Анализ УМК. Сравнительный анализ УМК курса «Окружающий мир Сравнительная таблица образовательных программ по окружающему миру

«Школа 2100» для начальной школы - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100» выпускает издательство «БАЛАСС».
Главная цель ОС «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
В силу психологических особенностей развития младшего школь- ника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на осно- ве реального учёта функциональных возможностей ребёнка и законо- мерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Каковы методические особенности курса
Курс “Технология” является составной частью образовательной модели “Школа 2100”. Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом первой функции; интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им, закономерностей, которые проявляются как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность - естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Изобразительное искусство – использование средств художе-ственной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Какие линии развития реализует курс
Цель курса - саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственное творческое естество определяет следующие линии развития:
Расширение общекультурного кругозора учащихся.
С рождения ребенка окружает мир вещей, несущий отпечаток развития цивилизации человечества как совокупности материального и духовного. Если материальная целесообразность отражает технический прогресс, то социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры. Она же, как мы знаем, существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и в форме духовных ценностей, созданных им.
Развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель,
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни проблем,
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел,
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт,
д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту.
Художественно-творческая деятельность, как и любая другая, дает ребенку возможность восприятия духовной и материальной культур, развивает чувства сопричастности и самореализации, помогает осваивать мир не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становятся с одной стороны, средством познания мира, с другой - средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств ребенка.
Общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах.
Духовная культура - достояние каждого человека и освоение ее - обязательный компонент формирования личности. Сама культура является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности. Духовные качества обладают большей субъективностью, ибо проявляются индивидом, исходя из данных ему природой возможностей на основе рациональных и эмоциональных установок. Духовные же ценности - явление, исходящее из представлений об эстетической целесообразности всего человечества на основе общего накопленного духовного опыта.
Формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, которые будут основой для последующей художественно-творческой деятельности и обеспечат саморазвитие и развитие личности ребенка.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение техно- логическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творче- ского решения несложных конструкторских, художественно-кон- структорских (дизайнерских), технологических и организацион- ных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продук- тивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирова- ния и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
В чем особенности реализации курса
Программный материал рассчитан на 1 - 4 классы, отражает требования обязательного минимума содержания образования по трудовому обучению.
Программа состоит из трех блоков. Основополагающим является культурологический блок. Он объединяет эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. Здесь эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок - трудовая деятельность, где основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся основ культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания элементов технологии и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичности, практической значимости (личной или общественной), доступности, а также целесообразности, экологичности. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учетом регионального компонента и собственных эстетических интересов.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению:
а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности;
б) отдельных приемов изобразительной деятельности;
в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста.
Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через них приемы включаются в практику выполнения изобразительных работ и изготовления изделий.
Предлагаемые в курсе “Технология” виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, рисунки с натуры, на свободные темы и т.п. Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.
Какими должны быть уроки
Уроки художественного труда, построенные в контексте искусства, - это уроки творчества, их целью является развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности в практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное его воплощение в объект с соблюдением требований эстетического вкуса.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с 1 класса. Репродуктивным остается только освоение изобразительных и технологических приемов и упражнений.
Продуктивная деятельность на всех этапах урока связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: при пересказе по ролям прочитанных произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра, в театрализованных постановках на сцене и в кукольном театре.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Особое внимание уделяется вопросу оценки деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практику по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает и поэтому зачастую мало одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом; степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Как и где может использоваться курс?
Содержание курса может реализоваться в следующих вариантах:
В рамках предмета «Трудовое обучение» – 2 часа в неделю.
Возможно использование материала учебника учителем в качестве содержательного общеэстетического дополнения к урокам по изобразительному искусству.
В школах с углубленным изучением художественно-эстетического цикла. В данном случае курс рассчитан на 3 часа: 2 часа - уроки трудового обучения и 1 час - из школьного компонента.
Занятия могут проводиться учителем начальных классов, специалистами-предметниками (учитель по трудовому обучению, изобразительному искусству).
Программа может быть использована как основная в начальной школе и дополнительная
в ИЗО студиях;
в театральных кружках;
в центрах эстетического развития;
в школах искусств.
При реализации программы учитель творчески подходит к отбору дидактического материала, активизирует учащихся, учитывает их индивидуальные особенности, культурные запросы.
Рекомендации по оснащению учебного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безо- пасности труда школьников.
Для работы учащимся необходимы:– учебники:
О.А. Куревина, Е.А. Лутцева, «Технология» (Прекрасное рядом с тобой). Учебники для 1, 2, 3, 4-го класса;
Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"»
для 1, 2, 3, 4-го классов.
– индивидуальное рабочее место (которое может при необходимо- сти перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
– простейшие инструменты и приспособления для ручной обработ- ки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для кистей, коробочки для мелочи*;
– материалы для изготовления изделий, предусмотренные про- граммным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофриро- ванный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), калька, при- родные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор» **;
– специально отведённые места и приспособления для рациональ- ного размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. ***

Идея построения обучения младших школьников на основе учебной деятельности принадлежит теоретикам развивающего обучения. Вместе с тем, многие авторы поставили своей задачей разработать методику такого типа обучения для массовых школ России, независимо от местонахождения, условий работы, подготовленности учителя и т.п.

Исходя из этого, особое внимание уделяется, во-первых, целенаправленному использованию моделирующей деятельности, во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. И, в-третьих, в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся.

Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в

урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная - несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В своей педагогической практике мною используются различные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока.

Работа по системе "Зелёный дом", разработанной А.А. Плешаковым,

предусматривает формирование у младших школьников представление об экологии как науке о взаимосвязях всего живого в природе в доступной для учеников этого возраста форме. Основные экологические понятия усваиваются в ходе уроков природоведения. Ниже приводятся разработки уроков по темам: "Что такое экология?", "Лес и человек" (урок-путешествие).

Тема урока: "Что такое экология?" (3 класс).

Цель урока: Обобщить знания о взаимосвязях живых существ с окружающей средой. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: Рисунки учащихся, книги-малышки, плакаты, репродукции картин природы.

План урока.

  • 1. Проверка домашнего задания.
  • 2. Работа по схемам (знакомство с новым материалом на основе ранее

изученного).

  • 3. Формирование понятия "окружающая среда" с помощью схемы в учебнике.
  • 4. Обобщение знаний - понятие экологии как науки.
  • 5. Задание на дом.

Ход урока.

Урок начинается с проверки домашнего задания: "Как история с комарами и кошками повлияла на природу острова Калимантан?". Дети могут рассказать о ней по рисунку учебника, провести повторное построение модели на магнитной доске.

Этих бед, наверное, можно было бы избежать, если бы люди, применявшие на острове ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами. Что же это за наука - экология? Выяснить это - задача сегодняшнего урока. На острове не учли, что разные живые существа тесно связаны между собой. Эти и подобные им связи изучают экологи.

Затем проводится систематизация изученных учащимися экологических связей по схемам: связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы (между растениями и животными), связи между природой и человеком.

Учащиеся приводят конкретные примеры, "зашифрованные" в каждой схеме. Важно обратить внимание на взаимный характер связей, что показано на схемах двумя стрелками разного направления.

Вопросы учащимся: "В чём состоит значение неживой природы для живой?",

"Как живая природа влияет на неживую?". В случае каких либо затруднений учащихся учитель помогает им: напоминает о ранее изученном или сообщает факты, пока неизвестные детям. Далее переходят к выяснению значения самого слова "экология". Слово экология произошло от греческих слов "экос" - дом и "логос" - наука, то есть это наука о доме, о "природном доме". Экология - наука, которая исследует как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Затем вводится понятие "окружающая среда".

Три маленьких круга, в каждом из которых один объект - животное (заяц), растение (берёза), человек. Каждый маленький круг окружён большим, обозначающим окружающую данный объект среду. В большом круге помещён вопросительный знак: ученики перечисляют, что составляет окружающую среду для берёзы, для зайца, для человека.

После этого учащиеся самостоятельно попробуют сформулировать определение экологии, а затем прочитают определение из учебника:

Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

В заключение учитель предлагает учащимся подумать над вопросами:

"Согласен ли ты с тем, что экология - увлекательная наука? Объясни. Докажи, что экология очень важная наука". В качестве домашнего задания учащимся предлагается продолжить размышления над этими вопросами.

Экскурсия - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях (Пакулова, Кузнецова, 1990). Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют,

расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Мы живём в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания.

В 1-3классах начальной школы экскурсии направлены на формирование общих природоведческих представлений. В курсе "Ознакомление с окружающим миром" авторов А.А. Плешакова и О.Н. Сорецкой (Программно- методические материалы, 1999) предусмотрены следующие экскурсии: при изучении темы "Что нас окружает" - экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением, общественной жизнью, трудом людей в городе;

при изучении темы "Родной край" экскурсии проводятся в разное время года (осень, зима, весна). На них учащиеся знакомятся с природой и трудом людей, с поверхностью и водоёмами края.

В курсе "Природоведение" А.А. Плешакова на экскурсиях продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Программой 3 класса при изучении темы "Природа и мы" (1999) предусмотрены следующие экскурсии: природа вокруг нас (объекты живой и неживой природы); изменения в природе под влиянием человека; охрана природы (лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа).

В 3 классе при изучении темы "Сохраним природу своего края" экскурсии: растения и животные леса; растения и животные луга; растения и животные водоёма.

Но важное значение на экскурсиях уделяется экологическому обучению: выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей (воздух, вода, растения, животные); систематизируются и расширяются знания об охране природы; раскрывается роль природы в жизни человека; систематизируются представления о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям этот материал становится доступнее для младших школьников.

Приведём пример экскурсии:

Тема экскурсии: "Природа вокруг нас".

Цель экскурсии: Изучение природы ближайшего окружения; распознавание деревьев, кустарников, травянистых растений по характерным признакам; определение правил экологически грамотного поведения.

План экскурсии.

Главные остановки во время экскурсии:

  • 6. "Стражи ворот" (ива, клён, ясень).
  • 7. "Травянистые растения".
  • 8. "Памятник природы" (три сосны, сросшиеся стволами; дети дают им названия "Три сестры", "Неразлучницы", "Змей Горыныч Трёхголовый").
  • 9. "Старожил" (липа).
  • 10. "Смешанный лес" (сосна, берёза, рябина обыкновенная и другие).

