Философия человека и природы в лирике тютчева. Человек и природа в лирике Тютчева. Пейзажная лирика Тютчева. Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева

Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:

Есть в осени первоначальной

Короткая и дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.

В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.

Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери-земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»

В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.

У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что-то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.

Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята с нами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается...

Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы - это не описательные подробности пейзажа, а философские символы единства и одушевленности природы"

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет называть пейзажно-философской. Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела более "честную" жизнь до человека и без него, чем после того, как человек появится в ней.

Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена, олицетворяет ту самую "живую жизнь, по которой тоскует человек": "Не то, что мните вы, природа, // Не слепок, не бездушный лик, // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…" Природа в лирике Тютчева имеет два лика - хаотический и гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь к гармонии, душа человеческая обращается как к спасению, к природе как к божьему творению, ибо она вечна, естественна, полна одухотворенности.

Мир природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Ночной ветер "понятным сердцу языком" твердит поэту о "непонятной муке"; поэту доступны "певучесть морских волн" и гармония "стихийных споров". Но где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею хаосе? Тютчев ответа не нашел. "Вещая душа" его вечно билась "на пороге как бы двойного бытия".

Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим "Я". "Все во мне, - и я во всем" - восклицает поэт. Тютчев, как и Гете, одним из первых поднял знамя борьбы за целостное ощущение мира. Рационализм свел природу к мертвому началу. Из природы ушла тайна, из мира ушло ощущение родства между человеком и стихийными силами. Тютчев страстно желал слиться с природой.

И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром: "Все во мне, - и я во всем".

Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и "грустные места" средней России. Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями, обуреваемой высокими помыслами:

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

("Как хорошо ты, о море ночное…")

Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души человеческой. Сравнение "как во сне" передает преклонение человека перед величием природы, жизни, вечности.

Природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. В стихотворении "Осенний вечер" изображается не только "вечер года", но и "кроткое", а потому "светлое" увядание человеческой жизни:

…и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

("Осенний вечер")

Поэт говорит:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть...

("Осенний вечер")

"Светлость" вечера постепенно, переходя в сумерки, в ночь, растворяет мир в темноте, в который тот исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул…

("Тени сизые смесились…")

Но жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала. Сумрак, тени, тишина - это условия, в которых пробуждаются душевные силы человека. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя, сам сливается с ним. Миг единения с жизнью природы, растворения в ней - высшее блаженство, доступное человеку на земле.

Ф.И. Тютчев - один из крупнейших поэтов 19 века, ярчайший представитель литературы «Золотого века». Несмотря на кажущуюся простоту его произведений, Тютчев зачастую остаётся для читателя непонятым. Во многом эта загадочность его лирики объясняется глубокомысленным, философским настроением поэта, однако существует и другая причина, более важная я глубокая.

«Певец природы», как его называли современники, так и не стал профессиональным литератором. Несмотря на огромное количество созданных произведений, Фёдор Иванович считал самого себя в первую очередь служителем государства, а не поэтом. Именно это не позволило талантливому человеку отказаться от службы в пользу творческой деятельности.

Тютчев, получивший начальное образование дома, быстро осваивал науки. Он с блеском окончил Московский университет и отправился продолжать обучение и строить карьеру в Мюнхен, где прожил достаточно долгое время, выполняя дипломатическую миссию.

По возвращении в Россию поэт получил прозвище «настоящий европеец». Действительно, долгие годы жизни за границей повлияли на формирование его взглядов на жизнь. Тютчев стал жить по европейским обычаям, изучал западную философию. В конце концов всё это оказало влияние на мотивы и формы его лирики.

Итак, если вернуться к вопросу о непонятности тютчевской поэзии для многих читателей, то можно охарактеризовать эту особенность так: Фёдор Иванович, чьё мироощущение формировалось на основании европейских ценностей, постепенно отдалялся от истинно русской нравственности, духовности, что в конце концов привело к его разрыву с Россией. Именно этим объясняется та сложность, мешающая его соотечественникам воспринимать лирику легко, без усилий.

Крупнейшим поэтам (и прозаикам, разумеется) 19 века присуща глубокая религиозность; их стихотворения пропитаны так называемой душеспасительной идеей, являющейся, по сути, одной из оснований традиционной русской нравственности. Эта черта делает произведения одухотворёнными, чистыми - и в какой-то степени «прозрачными». Их дидактическая направленность отслеживается максимально легко - достаточно вспомнить, например, А.С. Пушкина, стихотворение «Пророк», в котором поэт смиренно принимает уготованную ему долю мученика. У М.Ю. Лермонтова уже в его «Пророке» эта мысль представлена ещё более ярко.

Однако нельзя не сказать, что вышеупомянутый разрыв давался Тютчеву нелегко. Его мучает мысль о том, что человеческое общество разлагается; умирает его духовность, а сам человек в скором времени станет частью Хаоса. Этим обусловлена тема трагического несовершенства человека в его противостоянии почти всегда гармоничной природе. При этом стоит отметить, что несмотря на подсознательное движение в сторону христианства. Тютчев в действительности отталкивает от себя православие, демонстрируя полнейшее отрицание заветов Божьих. Так, например, он подвержен одному из семи смертных грехов - блуду, не сумев совладать с которым, поэт, будучи женатым человеком, имеет молодую любовницу. Мужчину даже не останавливает то, что та связь разрушает жизнь его законной супруги, Эрнестины, и убивает душу его возлюбленной, Елены Денисьевой.

Так, пантеистические мотивы заменили Тютчеву истинную христианскую духовность. Поэт одухотворяет природу, наделяет её чертами живого. В отличие от человека, слабого физически у духовно, с трудом контролирующего собственные желания, в природе всё гармонично. Её жизнь течёт по собственным законам, вечным, непреходящим. Одним из ярчайших примеров подобного отношения служит стихотворение «Не то, что мните вы, природа…».

