Дети йети. Сколько потомков у снежной женщины Заны? История заны Кто такая зана снежный человек

По сообщению выдающегося бельгийского ученого, президента Международного общества криптозоологов Бернара Эйвельманса, в сибирских лагерях ГУЛАГа проводились опыты по искусственному осеменению женщин-алтаек спермой самцов гориллы, специально добытой в Руанде и Бурунди. Полученное жизнеспособное потомство, обладавшее огромной физической силой, работало на соляных копях.

Бернар Эйвельманс в своей книге «Загадка замороженного человека» приводит сообщение своей знакомой (которой можно доверять) о том, что в 1952—1953 годах, «она встретила у друзей русского врача, сбежавшего из сибирских лагерей. Эскулап рассказал, что был арестован за невыполнение распоряжения по оплодотворению женщин-монголок спермой гориллы. Опыты проводились в больничном управлении ГУЛАГа. Русские получили расу обезьянолюдей ростом 1,8 м, покрытых шерстью. Они работают в соляных копях, обладают геркулесовой силой и трудятся почти без отдыха. Растут быстрее, чем люди, и поэтому быстро становятся пригодными к работе. Единственный недостаток их — неспособность к воспроизводству. Но исследователи успешно работают в этом направлении».

Но это не сенсация. Еще в 1927 году в эмигрантской газете «Русское время» появилась статья об опытах некого советского профессора Иванова по скрещиванию человека с обезьяной.

В то время это невероятное сообщение лишь развлекло читателей и не более.

Однако в фондах Государственного архива РФ хранится уникальный документ, составленный профессором И. И. Ивановым. Эго проект постановления комиссии, созданной 19 мая 1929 года при научном отделе Совнаркома СССР.

Документ гласит:

«Присоединяясь к постановлению физико-математического отделения всесоюзной Академии наук от 30 сентября 1925 г. относительно большого научного значения намеченных проф. И. И. Ивановым опытов по межвидовой гибридизации на антропоидах, комиссия полагает, что:

1) опыты межвидовой гибридизации на антропоидах должны быть продолжены проф. Ивановым в Сухумском питомнике обезьян, как между отдельными видами обезьян, так и между обезьянами и человеком;

2) опыты должны быть обставлены всеми необходимыми предосторожностями и протекать в условиях строгой изоляции женщин, исключающей возможность естественного осеменения;

3) опыты должны быть поставлены на возможно большем числе женщин...»

Африканский темперамент не сработал

То ли в Сухумском заповеднике не хватало обезьян, то ли советские женщины были «не так» воспитаны, но у профессора-новатора возникли проблемы с опытным «осеменением». И это несмотря на то, что упомянутая высокая комиссия одобрила его начинание. Что делать? Ответ возник в голове исследователя сам собой: ехать в Африку. Там полно обезьян, и женщины темпераментнее...

Решено. И. И. Иванов обратился с идеей в правительство и получил денежную поддержку. В тяжелые годы всеобщей коллективизации государство выделило ему без малого 30 тысяч долларов на экспедицию в Гвинею.

В Африке, мечтал экспериментатор, можно будет без труда осеменять аборигенок спермой самцов шимпанзе. Но почему-то местные дамы тоже отказывались от роли суррогатных матерей. Туземки даже за большие деньги ни в какую не соглашались «скрещиваться» с обезьянами, чем стопорили научный прогресс.

Потерпев фиаско во второй раз, профессор Иванов не пал духом. Он договорился с врачом о проведении подобных опытов в местном госпитале. Губернатор вроде бы не возражал против экспериментов, но заявил, что они могут быть проведены только при согласии женщин.

И вновь полный провал: темнокожие представительницы прекрасного пола наотрез отказывались зачать и вынашивать ублюдков. Однако упорный исследователь не сдавался: «Я придаю большое значение присылке пигмеев из Рабона, так как с ними вышеуказанных проблем возникнуть не должно...»— писал в своем отчете И. И. Иванов.

Состоялось ли у энергичного ученого скрещивание обезьян и пигмеев, неизвестно. Следы его деятельности в Африке затерялись. Так же остались безвестными и последствия опытов в Сухумском заповеднике. Либо они были прекращены из-за отсутствия результатов, либо, наоборот, из-за этих самых результатов были строго засекречены.

Кое-что о слухах

В 1929 году экспедиция профессора В. Введенского в Гималаи стала свидетелем родов у самки «снежного человека». Малыша «усыновил» один из исследователей. Мальчик вырос здоровым. Однако он был чрезвычайно непривлекательным внешне — сутулым, низколобым, очень волосатым. Настало время, и его отдали в начальную школу. Учился он плохо, а спустя некоторое время покинул ее стены и устроился работать грузчиком.

Мальчик обладал огромной физической силой. Справедливости ради нужно отметить, что ему пришлось пойти в чернорабочие не по собственной воле, а потому, что в 1938 году его приемного отца как «врага народа» отправили в концентрационный лагерь, где он погиб. Сын «снежной женщины» умер в юном возрасте по неустановленной причине. Научные записки, составленные о нем воспитателем, якобы хранятся в Академии наук под грифом «секретно»...

В 1960-е годы на Кавказе известный ученый Борис. Поршнев услышал от старожилов историю о судьбе пойманной и прирученной «снежной женщины» Заны. Она много лет жила у местного помещика Эдги Генабу, обладала недюжинной силой, выполняла тяжелые работы и... рожала детей. По всей видимости, это были отпрыски ее хозяина, потому что похоронена Зана в селении Тхина Очамчирского района на родовом кладбище помещика в конце XIX века.

В 1964 году ученый встречался с двумя внуками этой женщины, обладавшими невероятной силой и работавшими на рудниках в Ткварчели. У них была темноватая кожа и смягченная негроидность облика. Один из потомков по имени Шаликуа мог держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать!

Коли уж оказалось возможным скреститься современному человеку и «дикому» (можно сказать — первобытному), то почему бы не допустить появления гибрида человека и обезьяны?

Хвит, сын Заны. На правом фото - ещё один её сын или внук

Другие потомки Заны: 1 - дочь Наталья; 2, 3, 4 - внуки - Раиса, Шалико, Татьяна (дети Хвита); 5 - правнук Роберт (сын Раисы).

