Экологическое воспитание детей с нарушениями речи. Использование основ экологической культуры в коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи). Как сказал Сухомлинский

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Я работаю в специализированной группе для детей с нарушением речи, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания.

У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Словарный запас детей недостаточен. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того у детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение). У них недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир природы.

(начало года)

Наличие интереса к природе

Стремление к деятельности

Наличие знаний

Отношение к природным объектам

Проявляется

Не проявляется

Активное

Пассивное

Доброе, милосердное

Злое, агрессивное

Безразличное

Диагностика экологической воспитанности дошкольников

(конец года)

Наличие интереса к природе

Стремление к деятельности

Наличие знаний

Отношение к природным объектам

Проявляется

Не проявляется

Активное

Пассивное

Доброе, милосердное

Злое, агрессивное

Безразличное

Работая над данной темой, поставила перед собой следующие задачи:

  1. 1.Формировать познавательные процессы, которые тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).
  2. 2.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе;
  3. 3.Формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.
  4. 4.Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;

В своей работе опираюсь на «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида №58, разработанную в соответствии с требованиями ФГТ к структуре ООП ДО на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. Парциальная программа Нищевой Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».

В своей работе использ

ую различные методы:

  • наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций),
  • словесные (беседы, чтение художественной литературы),
  • практические (экологические игры, опыты, труд в природе).

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм:

  • «Нужно – не нужно»
  • «Съедобное – несъедобное»
  • «Кто, где живёт?»
  • «Отгадай, что за растение»
  • «Узнай на вкус»
  • «Подбери листок»
  • «Что за птица?»
  • «Узнай по голосу животного»
  • «Угадай, про кого расскажу»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Что опасно для природы»
  • «Угадай, что в мешочке»
  • «Когда это бывает?»
  • «Чей хвост?»
  • «С какой ветки детки?»

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы формировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

Игра требует от ребенка включенности, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

При общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаю для себя вопросы, слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляются в процессе беседы, при рассматривании картин.

Стараюсь научить детей правильно пользоваться, словом в соответствии с ситуацией. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений, причем предложений разных типов. Чтобы ребенок составил сложное предложение, он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например:

- «Когда снег мокрый, из него можно лепить»,

-«Когда мороз, снег сухой и скрипит»,

-«Зимой, если тепло, снег идет хлопьями»,

-«Когда на улице сильный мороз, снег как колючие иголочки»,

-«Когда наступает осень, птицы улетают в теплые края, где тепло»,

-«Когда наступает осень, листья опадают, это - листопад».

Все эти предложения составлены детьми, и они постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Так разнообразные наблюдения за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше я использую эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становится речь детей.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей.

Моя работа по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строиться как обучение их следующим видам рассказов:

Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);

Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);

Описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью»);

Описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

Описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Анютины глазки», «Ветка рябины», «Осенний букет»),

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».

Описательные - рассказы о природе, основанные на познании природы, являются важным приёмом развития связной речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание в группе часто переплетены с изучением определенной лексической темы поэтому они приобретают важное значение не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. Образовательная деятельность проходит в виде рассказов, бесед, наблюдений, практической деятельности в уголке живой природы. Во время непосредственной деятельности провожу с детьми физкультминутки экологического содержания, для снятия утомления, напряжения.

Например: Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Движения повторяются.

Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
Ладони сомкнуты "ковшом".
Уже глядит цветок...
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
Движения повторяются.
Раскрылся колокольчик
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.
В тени там, где сосна,
Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, пришла весна. Движения повторяются.

Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. В зависимости от содержания, наблюдения использую во время разных режимных моментов: в утренний отрезок времени, на прогулке, в вечернее время.

Самое главное – это задавать детям четкие, конкретные вопросы, выслушать их ответы и доброжелательно реагировать на каждое сообщение, похвалой стимулировать детей на дальнейший поиск информации.

Особое место в своей работе уделяю совместной деятельности детей и их родителей:

Совместное озеленение территории детского сада;

Субботники «Мусор – это опасно»

Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми (выставки «Осенние фантазии», «Зимушка – зима»)

Экологические акции, например «Делаем кормушки и подкармливаем птиц».

