Движение декабристов. Первые декабристы Программа союза спасения 1816 1818 таблица

Союз спасения («Сою́з спасе́ния»)

первое тайное политическое общество декабристов. Создано в феврале 1816 по инициативе А. Н. Муравьева (См. Муравьёв) группой молодых гвардейских офицеров, участников Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-14. «С. с.» насчитывал около 30 членов: Н. М. Муравьев, С. И. Муравьев-Апостол и М. И. Муравьев-Апостол, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, П. И. Пестель, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин, М. С. Лунин, М. Н. Новиков и др. В начале 1817 принят устав «С. с.» и новое название. Программная цель «С. с.» состояла в уничтожении крепостного права и введении конституционной монархии путём открытого выступления в момент смены императоров на престоле. Готовясь к революционному перевороту, члены «С. с.» должны были добиваться расширения состава общества и занять важнейшие посты по военной и гражданской части, активно формировать общественное мнение, особенно передового дворянства. «С. с.» делился на три степени - «боляре», «мужи», «братья» - и строился на началах глубокой конспирации и строгой дисциплины при беспрекословном подчинении низших степеней высшим, которые только одни могли знать конечную цель общества. Принятие новых членов, равно как и внутреннее перемещение от низших степеней к высшим, допускалось лишь с согласия верховного совета «боляр» и совершалось по тщательно разработанной системе обрядов и клятв, заимствованных из масонского ритуала. В «С. с.» наметились радикальное и умеренное течения. Предметом споров были вопросы тактики и замкнуто-усложнённая структура общества. Разногласия крайне обострились осенью 1817 в Москве (в составе гвардии сюда переместился основной костяк «С. с.»). Созрело несколько проектов цареубийства. Однако они были отвергнуты из-за недостатка средств и неподготовленности «С. с.» к решительным действиям. В этой обстановке возобладало мнение о роспуске «С. с.» и создании на его основе новой организации, более дееспособной и широкой по составу. В качестве промежуточной ячейки было основано «Военное общество», а в начале 1818 - «Союз благоденствия ».

Лит.: Нечкина М. В., «Союз Спасения», в сборнике: Исторические записки, т. 23, М., 1947. См. также лит. при ст. Декабристы .


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Союз спасения" в других словарях:

    - («Общество истинных и верных сынов Отечества») тайное политическое общество, первая декабристская организация, возникшая в Российской империи 9 февраля 1816 года на базе двух преддекабристских организаций «Священной артели» и… … Википедия

    - «СОЮЗ СПАСЕНИЯ», первое из тайных обществ декабристов. Создано в 1816 А. Н. и Н. М. Муравьевыми, М. И. и С. И. Муравьевыми Апостолами, С. П. Трубецким, И. Д. Якушкиным, М. С. Луниным, М. Н. Новиковым, Ф. П. Шаховским. Союз был немногочисленным по … Энциклопедический словарь

    «Союз спасения» - «Союз спасения», первая тайная организация декабристов. Создана 9 февраля 1816 по инициативе А. Н. Муравьёва на собрании в квартире С. И. и М. И. Муравьёвых Апостолов в офицерских казармах Семёновского полка (не сохранилась). К 1817 «Союз»… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Первая тайная организация декабристов. Создана 9 февраля 1816 по инициативе А. Н. Муравьёва на собрании в квартире С. И. и М. И. Муравьёвых Апостолов в офицерских казармах Семёновского полка (не сохранилась). К 1817 «Союз» объединял свыше… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Первая тайная политическая организация декабристов в 1816 17. По уставу (1817) название Общество истинных и верных сынов отечества. Учредители: А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. П. Трубецкой, М. И. и С. И. Муравьевы Апостолы, И. Д. Якушкин, М. С.… … Большой Энциклопедический словарь

    Первая тайная организация декабристов, создана в 1816, по уставу (1817) называлась Общество истинных и верных сынов отечества. Учредители: А. Н. и Н. М. Муравьёвы, С. П. Трубецкой, М. И. и С. И. Муравьёвы Апостолы, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин, М … Русская история

    Первое из тайных обществ декабристов. Создано в 1816 А. Н. и Н. М. Муравьевыми, М. И. и С. И. Муравьевыми Апостолами, С. П. Трубецким, И. Д. Якушкиным, М. С. Луниным, М. Н. Новиковым, Ф. П. Шаховским. Политическая наука: Словарь справочник. сост … Политология. Словарь.

