Энциклопедия религий. Религии мира: маленькая историческая энциклопедия. Тизер к книге «Религии мира»

Религия (от лат. religio - «святыня», набожность, благочестие) - особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Р. включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.
Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.
Эксперименты психиатра Станислава Грофа с применением ЛСД показывают, что яркие переживания мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях, и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике. Многие теологи сомневаются в ценности этих переживаний с точки зрения канонической религии: наркоманы, алкоголики, шизофреники испытывают не менее яркие переживания.
Существуют и другие версии происхождения слова «религия», однако приведенная является наиболее распространенной.

Понятие религии

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей. Одной из причин этого казалось бы странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают и описывают по ее внешним признакам, по тому, как она "практикуется" в культе, в личной и общественной жизни ее последователями. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в некоторых ее сторонах, действительно к ней относящихся, но являющихся в ней второстепенными и незначительными, либо в ее извращениях, которых не избежала ни одна мировая религия.
Религия - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т. е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я".
Можно выделить три типа самоутверждения:

  • 1. Языческий, опирающийся на связь с природой; человек воспринимает себя как часть мира; все явления и предметы мира, а также сам человек обладают душой, т. е. не ощущаемой человеком частью, которая может покидать материальную оболочку, менять ее, но всегда стремиться проявиться в ней.
  • 2. Религиозный, опирающийся на связь со сверхъестественными силами и этические требования; духи и души представляются уже как более самостоятельные и менее зависимые от материальной формы субстанции; человек и мир духов взаимовыгодны друг другу и зависимы друг от друга; духовные субстанции рассматриваются как совокупность, самостоятельный мир, организованный по своим законам; этот мир способен оказывать воздействие на мир людей; мир людей способен оказывать воздействие на мир богов; возникают посредники между этими мирами (герои, полубоги, ангелы).
  • 3. Светский опирающийся на художественной восприятие или научное познание сил природы и гуманистические нормы жизни в обществе. Духовное начинает рассматриваться как неотъемлемая часть материального, земного, человеческого мира. Человек видится единственным существом, способным воспринимать духовное и оказывать воздействие на его сущность и форму проявления.
Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не всякая вера религиозна. Вера-это признание какой-либо информации достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается как тяжкий грех. В. С Соловьев писал: "Вера означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств".
Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и в современности.
Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно устанавливаемых действ-ритуалов.

Научный руководитель и координатор проекта - доктор философских наук, профессор Е.С. Элбакян

Составление и общая редакция - доктор философских наук, профессор А.П. Забияко, доктор философских наук, доцент А.Н. Красников, доктор философских наук, профессор Е.С. Элбакян

Научно-вспомогательная работа - кандидат философских наук С.Э. Аниховский, кандидат философских наук П.В. Башарин, кандидат философских наук И.С. Вевюрко, А.В. Кондратьев

Художественные редакторы М.Н. Ситников, Д. А. Узланер

Энциклопедия религий - Академический Проект - Гаудеамус

Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян

М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. - 1520 с: ил. - (Summa).

ISBN 978-5-8291-1084-0 (Академический Проект)

ISBN 978-5-98426-067-1 (Гаудеамус)

Энциклопедия религий - Религия и религии в начале третьего тысячелетия

С эпохи Просвещения в европейском сознании получила широкие права и политико-идеологические перспективы идея о том, что срок жизни религии подошел к концу: ее институты вступили в конфликт с государством и гражданским обществом, ее ритуалы стали анахронизмом, религиозные догматы и заповеди стали пустой риторикой, а священные книги представляют собой свод заблуждений... В «прогрессивных кругах» религиозная идея низводилась до уровня суеверий или небылиц. В революционных идеологиях религии как «сердцу бессердечного мира» была объявлена война.

Вскоре там, где называвшие себя «марксистскими» идеологии пришли к власти, обещанная война приняла вполне реальные формы репрессивной государственной политики - церкви, мечети, дацаны, кумирни, синагоги разрушались, служители культа, объявленные «врагами народа», стали объектом массового террора; под воздействием государственной антирелигиозной пропаганды общество в массовом порядке декларировало свою приверженность атеизму. Развитие западных демократических обществ также подтверждало неутешительность прогноза для религии - секуляризация, антиклерикализм становились в начале 20 в. для добропорядочных граждан нормальным образом жизни. Кризис религии явно обозначился даже в традиционных обществах Востока: реформы Кемаля Ататюрка в Турции, шахской династии Пехлеви в Иране - подобные преобразования вели к секулярной модернизации, которая оставляла все меньше места доминировавшему до тех пор исламу. Громко заявившие о себе в первой половине прошлого века «квазирелигии» тоталитарных режимов и феномен «гражданских» религий, казалось, лишь подтверждали общую тенденцию распада религиозных систем, порождавшую в ходе необратимых мутаций яркие, но нетипичные эрзацы.