Консультация для родителей: «Давайте задумаемся о речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания» (Были предложены родителям такие игры, как «Цепочка», «Береги природу»)

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Реализация системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия. Повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде. За счет обогащения активного словаря детей экологическими терминами и понятиями; многие ребята пытаются выразительно рассказать стихи, экологического содержания; могут пересказать небольшой текст с опорой на мнемотаблицу, а также составить небольшой описательный рассказ; совместно могут сочинить рассказ по сюжетной картинке экологического содержания.

Голощапова Наталия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №9"
Населённый пункт: Орловская область, г.Мценск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи".
Дата публикации: 17.02.2017
Раздел: дошкольное образование

2017 год объявлен Всероссийским годом экологии. И мне интересным и

актуальным показалось подойти более обстоятельно и подробно к

изучению темы: «Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании

дошкольников с общим недоразвитием речи». Казалось бы, что каждый

из нас с успехом использует в своей работе литературный материал

природоведческого содержания, термины по экологии, но данная тема

более многогранна по своему содержанию.

Как сказал Сухомлинский:

Природа- это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка. (В.А.Сухомлинский)

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует

побуждает

передаче

неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.

Дошкольное

наиболее

благоприятный

формирования

личности

человека,

ценностной

ориентации

окружающем

закладывается позитивное отношение к природе, к « рукотворному» миру, к себе и

к окружающим людям.

Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень много в развитии ребенка

можно достичь, не сажая его раньше времени за парту. А давая возможность

общаться с природой.

Основным

проводником экологического образования в дошкольном возрасте

является воспитатель.

Он решает задачи экологического воспитания:

Формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику;

Воспитание бережного отношения к природе;

Развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Желания охранять и беречь природу.

Специфика

работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что

общеобразовательные,

коррекционно-

воспитательные задач

Основная

учителя-логопеда

всестороннее

формирование

дошкольника, особенно страдающего Общим недоразвитием речи. У таких детей

отмечается

недостаточность

словарного

использование

существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных,

местоимений,

предлогов,

сочинительных

подчинительных

которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного

возраста. Кроме того, у таких детей недостаточно сформированы познавательные

процессы,

связанные

деятельностью

(внимание,

мышление, воображение).

коррекционно-воспитательной

работе

ведущая

роль

принадлежит

учителю-логопеду ,

а воспитатель

является

активным

помощником,

выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем

самостоятельно,

педагогов меняются:

учитель

логопед

становится

активным помощником и участником.

При этом учитель-логопед решает следующие коррекционные задачи:

Развитие

познавательных

процессов,

связанные

деятельностью (внимание, память, мышление, воображение);

Обогащение

лексическими

единицами,

усвоение

ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их

лексиконе;

Формирование

осознанно-правильного

отношения

природным

явлениям и объектам;

Развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

Получается, что занятия воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга,

дополняют,

материал

подается

информация

закрепляется

многократно на разных уровнях.

утверждал: « Количество слов и их сочетаний находится в самой

прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не

может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению

В работе учителя – логопеда используются различные методы:

Наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций)

Словесные (беседы, речевые игры, чтение художественной литературы)

Практические (экологические игры)

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи

у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым

«Когда это бывает?»

« Съедобное- несъедобное»

«Кто где живет?»

«Где растет огурчик?»

«С какого дерева лист?»

« Положи грибок в кузовок» и др.

Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в

сформировать

дошкольников

мотивацию

природоохранной

деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными

объектами,

эмоционально

настроить

активизировать их в процессе выполнения поручений.

Экологическое воспитание

переплетается

изучением

определенной лексической темы, а для снятия утомления, напряжения во время

непосредственной

деятельности

проводятся

физкультминутки,

пальчиковые гимнастики экологического содержания.