В 1998 году английские хирурги имплантировали трехнедельный зародыш погибшей в автокатастрофе женщины в матку самки шимпанзе. На седьмом месяце беременности суррогатной матери сделали кесарево сечение. Младенца поместили в барокамеру, где он нормально развивался. И это уже не первая попытка ученых по пересадке человеческого зародыша животному.

Отсюда недалеко и до скрещивания видов. Известно, что нью-йоркский биолог Стюарт Ньюман уже создал и пытается запатентовать технологию производства зверолюдей, которых он называет химерами. Ученый утверждает, что нашел способ сочетания генов человека и животных...

«Замороженный»

Кроме того, в 1968 году стало известно, что более полутора лет по Америке колесил специально оборудованный фургон некоего Фрэнка Хансена. На скотоводческих ярмарках предприимчивый янки (бывший военный летчик) за 1,75 доллара показывал любопытным свой экспонат.

В середине мотоповозки стоял металлический ящик (вроде гроба) с крышкой из четырехслойного стекла. Внутри в слое льда лежало тело крупного человека, поросшего темно-бурой шерстью. Специальное холодильное устройство поддерживало необходимую температуру.

Йети Хансена



Узнав об этом, уже упоминавшийся Бернар Эйврльманс вместе со своим другом, известным американским исследователем, писателем-зоологом Айвеном Сандерсоном помчались в штат Миннесота, где проживал Фрэнк Хансен.

Три дня ученые обследовали труп неизвестного существа, впаянный в лед: рассматривали, зарисовывали, просвечивали фонариком, измеряли угломером, фотографировали, записывали. Они хотели просветить «экспонат» рентгеном и даже разморозить для дальнейшего изучения. Но Хансен, узнав, кто они, не дал делать это, ссылаясь на запрет действительного хозяина «замороженного».

Ученые порознь описали «экспонат», чтобы сохранить сведения о нем для науки. Вот «портрет» феномена. Труп массивен. Его вес около 115 кг. Туловище сужается не в талии, а только к бедрам. Ширина груди велика по отношению к длине туловища. Соотношение длины рук и ног, видимо, соответствует человеческим пропорциям... Зато резко отличаются от человеческой нормы размеры и пропорции кистей... Шея необычайно коротка. Нижняя челюсть массивна, широка и без подбородочного выступа.

Разрез рта шире, чем у человека, но губ почти нет... Грубые желтые ногти человеческого типа. Половые органы человеческого, а не обезьянего типа, некрупные. Анатомические детали строения колен и стоп надежно доказывают, что это существо прямоходящее. Отдельные детали свидетельствуют, что оно ходило на внутренней стороне ступни, а не на внешней, как это делают обезьяны. Это точно совпадает с отпечатком следа обезьяночеловека четвертичной эпохи, найденным в Венгрии, а также с отпечатками следов живых палеоантропов (ископаемых людей) на Тянь-Шане и на Кавказе.

Концы в воду

Узнав об огромной ценности своего необычного экспоната, Хансен заявил через журнал «Сага», что сам убил это чудовище в штате Миннесота из 8-миллиметрового ружья системы «Маузер», когда охотился за ланью. Позже он изменил свои показания и заявил, что интервью с ним не может быть использовано против него (как обвинение в убийстве), так как он давал сведения не под присягой и совершенно бесплатно.

Он обещал отдать экспонат для научных исследований, если власти амнистируют тех людей, которые нарушили федеральный закон о ввозе в страну грузов такого рода и передали монстра ему. В противном случае он грозился утопить обезьяночеловека в океане...

И утопил, заменив труп муляжом. Очевидно, он узнал о готовящейся конфискации «контрабандного груза». По просочившимся в печать сведениям, «замороженный» был доставлен через Гонконг то ли из Сибири, то ли с Камчатки.

Таким образом, возможно, что «экспонат» Хансена и был результатом чудовищных опытов, проводимых в сибирских лагерях ГУЛАГа. Так, может быть, и «снежный человек», встречающийся на территории нашей страны, тоже гулаговский гибрид?..

«Снежный» ребенок

В начале 1990-х годов в прессе США появились сообщения о рождении ребенка «снежного человека» у американки Кати Мартин.

В 1987 году молодая женщина совершала восхождение в горах Райнер и встретила там 2-метрового «снежного человека». Несколько дней они провели вместе, а потом 28 апреля 1988 года у Кати родился сын, голова и шея которого сплошь были покрыты темными курчавыми волосами.

Медики провели исследования и установили, что генетическая основа мальчика лишь частично человеческая.

— Сын силен и волосат — в отца, а от меня у него артистические и математические способности. Я очень горжусь им, — заявила мать необычного ребенка. — Он знает, что его отец — «снежный человек».

Сама Кати еще несколько раз ходила в те же горы с надеждой встретить отца своего ребенка...

Неандерталка неоднократно беременела от различных мужчин. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но метисы не выдерживали этого лесного омовения и гибли. Позже люди начали вовремя отнимать у Заны новорожденных и выкармливать их...

...И вот четырежды совершилось чудо: два сына и две дочери Заны выросли людьми - полноценными людьми с речью и разумом, правда, обладавшими физическими и душевными странностями, но вполне способными к труду и общественной жизни.

04.04.2015 «Газета.Ru»

Британские генетики «подтвердили», что известная как «абхазский йети» Зана из Тхина являлась наполовину человеком и наполовину обезьяной, пишет The Times .


Статья рассказывает о житье самки реликтового гоминоида среди людей.

В летописи о снежном человеке упоминание существа по имени Зана занимает видное место. Историю Заны исследовали учёные А.А. Машковцев и Б.Ф. Поршнев. Зана - это пойманная и прирученная женщина-гоминоид. Она жила в конце XIX века, похоронена в селении Тхина Очамчирского района.

Многие долгожители этого селения, в частности за сто, Ламшацв Сабекиа (около 105 лет), его сестра Дигва Сабекиа (около 120 лет), Куона Кукунаа (около 120 лет), Алыкса Цвижба (около 130 лет), Шамба (около 100 лет) знали Зану и могли подробно описать. "Пожалуй, нет в окрестностях дома, - писал Б.Ф. Поршнев, - где не сохранились бы семейные воспоминания о Зане".