Однако к концу 1970-х многие из возникших после Второй мировой войны религиозных новообразований обнаружили свою жизнестойкость и начали жестко конкурировать с традиционными вероисповеданиями. Активность «религий нового века» и упорная борьба за выживание «старых» церквей, выдвинувших программы реформ, новые тенденции в теологии и социальные проекты в широком спектре, от фундаменталистских до ультрарадикальных, - эти и другие причины привели к постепенному росту религиозного фактора на Западе. Исламская революция 1979 г. под руководством аятоллы Хомейни, образование Исламской Республики Иран и последующая исламизация целого ряда политических движений - все это вкупе с западными реалиями активизации религиозной жизни прозвучало «траурным сопровождением» недавним прогнозам о скором вытеснении религии из личной и общественной жизни. Закатилась звезда тех социальных реформаторов и мыслителей, которые выстраивали свои политические программы и религиоведческие теории в расчете на общество, свободное от религии.

К концу 20 в. человечество подошло под знаком новых теорий глобального конфликта «западных» и «восточных» религий, «христианской» и «мусульманской» цивилизаций, которые выдвигаются для объяснения и прогнозирования геополитических процессов начала третьего тысячелетия. Освещенная ночными пожарами и беспорядками европейская осень 2005 г. подтвердила правоту тех мыслителей, которые обоснованно предрекли рост и радикализацию религиозных настроений в мире. Однако религиоведческие концепции явно не поспевают за теми крупными и разнонаправленными трансформациями, которые происходят в глубинах религиозной жизни и приводят порой к парадоксальным и даже скандальным переменам, грозящим новыми расколами и анафематствованиями. Нет, например, сколько-нибудь убедительных теорий для анализа и прогнозирования последствий таких явлений современной религиозной жизни, как недавнее принятие Англиканской церковью Америки, лютеранскими церквями Швеции, Голландии доктрин о гомосексуальных браках и женском священстве.

Кризис и недостаточность прежних религиоведческих подходов столь же очевидны, как отсутствие или малоубедительность новых способов интерпретации и прогнозирования многих религиозных реалий. Следует признать, однако, что в 21 в. религиоведение вошло в качестве самостоятельной отрасли знаний с богатым наследием, заявляя о себе как о науке, находящейся на передовых рубежах гуманитарного знания, актуальной для современного человека и общества. Этот потенциал безусловно позволит науке о религии дать свой ответ на животрепещущие проблемы нашего времени.

Дорогой читатель! Перед тобой светское русскоязычное энциклопедическое издание, посвященное религиям мира, - «Энциклопедия религий». В системном виде она представляет многообразие религиозной жизни как в исторической ретроспективе, так и в его нынешнем измерении. Энциклопедические статьи, которых в издании более 3400, раскрывают в целостном виде своеобразие отдельных конфессий (мировых и локальных, оставшихся в прошлом и недавно возникших), а также их важнейшие аспекты - доктрины, мифологию, символику, теологию и демонологию, содержание священных книг, культовые практики, этические и правовые нормы, формы искусства, социальные институты и др. Составители стремились не обходить вниманием даже сравнительно небольшие религиозные течения, не отступая от беспристрастного рассмотрения тех, оценка которых крайне неоднозначна (например, скопчество). Значительный раздел Энциклопедии посвящен религиозным реформаторам, философам и теологам, их судьбам, сочинениям и вкладу в историю религии. Важную часть Энциклопедии составляют статьи, раскрывающие содержание религиозных понятий и концепций.

«Энциклопедия религий» - светское и внеконфессиональное издание. Ее авторы - атеисты, агностики, христиане (православные, католики, представители различных направлений в протестантизме), мусульмане, буддисты, иудеи и носители прочих убеждений - в первую очередь выступают как ученые, которые при подготовке статей абстрагировались от личных мировоззренческих пристрастий. Содержание Энциклопедии - пример плодотворного диалога представителей разных мировоззрений, объединенных глубоким взаимоуважением и общими научными целями. Энциклопедия свободна от идеологического давления каких-либо религиозных организаций, политических движений или государственных институтов.