У нас в саду расцвел цветок. (дети показывают бутон)

Чтоб стал красив он и высок,

Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладошки, разводят пальцы)

Должны работать корешки! (изображают « корни»)

Также в своей деятельности на индивидуальных занятиях, для закрепления

лексических тем я использую:

Методику « камешки Марблс» (детям предлагается выбрать картинки овощей

или фруктов, и в соответствии с цветом выбранного предмета выложить его

камушками такого же цвета)

Методику

Песочная

терапия»

природный

материал и детям очень нравиться рисовать на нем разнообразные рисунки)

Информационно - коммуникационные технологии.

Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников

к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

Особое место в своей работе я уделяю совместной деятельности детей и их

родителей:

Еженедельно в группе выставляется информация для родителей о лексической

теме недели, в которой предлагаются задания для обогащения словаря детей,

список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи связанные с

экологией;

Тематическая подборка стихов, загадок о животных, растениях, временах года;

реализован

проект «Что

осень

подарила?».

В ходе которого родители вместе с детьми изготовили книжки-малышки и

поделки из природного материала

Олеся Тимошенкова
Логопед и экологическое воспитание дошкольников с нарушением речи

«Логопед и экологическое воспитание дошкольников с нарушением речи ».

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи . Природа – это неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование его экологической культуры , которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Так гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и защите.

В работе учителя – логопеда используются различные методы :

Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видео и презентаций, прослушивание записей);

Словесные (беседы, речевые игры, чтение литературы, пересказ) ;

Практические (экологические игры ) .

Основная задача учителя-логопеда ДОУ – всестороннее формирование речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи . У таких детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение) - основы, на которых строится речь. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте . Для повышения эффективности экологического воспитания используются дидактические эколого-речевые игры . Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания. Вместе с тем окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Основная цель дидактических речевых игр экологического характера состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности : вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда. Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темой, а для снятия утомления, напряжения во время непосредственной деятельности проводятся с детьми физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики экологического содержания .

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно – оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения, использованию нетрадиционных форм работы, решая задачи развития речи , овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражая впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности с помощью цветного песка, риса, крупы, макарон, каштанов, камней, веточек и другого природного материала. И данная работа приносит свои результаты. Совместно с детьми мы участвуем в конкурсах различного уровня и имеем призовые места.

Для того чтобы ход экологического образования и воспитания имел положительный результат, важно чтобы в обучении были использованы все основные сенсорные системы человека - слуховая, зрительная и кинестетическая. И здесь мы используем интерактивную доску для того чтобы :

1. Ясно, эффективно и динамично подать учебный материал (мы делаем коррекционно-образовательный процесс более ярким, выбираем различные стили обучения, работаем с различными приложениями и ресурсами, ориентируясь на индивидуальные особенности и потребности воспитанников )

2. Повысить мотивацию учащихся (с интерактивной доской коррекционно-образовательные процессы интересны и увлекательны)

3. Активизировать познавательную деятельность и коммуникативные навыки дошкольников .

Интерактивная доска интересна и привлекательна для детей всех возрастных групп. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если учебный материал является ярким и значимым, если ребенок может совершать различные действия с объектами, представленными в презентации, он непроизвольно обращает на них внимание. И здесь интерактивная доска просто незаменима, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Такая подача материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.

«Природа- это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка»

(В. А. Сухомлинский)

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников» Как много мы говорим о здоровье и здоровом образе жизни. Современная медицина располагает достаточно.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и.

Лето прекрасное время года для занятий экспериментированием на участке. В беседке была организована выносная лаборатория, оснащённая всем.

"Экологическое воспитание дошкольников" «Природа - это блаженство которым нельзя насладиться» Обычно под экологическим воспитанием понимают.

Тема: «Развитие речи у детей с речевой патологией

через экологическое воспитание».

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» четко определяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение исправление ее нарушений. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

При нормальном формировании речевой системы ребенок к 4,5-5 годам должен говорить связно, полно, излагать мысли четко, строить развернутые предложения; без труда пересказывать тексты; произносить правильно все звуки, иметь словарный запас на четыре-пять тысяч слов.