Дети делают остановки у разных природных объектов, с помощью атласа- определителя сами узнают названия растений и насекомых. Затем в игровой форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, травянистых растений, учатся различать их по листьям, веточкам, коре. Задачей экскурсии является не только запоминание растений и встреченных животных, но и выяснение, как на лесной массив влияет близость города, людей. Обращается внимание детей на негативные последствия, вызванные пребыванием здесь большого числа людей: сломанные деревья, вытоптанные дорожки и полянки, мусор, выжженные места от разведения костров. Устанавливаются соответствующие причинно-следственные связи, определяются правила экологически грамотного поведения. После проведённой экскурсии дети описывают свои впечатления от увиденного в сочинениях, сопровождая их рисунками.

С учётом того, что у младших школьников ведущим видом деятельности является игровая, для лучшего усвоения экологических понятий проводятся дидактические игры во время экскурсий (Мойснер, 1999).

Дидактическая игра "Деревья и кусты".

В начале игры вспоминают, как по величине можно отличить деревья и кусты (дерево высокое, а куст низкий). Сообщается условие игры: когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст - опустить вниз.

Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст (опускает руки вниз).

Все учащиеся повторяют эти движения осмысленно. Ведущий может назвать дерево, а руки при этом опустить, или назвать куст, а руки поднять.

Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот, кто ошибся выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.

Дидактическая игра "Кто раньше пройдёт".

В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные - наблюдают.

Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.

Содержание игры: каждый из участников, идя (по очереди) вперёд от линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников, которые видели во время экскурсии.

Одним из важнейших условий формирования экологических понятий в начальной школе являются непосредственно наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Наблюдения проводятся под девизом "Познай природу" (Климцова, 2000). Это достигается благодаря экскурсиям. Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсий решаются некоторые экономические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.

А.А. Плешаков в учебнике: "Окружающий мир" анализирует средства ознакомления детей с окружающим миром.

Первая часть посвящена описанию земель, камней, солей, горючих веществ, металлов, окаменелостей. Изучение неживой природы начиналось с описания почвы, песка, глины. Второй отдел посвящен изучению жизни растений, а третий отдел содержал зоологический материал. При отборе объектов для изучения автор не следует господствующей тогда систематике, а дает описание растений и животных, имеющих первостепенное значение для человека с учетом российской действительности.

Большое внимание уделяется изучению местной природы и полезных для человека ископаемых, растений и животных.

Таким образом, разнообразный материал, несущий элементарные знания о природе, задания для его сознательного усвоения и воспроизведения заинтересует учащихся не только самим процессом познания, но приучает ребенка к анализу увиденного и определению его места в общей картине мира.

Каждая из частей книги для чтения содержит литературный материал для чтения, заучивания и рассказывания и научно-популярный, дающий сведения об окружающей действительности.

Особый интерес представляет отдел книги "Пособие для познания окружающей действительности, природы и жизни отечества". Большая часть статей кратки и сжаты, сообщают сведения, необходимые учащимся для правильного понимания фактов и явлений из окружающей их природы и жизни, формирования их мировоззрения.

Обобщающая статья "Польза, которую приносят человеку животные" систематизируют и дополняют сведения о природе в жизни человека. Круг знаний о животных расширяется, когда учащиеся знакомятся с обитателями жарких стран, устанавливаются закономерности образа жизни, питания животных, обусловленные природными условиями данной местности. От кратких описаний животных учащиеся переходят к точным характеристикам, не только на основе наблюдений, но и установление связей внутреннего порядка. Дети овладевали знаниями важнейших закономерностей природы.

В представленных учебниках даются только сведения о живой и неживой природе, но не говорится об их взаимосвязи. Человек выступает в роли потребителя природных ресурсов, ни слова не говорится о рациональном их использовании.

Несмотря на то, что младшим школьникам даются научные знания, которые способствуют выработке умений наблюдать, направленные на формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение), и значительно расширены области для изучения, у детей не формируется целостная картина мира, такую картину мира можно назвать наивной: разобщенная научная картина мира как одномерный, фрагментарный образ мироздания, в котором не идет речь о природосообразности человеческой жизни.

Большое место отводится вопросам охраны природы:

Соответственно программе в учебниках с I - IV класс прослеживается линия по формированию у детей современной экологически ориентированной картины мира, по формированию бережного отношения к богатствам природы.

Программа "Окружающий мир" авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова - это интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе "человек - природа - общество", воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Это позволяет выделить особенности предмета "Окружающий мир", которые определяют его соответствия современным требованиям дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Особенностью данного курса является реализация интегрированного подхода к ознакомлению с окружающим миром. Познание природы осуществляется во взаимосвязи социально-нравственного опыта младших школьников с формированием целостного представления о мире.

Образовательные цели курса разработаны в русле концепции обновления содержания общего среднего образования (начальное звено) исходя из приоритетности задачи общего развития личности младшего школьника, его познавательных и духовных потребностей. Усвоение знаний перестает быть самоцелью и выступает как средство развития личности.

Целью изучения курса является формирование у учащихся начальных классов широкой целостной научной картины мира, которая постепенно, от класса к классу обогащается за счет познания все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире.

Задачами данного курса являются освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания, ознакомление с проблемами взаимодействия человека с природой, развитие кругозора, наблюдательности, мышления детей, воспитание бережного отношения и любви к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения, нравственных норм отношений младших школьников, а также предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок.

Выделены программные темы, близкие социальному опыту детей младшего школьного возраста и обеспечивающие его социализацию: наша страна - Россия, государственные символы России, права граждан, источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические ценности.