Составители и редакторы Энциклопедии надеются, что издание, рассчитанное как на специалистов, так и на широкую аудиторию читателей разных возрастов и рода занятий, интересующихся религией, поможет углублению их представлений об историческом прошлом и сложном настоящем разных религиозных формаций. И возможно, более глубокое постижение нашей истории, таким образом, приподнимет перед нами завесу над некоторыми коллизиями будущего.

Доктор философских наук А.П. Забияко, доктор философских наук А.Н. Красникову доктор философских наук ЕС. Элбакян

Энциклопедия религий - - Академический Проект - Гаудеамус - ПРОХАНОВ

ПРОХАНОВ Иван Степанович (1869-1935) - русский протестантский религиозный деятель, создатель Всероссийского Союза Евангельских христиан. Родился в семье духовных христиан (молокан), был крещен в 17 лет. Окончил Петербургский технологический ин-т; симпатизировал народникам, уже в 1889 начал вместе с группой верующих нелегально издавать в С.-Петербурге журнал «Беседа». В 1893 выпустил первый сборник духовных стихов, а через год переехал в Симферополь, где создал русско-украинскую протестантскую общину «Вертоград» (ее членом была, напр., З.Н. Некрасова - вдова поэта). Однако эта община просуществовала недолго, а в феврале 1895 П. из-за религиозных преследований был вынужден уехать из России - сначала в Швецию, затем в Германию, Париж и, наконец, в Великобританию, где обучался на годичных баптистских (см. Баптизм) теологических курсах в Бристоле и познакомился с проповедниками из многих стран Европы. В 1898 П. вернулся в Российскую империю, в Латвию, где работал инженером-железнодорожником и преподавал в Рижском политехническом ин-те, из которого, однако, в 1901 был уволен как сектант. К кон. 19 - нач. 20 в. относится расцвет литературного творчества П. Он собрал и в 1902 издал сборник духовных песен «Гусли» из 507 гимнов (частично используемых в баптистских и других протестантских церквях России и СНГ до настоящего времени), а в 1905 выпустил и свой сборник стихотворений - «Струны сердца» (в дальнейшем он издал еще ряд сборников духовных песен и гимнов). После ослабления религиозной нетерпимости в 1905 П. активно занялся миссионерской деятельностью и организацией протестантских общин. Так, он участвовал в создании в 1907 Русского евангельского союза и составил проект его устава. В январе 1906 он начал издавать журнал «Христианин» - один из первых органов русской протестантской прессы, а с 1910 - газету «Утренняя звезда». В 1913 под руководством П. была открыта Библейская школа в С.-Петербурге.

В ноябре 1908 при его непосредственном участии в этом городе была зарегистрирована первая евангельская община. Общины евангельских христиан под руководством П. в силу вероучительных и церковно-организационных различий отошли от строго баптистской направленности (в т. ч. из-за элементов кальвинизма в вероучении баптистского братства, которые не признавались евангельскими христианами). В 1909 П. независимо от баптистских лидеров созвал в С.-Петербурге Первый Всероссийский съезд, где был образован Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ), председателем которого стал П. Однако в дальнейшем ВСЕХ предпринимал попытки к объединению с баптистами - напр. в 1911 на Всемирном съезде баптистов в Филадельфии, где П. был избран вице-президентом Всемирного союза баптистов. В 1910 П. составил т. н. Вероучение - один из авторитетных документов российских баптистов. Однако лишь в 1924 он был рукоположен как служитель в общине баптистов и Моравских братьев в Праге. В годы Первой мировой войны деятельность ВСЕХ была дезорганизована, однако его лидеры, в т. ч. П., активно отстаивали право своей организации на легальную деятельность. Определенным влиянием П. пользовался и после Октябрьской революции. Напр., он сумел добиться у В.И. Ленина возвращения евангельским христианам молитвенного дома в Казани, а во время Гражданской войны ВСЕХ создал ряд сельских протестантских коммун в центральной России. В 1923-1928 П. преподавал на Библейских курсах в Ленинграде. Однако летом 1928, прибыв на IV Всемирный конгресс баптистов в Торонто в качестве вице-президента Всемирного союза баптистов, П., ограниченный в своей работе, был вынужден остаться в Канаде. Вскоре после его отъезда работа ВСЕХ была приостановлена, но сам П., оставшись за границей, вел активную работу по созданию Всемирного союза евангельских христиан. Скончался в Германии, похоронен в Берлине. Соч.: В котле России. Чикаго, 1992.

О.Я Несмиянова, A.M. Семанов

Содержание статьи

РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии ; систематическую – догматика, апологетика ; практическую – гомилетика , катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени. См. БЕК, ЛЕО; БАРТ, КАРЛ; КОНГАР, ИВ; ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД; ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД; РАНЕР, КАРЛ; БЕНЕДИКТ XVI.