Дата и место поимки Заны точно не известны. Согласно одному варианту, за ней охотились в горных лесах Заадан, согласно другому - близ морского побережья нынешнего Очамчирского района или еще южнее - в нынешней Аджарии. В пользу Аджарии говорит кличка "Зана", что схоже с грузинским "занги" - темнокожий, негр. Когда ее связывали, Зана яростно сопротивлялась. Ее колотили дубинками, забили рот войлоком, надели на ноги бревно-колоду. Несколько раз ее перепродавали, прежде чем она оказалась собственностью дворянина Эдги Генаба, который отвез ее, связанную, в свою усадьбу в селении Тхина, что на реке Мокви в 78 километрах от Сухуми.


Сначала Генаба поместил Зану в очень крепкий загон из вертикальных бревен. Пищу ей спускали туда, не входя, так как она вела себя как дикий зверь. Зана вырыла себе в земле яму и в ней спала. В таком совершенно диком состоянии она оставалась первые три года. Но понемногу приручалась, и ее перевели в плетеную ограду под навесом в стороне от дома, где сперва держали на привязи, позже стали иногда отпускать на волю. Она не уходила далеко от мест, где получала пищу. В теплом помещении она находиться не любила, круглый год в любую погоду жила во дворе под навесом, где снова вырыла себе яму или нору для спанья. Любопытные селяне подходили к ограде, тормошили ее палками, которые она иногда с яростью вырывала. Детей и домашних животных отгоняла от себя, бросая в них камни и палки.


Кожа у Заны была черной или темно-серой, все тело ее с головы до ног и особенно в нижней части было покрыто черно-рыжеватыми волосами, но не очень густыми. У ступней волос почти не было. Ладони были вовсе без волос. На лице они были совсем редкие, небольшие. Зато на голове, как папаха, возвышалась свалявшаяся копна черных жестких, блестящих волос, гривой спускавшихся на плечи и спину.


Как все гоминоиды, Зана не обладала способностью говорить. За десятки прожитых тут лет не научилась произносить ни одного абхазского слова. Иногда она бормотала, издавала нечленораздельные звуки, а в раздражении - крики. Слух у нее был острый. Она шла на свое имя, выполняла кое-какие команды хозяина, побаивалась его окриков.


Зана была очень рослая, массивная: непомерно большими грудями, что вообще характерно для самок гоминоидов, свисавшими до живота, высоким толстым задом, мускулистыми руками и ногами, но голень от колена до лодыжки была странной формы - без утолщения посередине. Пальцы на руках были толще и длиннее человеческих, на ногах - могли широко раздвигаться. Когда она была раздражена, особенно отодвигался большой палец.


У нее было поразительное лицо. Оно пугало. Широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос, со вздернутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперед нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей - лохматых, густых. Глаза имели красноватый оттенок.


Иногда Зана неожиданно начинала смеяться, обнажая белые зубы. Никто не заметил, чтобы она улыбалась или плакала.


Сила и выносливость ее были огромны. Зана могла бежать быстрее лошади. Она переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит ее имя, купалась летом и зимой. Легко поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, лазила на деревья за фруктами, грецкими орехами.


Чтобы полакомиться виноградом, сдергивала на землю целую лозу. В жару ложилась вместе с буйволами в воду источника. По ночам уходила бродить по окрестным холмам. От собак и при иной необходимости оборонялась огромными палками. Странно обращалась с камнями: разбивала их, стуча друг о друга.


У людей Зана смогла научиться немногому, осталась полуприрученной. В дом иногда входила и даже к столу ее подзывали, но слушалась она только хозяина - Эдги Генабу, а женщины ее боялись и приближались, только когда она была в хорошем настроении. В раздражении и ярости Зана была страшна, кусалась. Хозяин умел ее успокоить. На детей не нападала, но пугала, и детей в округе стращали Заной. Лошади ее боялись.


Ела Зана все, что давали, в том числе мамалыгу, мясо, и всегда только руками. От вина приходила в хорошее настроение, затем засыпала обморочным сном. Спала она всегда в яме, ничем не прикрывалась, но любила закапываться в теплую золу от потухшего костра. Самое главное, чему Зану удалось научить - это высекать огонь из кремня на трут-лишайник и раздувать. Но дальше этого ее трудовое воспитание, в сущности, не пошло. Ее лишь выдрессировали выполнять несложные приказы словом или жестом: вертеть ручные жернова, принести дрова или воду из источника в кувшине, снести на водяную мельницу к реке и доставить оттуда мешки, снять хозяину сапоги. Вот и все. Зана не стала человеком. Но она стала матерью людей - и это самое удивительное в ее истории.


Неандерталка неоднократно беременела от различных мужчин. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но метисы не выдерживали этого лесного омовения и гибли. Позже люди начали вовремя отнимать у Заны новорожденных и выкармливать их.


И вот четырежды совершилось чудо: два сына и две дочери Заны выросли людьми - полноценными людьми с речью и разумом, правда, обладавшими физическими и душевными странностями, но вполне способными к труду и общественной жизни. Старшего назвали Джанда, старшую дочь - Коджанар, вторую дочь - Гамаса (умерла в двадцатых годах XX века), младшего сына - Хвит (умер в 1954 году). Все они, в свою очередь, имели потомство, расселившееся по разным местам Абхазии. "Двоих из внуков Заны - сына и дочь Хвита от его второго брака с русской я навестил в 1964 г. в г. Ткварчели, где они работают на руднике, - пишет Борис Федорович. - Молва утверждает, что отцом Гамасы и Хвита был сам Эдги Генаба. Но их записали при переписи под другой фамилией. Показательно, что Зану похоронили на родовом кладбище семьи Генаба, что этих двух младших детей растила жена Эдги Генаба".


Гамаса и Хвит были люди могучего сложения, с темноватой кожей и некоторыми другими как бы негроидными признаками. Но они почти ничего не унаследовали от Заны из неандертальских черт: доминантным оказался комплекс человеческих признаков. Хвита, умершего в возрасте 65-70 лет, односельчане описывали как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы. При темной коже и больших губах, волосы, в отличие от негроидной расы, были прямые, жесткие. Голова мала по отношению к размерам тела. Хвит сверх всякой меры был наделен физической силой, нравом несговорчивым, драчливым, буйным. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука. Однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать по деревьям. Он обладал высоким голосом и хорошо пел. Дважды был женат, оставил троих детей. На старости перебрался из сельской местности в Ткварчели, где и умер, но похоронили его в Тхине, близ могилы матери - Заны.


