Помимо множества отдельных изданий пьес и избранных сочинений, в 1936-1950 и 1957-1960 годах выходили полные собрания сочинений Шекспира на русском языке. В советское время сложилась школа переводчиков - вдумчивых интерпретаторов творчества Шекспира (М. Л. Лозинский, Б. Л. Пастернак, В. В. Левик, Т. Г. Гнедич, С. Я. Маршак и др.).

На закате жизни магистр искусств Р. Грин раздраженно жаловался собрату Марло на то, что пьесы пишут все, кому заблагорассудится, даже сами комедианты, в особенности его возмущал Шекспир - «ворона-выскочка, разукрашенный нашими перьями, с сердцем тигра под личиной актера». Его гнев был вызван тем, что пьесы Шекспира затмили произведения «университетских драматургов», и популярный комик Кемп провозглашал со сцены: «Наш товарищ Уил Шекспир уложил их на обе лопатки».

У. Шекспир (1564-1616) происходил из семьи зажиточного горожанина, его молодость прошла в Стратфорде-на-Эйвоне, но около 1585 г. этот добропорядочный горожанин неожиданно круто изменил свою судьбу: покинул дом, семью, троих детей и отправился в столицу, где примкнул к беспокойному племени комедиантов.

Играя в труппе Барбеджа, он поначалу занимался лишь переделкой старых пьес и приспосабливал популярные сюжеты для своих товарищей, но вскоре начал писать и оригинальные произведения. Их успех позволил ему со временем стать пайщиком-совладельцем труппы вместе с Барбеджем, а в конце жизни приобрести собственный дом в Лондоне и дворянский титул.

Точное количество созданных им пьес невозможно определить. Опираясь на первое посмертное издание наследия Шекспира, предпринятое его друзьями-актерами Герминджем и Конделлом в 1623 г., шекспироведы выделили так называемый канон из 37 пьес, принадлежащих его перу, и предложили вероятные датировки их создания.

Наследие Шекспира поразительно по силе и разнообразию. В первый период творчества (1590-1600) он написал ряд искрометных лирических комедий: «Комедия ошибок», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Виндзорские проказницы» - как чисто бытовых, так и с элементами романтической волшебной сказки, проникнутых ренессансным оптимизмом, прославляющих радости жизни и любви.

Одновременно с этим он попробовал себя в жанре классической трагедии: «Тит Андроник» и в особенности «Юлий Цезарь» принесли ему огромный успех. В период патриотического подъема в 90-х годах Шекспир заставил английского зрителя погрузиться в собственную историю, создавая одну за другой исторические хроники («Генрих VI», «Ричард II», «Ричард III», «Король Джон», «Генрих IV», «Генрих V»), раскрывавшие то самые мрачные и трагические, то славные и волнующие страницы прошлого Англии.

В исторических хрониках Шекспир достиг высот подлинной античной драмы. Их основная проблематика - индивидуум и власть, сила и право в политике, государственный интерес и личные амбиции, монархия и народ, законное правление и тирания, то есть весь спектр вопросов, волновавших современную политическую мысль.

В своих пьесах драматург выступил как адвокат сильной, но законной и справедливой королевской власти, осуждающий тиранию, как, впрочем, и мятежи «толпы». Он заклеймил распри и феодальные смуты, угрожавшие миру и согласию в обществе. Их причиной он считал безмерное честолюбие магнатов, игнорировавших национальные интересы.

После громкого успеха пьес-хроник Шекспиру не стало равных на английской сцене. Его современник драматург Бен Джонсон выразил общее мнение: «Ты затмил наших Лили и Кида, и могучую строку Марло». Завершает первый период творчества Шекспира трагедия «Ромео и Джульетта» - свидетельство подлинного расцвета его гения - гимн любви, противостоящей условностям и предрассудкам общества.

На рубеже XVI-XVII вв. мироощущение Шекспира, как и многих елизаветинцев, изменилось, окрасившись в более мрачные и трагические тона. Закат «золотого века» Елизаветы, на смену которому шел новый - «железный», породил пессимистический взгляд на общество, переживающее моральную деградацию, исповедующее новые идеалы эгоизма и стяжательства, на природу самого человека, одержимого пороками и страстями и не способного достичь гармонии с окружающим миром.