Происхождение религии.

К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный , Ансельм Кентерберийский , Фома Аквинский , философы Р.Декарт , Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К теистическим религиям относятся иудаизм , христианство , ислам . Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм , христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете : «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности.

Классификация религий.

В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам. Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми . К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Елена Казарина

Шаманы бьют в бубны, Моисей восходит на гору, римлянин бросает горсть зерна в пламя домашнего очага, египтяне дарят друг другу погребальную утварь, художник палеолита дорисовывает стадо быков и заваливает вход в пещеру камнями… Зачем? С чего начался мир? Как появились растения, животные и люди? С каких пор и почему человечество празднует Новый год? О чём молчал Гомер? Чем занимаются египтологи, шумерологи, антропологи, религиоведы? Мы расскажем обо всём этом, но будьте осторожны, не запутайтесь в ветвях Мирового древа!

О серии «Маленькие энциклопедии»

Серия «Маленькие энциклопедии» - о вещах, которые кажутся слишком сложными, чтобы быть предметом энциклопедии для детей.

Досье издания

10 вопросов к автору книги «Религии мира»

Интервью с Евлалией Поповой, за годы работы над книгой ставшей частью команды «Фордевинда», о себе и о книге: как создавалась, чем отличается, кому и зачем нужна...

Как возникла идея написать книгу про религии?

Это произошло случайно, то есть я совершенно не собиралась (и не мечтала!) писать книгу, тем более на такую сложную тему. Я просто пришла в «Фордевинд» попить чаю и познакомиться. Наверное, Аня и Марго увидели, как у меня из глаз летели искры вдохновения, когда я зачем-то рассказывала им про погребальную утварь египтян и тексты пирамид, и чаепитие завершилось предложением сделать книгу.

Что тебя привело к этой теме?

Экзистенциальный кризис, конечно! Кажется, это случилось на третьем курсе Литературного института. Я читала Кьеркегора, продиралась сквозь Достоевского и слушала аудиозаписи бесед с митрополитом Антонием Сурожским. И меня накрыло. Наверное, в 19 лет невозможно не мучиться поиском смысла жизни. Примерно в то же время я познакомилась с преподавателем коломенской православной семинарии, который мог ответить почти на все мои вопросы о христианстве. Мы разговаривали часами (о злополучном яблоке и взглядах генетиков на существование реальных Адама и Евы, о теории большого взрыва и микробиологии, о Великом расколе и раннехристианской апологетике, о Платоне и Аврелии Августине и т.д.), и я чувствовала, как картина мира потихоньку расширяется, “слепые места” наполняются логичным и стройным содержанием. Кроме христианства меня тогда сильно увлекали буддизм и Древний Египет, верования «примитивных» народов. Окончив Литинститут, я поступила на заочное отделение ПСТГУ, кафедру религиоведения. Но быстро сообразила, что мне не нужен диплом о втором высшем образовании, мне необходимы знания, и я могу изучать и шаманизм, и Египет, и джайнизм, и историю христианства раннего средневековья самостоятельно. Сдав первую сессию на «отлично», я забрала документы. Мне вообще очень нравится идея самообразования, но тут важно уметь работать с источниками и иметь хорошо настроенное критическое мышление: проверять и перепроверять каждое слово, ставить под вопрос любое утверждение, даже если оно тебе сильно нравится.

В чем особенность этой энциклопедии, чем она выделяется среди других?

Во-первых, русскоязычных детских книг о религиях не так уж и много – хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать. А уж таких, которые бы рассказывали о каждой из религий с одинаковым упоением и при этом не утягивали бы в какую-либо из сторон, таких книг совсем единицы. Мы старались сохранить максимальную нейтральность и объективность.

Во-вторых, мы рассказываем не только о религиях, но и о тех ученых, без которых не было бы ни религиоведения, ни нашей книжки. Внимание! Вполне возможно, что после её прочтения ваш ребёнок решит стать археологом, антропологом или буддологом.

В третьих, кроме рассказов о конкретных религиях в книге есть "сквозные" развороты, посвященные основополагающим категориям, присущим всем религиям. Жертвоприношения, символы, роль слов в религиях разных народов, связь религии и культуры, противопоставление религии и науки… Есть даже краткая история человечества. Всё это ужасно интересно и порой так масштабно, что аж дух захватывает!

Кто ещё принимал участие в работе над книгой?