Гамаса тоже, как и брат, была намного сильнее обычных людей. Кожа у нее была очень темная, тело волосатое. Лицо было безволосым, однако вокруг рта пробивалась растительность. Гамаса дожила лет до шестидесяти.


"С первого моего взгляда на внука и внучку Заны - Шаликуа и Тайю, - продолжает Борис Федорович свой рассказ, - врезалось впечатление незначительной темноватости кожи, очень смягченной негроидности облика. У Шаликуа необычайно сильные челюстные мышцы, за ним слава: может держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать. Шаликуа наделен даром подражать голосам всех диких и домашних животных".


Это все, что узнал Борис Федорович Поршнев о Зане - реликтовом гоминоиде, палеоантропе, неандерталке (в народе - снежном человеке) и ее потомстве.


Источник: "Неандерталец жив?", Д. Виноградова,
Н. Непомнящий, А. Новиков

Рассмотрим случай скрещивания снежного человека с абхазами:

«Сам я не мог видеть Зану, - рассказал ему Аполлон Несторович Думава, старожил Тхины и бывший председатель сельсовета. - Она умерла за полвека до моего рождения. Но мои старшие родственники её помнили. Да и как забудешь такую соседку! Двухметрового роста, с длинными мощными руками, покрытыми шерстью, высокими, крутыми бёдрами, вызывавшими нескромные желания у местных мужиков, с отвисающими грудями, приплюснутым лбом, из-под которого пристально сверкали огромные красные глаза. Зана была «богатыркой» - играючи таскала к водяной мельнице 50-килограммовые мешки с зерном, подцепив их одной рукой».

Со слов отца, Аполлон Несторович сообщил, что Зану поймали[ Spoiler (click to open) ]
Ходила голой. Разговаривать не научилась, хотя на своё имя откликалась. Зана умела стягивать сапоги с ног своего хозяина Эдги Генабы, которому досталась после двух передариваний. И ещё мастерски подражала скрипу калитки, после чего по-детски радостно смеялась.
...и сексуальной партнёрши

Вокруг Заны жили далеко не ангелы. Местные жители поили её вином, «девушка» быстро хмелела, после чего проявляла мощную сексуальность. Любители побаловаться с ней всегда находились. Говорят, в ходе пьяных оргий Эдги Генаба учреждал приз для того, кто «оседлает» Зану. И призы не оставались без хозяев.

Родив первенца, Зана потащила его к источнику и стала промывать в ледяной воде. Младенец скончался. Такая же участь постигла второго её ребёнка. После чего жители Тхины догадались тотчас после родов отобрать новорождённого у незадачливой мамаши. Так дети начали выживать. Всего их выросло четверо - две дочери и два сына. Кого считать их отцами, не знали. Много лет спустя, накануне переписи населения, детей приписали Камшишу Сабекиа, который имел неосторожность признаться, что до свадьбы не раз «играл» с Заной.

Потомки

Односельчане прекрасно помнят сына Заны - Хвита. Двухметровый гигант с пепельно-серой, как у матери, кожей, густыми курчавыми волосами и пухлыми «вывернутыми» губами, он прожил в Тхине почти всю жизнь и умер в 1954 году, немного не дожив до 70 лет. Его хорошо помнит и Аполлон Думава. Хвит, как и его матушка, не любил детей - наглых, вечно лазавших в его сад за виноградом и грушами. Однажды Хвит повздорил с родственником и набросился на него. Защищаясь, противник пустил в ход мотыгу и рассёк Хвиту правую руку вдоль локтя. Её пришлось ампутировать. Аполлон Несторович вспоминает, как этот недюжинной силы человек вспахивал свой участок, наваливаясь на плуг одной левой рукой.

Лица Хвита и его сестры наследуют черты Заны. У старшей дочери Хвита Татьяны лишь глубокие глазницы выдают родство с бабушкой. А вот Раиса и её брат Шалико - бесспорные дети Хвита: те же мощные нижние челюсти, выпирающие скулы, пухлые губы, тёмная кожа.
Правнучки Заны:

А вот череп Хвита, который Кашницкий и Бурцев вместе с палеоантропологом Александром Беловым долго вертели в руках, лишь отчасти человеческий.


«Форма черепа, - поясняет Александр Иванович, - отличается от характерной для homo sapiens: у большинства современных людей череп имеет яйцеобразную форму, а этот - шарообразный. У Хвита высокие носовые кости, «убегающий» назад лоб, «лишняя» кость с горизонтальным швом на затылке, очень толстые, массивные стенки черепа, нижняя и верхняя челюсти выдвинуты вперёд. При жизни была мощная жевательная мускулатура.

Всё это позволяет предположить: череп имеет признаки аборигена Австралии, хотя принято считать, что люди такого типа никогда не жили в Евразии.

Посмотрите, зубы Хвита мощнее, чем у современного человека. Возможно, имелись промежутки между зубами, куда входили клыки противоположного зубного ряда. Это характерно для некоторых видов древних людей».

В рассказах очевидцев уж слишком много мелких подробностей и совпадений с другими описаниями описаниями снежных людей. Так что я склонен доверять этой информации. Более того, это не единственная история скрещивания людей и снежного человека.

Сам факт появления жизнеспособного потомства от такого скрещивания переворачивает с ног ан голову всю современную антропологию.
Во-первых, хорошо, что не рождаются дети от коз и овец, а то Кавказ был бы заселен натуральными сатирами и прочими уродами,
ну, а если серьезно, то похоже Ю. Д. Петухов в главном был прав. Современное человечество - это история смешения исходного белого вида современного человека с различными архантропами, которые и дали такое разнообразие рас и наций.