В это время(1601-1606) драматург создал замечательные традиции, исполненные глубокого философского смысла и размышлений о сущности человека противостоянии добра и зла в мире, - «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан». Великолепное понимание психологии позволило Шекспиру продемонстрировать зрителю настоящую анатомию человеческих страстей - ослепляющей любви и ревности, жажды славы и зависти, корыстолюбия и коварства.

Как и Марло, он видел трагедию своих персонажей не в превратностях судьбы или кознях завзятых злодеев-эгоистов, яркую галерею которых он вывел в пьесах позднего периода (в театре его времени их играли актеры комического амплуа), а в собственных ошибках людей благородных и порядочных, подобных Макбету, Отелло, Лаэрту или Лиру, позволивших страстям увлечь себя на неверный путь.

Разум, обуздывающий страсти, - гарантия внутренней гармонии и счастья человека. Призыв к разумному индивидуализму, когда высвобождение человеческих сил и раскрепощение личности не будет причиной конфликта с окружающими - вот этический идеал Шекспира.

В последние годы жизни драматурга (1608-1612) тональность его произведений снова изменилась, что до некоторой степени определялось перемещением его труппы из общедоступного «Глобуса» в «Блэкфрайарс» - частный театр, облюбованный более утонченной и образованной публикой, которой он адресовал свои романтические драмы-сказки «Цимбелин», «Буря», «Зимняя сказка».

В них Шекспир не изменяет своей мечте о гармоничном прекрасном человеке, венце природы, который станет управлять миром, но с оттенком щемящей грусти признает ее утопичность: только силами магических чар обладателю волшебных книг Просперо («Буря») удается заставить раскаяться злодеев, вознаградить по заслугам добродетель и увенчать пьесу триумфом любви.

В творчестве Шекспира воплотились лучшие особенности елизаветинской драмы: реализм и психологизм, интеллектуальная глубина и проповедь гуманистических этических идеалов. Его произведения многослойны, они сочетают присущий веку аристократизм и народность, находя путь к любому зрителю. Классические принципы драматургии были восприняты им творчески, Шекспир не следовал им строго и полагался на собственную интуицию актера и прекрасное чувство сцены, он смешивал жанры, вводя комедийную линию в высокую трагедию.

С другой стороны, привычные для английской сцены типажи шута, бахвала, гуляки никогда не оставались у него обезличенными масками-функциями подобно персонажам итальянской комедии. Под пером Шекспира они приобретали ярко выраженные индивидуальные черты, а их поступки - глубокую психологическую мотивацию.

Ни один из поэтов и драматургов той поры не владел языком с такой потрясающей свободой: Шекспир мог быть «эвфуистом» и украсить речи своих персонажей сложными метафорами и риторическими фигурами, ив то же время выражал свою мысль точно и лаконично; он вольно творил новые слова, с блеском комбинировал белый стих с рифмованным и с прозой, чтобы оттенить нюансы настроений и характеров. Его творчество стало важным шагом в становлении литературного английского языка нового времени.

Эльвира Альшина | 08 декабря 2016

Юношеская газета

Культурное наследие… Я давно задумывалась над значением этих слов и однажды узнала, что культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное. Значит, данное словосочетание можно заменить таким синонимом, как «вклад в культуру». Так какой же вклад в неё внёс Шекспир?

Культурным наследием Уильяма Шекспира, английского поэта и драматурга, можно считать все его произведения в целом и каждое в отдельности. Также его культурное наследие можно разделить на две части: стихотворную и драматическую. Мне кажется, ярким примером стихотворной части является сборник его сонетов, каждый из которых прекрасен по–своему. Большинство сонетов было написано в период с 1592 по 1599 годы. В них затронуты различные темы: посвящения другу; испытания дружбы, повлёкшие за собой тоску и страх; признания возлюбленной и другие. Сонеты были неоднократно переведены на русский язык.

Самым поэтичным на сегодняшний день считается перевод Маршака. Также строки из сонетов часто выступают в роли цитат и в современном мире. На меня особенное впечатление произвёл «Сонет 177». Какой огромный смысл заложен в строках:
«Я виноват. Но вся моя вина
Покажет, как любовь твоя верна».