    Тайная политич. орг ция, положившая начало деятельности декабристов. Создана в февр. 1816 по инициативе А. Н. Муравьева группой молодых гвард. офицеров, участников Отечеств. войны 1812 и заграничных походов 1813 14. С. с. насчитывал ок. 30 членов … Советская историческая энциклопедия

    Первая тайная политическая организация декабристов в 1816 17. По уставу (1817) называлось «Общество истинных и верных сынов отечества». Учредители А. Н. и Н. М. Муравьёвы, С. П. Трубецкой, М. И. и С. И. Муравьёвы Апостолы, И. Д. Якушкин,… … Энциклопедический словарь

    Союз спасения - Со юз спас ения (общество декабристов) … Русский орфографический словарь

Книги

  • Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующие о святости Соборной и Апостольской Церкви и о необходимости покоряться ее уставам, длядостижения спасения (Print-on-Demand) , Озерский А.И. , Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand компанией ООО Книга по Требованию Полемический противораскольнический свод, составленный купцом… Категория: Библиотековедение Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующие о святости Соборной и Апостольской Церкви и о необходимости покоряться ее уставам, длядостижения спасения , Озерский А.И. , Полемический противораскольнический свод, составленный купцом Андрианом Ивановичем Озерским. В своде собраны выдержки из старопечатных книг, подтверждающие неправоту старообрядцев. Впервые… Категория:

«Союз спасения » — первая организация будущих декабристов . В 1815 г. несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель» : в складчину готовили обеды, а после играли в шахматы, вслух читали иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни.

В 1816 г. возникла тайная офицерская организация, названная «Союзом спасения» . Ее возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. В числе основателей были князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Все шестеро участвовали в Отечественной войне и заграничных походах. Позднее в «Союз» вступили гвардейские офицеры Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин, лицейский друг Пушкина.

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось, что если царствующий император «не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия ». Обсуждался и вопрос об отмене крепостного права. Глубокое негодование среди членов общества вызвало устройство военных поселений. Под впечатлением от известий о насилиях над мирными крестьянами Якушкин вызвался убить царя. Друзьям с трудом удалось его отговорить.

«Союз спасения» строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За два года в общество вступило около 30 человек. Перед его руководителями встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Такие реформы сделали бы бессмысленной существование замкнутой офицерской организации. В то же время надо было учитывать опасность того, что реакционеры объединят усилия и, как во времена Сперанского, сорвут преобразования. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.

Союз благоденствия и спасения

«Союз благоденствия ». В 1818 г. вместо «Союза спасения» был основан «Союз благоденствия» . Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные «управы» — в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз» считает своей обязанностью «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия». В число главных своих целей «Союз» включал развитие благотворительности, смягчение, гуманизацию нравов.

Жизнь крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания «Союза» . Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, бороться с продажей их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейского быта произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства.

Большое значение «Союз благоденствия» придавал просветительной деятельности среди народа. Члены «Союза» , имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. «Союз» ставил себе целью искать мирные пути к разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению «различные племена, состояния, сословия» . Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза» . Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности, расширению торговли.
Члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось издавать собственный журнал. Существовала вторая часть «Зеленой книги» , известная лишь самым надежным членам общества. В ней были записаны его заветные цели — введение конституции и отмена крепостного права.

Всего три года просуществовал «Союз благоденствия » . Его члены успели сделать очень немногое из того, что было намечено. Иван Якушкин открыл школу для крестьян в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, старался облегчить жизнь солдата, очеловечить отношения в казарме. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Воцарились муштра и палочная дисциплина. В 1820 г. Муравьев-Апостолском полку произошли солдатские волнения. «Зачинщики» были жестоко наказаны. Все остальные солдаты были разосланы по отдаленным гарнизонам.