Дело было примерно так, в некоторый момент где-то в Евразии появляется современный белый человек. Его отличает отсутствие грубых волос на теле, утонченные кости, развитые лобные доли головного мозга, грациализация скелета, вероятно, вытянутый череп, то есть долихоцефалия, развитая речь. Эта новая сборка людей, хоть и была ослаблена в плане телепатии и продолжительности жизни, но имела огромное преимущество в интеллекте. Благодаря этому выселки из этих белых людей стали расселяться по соседним регионам. И если сейчас считается, что современный человек просто истреблял других гоминидов, то теперь из примера Заны видно, что истреблялась лишь часть особей, некоторых брали в плен, и даже скрещивались с ними. Теперь представим, одно племя осталось на месте, как было белым так и есть, обычные люди европейского вида, но их родственники ушли в другие края и смешались там с архантропами, получили человекообразное потомство, эти новые люди могли говорить, были умнее архантропов, но они уже не были такими, как исходное племя. Черты обезьян проявлялись в их внешности, поведении, физиологии. И чем дальше уходили и смешивались люди, тем менее они становились похожими на исходный белый тип современного человека. Стоит заметить, что не только самки архантропов попадали в лапы людей, но и наоборот, женщины попадали в лапы диких людей, не говоря уже о помесях.

Подобные новости не очень хороши для негров. Ведь, на чем сегодня держится мнение, что негры и люди - это один вид. На двух вещах. Первое - негры и белые могут иметь жизнеспособное потомство, то есть нет гибридизации. Но как мы видим, генетика гоминидов была так спроектирована, что мы могли смешиваться с палеоантропами, которые уж точно не были людьми, даже говорить не могли по антропологическим причинам (а обезьяны выжили только потому, что человек не смог их осеменить). Второй аргумент за негров был в гаплогруппах, которые вроде бы показывают, что все мы из Африки. Но что если и у палеоантропов тоже были такие же гаплогруппы, то есть то дерево гаплогрупп, что сегодня построили генетики, корнями уходит намного глубже, чем время появления современного человека. Беда еще и в том, что это самое появление не обязательно должно было оставить мутацию в игрек хромосоме. То есть невозможно определить гаплогруппу первого белого человека. Ибо их могло быть несколько. Но в принципе, из сегодняшней картины гаплогрупп очевидно, что настоящими людскими являются только гаплогруппы R. Только они имеют прямую восходящую линию только из человеческих мужчин.

И посмотрев на карту расселения гаплогрупп R, мы примерно и сможем определить колыбель современного человечества.

Предполагается, что гаплогруппа R могла зародиться где-нибудь на северо-западе Азии между 30 000 и 35 000 лет назад.

Но не стоит бежать тестировать свою хромосому на принадлежность к этой гаплогруппе. Даже если у вас R, то ваш очень далекий предок мог согрешить с одной из многочисленных в то время Зан. И наоборот, согрешившая с палеоантропом в очень далеком прошлом ваша пра-пар-пра-...-бабка могла добавить лишь одну каплю крови палеоантропа в ваш генофонд. И хоть вы и будете по прямой восходящей линии палеоантроп, но все остальные гены могут быть человеческими. Гаплоруппа тут полезна лишь для выяснения картины зарождения и распространения белого человека.

Далее, мы видим, что в Африке и Восточной Азии R уже практически не встречается. Однако, все эти люди есть помеси, иначе они просто не смогли бы говорить. Но степень смешения очень сильна. Это можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, эти регионы находятся на большом расстоянии от ядра белого человечества. Пока род дойдет до Тихого океана он уже тысячи раз смешается с палеоантропами, Второй момент, и Африка и ЮВ Азия не имели широких каналов подпитки свежей белой кровью. Поэтому экспедиции белых были редки и оказывались в меньшинстве. Третий момент, исходное население палеоантропов было в этих краях намного более многочисленным, благодаря обильной фауне и флоре. Четвертый момент, условия жизни в тамошних местах и сегодня для белого человека менее комфортны, также было и тогда, только еще хуже, без современных технологий чисто белые проигрывали в конкуренции метисам. Их косили и болезни и климат. Но повторюсь, так или иначе, но генетика белых смогла вытянуть тамошних гоминидов до нынешнего уровня. И конечно же была черта метисизации, своеобразный тест на человечность. Совсем уж дикие люди не могли говорить, и их шансы на выживание сразу в разы уменьшались, подобные особи вымывались, выживали как свободные люди лишь те помеси, что могли говорить. Но все же архантропные черты повлияли на речь человека, его голос и тембр в тех местах очень сильно деформирован. Метисы придумывали себе удобные для их деформированного речевого аппарата языки и звуки для общения, которые сильно удалились от исходной речи белого человека.

В итоге подавляющее количество архантропов было убито и ассимилировано белыми людьми и их метисами. Но кое-кто остался. В совсем уж глухих лесах, горах длительное время сохранялись группы палеоантропов. Одной из которых и была Зана, удачно ассимилированная грузинами. То есть можно предположить, что жители гор и других укромных мест имеют бОльшею долю генетики от палеоантропов, чем жители равнин, ибо смешивались с ними совсем недавно. Так что кавказцы, баски, жители балкан, тибетцы и другие горные жители могут в себе нести бОльшие по сравнению с другими людьми примеси палеоантропов.

Сколько видов палеоантропов смешалось с людьми. Трудно сказать. Но как минимум три-четыре. Это грубо говоря, предки монгольской расы, австралоиды и негроиды, а у негроидов можно еще выделить бушмен.

Теперь к узким моментам. Так если остатки палеоантропов все еще бегают по лесам, чего ж их тогда всех не выловили и не показывают общественности. И второй момент, судя по всему, численность этих гоминидов должна быть очень низкой, ниже, чем нужно популяции для выживания.

Я попробую объяснить эти казалось бы серьезные аргументы. Вернемся к Зане и её потомкам.

"Александр Белов обращает внимание на бугристую поверхность черепа. Некоторые отделы мозга работали с особым усилием. К примеру, Хвит отлично анализировал зрительную информацию, превосходно ориентировался в пространстве. Зато лобные зоны, отвечающие за логику и аналитическое мышление, действовали слабее. А хорошо развитая зрительная кора говорит о его эмоциональной возбудимости и, возможно, "паранормальных способностях".

Был ли сам Хвит телепатом - неизвестно. Зато сохранились рассказы о том, что даром предвидения отличалась его мать Зана, потому-то её долго и не могли поймать. Не исключено, что эти способности передались и её потомкам.

Роберт Какубава, правнук Заны, рассказал Савелию Кашницкому, что его мама Раиса Хвитовна обладала феноменом кожного зрения. Ей завязывали глаза, расстилали перед ней на полу газету. Рая снимала обувь, ставила ступни на газету и без запинки читала текст."