Если же 4-5 летний ребенок хорошо слышит, но мало и неразборчиво, возможно у неге общее недоразвитие речи- речевые расстройства, при которых нарушения касается всех компонентов языковой системы: фонетики (звукопроизношения), лексики(словарного запаса), грамматики и связной речи.

При общем недоразвитии речи дети, в фонетическом плане неверно произносят до десяти (иногда до двадцати) звуков; не различают парные мягкие-твердые согласные, звонкие-глухие согласные, а так же звуки с-ш, 3-ж, ть-ч и др.; искажают сложные по структуре слова (фотография-атаграфия. магнитофон-атафон).Не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию(кот-кит-ток и т.д.), некоторые сочетания слогов(па-ба), что касается лексического запаса.то при широком наборе общеупотребительных слое обиходно-бытового характера слабо представлены менее употребительные слова,

Характерные трудности касаются знания частей предметов и объектов; глаголов уточненного действия; приставочных глаголов; антонимов; относительных прилагательных.

В грамматическом строе распространены ошибки: в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи; построении предложений.

В связной речи смысловые высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Труднее всего даются таким детям рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Характерно, что отсутствие чувства ритма и рифмы мешают заучиванию ими стихов.

Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированностъ процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Нарушение внимания и памяти проявляется в следующем: дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках- шутках. Дети с общим нарушением речи не могут воспринимать в полном объеме пространные объяснения педагога, длинные инструкции.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словеснологическое мышление детей с общим нарушением речи несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения бедны, отрывочны, нелогичны, некоторые дети не в состоянии отгадать даже несложные загадки. Поэтому необходимо развивать речь детей.

Старший дошкольный возраст отличается большой любознательностью, в этом возрасте у детей активно формируются экологические представления. А так как экология- (по определению академика М.С.Гилярова) -это наука о взаимоотношении живых организмов между собой и с окружающей средой, мы решили использовать для развития речи у наших детей, в логопедической группе, экологическое воспитание. Под экологическим воспитанием я понимаю, прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

А так как одной из задач коррекционно-воспитательного воздействия является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей, я старалась решить ее, используя окружающий нас мир.

Работая с детьми в уголке живой природы, я просила детей ответить, какой цветок расцвел, как ведут себя рыбки в аквариуме. Выполняя отметки в фенологическом календаре, задаю детям другие вопросы: кого мы сегодня видели на участке? Что делала ворона? Какая она? Кто сидел на ромашке? Что у нее есть? и т.д.

Во время прогулки мы с детьми наблюдаем за окружающим и спрашиваем детей, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т.п. Я стараюсь побудить детей слушать и слышать взрослых, задавая вопросы типа: "Кто больше придумает слов об осени?", "Кто точнее скажет о кошке, гуляющей на участке?", "Кто больше назовет перелетных птиц? (деревьев, цветов и пр.)"

Рассматривая картинку с изображением дятла, отмечаем особенности этой птицы: красная шапочка на голове, крепкий, длинный клюв, дятел - лесной доктор и пр. Здесь используем игру "Дятел", когда вся подгруппа детей произносит:

Дятел дерево долбит,

Дятел клювом дуб долбит.

А ребенок, изображающий дятла, говорит: "д-д-д" и бьет кулачком о кулачок. Так закрепляется произношение изолированного звука «д»

Однажды на территорию детского сада забрела кошка с котятами. Конечно мы с ребятами рассмотрели маму и ее деток, отметили, что котята маленькие, пушистые, пугливые и игривые.

И сразу же дети вспомнили и прочитали стихотворение, которое мы разучили для закрепления звука «ш».

Кукушка кукушонку сшила капюшон.

Надел кукушонок капюшон

Как в капюшоне он был смешон.

Наши дети с удовольствием работают на огороде детского сада, ухаживают за овощами, собирают урожай, при этом расширяются знания детей, пополняется их словарный запас. При этом можно закреплять и звуки ранее поставленные детям. Так собирая щавель для борща на обед, мы закрепляли звук "щ", читая потешку:

Ты нас, мама, не ищи -

Щиплем мы щавель на щи.

В роще травы, шевеля,

Мы нащиплем щавеля.