Первые декабристы

Будущие декабристы не участвовали в этом выступлении, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев было срочно переведено в обычные армейские корпуса и выслано из столицы. 17-летнему Михаилу Бестужеву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на Юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, расквартированного недалеко от Черниговского. Так повстречались на Юге многие участники тайного общества.

Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа «Союза благоденствия» не отвечают новым условиям. Вместо того, чтобы «споспешествовать (содействовать) правительству» , надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. тайный съезд «Союза благоденствия» в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели создать новое общество, способное к более решительным действиям.


Иллюстрация. Реорганизация. Роспуск "Союза благоденствия"

В марте1816 годагвардейские офицеры (Александр МуравьёвиНикита Муравьёв, капитанИван Якушкин,Матвей Муравьёв-АпостолиСергей Муравьёв-Апостол, князьСергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с1817«Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князьИ. А. Долгоруков, майорМ. С. Лунин, полковникФ. Н. Глинка,адъютантграфаВитгенштейна(главнокомандующего 2-й армией),Павел Пестельи другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

ПредложениеИ. Д. Якушкинаосуществить цареубийство во время пребывания императорского двора вМосквевызвало осенью1817разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

[Править]«Союз благоденствия» (1818-1821)

В январе1818был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» вПетербурге,Москве,Тульчине,Полтаве,Тамбове,Нижнем Новгороде,Кишинёве; их насчитывалось до 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании вПетербургев январе1820при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложенаП. И. Пестелем).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым)был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичуКонстантину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях1820вИспании,Неаполе,Португалииибунта Семёновского полка(1820).

Позже, в мае1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютантаВасильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir)». Записка генерал-адъютантаА. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его вЦарском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в1821сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе;1 августа1822последовало высочайшее повеление о закрытиимасонскихлож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе1821вМосквебыл созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (изПетербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

Хронология

  • 1816 — 1817 гг. Деятельность “Союза Спасения”.
  • 1818 — 1821 гг. Деятельность “Союза благоденствия”.
  • 1821 г. Образование “Южного общества”.
  • 1821 — 1822 гг. Образование “Северного общества”.
  • 1825 г., 14 декабря Восстание декабристов в Петербурге.
  • 1825 г., 29 декабря Восстание Черниговского полка.

Общественное движение в России в XIX — начале ХХ вв.

В истории общественно-политической мысли России XIX век занимает свое особое место. В эти годы особенно быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Как писал Герцен, в начале XIX века “революционных идей почти не встречалось, но власть и мысль, императорские указы и гуманное слово, самодержавие и цивилизация не могли больше идти рядом”.

В России постепенно выдвигается на политическую арену внутренне свободный слой интеллигенции, которой предстоит сыграть выдающуюся роль в XIX веке. Осознание необходимости перемен было и в правительственном лагере. Однако представления о путях перемен у самодержавия и различных политических сил существенно отличались. В соответствии с этим в истории России рельефно выделяются три основные течения в развитии общественно-политической мысли: консервативное, либеральное и революционное .

Консерваторы стремились сохранить основы существующего общественно-политического строя. Либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ. Революционеры добивались различными путями глубоких перемен, в том числе и путем насильственного изменения политического строя страны.

Особенностью общественного движения в начале XIX века было доминирование дворянства. Это объясняется прежде всего тем, что в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая начала осознавать необходимость политических преобразований в стране и выдвигать конкретные политические доктрины.

Русская буржуазия в эти годы не выступала активно в общественном движении потому, что была поглощена накоплением, наживой в условиях первоначального накопления. Ей нужны были не политические реформы, а административно-законодательные меры, способствовавшие развитию капитализма. Русскую буржуазию вполне устраивала экономическая политика царизма, направленная на развитие капитализма. Политическая дееспособность русской буржуазии намного отставала от ее экономической мощи. Она вступила в экономическую борьбу в то время, когда активную роль в общественно-политической борьбе уже играл российский пролетариат, создавший свою политическую партию.

В годы, когда власти отказывались от реформ, четко проявилось революционное политическое течение. Это было движение декабристов . Главным фактором его возникновения стали социально-экономические, в особенности, политические условия развития России.