так что нынешние экстрасенсы могут быть далекими потомками снежных людей, просто в них так удачно совпали хромосомы, что появились некоторые черты снежного человека.

Выходит, что несмотря на слабые интеллектуальные способности снежные люди обладают рядом преимуществ. У них не был убран телепатический интерфейс, они могут по свидетельства очевидцев, внушать человеку страх (хорошо, что убивать не могут), они чувствуют как и многие животные страх и другие чувства и эмоции людей.

Но несмотря на все эти фишки их бы все равно ловили. Дело в другом, если такие экземпляры как Зана попадут в руки общественности, то тут рухнет не только современная антропология, но и другие научные взгляды на мир. Телепатия будет доказана и люди попробуют вывести человека телепата, который уж точно сможет добраться до брахманов. Вот поэтому все достоверные свидетельства тщательно затираются, а сам феномен дискредитируется в общественном сознании.

Ну, а выживать малыми популяциями они могут потому...

что не стареют. таже Зана практически до самой смерти сохраняла свои физические кондиции, у нее не выпадали зубы или волосы. Умерла она в таком случае либо не своей смертью, либо от болезни, например гриппа.

Резюмирую, снежные люди могут быть ключом для человечества в мир бессмертия и экстрасенсорики.

ИСТОРИЯ ЗАНЫ (АБХАЗСКИЙ ЙЕТИ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ПОТОМКИ) Статья рассказывает о житье самки реликтового гоминоида среди людей. В летописи о снежном человеке упоминание существа по имени Зана занимает видное место. Историю Заны исследовали учёные А.А. Машковцев и Б.Ф. Поршнев. Зана - это пойманная и прирученная женщина – гоминоид. Она жила в конце XIX века, похоронена в селении Тхина Очамчирского района. Многие долгожители этого селения, в частности за сто, Ламшацв Сабекиа (около 105 лет), его сестра Дигва Сабекиа (около 120 лет), Куона Кукунаа (около 120 лет), Алыкса Цвижба (около 130 лет), Шамба (около 100 лет) знали Зану и могли подробно описать. "Пожалуй, нет в окрестностях дома, – писал Б.Ф. Поршнев, - где не сохранились бы семейные воспоминания о Зане".

Дата и место поимки Заны точно не известны. Согласно одному варианту, за ней охотились в горных лесах Заадан, согласно другому – близ морского побережья нынешнего Очамчирского района или еще южнее - в нынешней Аджарии. В пользу Аджарии говорит кличка "Зана", что схоже с грузинским "занги" – темнокожий, негр. Когда ее связывали, Зана яростно сопротивлялась. Ее колотили дубинками, забили рот войлоком, надели на ноги бревно-колоду. Несколько раз ее перепродавали, прежде чем она оказалась собственностью дворянина Эдги Генаба, который отвез ее, связанную, в свою усадьбу в селении Тхина, что на реке Мокви в 78 километрах от Сухуми. Сначала Генаба поместил Зану в очень крепкий загон из вертикальных бревен. Пищу ей спускали туда, не входя, так как она вела себя как дикий зверь. Зана вырыла себе в земле яму и в ней спала. В таком совершенно диком состоянии она оставалась первые три года. Но понемногу приручалась, и ее перевели в плетеную ограду под навесом в стороне от дома, где сперва держали на привязи, позже стали иногда отпускать на волю. Она не уходила далеко от мест, где получала пищу. В теплом помещении она находиться не любила, круглый год в любую погоду жила во дворе под навесом, где снова вырыла себе яму или нору для спанья. Любопытные селяне подходили к ограде, тормошили ее палками, которые она иногда с яростью вырывала. Детей и домашних животных отгоняла от себя, бросая в них камни и палки. Кожа у Заны была черной или темно-серой, все тело ее с головы до ног и особенно в нижней части было покрыто черно-рыжеватыми волосами, но не очень густыми. У ступней волос почти не было. Ладони были вовсе без волос. На лице они были совсем редкие, небольшие. Зато на голове, как папаха, возвышалась свалявшаяся копна черных жестких, блестящих волос, гривой спускавшихся на плечи и спину. Как все гоминоиды, Зана не обладала способностью говорить. За десятки прожитых тут лет не научилась произносить ни одного абхазского слова. Иногда она бормотала, издавала нечленораздельные звуки, а в раздражении – крики. Слух у нее был острый. Она шла на свое имя, выполняла кое-какие команды хозяина, побаивалась его окриков.

Зана была очень рослая, массивная: непомерно большими грудями, что вообще характерно для самок гоминоидов, свисавшими до живота, высоким толстым задом, мускулистыми руками и ногами, но голень от колена до лодыжки была странной формы – без утолщения посередине. Пальцы на руках были толще и длиннее человеческих, на ногах – могли широко раздвигаться. Когда она была раздражена, особенно отодвигался большой палец. У нее было поразительное лицо. Оно пугало. Широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос, со вздернутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперед нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей – лохматых, густых. Глаза имели красноватый оттенок. Иногда Зана неожиданно начинала смеяться, обнажая белые зубы. Никто не заметил, чтобы она улыбалась или плакала. Сила и выносливость ее были огромны. Зана могла бежать быстрее лошади. Она переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит ее имя, купалась летом и зимой. Легко поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, лазила на деревья за фруктами, грецкими орехами. Чтобы полакомиться виноградом, сдергивала на землю целую лозу. В жару ложилась вместе с буйволами в воду источника. По ночам уходила бродить по окрестным холмам. От собак и при иной необходимости оборонялась огромными палками. Странно обращалась с камнями: разбивала их, стуча друг о друга. У людей Зана смогла научиться немногому, осталась полуприрученной. В дом иногда входила и даже к столу ее подзывали, но слушалась она только хозяина - Эдги Генабу, а женщины ее боялись и приближались, только когда она была в хорошем настроении. В раздражении и ярости Зана была страшна, кусалась. Хозяин умел ее успокоить. На детей не нападала, но пугала, и детей в округе стращали Заной. Лошади ее боялись. Ела Зана все, что давали, в том числе мамалыгу, мясо, и всегда только руками. От вина приходила в хорошее настроение, затем засыпала обморочным сном. Спала она всегда в яме, ничем не прикрывалась, но любила закапываться в теплую золу от потухшего костра. Самое главное, чему Зану удалось научить – это высекать огонь из кремня на трут-лишайник и раздувать. Но дальше этого ее трудовое воспитание, в сущности, не пошло. Ее лишь выдрессировали выполнять несложные приказы словом или жестом: вертеть ручные жернова, принести дрова или воду из источника в кувшине, снести на водяную мельницу к реке и доставить оттуда мешки, снять хозяину сапоги. Вот и все. Зана не стала человеком. Но она стала матерью людей – и это самое удивительное в ее истории. Неандерталка неоднократно беременела от различных мужчин. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но метисы не выдерживали этого лесного омовения и гибли. Позже люди начали вовремя отнимать у Заны новорожденных и выкармливать их.