На прогулках дети отмечают все прекрасное, что они видят вокруг себя и стараются выразить своё впечатление словами, а мы им в этом помогаем.

Березка стройная, белоствольная, зелененькая, кудрявая.

Елочка пушистая, колючая, зеленая, пахучая.

Муравей маленький, юркий, трудолюбивый, муравьи дружные.

Облака воздушные, кучерявые, пушистые, белые.

Осенью отмечаем, что солнышко обманчивое, нежаркое, листья на деревьях золотые, пурпурные.

Осень золотая, яркая, разноцветная, теплая, сухая.

Рассматривая листья с разных деревьев называем их: кленовый, березовый, дубовый, липовый, осиновый, тополиный. Совершая экскурсию на территории детского сада, закрепляем родительный падеж множественного числа: "На поляне растут две березы, а там нет берез", "Какие стройные тополя, а здесь нет тополей" и т.д. Образование и употребление родственных слов, например, показываешь детям лист, а они подбирают родственные слова: осиновый листок, лиственный лес, березовый листочек, пушистая лиственница, осенний листопад.

С наступлением зимы очень хорошо используя стихи, потешки, загадки, закреплять произношение звуков.

С, с"

Сыпься, сыпься,

Посыпай всех, всех!

Л, л"

Все бело, бело, бело

Много снега намело

Вот веселые деньки.

Все на лыжи и коньки!

Лежало одеяло

Мягкое, белое

Солнце напекло

Одеяло утекло.

Когда после оттепели подморозило, подмечаем это явление - гололедица, закрепляя звук «ц»:

Не идется и не едятся,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается,

Почему ни кто не радуется?

Ребятам очень нравится слушать стихи русских поэтов о природе. Осенью стихи Ф.Н. Тютчева "Есть в осени первоначальной", П.Н. Плещеева "Осень наступила", А.С Пушкина" Унылая пора, очей очарованье", "Уж небо осенью дышало", С.А.Есенина "Нивы сжаты, рощи полы".

Слушая, дети определяют, когда это бывает: в начале, середине или конце сезона, стараются повторить некоторые строки. Таким образом, я учу детей видеть прекрасное вокруг нас, пополняю их словарный запас красивыми эпитетами, определениями.

Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке, как по предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой. Диалог по картине способствует закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы, пополнению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию памяти, внимания, совершенствованию словесной стороны речи, приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами, развитию понимания смысла и содержания картин, формированию объяснительной, доказательной речи и пр.

В ходе диалогов по картине я провожу систематический контроль над постановкой звуков и грамматической правильностью речи детей, навыками звукового анализа и синтеза. Кроме этого, использование диалогов по знакомой картинке способствует не только речевому, но так же социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной сферы. Беседа представляет ему возможность реализовать свои знания и представления об окружающим путем высказывания собственного мнения. Например, при рассматривании картины с зимним пейзажем, детям можно задать следующие вопросы:

Какое время года изобразил художник? Почему вы так считаете?

Какого цвета больше всего на картинке? Почему больше всего белого?

Как можно назвать погоду, когда идет снег?

Какие слова - родственники слова "снег" вы можете назвать?

Кому может быть плохо в снежную, холодную зиму?

Почему птицам зимой голодно?

Поэтому рассказы детей насыщены эпитетами и красочными определениями.

Ребята с удовольствием слушают экологические сказки и так ими увлекаются, что рисуют к ним рисунки, а так же с удовольствием придумывают свои сказки.

Я поощряю эти творческие порывы детей, записываю сказки, а потом зачитываю всем детям. Ребятам нравится, когда мы на прогулке вместе с ними проводим какое-либо наблюдение, а потом даю детям задание на дом: придумать об этом объекте сказку. Ребята проявляют свою фантазию, а родителей просят эти творения записывать. Приведу примеры:

Саша 3. Жил был муравей. Он был маленький, но много трудился. Однажды он ушел далеко от своего дома - муравейника. Вдруг он увидел маленькую березку. Березке было очень плохо, ее листья ела гусеница, Муравей решил помочь березке. Он победил гусеницу. А березка стала его другом. Муравей часто навещал ее. С тех пор гусеницы никогда не обижали березку, и она выросла высокая, стройная, красивая.