В 1825 г. наиболее дальновидные дворяне уже понимали, что судьба страны и самого дворянства не исчерпывается царскими льготами и милостями. Освободить крестьян и учредить представительные органы власти люди, вышедшие на Сенатскую площадь, хотели сами. Жертвуя для народа своими судьбами и жизнями, они не могли пожертвовать своей привилегией решать за народ, его не спрашивая.

“Мы дети 1812 года”, — писал Матвей Муравьев-Апостол, подчеркивая, что Отечественная война стала исходным моментом их движения. Свыше ста декабристов участвовали в войне 1812 года, 65 человек из тех, кого в 1825 году назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Знакомство с передовой мыслью французских и русских просветителей укрепило стремление декабристов покончить с причинами отсталости России и обеспечить свободное развитие ее народа.

Академик М.В. Нечкина, известный исследователь истории декабристского движения называла главной причиной его зарождения кризис феодально-крепостнической, самодержавной системы, т.е. саму русскую действительность, и уже во вторую очередь отмечала влияние европейских идей и впечатлений от заграничных походов русской армии.

Свое первое тайное общество “Союз спасения ” гвардейские офицеры А.Н. Муравьев, Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, основали в 1816 г . в Петербурге . Название было навеяно французской революцией (Комитет общественного спасения — правительство Франции эпохи “якобинской диктатуры”). В 1817 г. в кружок вступил П.И. Пестель, написавший его Статут (устав). Появилось и новое название — “Общество истинных и верных сынов Отечества”. Революционеры планировали в момент смены монарха на престоле вынудить его принять Конституцию, ограничивающую царскую власть и уничтожавшую крепостное право.

На основе “Союза спасения” в 1818 г. в Москве был создан “Союз благоденствия”, куда входило более 200 чел. Эта организация ставила своей задачей пропаганду антикрепостнических идей, поддержку либеральных намерений правительства, создание общественного мнения против крепостного права и самодержавия. На решение той задачи отводилось 10 лет. Декабристы считали, что завоевание общества помогло бы избежать ужасов Французской революции и сделать переворот бескровным.

Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов сменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде “Союза благоденствия” решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого “Союза” принято решение перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821 — 1822 гг. возникли “Южное ” и “Северное ” общества. В 1823 г. на Украине была создана организация “Общество соединенных славян ”, к осени 1825 г. оно объединилось с “Южным обществом”.

В декабристском движении в течение всего его существования имелись серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные (они проявились особенно ярко), но и либеральные тенденции. Расхождения членов “Южного” и “Северного” обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем (“Русская правда ”) и Никитой Муравьевым (“Конституция ”).

Один из важнейших вопросов оставался вопрос о государственном устройстве России. По “Конституции” Н. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию , где исполнительная власть принадлежала императору , а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, — Народному вече . Источником всей государственной жизни Конституция торжественно провозглашала народ, император был всего лишь “верховным чиновником Российского государства”. Избирательное право предусматривало довольно высокий избирательный ценз. Придворные лишались избирательных прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод — слова, передвижений, вероисповедания.

По “Русской правде ” Пестеля Россия объявлялась республикой , власть в которой до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредоточивалась в руках Временного верховного правления . Далее верховная власть передавалась однопалатному Народному вече из 500 человек, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-летнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом выступала Державная дума (5 человек), избираемая на 5 лет Народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент . Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия оставалась единой и неделимой.

Второй важнейший вопрос — вопрос о крепостном праве. И “Конституция” Н. Муравьева, и “Русская правда” Пестеля решительно выступали против крепостного права . “Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным”, — гласил § 16 Конституции Н. Муравьева. По “Русской правде” крепостное право немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось “святейшей и непременнейшей” обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.

Н. Муравьев предлагал сохранить освобождаемым крестьянам приусадебную землю “под огороды” и по две десятины пахотной земли на двор. Пестель считал совершенно неприемлемым освобождение крестьян без земли и предполагал решить земельный вопрос путем сочетания принципов общественной и частной собственности. Общественный земельных фонд должен был сформироваться за счет изъятия без выкупа земель помещиков, размеры которых превышали 10 тыс. десятин. От землевладений в 5 — 10 тыс. десятин отчуждалась половина земли за вознаграждение. Из общественного фонда землей наделялись все желающие ее обрабатывать.

Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля был более радикальным, последовательным с точки зрения развития буржуазных отношений в России, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.

Представители “Северного” и “Южного” обществ планировали совместное выступление летом 1826 г. Но неожиданная смерть Александра I, случившаяся 19 ноября 1825 г. в Таганроге, повлекла за собой династический кризис, заставила заговорщиков изменить свои планы. Александр I не оставил наследника, и по закону престол переходил к среднему брату Константину. Однако еще в 1822 г. Константин подписал тайное отречение. Этот документ хранился в Синоде и Государственном Совете, но не был оглашен. 27 ноября страна присягнула Константину. Только 12 декабря пришел ответ об отречении Константина, находившегося в Польше. На 14 декабря была назначена присяга Николаю , младшему брату.

План декабристов состоял в том, чтобы вывести войска на Сенатскую площадь (где находились здания Сената и Синода) и не допустить сенаторов до присяги Николаю I, силой заставить объявить правительство низложенным, издать революционный “Манифест к русскому народ у”, составленный К.Ф. Рылеевым и С.П. Трубецким. Царская семья должна была быть арестована в Зимнем дворце. Диктатором, т.е. руководителем восстания, был избран полковник гвардии князь С.П. Трубецкой, начальником штаба — Е.П. Оболенский.

На Сенатскую площадь в 11 утра вышли несколько рот Московского полка. К восставшим обратился генерал-губернатор М.А. Милорадович с призывом вернуться в казармы и присягнуть Николаю I, но был смертельно ранен выстрелом Каховского. Численность повстанцев постепенно достигла трех тысяч, однако, не имея руководства (Трубецкой так и не явился на Сенатскую площадь), они продолжали стоять в ожидании. К этому времени Николай, видя, что “дело становится серьезным”, стянул к площади около 12 тыс. человек и послал за артиллерией. В ответ на отказ декабристов сложить оружие начался картечный огонь. К 18 часам восстание было подавлено, погибло около 1300 человек.

29 декабря 1825 г . под руководством С. Муравьева-Апостола выступил Черниговский полк , но уже 3 января 1826 г. восстание было подавлено.

По делу декабристов было арестовано 316 человек. Подсудимые были разбиты на 11 разрядов в зависимости от степени их вины. К смертной казни четвертованием, замененной повешением, были приговорены 5 человек (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин).

13 июля 1826 г. состоялась казнь в Петропавловской крепости. При экзекуции у Рылеева, Каховского, Муравьева-Апостола оборвались веревки, но их повесили вторично.

На каторжные работы в Сибирь отправились Трубецкой, Оболенский, Н. Муравьев, Якубович, Якушкин и др. Всех осужденных во дворе Петропавловской крепости построили в “каре” и лишили чинов и дворянских званий (над ними ломали шпаги, срывали погоны и мундиры и бросали в костер).

Только в 1856 г. в связи с коронацией Александра II была объявлена амнистия. Целое поколение молодых, образованных активных людей оказалось вырванным из жизни страны. Из “глубины сибирских руд” декабрист А.И. Одоевский писал Пушкину:

“Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя…”

Прогноз оказался точным. Расправившись с декабристами, правительство Николая I не смогло убить свободную мысль и стремление прогрессивной части общества к переменам.

«Союз спасения» и «Союз благоденствия». Во время войн с Наполеоном многим русским офицерам пришлось подолгу находиться в Европе, где они не только воевали, но и знакомились с жизнью европейцев. Их впечатляли хорошие дороги, благоустройство городов, отрегулированные законом общественные порядки.

Русскую армию везде встречали с восторгом. Власти почти всех городов и стран, где останавливались русские полки, проявляли к ним, в первую очередь к «офицерам-освободителям», повышенное внимание, окружали заботой, демонстрировали то лучшее, что есть в стране. А всякие жестокости и несправедливости, то, что называется общественными язвами, на обозрение, естественно, не выносили. Эту выставку жизни некоторые наши соотечественники восприняли как истинную картину. Главное же было в том, что, возвратившись на родину, они вновь столкнулись с абсолютистской властью, засильем помещиков-крепостников, полным отстранением народа, даже его состоятельных слоев от управления государством, нищетой и безысходностью жизни в русской деревне. Честные и пылкие молодые люди стали задумываться над необходимостью коренным образом изменить порядки в России.