Культурное наследие Шекспира невозможно представить без его всемирно известной трагедии под названием «Ромео и Джульетта». Образ Джульетты, созданный воображением великого англичанина, стал реальной личностью, как и миллионы девушек, любивших и страдавших из-за любви. Я думаю, уникальный памятник, могила Джульетты в Италии, в Вероне, ещё раз убеждает нас, что культурное наследие Шекспира бессмертно. Ромео и Джульетта – имена, являющиеся символами огромной, всепоглощающей, жертвенной страсти. Красота юношеской влюблённости, воспетая Шекспиром, волнует через несколько столетий и сегодняшних подростков. Четырнадцать лет Джульетте, семнадцать – Ромео. И сейчас в этом возрасте влюбляются. Настоящее чувство не считается ни с богатством, ни с происхождением, ни с именем. Юноша и девушка, любящие друг друга, сердцем чувствуют, что всё это – мишура. Об этом упоминается и в самом произведении:
«Что в имени? То, что зовём мы розой,
И под другим названьем сохраняло б
Свой сладкий запах! Так, когда Ромео
Не звался бы Ромео, он хранил бы
Все милые достоинства свои
Без имени. Так сбрось же это имя!
Оно ведь даже и не часть тебя

Только юные, светлые, не связанные предрассудками души могут так любить. И только отважные натуры действуют так решительно, стремясь соединить свои жизни, хотя судьба неумолимо разводит их. Сюжет трагедии для современного человека фантастичен, но чувства, так точно и пронзительно переданные Шекспиром, реальны.

Многие поколения поэтов и писателей учатся у Шекспира писать о красоте любви. Произведения, подобные «Ромео и Джульетте», в литературе будут до тех пор, пока человечество будет любить. И в этом, я думаю, велика заслуга Шекспира.

Публикуйся

Многие из нас знают о таком драматурге, как Уильям Шекспир. Он написал известных «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и наверняка многие из поклонников творчества поэта ходили в театр на постановки данных произведений. О литературном таланте Шекспира вы сможете прочитать в данной статье.

Уильям Шекспир родился в апреле 1564 года. Он считается одним из лучших драматургов мира, национальным поэтом Англии, споры о жизни и существовании которого не утихают до сих пор. О Шекспире известно крайне мало: не осталось никаких документов, кроме кривой подписи на завещании, которое, кстати, писал не он. Неизвестно ничего и про его внешность: найдены лишь два портрета, но они крайне различны между собой; а тот портрет, что был сделан на могиле поэта, был изготовлен из гипса, и сейчас от него ничего не осталось. Не нашлось ни одного документа и об его образовании, что даёт почву для споров, писал ли он свои произведения сам, или его имя кто-то использовал? Тем не менее, на протяжении нескольких веков Шекспир остаётся одним из самых популярных авторов. Но что же такого создал Шекспир, в чем секрет популярности его произведений?

Учёные делят творчество поэта на четыре периода. Первый (1590-1954 гг.) называется ранним: в него входят хроники, ренессансные комедии, «трагедия ужаса» «Тит Андроник» и две поэмы. Второй (1594-1600 гг.) включает в себя всё те же ренессансные комедии и первую зрелую трагедию «Ромео и Джульетта»; также в него входят хроники с элементами трагедии, античная трагедия «Юлий Цезарь» и сонеты. Третий период (1601-1608 гг.) характеризуется великими и античными трагедиями, а также «мрачными» комедиями. Чётвертый, последний период (1609-1613 гг.) является контрастным в творчестве драматурга: в нём присутствуют драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым концом.