Младший сын Заны – Хвит

Рая – внучка Заны (дочь Хвита) * * * * * И вот четырежды совершилось чудо: два сына и две дочери Заны выросли людьми – полноценными людьми с речью и разумом, правда, обладавшими физическими и душевными странностями, но вполне способными к труду и общественной жизни. Старшего назвали Джанда, старшую дочь – Коджанар, вторую дочь – Гамаса (умерла в двадцатых годах XX века), младшего сына – Хвит (умер в 1954 году). Все они, в свою очередь, имели потомство, расселившееся по разным местам Абхазии. "Двоих из внуков Заны – сына и дочь Хвита от его второго брака с русской я навестил в 1964 г. в г. Ткварчели, где они работают на руднике, – пишет Борис Федорович. - Молва утверждает, что отцом Гамасы и Хвита был сам Эдги Генаба. Но их записали при переписи под другой фамилией. Показательно, что Зану похоронили на родовом кладбище семьи Генаба, что этих двух младших детей растила жена Эдги Генаба".

Рая – внучка Заны с сыном (правнуком "снежной женщины") * * * * * Гамаса и Хвит были люди могучего сложения, с темноватой кожей и некоторыми другими как бы негроидными признаками. Но они почти ничего не унаследовали от Заны из неандертальских черт: доминантным оказался комплекс человеческих признаков. Хвита, умершего в возрасте 65-70 лет, односельчане описывали как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы. При темной коже и больших губах, волосы, в отличие от негроидной расы, были прямые, жесткие. Голова мала по отношению к размерам тела. Хвит сверх всякой меры был наделен физической силой, нравом несговорчивым, драчливым, буйным. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука. Однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать по деревьям. Он обладал высоким голосом и хорошо пел. Дважды был женат, оставил троих детей. На старости перебрался из сельской местности в Ткварчели, где и умер, но похоронили его в Тхине, близ могилы матери - Заны. Гамаса тоже, как и брат, была намного сильнее обычных людей. Кожа у нее была очень темная, тело волосатое. Лицо было безволосым, однако вокруг рта пробивалась растительность. Гамаса дожила лет до шестидесяти.

"С первого моего взгляда на внука и внучку Заны – Шаликуа и Тайю (Раю), – продолжает Борис Федорович свой рассказ, - врезалось впечатление незначительной темноватости кожи, очень смягченной негроидности облика. У Шаликуа необычайно сильные челюстные мышцы, за ним слава: может держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать. Шаликуа наделен даром подражать голосам всех диких и домашних животных". Это все, что узнал Борис Федорович Поршнев о Зане – реликтовом гоминоиде, палеоантропе, неандерталке (в народе – снежном человеке) и ее потомстве.

Генетический анализ, проведенный на Западе, выявил принадлежность существа к реликтовым гоминоидам.

Не совсем человек

Влиятельная британская газета The Times сообщила о результатах исследования, проведенного профессором Брайаном Сайксом из Оксфордского университета (Professor Bryan Sykes of the University of Oxford). Ученый проводил генетический анализ останков, полученных из Абхазии. И пришел к выводу, что они не совсем человеческие, а принадлежат некому подвиду, представители которого лишь наполовину люди. И вполне могут быть «снежными людьми». Или йети, как таких называют на Западе. Кроме того, генетически они отдаленно напоминают негров, обитавших в Африке более 100 тысяч лет назад.

Профессор Сайкс с образцами ДНК.

По словам Сайкса, речь идет о Зане — мохнатой двухметровой женщине, которая жила в Абхазии в позапрошлом веке. Легенда о ней ходят до сих пор. Так вот, профессор полагает, что Зана — существо отнюдь не мифическое, а вполне реальное — «снежная женщина».

— Результаты впечатляют, — говорит Игорь Бурцев, кандидат исторических наук, директор международного центра гоминологии — один из тех ученых, благодаря которым научному миру и стало известно о Зане. Он искал ее останки, но не нашел. Отыскал лишь могилу одного из сыновей Заны — Хвита. Образцы его черепа и были переданы западным ученым более 10 лет назад. В 2011 году Сайкс получил еще и образцы крови ныне живущих потомков Заны.

Иными словами, профессор Сайкс не проводил генетический анализ останков самой Заны. Тем не менее, сделал весьма интригующий вывод.

Игорь Бурцев с черепом Хвита — сына «снежной женщины».

Кавказская пленница

Потомки «снежной женщины» до сих пор проживают в селении Тхина Очамчирского района Абхазии — это в 78 километрах от Сухуми. Их предков — то есть «снежных людей» здесь называют очо-кочи — это по-мингрельски. И абнаую — это по-абхазски. Рассказывают, что когда-то их было полным-полно в горных лесах. Приходилось даже истреблять.

В 1962 году в эти глухие места забрел московский профессор Александр Машковцев. Наслушался потрясающих историй про диких обитателей гор. Пересказал их всемирно признанному криптозоологу Борису Поршневу. Тот копнул глубже и нашел людей, которые лично видели отловленного здесь «снежного человека». И даже общались с ним. То есть с ней — «снежной женщиной» по имени Зана. В то время очевидцам было уже далеко за сто лет. Но аксакалы все помнили.

Вот какая история открылась перед Борисом Поршневым. Дореволюционный предводитель Абхазии князь Д. М. Ачба со своей свитой охотился в лесах на горе Заадан. И в который раз увидел мохнатого гиганта. Приказал поймать его в конце концов. Что слуги и выполнили оригинальным образом. Один из них снял пропахшие потом штаны и оставил на видном месте. «Снежный человек» -абнаую- пришел на запах. И пока заинтересованно возился со штанами, выскочившие из засады охотники его повязали.