После окончания наполеоновских войн в офицерской среде начали возникать тайные сообщества с политическими целями. Первое, «Союз спасения», появилось в 1816 году. Его организаторами и активными участниками являлись старшие офицеры, которые сыграли заметную роль в антиправительственной деятельности и позже: А. Н. Муравьев, Н. М. Муравьев, князь С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П. И. Пестель и др. Всего в этот тайный союз входило около 30 человек.

Чего же хотели эти молодые дворяне, старшему из которых, князю С.П. Трубецкому, исполнилось всего 27 лет? Они выступали за введение в России конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Члены «Союза спасения» требовали также ликвидации военных поселений. Большинство заговорщиков были убежденными монархистами и верили, что Александр I сумеет ввести конституцию в России. Ему лишь надо помочь в этом. Поэтому средством достижения своих идей они считали мирные методы борьбы - пропаганду своих взглядов, продвижение своих людей на государственные посты. Народу они не доверяли и боялись народной революционной стихии.

Желая ускорить этот процесс, некоторые офицеры начали вынашивать план цареубийства. Но отступать от военной присяги и тем более стать цареубийцами были готовы далеко не все из числа заговорщиков. Начались разногласия, и в 1817 году «Союз спасения» распался.

1816 - создание тайного общества «Союз спасения»

В 1818 году возникла новая тайная организация - «Союз благоденствия», включавшая около 200 человек, почти исключительно дворян. Его цель заключалась в том, чтобы освободить Россию от крепостного права и самодержавия. Но и это общество, несмотря на его более решительные цели, не использовало револю-ционных методов действия, полагаясь на легальные меры, пропаганду своих идей, просветительскую и благотворительную деятельность. Когда от одного из заговорщиков Александру I стало известно о создании тайного общества, о его программе и даже о составе участников, император отнесся к этому сдержанно. «Не мне карать», - сказал он, а потом пояснил, что подобные взгляды и сам исповедовал в молодости.

«Союз благоденствия» просуществовал чуть дольше прежнего тайного общества. Время стремительно меняло настроение его членов. В Европе прогремели революции 1820-1821 годов. В России восстал гвардейский Семеновский полк (1820). Все большее число членов союза требовало решительных революционных действий. П. И. Пестель призывал предать смерти всю царскую династию. Другие стояли на более умеренных позициях.

1818 - возникновение тайной организации «Союз благоденствия»

В 1821 году «Союз благоденствия» был распущен. Его руководители начали создавать еще более законспирированные организации.

Северное и Южное общества. В 1821 году в Петербурге возникло Северное общество, основателями которого стали Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин и С. П. Трубецкой. В уставе общества определялась главная цель - созыв Учредительного собрания и установление республики. Важнейшим документом Северного общества являлась «Конституция», разработанная Н. М. Муравьевым. Она предусматривала установление в России конституционной монархии, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, собраний и вероисповедания. Для избирателей в законодательное собрание вводился высокий имущественный ценз. Крепостное право предполагалось отменить, но землевладение помещиков оставить в неприкосновенности. Крестьянам при освобождении решено было отвести по 2 десятины на двор.

«Конституция» Муравьева не была принята в качестве программного документа Северного общества, но ее с интересом обсуждали в кругу заговорщиков. Постепенно в Северном обществе возобладали революционные идеи, выразителем которых стал поэт К. Ф. Рылеев.

В 1821 году возникла еще одна влиятельная организация - Южное общество. Ее центр находился в городе Тульчине, где размещался штаб русской армии на Украине. Во главе Южного общества стояла управа, главными деятелями которой были П. И. Пестель и С. И. Муравьев-Апостол.

1821 - возникновение тайных Северного и Южного обществ

Пестель разработал конституционный проект, получивший название «Русская правда» и ставший программным документом Южного общества. «Русская правда» предназначалась в качестве наказа будущему Временному революционному правительству, которое возьмет власть после свержения царя.