Несмотря на то, что поэт полностью отрицает возможность единения человека и природы, у него есть несколько зарисовок, в которых он выражает надежду на возвращение «мыслящего тростника» к Матери, которую он видит в природе, например, стихотворение «Осенний вечер». Без природы человек - сирота, бесприютный странник, которому нет покоя и блаженства на земле.

Несмотря на кажущуюся «пейзажность» многих стихотворений поэта, в каждом из них заложены глубочайшие философские размышления о смысле бытия, жизни и смерти, любви, покое. В них нет обычного любования красотой окружающей Тютчева действительности - природа наталкивает автора на сложные мысли. Чем старше становится поэт, тем более глубокими, чувственными и печальными становятся его переживания о тщетности и слабости человека. Зачастую периоды человеческой жизни и даже целые судьбы аллегорично представлены в его лирике. Таково его «Есть в осени первоначальной…». Стихотворение будто подводит итог жизни стареющего поэта, готовящегося покинуть земной мир.

У Тютчева много произведений, посвящённых… хаосу в природе. Даже она, прекрасная, божественная, подвержена разрушению: «Настанет ночь - и звучными волнами/ Стихия бьет о берег свой». Но и бушующая, хаотичная, она остаётся величественной, поражающей воображение.

Выходит, что хаос в человеке есть сплошное разрушение, не приводящее к гармонии; природа же есть совершенный храм, чью красоту невозможно испортить и разрушить - её можно лишь не понять. Человек и природа у Тютчева выступают в неразрывном единстве, но лишь потому, что человек зависим от своей Матери. Он слаб и жалок, его жизнь быстротечна, в отличие от вечности природы. В этом заключается основное противоречие лирики поэта: прекрасная природа не может принять своё детище, а тот неспособен понять её из-за своей беспомощности; живя в разрыве с природой, человек ищет гармонии, не понимая, что она - в окружающей его действительности. Невозможность слияния человека и природы становятся основной причиной минорного настроения, присущего всей лирике Ф.И. Тютчева.

Природа и человек в лирике Ф.И. Тютчева

Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы - это не описательные подробности пейзажа, а философские символы единства и одушевленности природы"

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет называть пейзажно-философской. Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела более "честную" жизнь до человека и без него, чем после того, как человек появится в ней.

Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена, олицетворяет ту самую "живую жизнь, по которой тоскует человек": "Не то, что мните вы, природа, // Не слепок, не бездушный лик, // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…" Природа в лирике Тютчева имеет два лика - хаотический и гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь к гармонии, душа человеческая обращается как к спасению, к природе как к божьему творению, ибо она вечна, естественна, полна одухотворенности.

Мир природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Ночной ветер "понятным сердцу языком" твердит поэту о "непонятной муке"; поэту доступны "певучесть морских волн" и гармония "стихийных споров". Но где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею хаосе? Тютчев ответа не нашел. "Вещая душа" его вечно билась "на пороге как бы двойного бытия".

Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим "Я". "Все во мне, - и я во всем" - восклицает поэт. Тютчев, как и Гете, одним из первых поднял знамя борьбы за целостное ощущение мира. Рационализм свел природу к мертвому началу. Из природы ушла тайна, из мира ушло ощущение родства между человеком и стихийными силами. Тютчев страстно желал слиться с природой.

И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром: "Все во мне, - и я во всем".

Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и "грустные места" средней России. Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями, обуреваемой высокими помыслами:

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

("Как хорошо ты, о море ночное…")

Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души человеческой. Сравнение "как во сне" передает преклонение человека перед величием природы, жизни, вечности.

Природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. В стихотворении "Осенний вечер" изображается не только "вечер года", но и "кроткое", а потому "светлое" увядание человеческой жизни:

…и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

("Осенний вечер")

Поэт говорит:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть...

("Осенний вечер")

"Светлость" вечера постепенно, переходя в сумерки, в ночь, растворяет мир в темноте, в который тот исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул…

("Тени сизые смесились…")

Но жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала. Сумрак, тени, тишина - это условия, в которых пробуждаются душевные силы человека. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя, сам сливается с ним. Миг единения с жизнью природы, растворения в ней - высшее блаженство, доступное человеку на земле.

Сюжеты стихотворений разные. Пушкинский– становление пророка. Лермонтовский– это жизнь поэта, ставшего пророком. В основе пушкинского пророка – книга пророка Исайи, Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Пушкинский пророк преображается духовно, у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтовский же пророк увидел "Страницы злобы и порока": он не принят людьми, он изгнан. В стихотворении Некрасова миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Времена переменились – "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" ("Поэт и гражданин"). Сам факт отражения в стихотворении мыслей Некрасова о Чернышевском бесспорен. Исследователи творчества Некрасова (В.Е. Чешихин-Ветринский) отмечают обобщенность, типичность образа некрасовского пророка, приложенного к любому человеку 70-х г., соединившему в себе революционный демократический идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова – от лица лирического героя. Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка ("Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!) и пророка ("Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других"). Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее. Пророк Лермонтова, самый "своевольный", сам поясняет содержание своих "глаголов" и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения "злобы и порока" и поучению в любви и истине. В стихотворении Некрасова оценку судьбы пророка выносят люди – "упрекающий" и лирический герой, которому, в буквальном смысле, принадлежит последнее слово. Предназначение пророка на этот раз – "не провозглашать любви и правды чистые ученья" (Лермонтов). Напомнить погруженным в суету и "жизнь для себя" людям о Боге он должен иначе – не словом, а делом , своей крестной жертвой.