Буддийский монах, католический священник, дьякон-протестант, мой друг индиец из варны брахманов, египтолог и религиовед… Очень много замечательных людей! С некоторыми из них я консультировалась в процессе написания книги, а когда тексты были готовы, мы согласовали их с представителям иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Нам было очень важно рассказать о каждой из религий максимально правильно и правдиво, без искажений.

Кроме того, нашу книгу от корки до корки вычитал научный консультант, которому мы очень признательны за ценные замечания. Кстати, благодаря такому взаимодействию и с теоретиками (учеными-религиоведами), и с практиками (представителями религий), мы обнаружили, что их взгляды на одни и те же вещи могут существенно различаться!

Какие твои любимые главы?

Про наскальную живопись, про конфуцианство и даосизм, про шаманизм и зороастризм… Я так могу всё содержание перечислить!

С какой темой было труднее всего работать?

Тяжело писать об авраамических религиях, потому что нужно было делать это очень аккуратно, обходить острые углы и не вставать ни на чью сторону в разногласиях, которые есть между ними. Но еще тяжелее было с буддизмом! Я переписывала его пять раз. Воистину у бханте Топпера (нашего консультанта) золотое терпение!

Конечно, нужна – и тем, и другим. То есть это же здорово – быть православным и при этом знать что-то об исламе, о буддизме или иудаизме. И тем более здорово, когда атеисты понимают, против чего они выступают и что именно отрицают. Когда буддист понимает православного, православный – буддиста, мусульманин – католика, а католик – мусульманина, атеист – верующего и так далее, возникает пространство для безопасной и уважительной коммуникации. У каждого из нас появляется возможность вести диалог с представителями той или иной религии, уважая их веру и убеждения. Мы можем быть в чем-то не согласны друг с другом, но важно при этом сохранять взаимное уважение и доброжелательность.

Два самых острых вопроса, связанных с религией сейчас - это вопрос пропаганды и вопрос оскорбления чувств верующих. Как с этим обстоят дела в книге?

Как я уже говорила, в нашей книге нет никакой религиозной пропаганды, мы не склоняем читателя ни к одной из религий, вместо этого приглашаем его пройти вместе с нами сквозь века и посмотреть, как по-разному причудливо и в то же время похоже люди мыслили о Боге, о жизни и смерти. Мы очень трепетно относимся к чувствам верующих. В том числе и поэтому мы обращались к представителям разных религий - чтобы узнать, как эти тексты будут восприняты верующими. В конце книги мы даже поставили печать, на которой написано, что мы признаем и уважаем другие точки зрения на затронутые в книге вопросы и с большим уважением относимся к убеждениям и верованиям каждого человека.

Может ли эта книга быть пособием или учебником по основам религиозных культур и светской этики?

Учебником, конечно, нет. Но мы надеемся, что наша книга получилась интереснее, чем любой учебник, потому что она не ограничена никакими строгими рамками и у неё не учительский тон, а очень дружеский и даже местами задорный. Нам бы очень хотелось увлечь ребёнка, заинтересовать его и разбудить любопытство, чтобы он, прочитав эту книгу, нашёл что-нибудь своё, зацепился бы за это и отправился в исследовательское приключение уже самостоятельно! К тому же страницы книги украшены потрясающими иллюстрациями Ани Опариной, каких не сыщешь ни в одном учебнике!

С какого возраста можно начинать разговаривать с ребёнком о религии?

Когда ребёнок сам начнет задавать вопросы о религии, тогда, наверное, и нужно начинать разговор. У кого-то это происходит в 6-7 лет, у кого-то позже. Издательство рекомендует книгу детям среднего и старшего школьного возраста, но это дело личное и уникальное, когда интересно, тогда и надо читать. И обязательно - родителям, чтобы обсудить тему вместе с ребенком, при необходимости помочь в понимании сложных мест. Мы старались создать книгу, которую было бы увлекательно читать, и в то же время было важно не потерять глубину, избежать поверхностности. Надеюсь, у нас это получилось!

Тизер к книге «Религии мира»

Что такое странное, но очень красивое происходит в тизере книги «Религии мира: маленькая историческая энциклопедия»?

Для этого ролика мы взяли иллюстрации из книги и вместе с Анной Опариной (хотя куда нам до ловкости рук мастера?) вырезали их так, чтобы проходящий насквозь свет превращал тени в картинки. Устроили на стене офиса издательства самый настоящий театр теней! Конечно, такое надо видеть вживую, но на видео тоже смотрится здорово. И загадочно! Фотоподробности процесса -