Пестель выступал за республику, считал, что крепостное право должно быть безусловно и сразу же отменено, признавал равенство всех перед законом и предлагал наделить гражданскими правами каждого человека при достижении им совершеннолетия. Высшим органом страны Пестель предлагал сделать однопалатное Народное вече, исполнительной властью наделить Державную думу, а контрольной - Верховный собор.

Члены Северного и Южного обществ часто устраивали обсуждения своих программных документов. Заговорщики были убеждены, что в случае победы им удастся покончить с бесправием народа, принести ему счастье и процветание.

Члены Северного и Южного обществ приняли решение начать выступление в 1826 году. Но непредвиденные обстоятельства изменили их планы.

Вопросы и задания

  1. Тайные общества возникли в офицерской среде в России после окончания наполеоновских войн. Как вы думаете, почему?
  2. Назовите тайные организации, возникшие в России в 1816-1821 гг., и их руководителей. Что сближало и что отличало их друг от друга?
  3. Какие события 1820-1821 гг. вызвали усиление революционных настроений среди членов тайных обществ?
  4. Сравните программные документы Южного и Северного обществ. Выделите их общие черты и отличия.
  5. Как вы думаете, отвечали ли планы, мечты, надежды членов тайных обществ потребностям исторического развития России? Определите и обоснуйте свою точку зрения.

Документы

Трехлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеонова; последствие оной, введение представительного правления в некоторых государствах; сочинения политические, являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностию молодежью; дух времени, наконец обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства государства, - вот источники революционных мнений в России.

Молодые люди, занимавшиеся сими предметами, вскоре восчувствовали желание видеть в Отечестве своем представительное устройство, сообщили друг другу свои мнения, соединились единством желаний, - и вот зародыш тайного общества политического.

  1. Что вы знаете об авторе этого документа, его жизни и судьбе?
  2. Каковы источники «революционных мнений» в России?
  3. Как повлияли на взгляды С. И. Муравьева-Апостола и его соратников Отечественная война 1812 г., заграничный поход русской армии и «пример Европы» ?

Из речи М. П. Бестужева-Рюмина:

Век славы военной кончился с Наполеоном. Теперь настало время освобождения народов от угнетающего их рабства, и неужели русские, ознаменовавшие себя столь блистательными подвигами в войне истинно Отечественной - русские, исторгшие Европу из-под ига Наполеона, не свергнут собственного ярма <...>

Взгляните на народ, как он угнетен. Торговля упала, промышленности почти нет, бедность до того доходит, что нечем платить не только подати, но и недоимки. Войско все ропщет.

  1. Как объясняет М. П. Бестужев-Рюмин причины революционных настроений в России?
  2. О каких настроениях в обществе свидетельствует документ?

Из «Русской правды» П. И. Пестеля:

Все должны быть перед законом равны <...> Освобождение крестьян от рабства не должно лишить дворян дохода, ими от поместий своих получаемого; освобождение не должно произвести волнений и беспорядков в государстве, для чего и обязывается верховное правление беспощадную строгость употреблять против всяких нарушителей общего спокойствия; освобождение сие должно крестьянам доставить лучшее положение противу теперешнего, а не мнимую свободу им даровать <...> Военные поселения немедленно уничтожаются.

  1. Почему программный документ получил название «Русская правда» ?
  2. Как в «Русской правде» рассматривается проблема ликвидации крепостничества?

Из проекта «Конституции» Н. М. Муравьева:

Власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества <...>

Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства <...>

Гражданство есть право участвовать в общественном управлении <...> быть избранными в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной части <...>

Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия: не менее 21 года возраста <...>известное и постоянное жительство <...> исправность платежа общественных повинностей <...> непорочность перед лицом закона <...> собственность отдельная на свое имя <...> Крепостное состояние и рабство отменяются. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается.

  1. Что вы знаете об авторе этого документа?
  2. Какой государственный строй предполагается в России согласно «Конституции» Н. М. Муравьева?
  3. В чем состояло принципиальное отличие «Конституции» Н. М. Муравьева от «Русской правды» П. И. Пестеля?