Захар С. В лесу рос высокий, могучий дуб. Летом на нем появились желуди. Однажды осенью пролетала мимо большая птица. Она сорвала самый красивый желудь, зажала его клювом и понесла. Когда она пролетала над детским садом, то уронила из клюва желудь. Устала его держать. Желудь упал в маленькую ямку. Ветер засыпал его землей и желудь уснул. Он проспал всю зиму. Наступила весна. Снег растаял и напоил землю водой. Желудь проснулся и решил посмотреть, что вкруг. Он выпустил маленький зеленый росток. Росток выбрался из под земли и увидел солнце. Он потянулся к нему и рос все больше и больше. Пока не стал таким высоким и красивым. Так на нашем участке появился дуб.

Аня Б. По небу плыла большая, темная туча. В ней жило много капелек воды. Одна капелька захотела попутешествовать, Когда начался дождь, она упала на землю, скатилась в канавку. Там уже была вода. Дождь асе шел и шел, и канава наполнялась водой. Потом эта вода, а вместе с ней и капелька потекла в ручей. Ручей тек по лугу и капелька видела, как красиво вокруг. Потом ручей слился с большой рекой, капелька отправилась дальше, к большому морю. Она видела много интересного. Это путешествие ей понравилось.

Даша Т. В лесу под березой рос гриб, подберезовик. Он был очень красивый и сильный, потому что его корни- грибница была очень большая. Однажды в лес пришли папа с дочкой и увидели рядом с большой березой маленькую. Они захотели посадить эту березу в своем детском саду. Выкопали ее вместе с землей и посадили у скамейки на участке. Березке очень понравилось жить в детском саду. На следующий год, летом, когда прошел теплый дождик, около березки из-под земли показался коричневый бугорок. Он становился больше, оказалось, что это гриб. Так у нас в детском саду появились грибы.

В придумывании этих экологических сказок, дети не только развивают свою речь, логическое мышление, но и расширяют свои представления об окружающем. Кроме этого воспитывается любовь детей к окружающему нас миру, доброе отношение ко всему живому.

В работе логопедической группы большое значение имеет развитие внимания и памяти. Это является важной коррекционной задачей. Развитие внимания и памяти теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Экспериментальные данные также подтверждают эту связь: у детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Я занимаюсь этим со своими детьми не только на занятии, но и во время некоторых режимных моментов. Очень эффективны в этой работе игры и упражнения. Приведу примеры.

Можно начать с самых элементарных упражнений. Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам посоветовать, например, что можно еще надеть Алеше, или проверить, все ли правильно в одежде товарищей и в своей собственной, (как зашнурованы ботинки, повязан платок, все ли пуговицы застегнуты и т.д.). Собираясь на музыкальное занятие, спрашиваю детей: кто за кем стоял на прошлом занятии? Кого похвалил музыкальный руководитель? Кто лучше всех танцевал?

На прогулке мы с детьми играли в игру "Летает - не летает", называли предметы или объекты, которые могут летать. Услышав название такого объекта, дети стоя машут руками. На все другие слова можно предложить детям приседать. Дается примерно такой набор слов: ворона, ворота, дверь, лебедь, бабочка, береза, вертолет и т.д. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия: овощи, фрукты, деревья, цветы, птицы, насекомые, звери, рыбы и т.п. Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.

Можно на прогулке выполнять такое упражнение: я просила детей назвать все зеленое (деревянное, высокое и т.д.)

Со своими детьми я играю в дидактические игры: "Соберем грибы в корзину""(дети должны из предложенных выбрать только съедобные грибы), "Что изменилось?"(детям предлагаю расположенные в ряд предметы - овощи, фрукты, животные и пр., а затем, когда ребята закрывают глаза, предметы меняю местами или убираю. Открыв глаза, дети должны отметить изменения.