При изучении учебного материала большое место занимают непосредственные наблюдения учащимися природных объектов и явлений, жизни окружающих людей, знакомство с памятниками духовной и материальной культуры, экскурсии в музеи, библиотеки, к памятным историческим местам.

Средства учебника включают всех учащихся в деятельность, направленную на развитие самостоятельного подхода к добыванию знаний. Разработанная в учебнике система приемов и заданий моделирует разнообразные виды деятельности, которые "проживает" ученик, - в интеллектуальной сфере (анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение, поиск решений, "открытия"), духовной (оценочной, рефлексирующей), практической, коммуникативной (участие во фронтальной классной работе, общих дискуссиях, диалоги с учителем, работа в группах, защита коллективно разработанного проекта, диалоги с одноклассниками).

Большое место в учебной деятельности занимает организация непосредственных наблюдений окружающих природных явлений, объектов, знакомство с историческими и культурными памятниками. Учебник выполняет функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

Красочные рисунки, слайды, схемы, модели с рисунками выполняют в учебнике познавательную и иллюстративную функции, служат источником получения учащимися новых знаний.

Таким образом, текстовой материал учебника и система заданий служат задаче активизации познавательной деятельности школьников, увеличивают долю самостоятельной работы учащихся в процессе освоения содержания как в классе, так и в условиях домашней работы.

По формированию экологических представлений по теме "Красная книга" можно предложить такой метод, как беседа:

Немало исчезло и растений. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу - Красную книгу. В ней уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу -не значит его сохранить. Это пока только сигнал тревоги.

Красная книга состоит из цветных страниц.

На чёрных страницах помещены списки тех животных, которых мы уже никогда не увидим. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего.

На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они ещё кое-где сохранились. Их ещё можно встретить, но их уже осталось так мало, что они скоро могут исчезнуть совсем.

На жёлтых страницах перечислены те животные, количество которых уменьшается, которым грозит "переселение" на опасные красные страницы.

Белые страницы отведены для тех животных, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших территориях, положение их неустойчиво.

На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

На зелёных страницах - самых обнадёживающих указаны те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение их численности приостановлено.

  • 2-ой ученик: Главная наша забота - чтобы ни одно живое существо больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Идея Красной книги - спасти весь животный и растительный мир. Давайте же мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса (звучат голоса птиц).
  • 3-ий ученик: Особые экологические проблемы складываются в каждой природной зоне нашей страны. К примеру, в зоне льдов - это растущие загрязнения северных морей, обеднение рыбных запасов. В зоне тундры - загрязнение при добыче нефти и других полезных ископаемых, разрушение растительного покрова вездеходами. В лесной зоне наиболее драматично складываются отношения в системе "лес - человек". Губятся молодые деревья, заготовленную древесину попросту бросают. Лесопосадки отстают от лесозаготовок. Трагична судьба степной зоны: здесь почти не осталось степей - они распаханы. На волоске висит жизнь целого сообщества видов растений и животных. В пустынях мелеют и без того редкие и мелководные реки, вычерпываемые ради сельскохозяйственных культур. Приходят в движение пески, которые засыпают дороги, поля, целые посёлки.

Учитель: А теперь нам с вами предстоит решить несколько экологических задач, проблем, ситуаций.

Экологический пример:

Ми + краб - аб + об + ы = ?

Экологическое стихотворение:

Прогулка. (С. Михалков)

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят.

Отдыхают как хотят сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки,

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

Эй, ребята! - крикнул Дима, -

Вот местечко - хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид, прекрасный пляж,

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр, в футбол играли -

Веселились как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли.

И остались на поляне у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки.

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

Учитель: Правильно ли вели себя ребята на прогулке? Какой вред они нанесли окружающей среде, себе, другим людям?

Экологические задачи:

  • 1. Один гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли, лиственного леса - 50-70 тонн пыли. Каких деревьев нужно сажать больше и их оберегать?
  • 2. Семья больших синиц за лето "обслуживает" 40 яблонь, поедая опасных для сада насекомых, а дятел за день съедает до 750-900 короедов.

Какая птица съедает больше вредителей?

  • 3. Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 сантиметр требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с полей смыло в половодье 10 сантиметров почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?
  • 4. В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько стало заповедников?
  • 5. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получатся из 3-х хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев требуется нашему классу?
  • 6. Задача в стихах:

О комарах. (И. Демьянова)

Над болотцем тихо, тихо…

В тёплом воздухе парят

Сам Комар да Комариха,

С ними - туча комарят!

Комариха с Комаром говорят:

  • - Сосчитай-ка, Комар, комарят.
  • - Как же счесть, Комариха, комарят?

Не поставишь комарят наших в ряд.

Насчитала Комариха сорок пар.

А продолжил этот счёт сам Комар.

Комарят Комар до вечера считал.

Насчитал тринадцать тысяч и устал…

А теперь считайте сами, вы друзья:

Велика ли комариная семья? (13 082).

Учитель: Вот сколько задач, проблем и ситуаций мы с вами решили. Но

это только капля в море экологических проблем планеты. Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения Я. Акима:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Берегите эту Землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Детям вручаются эмблемы с изображением птиц, животных растений из Красной книги.

Внеклассная работа по природоведению открывает большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у младших школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело.

И, наконец, следует отметить, что при изучении курса "окружающий мир" в начальной школе на сегодняшний день значительно расширились области получаемых учащимися знаний по сравнению с XVIII веком.

Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе природоведения происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров.