Абнаую оказался самкой двухметрового роста с непомерно огромными молочными железами. Все ее тело, особенно нижнюю часть, покрывала густая темно-бурая, как у медведя, шерсть длиной примерно с половину ладони. Там, где она потерлась, проглядывала темно-серая кожа. Как у перепуганного негра. Фигура была массивной, мускулистой, зад — крупный и высокий. А голень — почему-то тонкая. Ступни — огромные, широкие, с длинными пальцами, которые обладали способностью широко раздвигаться. Волосы росли и на лице, но редкие. Почти черная шевелюра спереди напоминала папаху с курчавыми завитками. Начиналась почти от бровей. А сзади гривой спускалась к спине. Глаза были красными. Нижняя часть лица выдавалась вперед — словно свиное рыло.

«Снежную бабищу», которую назвали Заной, Ачба подарил своему другу князю Челокуа — это все аксакалы припомнили. А тот отдал князю Эдже Генаба. Он и привез «кавказскую пленницу» в селение Тхина на реке Мокви — в свои владения. Здесь-то и началось самое интересное.

Ах, какая женщина! Двухметровая!

Как утверждают местные жители, за время проживания в селении Тхина Зана рожала не менее 5 раз. Значит, чем-то привлекала местных мужчин в сексуальном смысле. Но, похоже, и сама была не прочь. Ведь наивно полагать, что можно изнасиловать двухметровую атлетку. Больше всего она любила плавать в горной речке — купалась по несколько раз в день. И… выпивала. Князь научил, который и стал, если верить легендам, первым любовником Заны.

Зана — по воспоминаниям очевидцев.

Скорее всего, относительная чистоплотность абнаую, некоторая расслабленность от вина с одной стороны, а также недостаток в горах человеческих женщин — с другой, сыграли решающую роль в установлении межвидовых интимных контактов.

— Первый раз я приехал в Тхину в 1975 году, — рассказывает Игорь Бурцев, — с целью отыскать останки Заны. Но никто не знал точно, где она похоронена — старое кладбище почти было сровнено с землей. Зато мне показали могилу ее сына — Хвита, скончавшегося в 1954 году в возрасте 67 лет. И познакомили с его дочерью — Раисой Хвитовной, внучкой «снежной женщины». Она родилась в 1934 году. Работала почтальоном. «Бабушку в лесу нашли», — спокойно так говорила мне Раиса. У самой же — негроидные черты лица, чуть курчавые волосы и сероватая кожа.

«Снежная женщина», попавшая в кадр в 1967 году в Калифорнии. Абхазские очеваидцы уверяли, что их Зана очень похожа на «американку».

Фамилия йети Сабекия

Первый малыш Заны — вроде как от князя — погиб сразу после рождения. Мамаша окунула его в ледяную воду. Младенец, который был не столь стойким к суровым испытаниям, не выдержал ритуала, очевидно, распространенного у абнаую. Следующих детей у Заны тут же отбирали, чтобы не простудила. В итоге, у нее выжили две дочери — Гомаза и Коджанир — и два сына — Джанда и Хвит. Но лишь последний остался в селении и жил на виду у народа. А куда делись его братья и сестры, неизвестно. Хвит был дважды женат. Последний раз — на русской женщине Марии. От этого брака и родилась Раиса.

— Мне посчастливилось беседовать с последним очевидцем, — рассказывает Игорь Бурцев. — Местный долгожитель Зеноб Чокуа хоронил Хвита. Застал в живых и его мать. В то время был мальчишкой, но хорошо помнит Зану. И Хвита, который тоже вымахал под два метра, но был не столь шерстист. Его «записал на себя» последний любовник Заны — пастух по фамилии Сабекия. Сам умер в 30-е годы — сразу после переписи населения. Однако перед смертью сказал и жене, и своим восьмерым детям, мол, был грех. И он настоящий отец младшего ребенка Заны.

Рая — внучка «снежной женщины»

Лишь спустя много лет Бурцеву удалось получить от местных властей и родственников разрешение на раскопки. Он организовал экспедицию, вскрыл могилу Хвита и привез его череп в Москву. По просьбе западных коллег передал образцы на исследование в США и Европу.

Сколько лет прожила Зана и от чего умерла, неизвестно — скончалась в промежутке между 1880 и 1890 годами. Но до последних дней она не менялась внешне. Не поседела, не потеряла ни одного из зубов — белых, больших и крепких, сохранила физическую силу.

А говорить так и не научилась. Могла отрывисто вскрикивать, мычать, рычать. Когда радовалась, издавала тонкий металлический смех. И никогда не улыбалась.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Полоумная негритянка?

Коротко историю Заны описал даже Фазиль Искандер в своем произведении «Стоянка человека». И устами его героя Виктора Максимовича Карташова изложил, по сути, свою версию происхождения «снежной женщины». Мол, была она крупной, но умственно отсталой местной жительницей, которая сбежала в горы и окончательно там одичала.

— А лично меня смущает, — говорю я Бурцеву, — темная кожа Заны. Может, она была еще и негритянкой?

— Я проверял эту версию, которую, кстати, отстаивали сухумские этнографы, — отвечает Игорь Дмитриевич. — Действительно, еще при Петре I в Абхазию из Петербурга завезли несколько десятков «арапов» — так тогда называли выходцев из Африки. Их потомки до сих пор живы. То есть негры для Абхазии не диковинка. И очевидцы в один голос утверждали: «Мы знаем негров — видели. Нет, Зана точно не была негритянкой, она была вся волосатая и дикая».

— Шерсть, конечно, ключевой момент в причислении Заны к «снежным людям», — продолжаю я. — И вот что пишет по этому поводу Искандер: «Но и тут не исключено, что старики, рассказывавшие ученым о Зане, могли пойти на хитрость. Заметив страстное желание ученых, чтобы Зана оказалась покрытой шерстью, как и положено снежному человеку, они могли заверить ученых, что Зана была покрыта отличной шерстью, не хуже хорошей овцы».

— Живых свидетелей, увы, не осталось, — отвечает Бурцев. — Могила Заны не найдена. Пока я верю в те легенды, которые сам слышал.

Что ж, наконец-то поступило подтверждение легенд. Пусть хотя британских ученых. С почином, как говорится.