Интересная игра: "Найди похожие по форме предметы", когда ребята из многообразия предметов (листья, овощи, фрукты и пр.) выделяют предметы похожие на круг, овал, квадрат, треугольник и пр.

Ребята с удовольствием играют в дидактическую игру: "Узнай по описанию" (это может быть природное явление, объект живой или неживой природы и пр.)

В подготовительной группе дети сами с удовольствием бывают ведущим и рассказы их довольно интересные.

Помимо изложенных полезно проводить и традиционные, хорошо известные всем игры: "Съедобное - несъедобное", "Кто в лесу живет?", "Улетают - не улетают" и пр.

Следующая коррекционно-воспитательная задача - совершенствование словесно- логического мышления. Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, который непосредственно связан с речью. Два других: наглядно- действенное и нагляднообразное - осуществляются посредством действий и образов. А словесно-логическое характеризуется использованием суждений и умозаключений, и таким образом, оно невозможно без речи. Словесно-логическое мышление является одной из функций речи. Иными словами - речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга.

С первых дней пребывания ребёнка 8 логопедической группе я должна помочь ему осмысленно воспринимать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например:

Почему осенью люди теплее одеваются?

Почему летом нельзя кататься на лыжах?

Почему зайца трудно увидеть на снегу?

Как не выходя на улицу узнать, дует ли ветер?

Эти и подобные вопросы и задаю детям во время игр, прогулки, умывания и тому подобное. Важно приучать их задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из кино и телефильмов, рассказов взрослых. Взрослым не следует торопиться, объяснять детям. Сначала нужно задавать наводящий вопрос, дать толчок мысли, затем опросить других детей, выяснить, кто из отвечающих прав и только после этого самому объяснять. Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например:

Чем отличаются кукла и девочка?

Чем отличаются птица и самолет?

Чем отличаются куст и дерево? и т.д.

Что общего у дерева и цветка?

Что общего у дома и муравейника?

Что общего у шарика и яблока? и т.д.

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки типа: "Кто его раздувает, тот слезы проливает" - не несут никакой умственной нагрузки. А другие заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослых: "Два соболя хвостиками друг к другу лежат” (брови), "Не на полу, не на потолке, а смотрит в дом и на улицу" (окно).

Естественно, что такие загадки для детей с общим недоразвитием речи не доступны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его мысль обобщающим понятием, начальным звуком в отгадке, несколькими предметами, один из которых и есть отгадка - значит дать полезную работу мышлению.

Например, рассматривая с детьми изображение зайца, отличали разницу в длине его передних и задних лап, затем я загадала детям загадку; у кого передние лапы короткие задние длинные? Конечно, ответ прозвучал очень быстро, а через некоторое время

От охотников спасаясь,

Я лечу в знакомый лес.

Ноги задние бросаю

Впереди передних ног.

Тоже не вызывала никаких трудностей.

Весной, когда мы наблюдали с детьми соко-движение из деревьев, отметили, что березовый сок очень вкусный и полезный, поэтому загадка о березе:

По весне в лесу высоком

На опушке и в глуши

Всех я вкусным, сладким соком

Угощаю от души.

была детьми быстро отгадана.

Рассматривая осинку, отмечали, что черенки у листочков длинные, поэтому при малейшем ветре, листочки качаются, как бы "дрожат".

Хоть не плохо я одета,

Бьет озноб меня всегда,

И весной и жарким летом,

Вся дрожу, как в холода.

Беседуя о подготовке животных к зиме, я знакомлю детей с повадками зверей, с особенностями их поведения. А для закрепления полученных знаний, загадала детям загадки:

1. Впрок маслят набрать стараюсь,

Нанизать их на сучки,

Словно делать собираюсь

Я грибные шашлычки.

2. Утоляем голод мхами,

Пусть укрыла их пурга.

Как лопатами рогами

Разгребаем мы снега.

3. Сыт бываю только летом.

В час, когда малину рву.

И полгода без обедов

И без завтраков живу.

Так, развивая кругозор детей, пополняя их словарный запас, продолжая работу по экологическому воспитанию, я развиваю речь детей в своей логопедической группе.