В середине 1590-х произошёл переход Шекспира от насмешливых комедий к романтическим произведениям. Гений поэта рос, его персонажи становились сложнее, нежнее, а их души — хрупче. Основной темой Шекспира становятся «чёрные», «бесовские» чувства, живущие в человеческой душе: ненависть, зависть, обида, ревность. Через свои работы драматург показывал, что может случиться, если вовремя не остановиться и не подавить негативные чувства, найти им гуманный, «светлый» выход. Например, Гамлет — главный герой одной из самых известных трагедий Шекспира, погибает в жажде отомстить убийце своего отца. В «Отелло» злодей Яго доводит ревность главного героя до точки, и тот убивает свою невинную жену. В «Короле Лире» старый король совершает роковую ошибку, отказавшись от своих прав на власть, что приводит к ужасным событиям. В «Макбет» неконтролируемые амбиции подвигают Макбета и его жену свергнуть законного короля и захватить трон; в конечном счёте их разрушает собственное чувство вины. В «Ромео и Джульетте» молодые влюблённые убивают себя, не в силах позволить ненависти их семей убить их любовь. Трагедии Шекспира по сюжету мрачны и несчастны, но они наполнены светлым замыслом. Светлым потому, что в конце главные герои всегда раскаиваются в своих поступках, а потому их грехи прощаются, их души очищаются.

Работы Шекспира серьёзно повлияли на театр и литературу. Поэт создавал своих героев не оболочками, имена которых должны были примерять на себя актёры. Он делал их живыми, наделял каждого персонажа отдельным психологическим и философским миром, который зритель и уж тем более актёр должны были прочувствовать. Шекспир оставил после себя натуральный поэтический стиль, варьирующийся в эмоциональных пассажах и полностью раскрывающий душу персонажа. Он «играл» с языком так, чтобы раскрывалась вся многогранность повествования. До «Ромео и Джульетты» романтика никогда не рассматривалась как достойная тема для жанра трагедия. Солилоквия (монолог) использовался для повествования о произошедших событиях; драматург же начал использовать этот прием для раскрытия характера персонажа, как, например, он показал состояние Гамлета, рассуждающего о смерти, в легендарном «Быть или не быть»:

Быть иль не быть – вот он, вопрос.
Должна ли
Великая душа сносить удары рока
Или, вооружаясь против потока бедствий,
Вступить с ним в бой и положить конец
Страданью…
Умереть – заснуть… и только.
И этим сном покончить навсегда
С страданьями души и с тысячью болезней,
Природой привитых к немощной плоти нашей…
Конец прекрасный и вполне достойный
Желаний жарких…
Умереть – заснуть…

(перевод М. Загуляева)

Работы Шекспира вызвали много эмоций у общества. Поэта критиковали столько же, сколько им и восхищались. К XVIII веку вся Англия говорила о нём как о гении. К XIX веку он получил признание за границей. Его идеи поддерживали Вольтер, Гёте, Стендаль, Гюго. Двадцать тысяч музыкальных произведений связаны с работами Шекспира. Он также вдохновил множество художников. Зигмунд Фрейд опирался на шекспировскую психологию, в частности на образ Гамлета, в своих теориях о человеческой природе.

Многие отказываются называть Шекспира гением или даже просто хорошим драматургом, т. к. факт того, существовал ли Шекспир на самом деле не доказан.

-Мы не знаем, откуда Шекспир брал свои знания, а поэтому мы только воображаем некоторое прекрасное существо, которое узнало, как строится литература, как выстраивается художественный образ, многослойная картинка, — говорит ведущий программы «Жизнь замечательных людей» Павел Санаев ,

-В прошлом люди восхищались бриллиантами, но они ничего не знали про кристаллическую структуру, рентгеновские лучи и углерод. Это незнание не мешало им восхищаться тем, что красиво. Так и нам просто нужно читать Шекспира и не думать о том, был он или нет , — отвечает Павлу Санаеву публицист и театральный критик Александр Минкин .

Я полностью согласна с Александром Минкиным, и сама отношусь к группе людей, которую волнует какое творчество оставил автор, а не какая у него биография. Я ходила в театр им. Охлопкова (г. Иркутск) на постановки «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет». И те чувства, что были на сцене и в зале, были настоящими, острыми, они даже пахли; и всё потому, что творчество Шекспира живое. Неважно, кто написал эти произведения. Пускай «шекспировский вопрос» так и останется неразрешённым. Куда важнее, что в прошлом существовал человек, который сумел открыть нам мир, театр, новую поэзию, и почему-то предпочёл скрыть только одно — своё собственное лицо.