С самых первых уроков природоведения человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека.

На уроках "Ознакомления с окружающим миром" в 1-ом и 2-ом классах дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность. В 3-ем и 4-ом классах на урока природоведения продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы.

Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса природоведения у младших школьников формируются понятия: экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа.

В третьем (втором) классе в начале учебного года изучается тема

"Природа и мы", которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением в курс. Далее, при изучении тем "Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву", "Сохраним удивительный мир растений и животных", учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таки проблемам относятся:

Защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;

Сохранение многообразия видов организмов и целостности сообществ;

Охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.

Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента.

Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и другие), а также между природой и человеком.

При изучении темы "Будем беречь здоровье формируется представление о человеке, как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма и о влиянии на неё окружающей среды.

В конце года изучается тема "Что такое экология?", в которой даётся

понятие науки экологии, конкретизируются основные экологические понятия: экологические связи, окружающая среда, прямые и косвенные связи в природе, экологические цепочки, цепь питания (пищевая цепь), экологическая пирамида, экологическая катастрофа, экологические прогнозы. Экологические понятия у младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями.

В четвёртом (третьем) классе курс открывается темой "Мы - жители Земли". Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения темой "Сбережём природу России", которая знакомит учащихся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. При изучении темы "Сохраним природу своего края" изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. в результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

На этапе начального обучения преобладающую роль играю задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность к среде обитания, пищевые, информационные связи и так далее), природа и отношения с ней - приоритетный и важный предмет изучения в начальной школе.

Задания по экологии направлены на систематизацию, обобщение знаний о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытии ребёнком этих связей и зависимостей.

Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов - их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности.

На уроках природоведения детям часто приходится делать выводы, устанавливать взаимосвязи. Например, сделать вывод о том, что без своей среды обитания - своего дома живые организмы жить не смогут, что они в таком случае обречены на гибель.

Конечно, можно предложить данный вариант экологической связи в готовом виде. Но такие знания будут носить поверхностный характер, мало способствующий воспитанию эмоциональных отношений ребёнка. Но если школьник шаг за шагом исследует проблему "Могут ли белка и крот поменяться квартирами?", "Дупла - квартиры лесных обитателей", и сделают соответствующий вывод - результат будет иным. Дети наверняка усвоят в процессе урока, что брать живые организмы из их среды обитания, а тем более разрушать эту среду - нельзя, так как это грозит гибелью данным организмам (Симонова, 1998).

Большая роль на уроках природоведения принадлежит игровым моментам, которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и особенностям учащихся младшего школьного возраста. Младший школьник испытывает острую потребность в игре. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания типа дидактических игр, кроссвордов, отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых знаниях.

Часть уроков проводится в виде заочных путешествий (Колесникова, 1998). Дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делится на группы-команды: "Берёзка", "Родничок", "Скворушка". Во время путешествий проводятся игры: "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", "Поле чудес", "Устами младенца", "Почемучка".

На итоговых уроках дети пишут сочинения о своём отношении к уроку экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные предложения типа:

На уроках экологии мы читали рассказы о…

Экология - это…

Больше всего мне понравились рассказы о…

В них говорится…

В природе всё связанно и, если…

Я думаю, что когда я вырасту…

Очень интересны и показательны эти маленькие письма-сочинения. Вот примеры нескольких из них:

"Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились рассказы о воде и воздухе. Их загрязняют нефть, отходы, кислотные дожди. Человеку приносит пользу природа. Я думаю, что когда вырасту, то буду охранять природу" (Юля С.).

"Экология - это наука о связи живых существ со средой обитания. Мы читали рассказы о воздухе. Яд с неба падает потому, что дым фабрик и заводов загрязняет воздух. Я думаю, что, для того, чтобы воздух был чистым, надо придумать специальные фильтры" (Серёжа К.).

Таким образом, младший школьник высказывает и своё отношение к экологическим изменениям в окружающей среде. описываемых в рассказах и наблюдаемых в жизни.

Изучение природоведения способствует формированию у младших школьников убеждения в необходимости в охране природы как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе природоведения основывается на расширении уже имеющихся экологических представлений и их конкретизации на знакомых местных предметах и явлениях.

Изучение природоведения в разных классах предполагает поэтапное знакомство с экологическими проблемами ближайшего окружения, города, края, страны и всей планеты. Через конкретные объекты и явления дети составляют общие представления о региональных и глобальных экологических проблемах.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, имеющих экологическую направленность, и отражающих взаимодействие организмов в природной среде и взаимодействие человека с окружающей природой. Системные задания позволяют младшему школьнику составить общее представление об экосистемах и роли различных факторов в формировании экологического состояния данных систем.

Конкретность мышления младших школьников определяет важность игровых моментов в усвоении основных экологических представлений. В связи с этим большое внимание в работе уделяется методическим разработкам уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий, интегрированных уроков. Это лишь небольшая часть тех методических разработок, применяемых автором в повседневной работе с младшими школьниками.

В дипломной работе представлены методические разработки:

Урок по теме "Что такое экология?", на котором формируются у младших школьников понятия окружающей среды и экологии как науки на доступных примерах.

Урок-путешествие "Лес и человек" способствует формированию понятия о многообразии лесов, живых существ в природном сообществе "лес".

Экскурсия по теме "Природа вокруг нас", на которой дети непосредственно наблюдают за изменениями в природе, которые происходят под воздействием человека, взаимосвязи всего живого.

Внеклассное занятие "Мир вокруг нас" в факультативном курсе "Экология для младших школьников, на котором в игровой форме у младших школьников закрепляются знания, приобретённые на уроках природоведения.

Более эффективным методом экологического образования и воспитания

младших школьников является использование межпредметных связей.

Экологическая направленность курса природоведения позволяет применять многопредметные или межпредметные модели, в которых каждый учебный предмет (природоведение, русский язык, математика, чтение, труд, музыка и другие) раскрывает проблему взаимодействия человека с окружающей средой.

Курс природоведения сам по себе уже является интегрированным, так как в нём объединены начальные представления таких наук как география, физика, химия, биология и других. . но цели экологического образования будут достигаться эффективнее при изучении экологических знаний на межпредметном уровне. Приведена методическая разработка интегрированного урока "Грибы - особое царство природы". На примере этого урока показана межпредметная связь между природоведением и развитием речи.

В результате изучения курса "Природоведение" по системе "Зелёный мир" у младших школьников расширяется кругозор, повышается эффективность обучения. Дети получают целостную картину окружающего мира, у них формируются элементы научного мировоззрения. Этот курс насыщен творческими заданиями экологической направленности, представленными в рабочих тетрадях и учебниках, что учит детей мыслить широко и разносторонне, искать пути решения экологических проблем соответственно возраста.

«Сравнительный анализ программ «Окружающий мир»(М.В.Виноградова) и «Окружающий мир» (О.Т.Поглазова,В.Д.Шилин),«Окружающий мир»(Г.Г.Ивченкова, И.В.Потомов)».

Введение

Реальные возможности для формирования основ мировоззрения у младших школьников содержат курс «Окружающий мир», Программа “Зеленый дом” А.А.Плешакова, факультативы “Экология для младших школьников” и “Планета загадок”, Программа “Природа и люди” З.А. Клепининой, Программа “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Программа “Окружающий мир” О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина, Программа “Мир и человек” А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана.

“Окружающий мир” – это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения младшего школьника, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать. Также на уроках по предметам, реализующим образовательный компонент “Окружающий мир”, младшие школьники усваивают этические нормы поведения.

1 Изучение содержание курса окружающий мир

1.1 Значение курса «Окружающий мир»

При изучении содержания курса “Окружающий мир” ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка.

Значение курса “Окружающий мир” для адаптации ребенка к школьной жизни. На современном этапе перехода от трехлетней начальной школы к четырехлетней в нулевые классы приходят дети разного возраста и разной готовности к школе. Уроки “Окружающего мира” могут облегчить задачу адаптационного периода для ученика, ведь содержание данных уроков выстраивается на более близком ребенку материале, чем содержание других уроков. Вот поэтому вхождение в учебную деятельность на уроках “Окружающего мира” проходит легче.

Нет необходимости сегодня доказывать кому-либо остроту экологических проблем и необходимость природоохранной деятельности человека. Поэтому в настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом. Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии – вопросам охраны природы.

Следует отметить, что в начальной школе у детей, наряду с развитием представлений о научной картине мира, идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Поэтому знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире. Особенностью всех курсов, реализующих содержание образовательного компонента “Окружающий мир”, является то, что они учитывают особенности усвоения младшими школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как части знаний об окружающем мире и включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.

Еще одна особенность образовательного компонента “Окружающий мир” состоит в том, что он предусматривает предварительное (пропедевтическое) ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и доступном детям этого возраста материале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны.

2 Сравнительный анализ программ «Окружающий мир»

2.1Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова

Программа «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, Г. Г. Иванченковой, И. В. Потапова (система развивающего обучения, программа XXI век).

Особое значение этого интегративного предмета в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней.

Исходя из этого основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.

Авторы выделяют следующие задачи: воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формирование элементарной экологической культуры; воспитание гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; развитие интереса к окружающей жизни.

Особенностью программы является изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в интегрированном курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Он обеспечивает формирование у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, понимание законов существования в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы. Важным является то, что курс построен «от ребенка» («Я и другие люди», «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).

Содержание учебного материала распределяется следующим образом. В первом классе изучаются темы: «Ты - первоклассник», «Твое здоровье», «Мы и вещи», «Природа вокруг нас», «Наша страна». Вначале учащиеся получают сведения общего характера: режим дня, время и часы, правила дорожного движения, учеба в школе и отдых, факторы закаливания и здоровый образ жизни. Учащиеся получают представления о своей стране, городе или поселке, в котором они живут. Они узнают о профессиях и труде людей, учатся ценить и уважать труд человека.

Одновременно с этим начинается знакомство с окружающей природой, ее красотой и гармонией. Обобщаются знания учащихся о растениях и животных, которые известны учащимся, и на этой основе формируются знания о культурных и комнатных растениях, диких и домашних животных, навыки ухода за растениями и животными дома и в классе.

Содержание курса природоведения в следующих классах тесно связаны с темами программы первого класса. Это «Человек и его здоровье», «Человек и природа», «Моя страна», «Природа вокруг нас», «Труд людей на планете». Построенная по спирали программа позволяет в каждом классе расширить первоначальное содержание курса, углубить и закрепить знания учащихся.

В третьем классе раскрываются свойства воды, воздуха, горных пород, их свойств, состав; особенности растений и животных, их многообразие, условия, необходимые для жизни и развития организмов; редкие и исчезающие растения и животные, их охрана.

В следующем учебном году основные природоведческие понятия развиваются, закрепляются, наполняются новым содержанием. Здесь изучаются такие понятия, как горизонт, план и карта, ориентирование, форма и размеры Земли, движение Земли, формы поверхности суши. Одновременно с этим расширяются и углубляются представления и понятия о горных породах и полезных ископаемых, почве, погоде, растительном и животном мире различных сообществ, организме человека и правилах гигиены.

Параллельно с формированием знаний о природе расширяются и общие знания учащихся об обществе, искусстве и культуре, этике, труде людей и профессиях, характере воздействия человека на природу и окружающий мир. Учащиеся знакомятся с жизнью первобытных людей, возникновением и развитием наук и искусства, географическими открытиями, жизнью человека в различных частях Земли.

Таким образом, начиная в первом классе с изучения жизни своей семьи, коллектива класса, далее города, поселка, ученики постепенно знакомятся с условиями жизни людей на планете в целом, с творчеством человека и миром, его чувств. Постепенно формируются не только первоначальные природоведческие понятия, но и духовный мир ребенка, расширяется его кругозор, повышается уровень общего развития, наконец, начинает складываться его общественное сознание, понимание ответственности людей за будущее Земли. В соответствии с представленным материалом выделяют следующие экскурсии.

Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой - интегрированная. Задачами курса являются:

Формирование разнообразных представлений, понятий о природных и социальных объектах и явлениях, знаний о взаимосвязях в системе «человек - природа - общество», развитие целостного восприятия окружающего мира;

Формирование общеучебных умений (выделять существенные признаки объекта, сравнивать, обобщать и др.) и коммуникативных умений (участие в диалоге, построение связного повествования и др.);

Совершенствование восприятия, мышления, речи;

Формирование общей культуры и эрудиции ребенка;

Нравственное становление личности, формирование гуманного отношения ко всему живому; умений взаимодействовать с окружающим миром;

Развитие эстетических чувств.

Уже из задач курса видно, что ведется работа по формированию экологических знаний.

В данной программе также выделяется принцип экологизации. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через Формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология) . Данный принцип реализуется на уроках окружающего мира, на экскурсиях, в ходе проведения практических работ.

Программа “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова предлагает изучение естественно-научных и обществоведческих вопросов в едином курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Курс обеспечивает формирование у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознание правил существования в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы, умственных способностей и интересов школьников, формирование в единстве этических и эстетических чувств.

2.2 Программа «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина

Программа “Окружающий мир” О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина предоставляет возможность для более глубокого изучения мира окружающей природы. Программа направлена на воспитание личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности. Все темы пронизаны общими стержневыми линиями: “мир прекрасен, познаваем, раним”; “человек, в том числе и ты – ученик, – активная часть этого мира”. В содержание почти каждого урока органично включены вопросы безопасности жизнедеятельности.


Программа «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой (система развивающего обучения «Гармония»).

Курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Автор программы ставит следующие задачи: развитие интегративного, экологического, вариативного мышления; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

С целью формирования интегративного, экологического мышления, учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств предметов и явлений окружающего мира, выявление их взаимосвязей, поиск альтернативных решений возникающих проблем.

При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания и способов познания преследует не только цель формирования целостной картины мира, а выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и органами чувств, и мышлением, чтобы ученики осознавали ответственность за результаты этого познания и стремились к дальнейшему самосовершенствованию во благо гармонии природы и человека, человека и общества.

В каждой теме программы даны перечни наблюдений, опытов, практических и творческих работ, а также рекомендованных экскурсий, которые учитель вправе заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания учащихся.

Заключение

Своеобразие программ для четырехлетней начальной школы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. При этом все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школе обеспечить единый уровень требований к подготовке учащихся.

Литература

1. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. Философские науки. - 1991, № 2.
2. О.В. Бобылева, Л.Д. Бобылева. Экологическое воспитание младших школьников. «Начальная школа», № 5, 2003.
3. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. «Начальная школа», №2, 2003.
4.Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
5. «Начальная школа», № 6 - 2001, № 6, 7 - 2000.

6.Педагогическое творчество, № 2 - 2001, № 5 - 2000.

7. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» /Рук. Проекта Н.Ф. Виноградова. М., 2003

12.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть 2. / Под ред. Виноградской Л. А. – М.: Просвещение, 2001.

13. В.И. Седых. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе. «Начальная школа», № 5, 1995.
14. Философский энциклопедический словарь // Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.

Финогеева Анна Николаевна, учитель начальных классов

Образовательные программы в начальной школе

Для сравнительного анализа я выбрала следующие образовательные программы начальной школы:

    «Школа России» под редакцией А.Плешакова;

    «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой.

«Школа России»

«Гармония»

Цель: воспитание школьников как граждан России.

Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи:

    развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому;

    обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности;

    формирование естественной мотивации учения

Задачи:

    обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов

    создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом

    создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности

Принципы:

    фундаментальность;

    надежность;

    стабильность;

    открытость новому;

    проблемно-поисковый подход.

Принципы:

    организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

    организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

    формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Комплект охватывает все образовательные области.

Учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Комплект охватывает все образовательные области.

никаких особых качеств от ребенка не требуется.

По данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка.

В результате проведенного анализа образовательных программ начальной школы «Школа России» и «Гармония» можно сказать следующее.

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России.

Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

Считаю, что эта программа нужна. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения, которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.

Анализируя образовательную программу « Гармония», можно заметить, что в процессе ее реализации создаются ситуации успеха в познавательной деятельности для каждого ученика.

Сами авторы подчеркивают, что основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности.

Мне было бы интересно работать по данной программе, она носит более развивающий характер, нежели традиционная система обучения. В ней большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом.

Понятие об учебной программе. УП- документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения. УП- нормативный документ, кот. утверждается МО и науки РФ. Она составляется по каждому учебному предмету в соответствии с ГОСом. В ней представлено содержание образования по каждому учебному предмету. УП бывают типовые, рабочие и авторские. Любая УП включает 3 раздела: 1. Пояснительная записка. Определение цели, постановка задач, раскрытие особенностей содержания(в том числе по классам), описываются особенности использования конкретных методов обучения, организационные формы и наиболее общие подходы. 2. Собственно содержание программ, указано содержание учебного предмета по классам и разделам с указанием учебного времени. Содерж учебного предмета преподносится в виде тезисов, каждый элемент содержания (тезис) должен быть реализован учителем. По отношению к учебнику программа первична, это документ для учителя. 3. Требования ЗУН ученика на конец каждого года обучения. Даёт информацию учителю (и родителю) о том, что должен знать и уметь ученик в соотв-ии с мин.треб.образ.стандарта.

Значение учебной программы: Не одна программа, не один учебник не может быть написан без опоры на Гос.Образ.Стандарт. Только после проверки программы на соответствие требованиям стандарта она может быть утверждена мин.образования. Требования стандарта находят своё отражение в программе в виде требований к знаниям и умениям учащихся. Но у каждого автора остается право вносить нюансы (свой взгляд) на конкретный вопрос (Н.р. обществоведч вопрос об экономике у Плешакова представлен в виде 3 китов экономики: трудовые ресурсы, природные ресурсы, капитал)

Разнообразие программ. Для использования в нач.школе рекомендовано более 10 учеб.программ. Наиболее востребованными и распространёнными являются программы: Плешакова, Клепиненой, Вахрушева, Виноградовой и Поглазовой. В них учтены положения классической методики преподавания естествознания. 3 системы обучения: 1 .Традиционная (выше перечисленные авторы).2. система общего развития младшего школьника (Занков).3. система развивающего обучения (Эльконин-Давыдов). Значение разнообразия. Это разнообразие программ обусловлено гуманизацией образования (учёт условий выбора) Наиболее характерные особенности программ . Зоя Александровна Клепинина «Природа и люди». Значительное место в программе отводится вопросам охраны природы. Содержание предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранной деятельности. Основой для отбора природоведческого содержания стали краеведческий, экологический, практический принципы, деятельностный подход к обучению и развитию учащихся. Особое внимание уделяется экскурсиям в природу. Андрй Анатольевич Плешаков «Зеленый дом». Программа представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Основные курсы дополнены факультативами (Экология для младших школьников, Планета загадок). Наиболее характерная особенность – воспитание бережного отношения к природе.

А.А. Вахрушева, О. В. Бурского, А.С. Раутиан «Мир и человек» Основной целью этого курса является воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этом средством воспитания и образования служит знакомство с элементарной целостной научной картиной мира. Формируется гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику существования жизни на Земле. “Окружающий мир” УМК “Гармония” (авторы: О.Т. Поглазова и другие.) Условия, способствующие развитию ребенка, - это совместная работа его ума, сердца и рук. Именно эта триада положена в основу учебного пособия по данному курсу. В данной программе важное место занимает эстетическое воспитание (использование художественных текстов, репродукций) Окружающий мир Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Программа Л.В. Занкова Принцип отбора содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей. Елена.В.Чудинова, Е.Н.Букварева Окружающий мир.(Эльконин-Давыдов) Основная задача учебников–формирование основ научного мышления ребенка в области природы окружающего мира. В учебниках содержатся творческие задания для учащихся и тексты для чтения, позволяющие детям получать дополнительную информацию для их выполнения, размышлять над поставленными проблемами, закреплять полученные знания.

Программа «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова программа написана в рамках федер. проекта «школа 21 века». Это интегрированный курс, включает в себя сведения из биологии, географии и истории. Автор попыталась дифферен-но построить программу, подходы в зависимости от возраста детей. 1 кл.: главный принцип- принцип эгоцентризма: малыши рассматривают материал 1 класса с т/з собственного «я». 2 кл. гл. принцип антропоцентризма, т.е. в этом возрасте ребенок способен воспринимать себя не как отдельного индивида, а как частичку человечества, с опред. взглядами и принципами. (темы «человек и здоровье»). 3 кл. : биоцентризм- во главу ставится природа. Методич. особенности урока: 1) 1-2 кл. урок в традиц. смысле слова не проводится. Занятия проводятся вне класса, занятия- игры. 2. В 3-4 кл. структура урока приближается к традиционной. Автор говорит о гуманном отношении к живым существам, в основу должен быть положен принцип идентификации (поставить себя на место животных, растений в отдельн. ситуациях). метод. структура:1. ДБ дробный, т.е. урок д. состоять из различных частей, взаимосвязях между собой, кот. различны по характеру деятельности детей. 2. Обязат-е структур. элементы- игра, логич. упражнения, творческ. задания, элементы продуктив. деятельности(конструктор), «ручная деятельность».